СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект Учись говорить правильно

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 5 класса. Вседа ли мы правильно говорим? Садитесь или присаживайтесь?Последний или крайний?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект Учись говорить правильно»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Учпили

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан






Научно - исследовательская работа

на тему:



«Учись говорить правильно!»



Выполнила ученица 5 класса

Ахунянова Айгиза

Учитель

Гарданова А. Г.







Учпили – 2019







Содержание

Введение

1. Крайний или последний

2. Результаты анкетирования

3. Садитесь или присаживайтесь

4. Результаты анкетирования

Заключение

Список использованных источников































Введение

Изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью.

А.Куприн

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?

Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово, не зная его значения. Существует наука ЭТИМОЛОГИЯ, с которой нас познакомили в 5 классе, и изучает она происхождение слов. Это очень интересно узнать, как появились слова! А ещё хочется говорить правильно, как учит нас наука «Орфоэпия».

Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают: «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта, и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и самому дать ответ. Тем более я заметила, что существуют ещё и другие выражения, требующие выбора одного, правильного. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Вроде как первое выражение грубо звучит, мол, ответил, теперь можешь сидеть, а второе вроде как вежливо: «Присаживайся, ты молодец!» Тогда может быть надо говорить первое, если плохо ответил, и второе, если – отлично? Я задумалась и решила узнать, как же правильно говорить.

Поэтому цель моей работы: определить правильное употребление данных выражений: «Садитесь или присаживайтесь», «Кто крайний или кто последний».

Задачи для себя поставила следующие:

1. Просмотреть имеющийся материал в Интернете.

2. Изучить статьи из книг: Л.В.Успенского «Слово о словах», О.И.Северской «Говорим по - русски», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, и др.

3. Провести анкетирование и устный опрос среди учителей, родителей и других взрослых и среди детей.

4. Понаблюдать за употреблением этих выражений.

1.Последний или крайний?

Лев Успенский говорит о том, что тысячи людей спрашивают в очереди: «Кто тут крайний?». А на самом деле это не может быть правильным, причина тут в том, что у слова «последний» есть негативное значение - низший в ряду подобных, самый незначительный из всех, очень плохой, последний негодяй, ругать последними словами. Вот, оказывается, почему люди боятся назвать человека последним, чтобы избежать намёка именно на эти значения, которые нам объясняет Л.В. Успенский.

А вот С.И. Ожегов объясняет:

Последний: 1.Крайний в ряду чего-нибудь. 2.По времени находящийся в конце. 3.Самый новый, только что появившийся.

Тем не менее, мы боимся говорить: Кто последний? А ведь у слова крайний, как доказывает Успенский, тоже есть негативное значение. Вспомните, как часто мы говорим, если не хотим что-то делать: «Я что крайний что ли?!» Здесь это слово в значении «человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое».

А вот в статье В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается. Он утверждает, что называя человека крайним, вы обижаете его, т.к. говорите не по - русски». (В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка). А ещё вы человека тем самым отстраняете от очереди, уверяя его, что он на краю, т.е. в стороне от ряда и потому нарушает порядок.

Избегают слова последний, по статьям Интернета, люди, чьи профессии связаны с постоянным риском для жизни. Они боятся говорить последний полёт, последний месяц отпуска и т.д., но это, как утверждают лингвисты, - грубое нарушение норм русского языка.

2. Результаты анкетирования

А давайте посмотрим, что ответили обыкновенные люди об употреблении этих выражений. Но сначала хочу сказать, что, зайдя в магазин и спросив «кто последний», я получил замечание от женщины из очереди.

А вот, как ответили учителя: В анкете участвовало 12 учителей нашей школы. Они разделились ровно на две половины, одни ставили «да» за первое выражение, другие – за второе. Очень интересно, что многие учителя решили воспользоваться словарями и интернетом, а мне ведь нужна была реальная картина. 2 человека написали, что разницы нет, можно употреблять и то, и другое.

Ученики: Я предложил свою анкету ученикам разных классов, их было 23. Ответы меня удивили тем, что большинство было за выражение: «Кто последний?». Ребята никуда не подсматривали: как использовали, так и отвечали. 6 человек ответили просто: не знаю.

Родители: 80% родителей ответили, что они употребляют выражение: Кто крайний? Для них это привычнее и проще. Некоторые совсем запутались, т.к. не помнят. Как надо. 4 человека так и ответили вопросом на вопрос: А какая разница?

3. Садитесь или присаживайтесь?

А теперь посмотрим на употребление слов «садитесь» и «присаживайтесь».

В толковом словаре Ожегова нет словарной статьи слова - садиться, а только слово сесть:

Сесть: 1.принять сидячее положение. 2. поместиться где - нибудь. 3.начать заниматься чем – либо(сесть за уроки). 4. опуститься с высоты. 5. Оказаться в заключении по приговору суда. ( и ещё 5 значений).

Этих значений нам достаточно, чтобы сделать вывод, почему говорят присаживайтесь вместо садитесь, опять же боятся обидеть человека, слово вызывает тюремные нотки.

Но посмотрим, что говорит Ожегов про слово присаживаться:

Присесть: 1. Согнув колени, опуститься. 2. Сесть на короткое время или в неудобной позе на время.. Тем более, что уже приставка при- обозначает неполноту действия, т.е. (пусть не обижаются на меня наши учителя), но когда учитель вежливо предлагает нам присаживаться, он тем самым предлагает нам выполнить гимнастическое упражнение, согнуть колени.

Вот Северская в своей статье про выражение «присаживайтесь» говорит:

- Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго….. почему я должна присаживаться только, а не сесть поудобнее?

Она называет это «ложной вежливостью». Пытаясь быть вежливым, мы можем ещё больше обидеть человека.

4.Результаты анкетирования

А что же наши анкеты? Вот такой результат:

Все, и учителя и ученики ответили по - разному. Учителя нашей школы 100% говорят «садитесь», а вот ученикам (80%) хочется, чтобы им говорили «присаживайтесь».

Заключение

Таким образом, изучив статьи и высказывания разных лингвистов, я пришла к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющими правилами русского языка и значением слов. Говорите всегда: «Садитесь!». А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?» Теперь я могу всех убедить, как правильно говорить эти слова.

Я считаю, что мои исследования очень полезны для всех, кто хочет быть грамотными человеком, кто бережёт наш русский язык.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И. Бунин


















Список использованных источников

1.Колесов В.В. «Культура речи». М., 2004г.

2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003г.

3.Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 256 с.

4.Успенский Л. В. Слово о словах, М., 1989г.

5.Закирьянов К.З. Русский язык .,2008 г.

АНКЕТЫ

 1. Когда Вам нужно встать в очередь, как Вы спросите:

     Кто крайний? или Кто последний?  

 

  2. Ваш ученик ответил у доски,  Вам нужно его посадить на место. Как Вы скажете:

     Садитесь,  пожалуйста!  или  Присаживайтесь,  пожалуйста               




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!