УМК «Школа России» Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Школа: МБОУ СОШ №6
Класс: 2 "Б"
Тип урока: урок закрепления знания.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования фонетических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием безударных гласных звуков в корне, осознанию и осмыслению знаний о правописании гласных звуков в корне, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при закреплении правописания слов с безударным гласным звуком в корне.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, уважения к другим, способности к сотрудничеству.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток и гимнастик для глаз, рук.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; проявлять интерес к русскому языку, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации.
Предметные: развивать умение подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы; закрепить умение находить безударные гласные в корне слова; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, находить безударные гласные звуки в корне слова, правильно их обозначать; анализировать ,делать выводы, сравнивать.
Основные образовательные ресурсы: УМК Школа России учебник «Русский язык» 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.; рабочие тетради, раздаточный материал (упражнения).
Ход урока.
Организация начала урока.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виталина Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
– Прежде чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. Итак, у вас на столе: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к обучению и познанию.
- Хотелось бы начать урок со слов Алексея Толстого. Он писал: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
-Как вы понимате эти слова?
Изучение русского языка – это великое дело. Этому и посвятим наш урок.
Актуализация умений и знаний.
1.Массаж рук
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
2.Каллиграфическая минутка
а р я о и е
-Какая буква лишняя? Почему?
-Запишите только гласные буквы ( а о и е я)
3. Фронтальный опрос.
На доске запись: [жыраф], [йама], [пращай], [дуп], [лук]
-Всегда ли совпадает написание и звучание слов?(Нет)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)
-Какая орфограмма есть в первом слове (Жи пиши с буквой и)?
-Какая буква заменяет первые два звука? (Буква «я»)
-Назовите орфограмму в следующем слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О. Ча-ща пиши с буквой А.)
-Как запишите следующее слово? (Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д).
-Какая орфограмма в этом слове? (орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают.)
-Запишите слова, подчеркните орфограммы.
4. Работа с раздаточным материалом
-Сейчас мы с вами поиграем в игру"Скалолазы",у каждого на парте лежат карточки. Ваша задача быстро и правильно поставить буквы.
-А что нужно сделать, чтобы правильно поставить гласную букву?(подобрать проверочное слово)
-Итак, кто быстрее доберется до вершины?
-Время на выполнение задания истекло. В конце урока сдайте карточки мне на стол.
5.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе(комментарий).
Открытие новой темы. Целеполагание.
-Вы умеете читать без сомненья,
Перед вами стихотворение.
-Вам нужно выписать из стихотворения пары слов, одно будет проверяемым, а втрое проверочным. В проверяемом слове пропустите букву, обозначающую безударный гласный звук.
-Прежде чем выполнять задание, вспомним, что же такое проверяемое слово и проверочное слово?(Слово, в котором надо проверить написание буквы обозначающей безударный гласный звук - это ... (Проверяемое слово); Слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук - это ... (Проверочное слово)
На берегу растет сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звезды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
А по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
И будет мягкая трава
Душистым мягким сеном.
Сгребать её пойдет мой дед
Точней, пойдем мы с дедом.
-Какие пары слов вы выписали? ( С…сна – сосны, зв…зда – звезды, р…СА – росы, к…са – косы.)
- В каких словах пропустили гласные буквы?
- Какую букву напишите в слове сосна? ( букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)
( Аналогично проверяются и остальные слова.)
-Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
- А вот какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
IV.Открытие новых умений, знаний.
1. Словарно – орфографическая работа
-На прошлом уроке вы вспоминали как пишутся некоторые словарные слова. А как по-другому их назвать?(Слова с непроверяемыми гласными).
-Сейчас я вам загадаю загадку,а вам нужно отгадать, что это за слово.
У девочки Надежды
Полно в шкафу … (одежды)
- Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)
-Запишите слово в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить.
-Посмотрите внимательно на буквы, из которых состоит слово. Запишите словарные слова на каждую букву из слова одежда.
-Можете ли объяснить такие словосочетания.
Одеваю одежду.
Я надеваю одежду.( Одеваю одежду, значит на себя, а надеваю одежду, значит на кого-то, на куклу).
-А на какую букву вы не нашли словарного слова?(На букву е)
-А что вы можете сказать об этой букве?(Если эта буква стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука. Еще она обозначает мягкость согласных. Если стоит в корне слова то может быть безударной)
-А какие еще буквы могут обозначать два звука?(Ё, я, ю)
-Посмотрим на сколько, вы внимательны. Я буду читать вам текст, а вы должны выписать те слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
Срубил старик ель. Под этим деревом жил ёж. Он остался без дома. Пошёл он бродить по лесу. На полянке он увидел яблоню, а под нею много яблок. Обрадовался ёж. Ежа звали Яша.
-Какие слова вы записали?(Ель, ёж, яблоню, нею, яблок, Яша)
- Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (ель, ёж, нею, Яша)
-Разделите слова, которые можно переносить вертикальной чертой для переноса.
- На сколько частей вы разделили слова? (Яблоню на три части, яблок - на две.)
V.Физминутка
- Ребята, вы отлично справляетесь с упражнениями. Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
VI. Систематизация и обобщение.
1. Работа с учебником
-Ребята,а как вы думаете, чем мы можем помочь животным?(Ответы детей)
- А беречь природу важно для человека?(Да)
-Почему необходимо беречь природу и что нужно для этого делать нам с вами?(Ответы детей)
-Ребята, мне маленькая лесная фея прошептала на ушко такие слова: вода, леса, земля, листок.
-Как вы думаете, почему именно эти слова она принесла? (Эти слова говорят о природе. А ещё в них есть безударный гласный звук в корне слова)
-Безударный гласный звук в корне слова есть и в словах из упражнения 146 на странице 96. Прочитайте задание про себя .Теперь прочитайте задание вслух.
- Что вы можете сказать про эти слова? (Это слова с безударным гласным звуком в корне слова)
- Назовите проверочные слова к каждому слову?
- В словах для проверки вы меняли форму или подбирали однокоренные слова?
- Запишите сначала проверочное слова, затем проверяемое.
- Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Ответы детей)
- Прочитайте правило и скажите, верный ли вы сделали вывод.
2.Работа в парах
- Вспомните, какие слова пришли к вам на урок? Слова: вода, леса, земля, листок.
Каждой паре я даю слово, а вы должны запись как можно больше однокоренных слов, выделить корень поставить ударение в словах, в конце цепочки записать проверочное слово.
Слова: вода, леса, земля, листок.
(Детям на выполнение работы дается 2 минуты. Затем задание проверяется)
3.Работа с учебником
-Откройте ваши учебники на странице 97,упражнение 148.
-Посмотрите внимательно задание.
- Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса)
- Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в конце слова.
- Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
- Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
VII.Закрепление открытых умений, знаний.
- В нашу школу пришло письмо из соседнего леса, помогите его прочитать и запишите в тетрадь. Комментированное письмо. Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.
Здравствуйте, р..бята! Мы л..сные ж..тели просим вас вести себя в л..су тихо. Не кр..чать, не шуметь, не пугать зв..рей и птиц.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Какой гласный звук называется безударным?
- Как правильно писать безударный звук в корне слова?
- Как подобрать слово для проверки безударного гласного звука в корне слова?
-Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне слова?
- как узнать, какую букву надо писать, на месте безударной гласной?
- Вы ставите знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «-« , если проверять не нужно.
Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи..
Проверим ваши знаки. Ответ. +,+, -, -,-,-, +.
IX. Домашнее задание.
Страница 97, упражнение 147, 149.