СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди технологий, методов и приёмов, развивающих УУД, особое место занимают учебные ситуации, позволяющие создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»



Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий

«Новое – это хорошо

систематизированное старое…»


Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов обучения не предметные результаты, а личностные. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самообразованию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.

Модель развития УУД заключается в том, что их формирование осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Однако проблема их эффективного формирования - одна из сложных и противоречивых на сегодня проблем.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые позволяют решить одну из ключевых задач педагога, связанную с созданием условий, активизирующих деятельность учащихся.


Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего познания, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.


Цель учебной ситуации: построение такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определённого качества в соответствии с личными притязаниями. 


Типология учебных ситуаций в основной школе представлена такими ситуациями: ситуация планирования, ситуация целеполагания, проблемная ситуация, ситуации выбора, ситуация моделирования, ситуация оценки, ситуация обучения самоконтролю и самооценке, ситуация рефлексии, игровая ситуация, ситуация успеха. Они могут быть построены на предметном содержании и носить над предметный характер.

  1. Проблемная ситуация – познавательное затруднение, которое может зародится на противоречие между изучаемыми фактами и недостаточными к этому времени у учащихся знаниями, на основании которых учащиеся высказывают неправильные суждения.

Например, подобная ситуация возникает при исследовании среды растворов различных солей перед началом изучения темы «Гидролиз солей». Или при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду, когда учащиеся наблюдая за образованием прозрачного раствора, понимают, что это не соответствует составленному ранее уравнению реакции. Или в 9 классе можно ли перелить газ из одного стакана в другой?

  1. Ситуация оценки требует оценить правомерность полученной информации или эффективность предлагаемого способа решения, строится на выражении своего мнения. Например, оценить положение водорода в ПСХЭ:

Положение Н

АРГУМЕНТ “ЗА”

АРГУМЕНТ “ПРОТИВ”

 IА группа

 

 

VIIА группа





3) Ситуация успеха - организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Ситуация успеха реализуется через инструкцию по выполнению практической работы, благодаря которой учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу, описывают наблюдения, записывают уравнения реакций.

А) Инструктивная карта к ПР «Получение аммиака и изучение его свойств»

  • В пробирку засыпьте смесь NH4CI и Ca(OH)2.

  • Соберите установку для получения и собирания аммиака. Почему газоотводную трубку следует направить вверх? Смесь нагрейте.

  • Когда почувствуете запах поднести влажную фенолфталеиновую индикаторную бумагу к концу газоотводной трубки. Какие изменения наблюдаете? Как можно объяснить изменение цвета индикатора.

Б) индивидуальная дифференцированная работа, когда учащимся предлагается выполнить задание, соответствующее его уровню знаний; сравнить его выполнение с вариантами ответов других учащихся; провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями:







1 группа

Задание на воспроизведение

2 группа

Репродуктивное задание

3 группа

Проблемное задание

Уравнение

хим. реакции

2SО2 + O2 = 2 SO3


2S+?O2→?SO2+ ?H2O


Cu + H24(к.) = ? + ? + ?

Дано

n(SО2)= 0,5 моль

n(H2S) = 0,2моль

m(Cu) = 6,4г

Найти

n(О2)

V(О2)

V(газа)

Ответ






4) Ситуация выбора — это спроектированный элемент урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуацию выбора можно создать в ходе решения задачи различными способами, например, следуя привычному алгоритму через количество вещества или используя закон объёмных отношений газов, участвующих в реакции.

Структура современного урока должна быть динамичной, и в идеале представлять собой совокупность учебных ситуаций на различных его этапах. Поэтому задача учителя научиться создавать учебные ситуации, которые создают мотивацию учения и побуждают учащихся к активному действию. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие УУД, и поэтому учителя-предметники для достижения наилучших результатов должны работать согласованно.

Сформированность у учащихся универсальных учебных действий станет фундаментом их дальнейшего самообразования и саморазвития.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!