СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК «Школа России» Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России» Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Просмотр содержимого документа
«УМК «Школа России» Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»


УМК «Школа России» Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Школа: МБОУ СОШ №6

Класс: 2 "Б"

Тип урока: урок закрепления знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования фонетических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием безударных гласных звуков в корне, осознанию и осмыслению знаний о правописании гласных звуков в корне, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при закреплении правописания слов с безударным гласным звуком в корне.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток и гимнастик для глаз, рук.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; проявлять интерес к русскому языку, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации.

Предметные: развивать умение подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы; закрепить умение находить безударные гласные в корне слова; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, находить безударные гласные звуки в корне слова, правильно их обозначать; анализировать ,делать выводы, сравнивать.

Основные образовательные ресурсы: УМК Школа России учебник «Русский язык» 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.; рабочие тетради, раздаточный материал (упражнения).


Ход урока.

  1. Организация начала урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виталина Сергеевна.

2. Проверка готовности к уроку.

– Прежде чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. Итак, у вас на столе: учебник, тетрадь, пенал.

3. Мотивация к обучению и познанию.

- Хотелось бы начать урок со слов Алексея Толстого. Он писал: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

-Как вы понимате эти слова?

Изучение русского языка – это великое дело. Этому и  посвятим   наш урок.

  1. Актуализация умений и знаний.

1.Массаж рук

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

2.Каллиграфическая минутка

 а р я о  и е  

-Какая буква  лишняя? Почему?

-Запишите только гласные буквы ( а  о  и  е  я)

3. Фронтальный опрос.

На доске запись: [жыраф], [йама], [пращай], [дуп], [лук]

-Всегда ли совпадает написание и звучание слов?(Нет)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)

-Какая орфограмма есть в первом слове (Жи пиши с буквой и)?

-Какая буква заменяет первые два звука? (Буква «я»)

-Назовите орфограмму в следующем слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О. Ча-ща пиши с буквой А.)

-Как запишите следующее слово? (Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д).

-Какая орфограмма в этом слове? (орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают.)

-Запишите слова, подчеркните орфограммы.

4. Работа с раздаточным материалом

-Сейчас мы с вами поиграем в игру"Скалолазы",у каждого на парте лежат карточки. Ваша задача быстро и правильно поставить буквы.

-А что нужно сделать, чтобы правильно поставить гласную букву?(подобрать проверочное слово)

-Итак, кто быстрее доберется до вершины?



-Время на выполнение задания истекло. В конце урока сдайте карточки мне на стол.

5.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе(комментарий).

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

-Вы умеете читать без сомненья,

Перед вами стихотворение.

-Вам нужно выписать из стихотворения пары слов, одно будет проверяемым, а втрое проверочным. В проверяемом слове пропустите букву, обозначающую безударный гласный звук.

-Прежде чем выполнять задание, вспомним, что же такое проверяемое слово и проверочное слово?(Слово, в котором надо проверить написание буквы обозначающей безударный гласный звук - это ... (Проверяемое слово); Слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук - это ... (Проверочное слово)






На берегу растет сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

 А рядом с нею звезды.

А на траве лежит роса,

 А рядом с нею росы.

А по траве спешит коса,

А рядом с нею косы.

И будет мягкая трава

Душистым мягким сеном.

Сгребать её пойдет мой дед

Точней, пойдем мы с дедом.

-Какие пары слов вы выписали? ( С…сна – сосны, зв…зда – звезды, р…СА – росы, к…са – косы.)  

- В каких словах пропустили гласные буквы?

 - Какую букву напишите в слове сосна? ( букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)

   ( Аналогично проверяются и остальные слова.)

-Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)

- А вот какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

IV.Открытие новых умений, знаний.

1. Словарно – орфографическая работа

-На прошлом уроке вы вспоминали как пишутся некоторые словарные слова. А как по-другому их назвать?(Слова с непроверяемыми гласными).

-Сейчас я вам загадаю загадку,а вам нужно отгадать, что это за слово.            

У девочки Надежды

Полно в шкафу … (одежды)

- Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)

-Запишите слово в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить.

-Посмотрите внимательно на буквы, из которых состоит слово. Запишите словарные слова на каждую букву из слова одежда.

-Можете ли объяснить такие словосочетания.

Одеваю одежду.

Я надеваю одежду.( Одеваю одежду, значит на себя, а надеваю одежду, значит на кого-то, на куклу).

-А на какую букву вы не нашли словарного слова?(На букву е)

-А что вы можете сказать об этой букве?(Если эта буква стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука. Еще она обозначает мягкость согласных. Если стоит в корне слова то может быть безударной)

-А какие еще буквы могут обозначать два звука?(Ё, я, ю)

-Посмотрим на сколько, вы внимательны. Я буду читать вам текст, а вы должны выписать те слова,  в которых гласные буквы обозначают два звука.

               Срубил старик ель. Под этим деревом  жил ёж. Он остался без дома. Пошёл он бродить по лесу. На полянке он увидел яблоню, а под нею много яблок. Обрадовался ёж. Ежа звали Яша.

-Какие слова вы записали?(Ель, ёж, яблоню, нею, яблок, Яша)  

- Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (ель, ёж, нею, Яша)

-Разделите слова, которые можно переносить вертикальной чертой для переноса.

- На сколько частей вы разделили слова? (Яблоню на три части, яблок  - на две.)

V.Физминутка

- Ребята, вы отлично справляетесь с упражнениями. Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

VI. Систематизация и обобщение.

1. Работа с учебником

-Ребята,а как вы думаете, чем мы можем помочь животным?(Ответы детей)

- А беречь природу важно для человека?(Да)

-Почему необходимо беречь природу и что нужно для этого делать нам с вами?(Ответы детей)

-Ребята, мне маленькая лесная фея прошептала на ушко такие слова: вода, леса, земля, листок.

-Как вы думаете, почему именно эти слова она принесла? (Эти слова говорят о природе. А ещё в них есть безударный гласный звук в корне слова)

-Безударный гласный звук в корне слова есть и в словах из упражнения 146 на странице 96. Прочитайте задание про себя .Теперь прочитайте задание вслух.

- Что вы можете сказать про эти слова? (Это слова с безударным гласным звуком в корне слова)

- Назовите проверочные слова к каждому слову?

- В словах для проверки вы меняли форму или подбирали однокоренные слова?

- Запишите сначала проверочное слова, затем проверяемое.

- Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Ответы детей)

- Прочитайте правило и скажите, верный ли вы сделали вывод.

2.Работа в парах

- Вспомните, какие слова пришли к вам на урок? Слова: вода, леса, земля, листок.

       Каждой паре я даю слово, а вы должны запись как можно больше однокоренных слов, выделить корень поставить ударение в словах, в конце цепочки записать проверочное слово.

Слова: вода, леса, земля, листок.

(Детям на выполнение работы дается 2 минуты. Затем задание проверяется)

3.Работа с учебником

-Откройте ваши учебники на странице 97,упражнение 148.

-Посмотрите внимательно задание.

 - Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса)

 - Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в конце слова.

    - Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.

    - Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?

VII.Закрепление открытых умений, знаний.

- В нашу школу пришло письмо из соседнего леса, помогите его прочитать и запишите в тетрадь. Комментированное письмо. Один ученик  работает у доски остальные в тетрадях.

Здравствуйте, р..бята! Мы л..сные ж..тели просим вас вести себя в л..су тихо. Не кр..чать, не шуметь, не пугать зв..рей и птиц.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

       - Какой гласный звук называется безударным?

       - Как правильно писать безударный звук в корне слова?

       - Как подобрать слово для проверки безударного гласного звука в корне слова?

       -Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне слова?

       - как узнать, какую букву надо писать, на месте безударной гласной?

- Вы ставите знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «-« , если проверять не нужно.

Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи..

Проверим ваши знаки. Ответ. +,+, -, -,-,-, +.

IX. Домашнее задание.

   Страница 97, упражнение 147, 149.  






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!