СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Просмотр содержимого документа
«УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. 3 класс»

 УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. «Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью».                                                                                          А. Толстой. Проскурина Олльга Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ «Школа №18» г. Нижнего Новгорода

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

«Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью».                                                                                          А. Толстой.

Проскурина Олльга Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №18»

г. Нижнего Новгорода

Цель: Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности. Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.  Задачи: Познакомить учащихся с нормами литературного языка. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся. Способствовать повышению речевой культуры. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Цель:

Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с нормами литературного языка.
  • Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
  • Способствовать повышению речевой культуры.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.
- Сегодня мы с вами будем говорить о чуде красиво и правильно звучащей речи. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. Это очень важно, потому что небрежная, невнятная, неряшливая речь свидетельствует о низком культурном уровне говорящего, о неуважении к собеседнику. -Итак, чтобы в нашей речи не появлялись слова – уродцы, нужно владеть нормами литературного языка.  -Что же такое нормы? На доске: Нормы литературного языка – это общие правила произношения слов, их изменения и связи друг с другом. - А теперь, друзья, отправляемся за чудесами! Послушайте внимательно стихотворение поэта Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

- Сегодня мы с вами будем говорить о чуде красиво и правильно звучащей речи. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. Это очень важно, потому что небрежная, невнятная, неряшливая речь свидетельствует о низком культурном уровне говорящего, о неуважении к собеседнику.

-Итак, чтобы в нашей речи не появлялись слова – уродцы, нужно владеть нормами литературного языка. 

-Что же такое нормы?

На доске:

Нормы литературного языка – это общие правила произношения слов, их изменения и связи друг с другом.

- А теперь, друзья, отправляемся за чудесами!

Послушайте внимательно стихотворение поэта

Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»;

в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

С.Ю. Тимянский  Рассказ школьного портфеля  Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.  Ему уже двенадцать лет.  Но говорит он до сих пор  Не «коридор», а «колидор».  «Дилектор входит в кабинет...»  «Закрыт магазин на обед...»  «Секёт свеклу...»  «Пекёт блины...»  И до меня дошёл черёд:  Портфель он «портфелем» зовёт  Но мне не зря «Родную речь»  Судьбой доверено беречь.    И я придумал не шутя:  Пусть и его зовут Петя.      -    Петя! — несётся со двора. —   Тебе домой идти пора!  -    Не трогай малыша, Петя,  Ведь ты большой, а он дитя!  «Петя» обижен на ребят:  -    Скажите, в чём я виноват?  Я не ругался, не грубил  И никого не оскорбил,  За что же среди бела дня  Отняли имя у меня? - Как бы вы ответили на вопрос мальчика? - Почему нельзя нарушать произносительные нормы? - Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова? - Как думаете, в какой словарь?

С.Ю. Тимянский Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет...» «Закрыт магазин на обед...» «Секёт свеклу...» «Пекёт блины...» И до меня дошёл черёд: Портфель он «портфелем» зовёт Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя: Пусть и его зовут Петя.     -    Петя! — несётся со двора. —  Тебе домой идти пора! -    Не трогай малыша, Петя, Ведь ты большой, а он дитя! «Петя» обижен на ребят: -    Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня?

- Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

- Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

- Как думаете, в какой словарь?

Работа в группах. - Что же нужно делать, если слово встретилось вам впервые, и вы не знаете, как его надо произносить? - Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает свою карточку. Рассмотрите слова, записанные на карточке, научитесь произносить и употреблять их в письменной речи. В каждой группе выберете того, кто будет отвечать и расскажет о задание, которое выполняла его группа. Произноси правильно! Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением, буква, которая подчёркнута, является ударной.   Дос у г, цем е нт, килом е тр, щав е ль,  п и хта, хв о я, ст а туя, звон и ть,  звон и т, свёкла.

Работа в группах.

- Что же нужно делать, если слово встретилось вам впервые, и вы не знаете, как его надо произносить?

- Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает свою карточку.

Рассмотрите слова, записанные на карточке, научитесь произносить и употреблять их в письменной речи.

В каждой группе выберете того, кто будет отвечать и расскажет о задание, которое выполняла его группа.

Произноси правильно! Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением, буква, которая подчёркнута, является ударной.

Дос у г, цем е нт, килом е тр, щав е ль, п и хта, хв о я, ст а туя, звон и ть, звон и т, свёкла.

Орфоэпический  словарь. Орфоэпия -  наука, которая изучает нормы произношения. Это слово пришло из греческого языка (орфос – правильный, эпос – речь) - Перед вами орфоэпический словарь, давайте посмотрим, как по нему работать. - Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно. - Запишем их правильно в тетрадь. Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла. Если дети слово свёкла не называют, то задаётся вопрос: Что сечёт хозяйка?   - Найдите это слово в словаре.

Орфоэпический  словарь.

Орфоэпия -  наука, которая изучает нормы произношения.

Это слово пришло из греческого языка (орфос – правильный, эпос – речь)

- Перед вами орфоэпический словарь, давайте посмотрим, как по нему работать.

- Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

- Запишем их правильно в тетрадь.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

Если дети слово свёкла не называют, то задаётся вопрос: Что сечёт хозяйка?

  - Найдите это слово в словаре.

«Мы, слова, оскорблены Ю.Тувим. Словечки-калечки.  Грустный, сонный, невесёлый,  Ежи наш пришёл из школы.  Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул.  Тут явились три словечка:  «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Тем, что так искажены!  Ежи, Ежи! Брось лениться! Подошли они все трое Так учиться не годится!  Невозможно без внимания И сказали: «Что такое?  Что ты, Ежи, сделал с нами?  Мы пожалуемся маме!»  «Я, — воскликнул «Апельсин», — Получить образование!  Будет поздно! Так и знай! Никакой не «Опельсын»!»  «Я, — расплакалось «Колечко», — Станет неучем лентяй!  Если ты ещё хоть раз Никакая не «Калечка»!»  «Я, — разгневалась «Сосна», —  Я до слёз возмущена!  Можно только лишь со сна Искалечишь, мальчик, нас — Написать, что я «Сасна» !» Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа,  Имя «Ежи» в полминуты Переделаем в «Ежа»!  Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим!»  Ежи вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту,  Взялся за работу.

«Мы, слова, оскорблены

Ю.Тувим. Словечки-калечки. Грустный, сонный, невесёлый, Ежи наш пришёл из школы. Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул. Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Тем, что так искажены! Ежи, Ежи! Брось лениться!

Подошли они все трое

Так учиться не годится! Невозможно без внимания

И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» «Я, — воскликнул «Апельсин», —

Получить образование! Будет поздно! Так и знай!

Никакой не «Опельсын»!» «Я, — расплакалось «Колечко»,

Станет неучем лентяй! Если ты ещё хоть раз

Никакая не «Калечка»!» «Я, — разгневалась «Сосна», — Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна

Искалечишь, мальчик, нас —

Написать, что я «Сасна»

Мы с тобой поступим круто.

Нашей честью дорожа, Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»! Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!» Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту, Взялся за работу.

1.    О чём говорит вам заглавие стихотворения?  2.    Помогите герою исправить ошибки.  3.    С каким настроением можно прочитать это стихотворение? Почему?  4.    Удалось ли учителю передать настроение героя и рассказчика? Что он для этого делал?  5.    Прочитай стихотворение самостоятельно.

1.    О чём говорит вам заглавие стихотворения? 2.    Помогите герою исправить ошибки. 3.    С каким настроением можно прочитать это стихотворение? Почему? 4.    Удалось ли учителю передать настроение героя и рассказчика? Что он для этого делал? 5.    Прочитай стихотворение самостоятельно.

Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной. Учитель – учител я , доктор – доктор а , директор – директор а , шофёр – шофёры. Сторож – сторож а , инженер – инжен е ры, трактор – тр а кторы, стакан – стак а ны, карман – карм а ны. Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч. И. п. Р. п. носки      И. п. ботинки   носков Р. п.  ботинок колготок  колготки       валенок валенки            

Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной.

Учитель – учител я , доктор – доктор а , директор – директор а , шофёр – шофёры. Сторож – сторож а , инженер – инжен е ры, трактор – тр а кторы, стакан – стак а ны, карман – карм а ны.

Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч.

И. п.

Р. п.

носки     

И. п.

ботинки  

носков

Р. п.

ботинок

колготок

колготки      

валенок

валенки            

Говори правильно! Пара ботинок (валенок, колготок, сапог), но пара носков. Одно пальто – много пальто И. п. что? пальто Р. п. чего? пальто Д. п. чему? пальто В. п. что? пальто Т. п. чем? пальто П. п. о чём? о пальто Слова пальто, метро, такси, шоссе, кофе не склоняются и не изменяются по числам.

Говори правильно!

Пара ботинок (валенок, колготок, сапог), но пара носков.

Одно пальто – много пальто

И. п. что? пальто

Р. п. чего? пальто

Д. п. чему? пальто

В. п. что? пальто

Т. п. чем? пальто

П. п. о чём? о пальто

Слова пальто, метро, такси, шоссе, кофе не склоняются и

не изменяются по числам.

Произноси правильно! В холод, в дождик и метель Он идёт из школы Как у взрослого  портфель  у него тяжелый . мусоропров о д нефтепров о д бензопров о д газопров о д

Произноси правильно!

В холод, в дождик и метель

Он идёт из школы

Как у взрослого  портфель  у него тяжелый .

мусоропров о д

нефтепров о д

бензопров о д

газопров о д

Ералаш – «Почему мы так говорим?» Видеосюжет. Беседа «Заговори, чтоб я тебя узнал…»  Сократ (древнегреческий философ) -Что вы думаете по поводу этого высказывания? -Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. - Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.

Ералаш – «Почему мы так говорим?» Видеосюжет.

Беседа

«Заговори, чтоб я тебя узнал…»

Сократ (древнегреческий философ)

-Что вы думаете по поводу этого высказывания?

-Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

- Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.

  Подведение итога урока. - Почему важно правильно говорить? Как называется наука, которая изучает нормы произношения? Куда мы будем обращаться, если сомневаемся в правильности произношения слова?  Заключение. - Заканчивая наш урок, давайте ещё раз обратимся к словам Алексея Толстого. (Чтение детьми эпиграфа урока) - Сейчас вы услышите, как чудесно звучит наша речь; хочу, чтобы вы гордились тем, что являетесь частицей великого народа, создавшего такой великий язык.

  Подведение итога урока.

- Почему важно правильно говорить?

  • Как называется наука, которая изучает нормы произношения?
  • Куда мы будем обращаться, если сомневаемся в правильности произношения слова?

Заключение.

- Заканчивая наш урок, давайте ещё раз обратимся к словам Алексея Толстого. (Чтение детьми эпиграфа урока)

- Сейчас вы услышите, как чудесно звучит наша речь; хочу, чтобы вы гордились тем, что являетесь частицей великого народа, создавшего такой великий язык.

Чтение учителем фрагмента под музыку. «Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Мокрые, чёрные деревья ждут тепла. По-весеннему запахло и в лесу. Потоки яркого света заливают поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Чуть пахнет смолой, багульником, пихтовой и еловой хвоей. В запахах леса улавливается аромат наступающей весны. Всё ждёт весну. И началась капель. «Я!» «Я!» «Я!» - звенит каждая капля, вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а капель всё звенит и звенит:  «Я!» «Я!» «Я!» М. Пришвин

Чтение учителем фрагмента под музыку.

«Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Мокрые, чёрные деревья ждут тепла.

По-весеннему запахло и в лесу. Потоки яркого света заливают поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Чуть пахнет смолой, багульником, пихтовой и еловой хвоей. В запахах леса улавливается аромат наступающей весны. Всё ждёт весну. И началась капель. «Я!» «Я!» «Я!» - звенит каждая капля, вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а капель всё звенит и звенит:

«Я!» «Я!» «Я!»

М. Пришвин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!