СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики 1 класс. УМК "Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

Цели:  Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.

Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с компонентами вычитания;

2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание компонентов при вычитании;

2. Умение называть компоненты и результат вычитания;

3. Умение развивать вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012



План урока


1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Задачи в стихах

2.2. Устный счёт

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

5.2. Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №1

6.2. Решение задачи №2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29

8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия «смайлики»

Ход урока


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты


1

Мотивационный этап

1.1. Проверка готовности к уроку - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник.

1.2. Этический заряд

Возле парт встанем сначала

Это означает урока начало.

Наши мысли в порядок приведём

Ведь числа «оживлять» мы начнём.

Подарим улыбку друг другу, для всех!

Только это принесёт нам удачу и успех!

  Урок математики и для выполнения заданий нам понадобятся самые  дружные, находчивые и сообразительные ученики.

А девизом нашего урока станут слова 

Мыслим – быстро!

Отвечаем – точно!

Считаем – правильно!


Проверяют, всё ли у них готово к уроку



Дети садятся на свои места


Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку





Л1



2

Этап актуализации и пробного учебного действия

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 27 февраля, и В классе.

- Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно.

Какой по счету месяц февраль в году? Какой по счету зимний менсяц? Какие цифры мне нужны, чтобы записать дату 27 февраля? 2 и 7. Между какими числами в числовом ряду стоят числа 2 и 7? Какие однозначные числа можно составить из цифр 2 и 7? А двузначные?

2.1. Задачи в стихах

1. Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2. На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались.

А сколько на кусте осталось? (6-4=2)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

3. Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши.

Какие чудные цветы!

А сколько их – скажи-ка ты! (2+2=4)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2.2. Устный счёт

На доске вразброс записаны выражения, а по бокам - ответы на данные примеры. Задача детей соединить каждое выражение с правильным ответом.

- У кого другой ответ?

5-4= 1

4-1= 3

9-5= 4

3+6= 9

2+6= 8

3+2= 5

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?



Дети решают задачи в стихах














Проверяют задание вместе с учителем




Фронтальный и индивидуальный опрос







Самоконтроль, самоанализ



Л2





















П4


3

Этап выявления места и причины затруднения

- На какие две группы можно разделить примеры, записанные на доске?


- Сколько примеров на сложение?

- Прочитайте пример «3+2=5» вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма».

- Сколько примеров на вычитание?

- Можно ли их прочитать, используя эти термины?

- Почему вы не можете прочитать выражения на вычитание?





- Как вы думаете, какая тема урока?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.


- Какие задачи мы поставим перед собой? Чего мы должны достичь?

Примеры на сложение и на вычитание

3

Сумма слагаемых 3 и 2 равна 5

3

Нет

Потому что мы знаем только, как называются компоненты (числа) при сложении

Название компонентов (чисел) при вычитании

Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании

Фронтальный устный опрос









4

Этап построения проекта выхода из затруднения


Работа в парах.

Это задание вы будете выполнять в парах.

Напоминаю правила работы в парах:

-Работать вдвоём.

Говорить шёпотом.

Приготовьте карандаши.

Ребята, которые сидят на первом варианте, должны взять столько карандашей, сколько глаз у светофора. Кто на втором варианте- столько карандашей, сколько  хвостов у двух котов.

Сколько карандашей взяли?

Соедините карандаши?

Что вы можете сказать о количестве карандашей?

Какое действие выполнили?

Как называются числа при сложении?

-А теперь из ваших карандашей заберите 3.

-Сколько было? Сколько стало? (стало меньше, чем было)

-Как в математике называется это действие?

-Составьте  выражение, которое у вас получилось.

Назовите компоненты вычитания.

- Как же мы будем называть числа  при вычитании? Мы с вами попробуем сделать предположение. В помощь вам предлагаются карточки. Вы их  можете взять из конверта зеленого цвета. Составьте выражение. У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Приложение 2.

Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация).

–Не торопитесь, думайте, советуйтесь.

- Если выбрали, положите эту карточку под первым числом.

- Подумайте, как можно назвать число, которое вычитают?

- Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой.

- А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку.

- Работая в паре, вы сделали свои предположения.

Как проверить их правильность?

Посмотрите и прочитайте. Сравните со своей работой.

- Проверка ( по программе названия РЭШ компонентов действия вычитания)

Так как же называются числа при вычитании?

-Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка).

- Какое открытие мы с вами сделали?

- Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение: 5 – 3 = 2

( проговаривают хором, по одному)





Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Фронтальный устный опрос






Р1


5

Этап реализации построенного проекта


5.1. Работа по учебнику на стр.29

- Откройте учебник на стр.29. Посмотрите на картинку. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. 2 птички улетели. Сколько птичек осталось?)

- О чём или о ком говорится в задаче?

- Сколько сидело птичек на ветке? (5)

- Сколько улетело? (2)

- Сколько птичек осталось? (3)

- Как вы это узнали? (5-2=3)

- Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (кругом)

- Почему 2 круга зачеркнули?

- Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?

- Как называется выражение 5-2?

- Прочитайте предложение под схемой.

5.2. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.  




Дети составляют задачу, рассуждают









Фронтальный устный опрос








П1













6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №1

- На стр.29 найдите задание №1. Поставьте пальчик на начало задания, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём говорится в задании?

- Произнесите, какой пример у вас получился.

6.1. Решение задачи №2 (устно)

- Дети, найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём говорится в задаче? (о яблоках)

- Сколько лежало яблок в вазе с утра? (6)

- Что с яблоками случилось вечером? (число яблок уменьшилось на 4)

- Сколько яблок осталось к вечеру? (2)

- Назовите решение задачи (6-4=2 (яб.))

- На доске решение задачи запишет…

- Остальные записывают решение задачи в своих тетрадях.

- Как называются числа 6, 4, 2? (6 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 2 – разность)

- Как называется выражение 6-4? (разность)

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами (уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2)

Решают задачу №1 вместе с учителем








Решают задачу №2 вместе с учителем

Взаимоконтроль

К1, К2


7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29

- Ребята, найдите в учебнике задачу №3.

- Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём или о ком говорится в задаче? (о Пете и о фломастерах)

- Сколько фломастеров было у Пети в коробке? (6)

- Сколько фломастеров он подарил другу? (2)

- Какой вопрос задачи? Сколько фломастеров осталось у Пети? Как мы это узнаем? (вычитанием)

- Какое будет решение задачи? (6-2=4 (ф.))

- Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4; разность чисел 6 и 2 равна 4)

Самостоятельно, в рабочих тетрадях на печатной основе, решают задачу

Самоконтроль, самоанализ


Л4






8

Этап включения в систему знаний и повторения

7.1. Самостоятельное решение задачи №1 на стр.16 в рабочей тетради

- Откройте свои рабочие тетради на печатной основе, найдите задание №1, выполните его самостоятельно.


8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

- Запишите ответы в своих тетрадях, в строчку.

1 вариант – уменьшить на 2, 2 вариант – увеличить на 1.

- К доске выйдут 2 ученика и выполнят данное задание, остальные в тетрадях…

1 вариант: 2, 4, 0, 3, 8

2 вариант: 9, 8, 10, 7, 4, 2

- Давайте проверим ваши результаты.







Решают задачу №3







Решают примеры из рубрики «Проверь себя»

Взаимоконтроль



9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)

- Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании)

- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

- Почему второе число называется вычитаемым?

9.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

- У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?



Отвечают на вопросы учителя








Высказывают своё мнение

Фронтальный устный опрос






П4


5

-

3

=

2

5

-

3

=

2

5

-

3

=

2

5

-

3

=

2

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность



































5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=


5-4=

4-1=

9-5=

3+6=

2+6=

3+2=












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!