№ 7 класс. Дата:
тема: Употребление наречий в речи.
Цели урока:
I. Познавательные (образовательные):
1) выявить роль наречий в языке,
2) повторить следующие понятия: стиль текста, тип речи, тема;
3) формировать умение составлять текст научного стиля; анализировать образные средства языка.
II. УДД. предметные и метапредметные:
1) развивать логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;
2) совершенствовать навыки анализа текстов научного и художественного стиля;
3) развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
III. Воспитательные:
1) активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор;
2) воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.
Ожидаемый результат: выявлена роль употребления наречий в речи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
2. Работа по теме урока.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
-Подумайте над смыслом этого высказывания и попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемных вопросов.
Приём « мозгового штурма»
- Часто ли вы используете в речи наречия, в каких речевых ситуациях встречаете? Сложная ли это часть речи, на ваш взгляд?
На какие вопросы получим ответ в конце урока?
-В текстах каких стилей используются наречия?
-Как изменяют наречия речь?
4. Лингвистическая разминка.
1. Для того чтобы быстрей влиться в работу, проведём лингвистическую разминку, которая поможет нам вспомнить , что мы знаем о наречии.
1). Найдите «лишнее» слово:
насухо, досуха, набело, задолго.
Какой орфограммой объединены эти слова?
2). Найдите «лишнее». Докажите :
1.Утро вечера мудренее.2. Наш спортсмен прибежал более быстрее. 3.На экваторе солнце светит ярче, чем на полюсах.
- Какая языковая норма нарушена во втором предложении? Напомните её.
3). Найдите «лишнее». Докажите. Как называется это явление в языкознании?
Зимой в наших краях очень холодно.- Сибиряки гордятся настоящей, суровой зимой.
Утром сад осветили ласковые лучи солнца. – Мы любовались солнечным утром.
Ученики называют правильный вариант ответа; доказывая свою точку зрения,
1. а)Буквы о-а на конце наречий.
б) в слове задолго ударение падает на второй слог.
2.Во втором предложении нарушена грамматическая норма: неправильно образована форма простой сравнительной степени наречия. Правильная форма – быстрее , более быстро.
3. Отвечающий доказывает свой вариант ответа и объясняет, что это явление называется омонимия.
5.Работа с лингвистическим текстом
Работа с лингвистическим текстом. «Возьмите на заметку».
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какая новая для вас информация содержится в этом тексте?
2. Определите тип и стиль данного текста.
3.Оформите полученную вами информацию схематически. Составление кластера (схемы).
4. Вывод: Для чего нужны наречия Какую роль играют они в предложении?
День мало помалу становит..ся дли(н),(нн)ее. С каждым днём со…нце греет всё более ласково, по весеннему. А в полдень уже сильно сильно. Редко редко увидишь по зимнему белый снег. Он почти поч..рнел и едва сохраняется в тени. Первые ручьи звонко запели. Наверное, совсем скоро наступят по настоящему тёплые дни..
Задание. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста.
1.Объясните написание слов с пропущенными буквами. Графически объясните их написание. Укажите виды орфограмм.
2. Графически объясните постановку знаков препинания. Назовите пунктограммы.
Проведите стилистический анализ текста.
1. Определите тип и стиль речи. Докажите ваши ответы.
2. Проанализируйте изобразительные средства, использованные в этом тексте.
3. Выпишите определительные наречия.
Задание 1. Выпишите из текста наречия, образованные суффиксальным способом и сложением.
2.Найдите наречие, употреблённое в какой-либо степени сравнения.
3. Выпишите обстоятельственные наречия.
3) После самостоятельной работы каждая группа выступает с результатами своей работы.
4)Какие выводы о роли наречий мы сможем сделать после этого?
Первые ручьи звонко запели.(олицетворение) Ласково греет(эпитет)
Вывод: 1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.
2) Наречие может быть эпитетом, олицетворением.
Вывод: в художественной речи наречие может быть эпитетом, основой олицетворения
5.Тренировочные задания:
упр.
6. Творческое задание: -Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
расскажи о наречии...
Роль наречий в тексте велика и важна.
1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.
2) Наречие может быть эпитетом, олицетворением.
3) Служат средством связи предложений, являются вводными словами.
4)Наречия используются в разных стилях речи.
7. Домашнее задание.
1.упр.
2.Написать сочинение-миниатюру с использованием наречий.
. «В зимнем лесу» и «Сегодня на уроке русского языка….».
8.Рефлексия.
-Полезен ли оказался для вас урок?
-Где можно применить знания, полученные сегодня?-