Эссе
Гордейчик Елена Юрьевна
Учитель будущего
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов
Как Вы думаете, каким должен быть учитель будущего? Хотя бы раз Вы задумывались над этим вопросом? Я думаю, что нет.
Давайте попробуем нарисовать его портрет. Да, да, человека, который предан своему делу, выполняет профессиональный долг, не привлекает к себе особого внимания.
Учитель будущего должен быть универсальным человеком. Его задача не просто научить, а научить учиться. Показать удобный путь для получения информации, ее последующего анализа и грамотного применения. Таким образом, учитель будущего должен стать организатором учебного процесса.
«А как же воспитательная функция?»,- спросите вы. Это смысл профессии учителя, и забывать о ней нельзя. Невозможно представить хорошего педагога без правильных моральных принципов и установок. Учитель - это пример для окружающих. Он честный, скромный, неподкупный, преданный своему делу. Именно такому человеку родители могут доверить самое дорогое – своих детей.
Школа 21 века – это современная инфраструктура. Мир так быстро и стремительно развивается, а вместе с ним меняются и дети, выдвигаются новые «правила игры». Поэтому учитель будущего – это новатор и исследователь, консультант и воспитатель, организатор и руководитель проектов. А в современных условиях главным профессиональным качеством педагога должна стать демонстрация своим ученикам умения учиться. Только развивая свои личностные качества и профессиональную компетентность, учителю, возможно, добиться качественных результатов в обучении учеников.
Тридцать четыре года назад я, вопреки всем уговорам, решила стать учителем. Учеба в педучилище доставляла удовольствие. Наблюдая за преподавателями, мне казалось, что их работа - это так просто – выйти и прочитать лекцию, что-то объяснить, обсудить. И я говорила себе: «Да, я с легкостью так смогу!» И с нетерпением ждала свой первый урок. Сейчас я понимаю, насколько я заблуждалась. Учителем стать легче, чем быть им. Мастерство заключается не только в знании своего предмета, в правильности применения методик, но и в умении находить новые пути, чтобы «достучаться» до разума и души маленького человека.
И вот я учитель. Мой первый рабочий день… Я очень спешу, так боюсь опоздать. Но на несколько секунд задерживаюсь перед дверью школы. Вот сейчас открою ее – и начнется новая жизнь. Мой первый урок в первом классе и меня охватывает невероятное чувство страха: « А вдруг я не смогу? А вдруг что-то не так объясню? А вдруг ребята меня не поймут?». Я боялась их, а они боялись меня. Мы начали учиться... Со временем, глядя в глаза своих учеников, когда в них горят искорки интереса, когда они увлечены работой, я понимаю, что цель достигнута. Моя работа приносит много приятных моментов. Мои ученики – это мои учителя! Ловлю себя на мысли, дети мне ближе, чем взрослые. Со взрослыми иногда приходится притворяться, а с детьми – нет. Они – искренние и открытые. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать, сопереживать, любить, творить, жить вместе с ними. Меняются дети, меняюсь и я. Мы стараемся чаще проводить время вместе, ходить на экскурсии, участвовать в мероприятиях, выступать на концертах и праздниках. Я радуюсь, мечтаю, изучаю, наблюдаю, прогнозирую. Готовлюсь к следующему уроку. И жду своих новых учителей. А вы?..
Учитель будущего – это современник своих учеников. Он, как никто другой, должен понимать их картину мира, отношение к жизни, помогать решать их проблемы, ориентироваться в жизненных реалиях, владеть нужной информацией и суметь все это передать ученикам. Я вижу свою миссию в том, чтобы научить маленького человека увидеть мир прекрасного и обязательно стать счастливым. Стараясь идти в ногу со временем, даю возможность своим ученикам делать ежедневные открытия, развивать свои таланты и найти себя в этом мире. Закончить свое эссе я хотела бы словами Ральфа Уолдо Эмерсона: «Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идёт за тобой».