ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК: «Школа России» (Моро М.И.)
Класс: 1
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
Цели: Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.
Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с компонентами вычитания;
2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;
3. Развивать вычислительные навыки;
4. Формировать умение решать простые задачи.
Развивающие:
1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Развивать умение выделять необходимую информацию;
3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;
4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
6. Развивать умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;
7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;
8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;
11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;
2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;
4. Формировать умение проявлять самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знание компонентов при вычитании;
2. Умение называть компоненты и результат вычитания;
3. Умение развивать вычислительные навыки;
4. Умение решать простые задачи.
Метапредметные:
Личностные:
1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;
2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Умеют аргументировать свою точку зрения;
4. Проявляют самостоятельность.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;
3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Регулятивные:
1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
2. Умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;
3. Умение проводить самооценку полученных результатов;
4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные:
1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Умение выделять необходимую информацию;
3. Умение создавать алгоритм деятельности;
4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: демонстративный материал
Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012
План урока
1. Мотивационный этап
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Этический заряд
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия
2.1. Задачи в стихах
2.2. Устный счёт
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация выбранного проекта
5.1. Работа по учебнику на стр.29
5.2. Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6.1. Решение задачи №1
6.2. Решение задачи №2
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29
8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов
9.2. Рефлексия «смайлики»
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формы контроля | Планируемые результаты | |
1 | Мотивационный этап | 1.1. Проверка готовности к уроку - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник. 1.2. Этический заряд Возле парт встанем сначала Это означает урока начало. Наши мысли в порядок приведём Ведь числа «оживлять» мы начнём. Подарим улыбку друг другу, для всех! Только это принесёт нам удачу и успех! Урок математики и для выполнения заданий нам понадобятся самые дружные, находчивые и сообразительные ученики. А девизом нашего урока станут слова Мыслим – быстро! Отвечаем – точно! Считаем – правильно! | Проверяют, всё ли у них готово к уроку Дети садятся на свои места | Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку | Л1 | |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | - Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 27 февраля, и В классе. - Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно. Какой по счету месяц февраль в году? Какой по счету зимний менсяц? Какие цифры мне нужны, чтобы записать дату 27 февраля? 2 и 7. Между какими числами в числовом ряду стоят числа 2 и 7? Какие однозначные числа можно составить из цифр 2 и 7? А двузначные? 2.1. Задачи в стихах 1. Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3) - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 2. На кустике перед забором Шесть ярко-красных помидоров. Но вдруг четыре оторвались. А сколько на кусте осталось? (6-4=2) - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 3. Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана, Три яблока и груши. Какие чудные цветы! А сколько их – скажи-ка ты! (2+2=4) - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 2.2. Устный счёт На доске вразброс записаны выражения, а по бокам - ответы на данные примеры. Задача детей соединить каждое выражение с правильным ответом. - У кого другой ответ? 5-4= 1 4-1= 3 9-5= 4 3+6= 9 2+6= 8 3+2= 5 - Что мы делали на данном этапе урока? - Что мы повторили? | Дети решают задачи в стихах Проверяют задание вместе с учителем | Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль, самоанализ | Л2 П4 | |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | - На какие две группы можно разделить примеры, записанные на доске? - Сколько примеров на сложение? - Прочитайте пример «3+2=5» вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма». - Сколько примеров на вычитание? - Можно ли их прочитать, используя эти термины? - Почему вы не можете прочитать выражения на вычитание? - Как вы думаете, какая тема урока? - Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании. - Какие задачи мы поставим перед собой? Чего мы должны достичь? | Примеры на сложение и на вычитание 3 Сумма слагаемых 3 и 2 равна 5 3 Нет Потому что мы знаем только, как называются компоненты (числа) при сложении Название компонентов (чисел) при вычитании Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании | Фронтальный устный опрос | | |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Работа в парах. Это задание вы будете выполнять в парах. Напоминаю правила работы в парах: -Работать вдвоём. Говорить шёпотом. Приготовьте карандаши. Ребята, которые сидят на первом варианте, должны взять столько карандашей, сколько глаз у светофора. Кто на втором варианте- столько карандашей, сколько хвостов у двух котов. Сколько карандашей взяли? Соедините карандаши? Что вы можете сказать о количестве карандашей? Какое действие выполнили? Как называются числа при сложении? -А теперь из ваших карандашей заберите 3. -Сколько было? Сколько стало? (стало меньше, чем было) -Как в математике называется это действие? -Составьте выражение, которое у вас получилось. Назовите компоненты вычитания. - Как же мы будем называть числа при вычитании? Мы с вами попробуем сделать предположение. В помощь вам предлагаются карточки. Вы их можете взять из конверта зеленого цвета. Составьте выражение. У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Приложение 2. Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация). –Не торопитесь, думайте, советуйтесь. - Если выбрали, положите эту карточку под первым числом. - Подумайте, как можно назвать число, которое вычитают? - Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой. - А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку. - Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность? Посмотрите и прочитайте. Сравните со своей работой. - Проверка ( по программе названия РЭШ компонентов действия вычитания) Так как же называются числа при вычитании? -Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). - Какое открытие мы с вами сделали? - Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение: 5 – 3 = 2 ( проговаривают хором, по одному) | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают | Фронтальный устный опрос | Р1 | |
5 | Этап реализации построенного проекта | 5.1. Работа по учебнику на стр.29 - Откройте учебник на стр.29. Посмотрите на картинку. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. 2 птички улетели. Сколько птичек осталось?) - О чём или о ком говорится в задаче? - Сколько сидело птичек на ветке? (5) - Сколько улетело? (2) - Сколько птичек осталось? (3) - Как вы это узнали? (5-2=3) - Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (кругом) - Почему 2 круга зачеркнули? - Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3? - Как называется выражение 5-2? - Прочитайте предложение под схемой. 5.2. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Дети составляют задачу, рассуждают | Фронтальный устный опрос | П1 | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 6.1. Решение задачи №1 - На стр.29 найдите задание №1. Поставьте пальчик на начало задания, я вам его прочту, а вы следите. - О чём говорится в задании? - Произнесите, какой пример у вас получился. 6.1. Решение задачи №2 (устно) - Дети, найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите. - О чём говорится в задаче? (о яблоках) - Сколько лежало яблок в вазе с утра? (6) - Что с яблоками случилось вечером? (число яблок уменьшилось на 4) - Сколько яблок осталось к вечеру? (2) - Назовите решение задачи (6-4=2 (яб.)) - На доске решение задачи запишет… - Остальные записывают решение задачи в своих тетрадях. - Как называются числа 6, 4, 2? (6 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 2 – разность) - Как называется выражение 6-4? (разность) - Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами (уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2) | Решают задачу №1 вместе с учителем Решают задачу №2 вместе с учителем | Взаимоконтроль | К1, К2 | |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29 - Ребята, найдите в учебнике задачу №3. - Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите. - О чём или о ком говорится в задаче? (о Пете и о фломастерах) - Сколько фломастеров было у Пети в коробке? (6) - Сколько фломастеров он подарил другу? (2) - Какой вопрос задачи? Сколько фломастеров осталось у Пети? Как мы это узнаем? (вычитанием) - Какое будет решение задачи? (6-2=4 (ф.)) - Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4; разность чисел 6 и 2 равна 4) | Самостоятельно, в рабочих тетрадях на печатной основе, решают задачу | Самоконтроль, самоанализ | Л4 | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | 7.1. Самостоятельное решение задачи №1 на стр.16 в рабочей тетради - Откройте свои рабочие тетради на печатной основе, найдите задание №1, выполните его самостоятельно. 8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя» - Запишите ответы в своих тетрадях, в строчку. 1 вариант – уменьшить на 2, 2 вариант – увеличить на 1. - К доске выйдут 2 ученика и выполнят данное задание, остальные в тетрадях… 1 вариант: 2, 4, 0, 3, 8 2 вариант: 9, 8, 10, 7, 4, 2 - Давайте проверим ваши результаты. | Решают задачу №3 Решают примеры из рубрики «Проверь себя» | Взаимоконтроль | | |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности | 9.1. Подведение итогов - Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.) - Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании) - Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым? - Почему второе число называется вычитаемым? 9.2. Рефлексия «смайлики» - Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока. - У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик. - Кто испытывал затруднения? Какие? - Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале? | Отвечают на вопросы учителя Высказывают своё мнение | Фронтальный устный опрос | П4 | |
5 | - | 3 | = | 2 |
5 | - | 3 | = | 2 |
5 | - | 3 | = | 2 |
5 | - | 3 | = | 2 |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= |
5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= |
5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= | 5-4= 4-1= 9-5= 3+6= 2+6= 3+2= |
| | | | |