Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тереховская основная общеобразовательная школа
Таловский район, Воронежская область
«Рассмотрено» Руководитель МО: Протокол № от «___» ______________20___ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР: _____________________ « » ___20____г | «Утверждено» Директор школы: ________________________________ Приказ № от « »____20____ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Обществознание: подготовка к ОГЭ»
9 класс.
Составила:
Шепель Татьяна Васильевна,
учитель обществознания,1КК
п.Терехово 2023г
Рабочая программа учебного курса «Обществознание: подготовка к ОГЭ» для учащихся 9 классов составлена на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 кл.), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- изменениями в ФГОС ООО, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.;
- Примерной ООП ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459, № 535 от 08.07.2017 г.;
- санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. За № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Письма Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412;
- Письма Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
- Демонстрационных вариантах контрольных измерительных материалов ОГЭ 2018 и 2019 гг. по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию;
- авторских программ «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Москва, издательство «Просвещение», 2014г.,
- Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2014 г.
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) www.idppo.uu.ru;
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010.- 94с. (Стандарты второго поколения).
Программа предусматривает обобщение и систематизацию изученного учащимися 9-х классов материала за курс основной школы по предмету «Обществознание» и подготовки их к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Предмет «Обществознание» объединяет в себя основы знаний социальных и гуманитарных дисциплин (права, социологии, психологии, политологии, культурологи и др.).
Учебный курс рассчитан на учащихся, которые выбрали сдавать ОГЭ по Обществознанию.
Цель курса:
- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к ОГЭ;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- систематичность и последовательность.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы:
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по аналогии ОГЭ .
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Завершается изучение курса итоговой работой в форме тестирования по образцу ОГЭ.
Содержание
Введение. (1 час) ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (3 часа)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2 Духовная сфера (3 часа)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (3 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (2 часа)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.
Тема 5. Политическая сфера (3 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право (2 часа)
Право и го роль в жизни общества. Конституция РФ. Органы власти РФ. Права и свободы и их гарантии. Международное гуманитарное право. Виды правоотношений
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | | Кол-во часов | Дата |
Планир. | Факт. |
1 | Введение. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. | | 1 | | |
Тема 1. Человек и общество. |
2 | Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. | | 1 | | |
3 | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. | | 1 | | |
4 | Решение заданий | | 1 | | |
Тема 2. Духовная сфера. |
5 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | | 1 | | |
6 | Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры | | 1 | | |
7 | Решение заданий | | 1 | | |
Тема 3. Социальная сфера |
8 | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. | | 1 | | |
9 | Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. | | 1 | | |
10 | Решение заданий | | 1 | | |
Тема 4. Экономическая сфера |
11 | Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | | 1 | | |
12 | Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Решение заданий. | | 1 | | |
Тема 5. Политическая сфера общества |
13 | Власть. Роль политики в жизни общества. | | 1 | | |
14 | Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. | | 1 | | |
15 | Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство. Решение заданий. | | 1 | | |
Тема 6. Право |
16 | Право и го роль в жизни общества. Конституция РФ. Органы власти РФ. Права и свободы и их гарантии. Международное гуманитарное право | | 1 | | |
17 | Виды правоотношений Решение заданий | | 1 | | |
| | | | | |
| Итого: | | 17 | | |
15