МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак
Учитель: Лукуша Е.Ф.
Предмет: химия
Класс: 9
Тема: Углекислый газ. Строение молекулы, свойства, круговорот в природе.
Цель урока: сформировать знания об оксиде углерода (IV).
Планируемые результаты:
1. Предметные УУД: – углубить и обобщить знания о углекислом газе, рассмотреть химические свойства , способы получения и применении углекислого газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .
2. Метапредметные:
Познавательные УУД: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать информацию, представленную в схемах и таблицах
Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация, , раствор HCl, раствор Ca(OН)2, мел, пробирки, деревянная лучинка.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный этап
2. Мотивационный этап
Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку (слайд №1)
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.
О каком соединении идет речь?
Назовите формулу.
Запишите тему урока: «Углекислый газ».
Что вы уже знаете о углекислом газе?
Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?
Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?
- физические свойства
- химические свойства
- получение
- применение
- значение
3. Актуализация знаний
Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания?
4. Реализация плана урока в соответствии с обозначенной целью
Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.
Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3
Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?
На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.
Запишите : Способы получения углекислого газа.
На слайде вы видите и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?
Предполагают.
Записывают реакции в тетрадь.
Обжиг известняка, угля
CaCO3 t=1200˚C→ CaO + CO2
C + O2 → CO2
Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.
Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?
Как же мы определим его наличие?
Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?
Проверим, как относится СО2 к горению.
(демонстрационный эксперимент «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует?
Лучинка тухнет
В стакане есть углекислый газ,
он не поддерживает горение.
Переходим к химическим свойствам СО2
К каким оксидам относится СО2 и почему?
К кислотным,
т.к. растворяясь в воде
образует кислоту.
Давайте предположим с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.
Смотрят на схему в презентации, предполагают и записывают в тетрадь:
- с основанием(щелочами)
- с основным оксидом
- с солями (более слабых кислот)
- помутневшей известковой водой
Физкультминутка
5. Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.
*Задача PISA.
Загрязнение атмосферы - Текст - Приложение №1
Критерии ответов - Приложение №2
6. Домашнее задание:
§ 34 изучить, стр. 123 №1, рассмотреть вопрос «Круговорот углерода в природе» стр. 126-127
7. Рефлексия:
1. Что нового я узнал сегодня на уроке
2. Что вызвало у меня удивление
3. я понял, что…
4. было интересно…
5. было трудно…
6. я научился…
7. теперь я могу…
4