Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Цели урока: Познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки;
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: ИКТ, мультимедийный проектор, ЦОР, слайды, оформление доски, примеры для выведения темы урока, карточки с примерами для самостоятельного решения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1). Упражнение на сообразительность.
2). Упражнение на внимание.
3). Упражнение на тренировку памяти.
4). Зарядка для ума.
III.Самоопределение к деятельности.
IV.Работа по теме урока.
1). Работа по ИКТ.
2). Работа с плакатом.
V.Физкультминутка под музыку
VI. Закрепление изученного материала.
1).Работа по учебнику.
2).Работа в тетради.
VII.Рефлексия.
VIII.Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-(Под музыку поют песню «Прозвенел звонок).
Настройтесь на работу. Садитесь. Как видите, урок у нас сегодня необычный.
- Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок? (Интересным, увлекательным, поучительным, развивающим… )
- Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок? (Будем внимательными, старательными, серьезными…)
- Хорошо, давайте сотрудничать, работать вместе.
II. Устный счет.
1). Упражнение на сообразительность.
- А сейчас быстро отвечаем на вопросы, проверим вашу сообразительность.
- Трое едят, двое молчат. Сколько человек за столом?
- Сколько лет было девятилетнему мальчику три года назад?
- На ветке сидят 10 воробьев. Третий и шестой улетели. Сколько птичек осталось на ветке?
- У бабушки Маши внук Саша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
- Сколько концов у двух палок?
- На подоконнике лежало 15 зеленых помидоров. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
Молодцы! Все справились с заданием. А теперь проверим ваше внимание.
2). Упражнение на внимание.
М А О Р Т
1 2 3 4 5
Каждое число соответствует определенной букве. Прочитайте,
сопоставьте число и букву, а затем расшифруйте слова:
1212-МАМА 435-РОТ
1245-МАРТ 5345-ТОРТ
Молодцы! А теперь потренируем память.
3). Упражнение на тренировку памяти.
Я задаю вам вопросы, а вы быстро отвечаете. Какого цвета: помидор, лимон, небо, малина, огурец, апельсин.
4). Зарядка для ума.
А теперь зарядка для ума. На доске записаны примеры. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и написать ответы.
5-4=□ Д
2+5=□ А
4-1=□ Б
3+2=□ О
9-5=□ Р
3+3=□ Т
7-5=□ О
- Итак, что у нас получилось? (Доброта ).
- Что-нибудь говорит вам это слово?
- Что такое доброта? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
III. Самоопределение к деятельности.
- На какие две группы можно разделить примеры, записанные на доске (Примеры на сложение и вычитание)
- Сколько примеров на сложение? (3).
- Прочитайте примеры вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое», «сумма».
- Сколько примеров на вычитание? (4).
- Можно ли их прочитать, используя эти термины?
-Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании?
IV. Работа по теме урока.
1). Работа по ИКТ.
-Чтобы узнать, как называются числа при вычитании, мы позовем нашего помощника.
(Электронное приложение – объяснение нового материала - видеофрагмент)
2). Работа с плакатом.
(Вывешиваю на доску плакат с названиями компонентов и результата вычитания).
-Сколько фруктов было сначала?
-Сколько фруктов убрали?
-Какой знак поставим в выражении?
-Сколько фруктов осталось?
-Прочитайте равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» (8 уменьшили на 3, получилось 5)
-Какое число мы уменьшили? (8)
-Как оно называется? (Уменьшаемым).
-Какое число мы вычитали? (3)
-Как оно называется? (Вычитаемым).
-Что в результате получилось? (5)
-Как называется результат вычитания? (Разностью)
-Прочитайте равенство, используя новые термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
V. Физкультминутка под музыку
VI. Закрепление изученного материала.
1).Работа по учебнику.
-Откройте учебник на с.29. Составьте по рисунку задачу.
(На ветке сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?)
-Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (Кругом.)
-Почему 2 круга зачеркнули?
-Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?
-Как называется выражение 5-2?
-Прочитайте предложение под схемой.
2).Работа в тетради.
а)Чистописание
-Откройте тетради, посмотрите на цифры.
-Расположите эти цифры в различном порядке, чтобы цифры не повторялись. Напишите.
(182, 128, 218, 281, 812, 821)
б)№1, стр.29
-Прочитайте задание. Запишите разность. Вычислите.
в)№2, стр.29
-Прочитайте задачу.
-Назовите решение задачи. (6-4=2(ябл.))
-Как называются числа 6, 4, 2?
-Как называется выражение 6-4?
-Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность2. Разность чисел 6 и 4 равна 2.)
г)№3, стр.29
-Решите задачу.
-Прочитайте решение, используя названия чисел.
д)№4, стр.29
-Прочитайте задание. Выполните.
-Какой пример нужно записать в первый столбик? (6+1-5)
-Какой пример нужно записать во второй столбик? (6-0+4)
-Какой пример нужно записать в первый столбик? (5+5-4)
VII.Рефлексия.
- Проверим свои знания . На стр.29 запишите ответы в строчку.
(Взаимопроверка)
-Кто понял новую тему?
-Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале? Покажите.
VIII.Подведение итогов урока.
-Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?
-Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?
-Почему второе число называется вычитаемым?