СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповая работа на уроке как средство формирования универсальных учебных действий учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации. По существу, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, а «умению учиться». Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
««Групповая работа на уроке как средство формирования универсальных учебных действий учащихся»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПК ПР ПО КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ»













Тема самостоятельной работы:

«Групповая работа на уроке как средство формирования универсальных учебных действий учащихся»



Составитель: Москалюк Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

Школы-гимназии г. Лисаковска





















г. Костанай

2014 год

Введение.

Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования республики ряд новых требований и задач.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы.

Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации. По существу, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, а «умению учиться». Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (по А.Г. Асмолову).

Универсальные учебные действия составляют систему в составе:

  1. Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

  2. Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

  3. Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем);

  4. Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе, так или иначе, тяготеют к организации работы малых групп.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы.

Идеи сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения, были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков советской школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.).

Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике.

Этой теме посвящена исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''. Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов ''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова''. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Все, кто использует данную форму организации учебной деятельности (работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы), отмечают ее высокую эффективность. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого, формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективной работы с информацией; т. е способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и метапредметных универсальных учебных действий, освоение которых делает весь процесс обучения успешным и наиболее продуктивным, так как дает учащимся инструменты действий, позволяющих рассматривать картину мира в целостности, выстраивающих новое направление познания: от действия - к мысли.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно-воспитательных задач. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными регулятивными универсальными учебными действиями, как постановка целей, контроль, оценка. При этом одновременно развиваются и личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), и познавательные (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем), и коммуникативные (активная работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, навыки владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией, умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы).

Идея группового обучения, где все обучают каждого, и каждый обучает всех, не нова, но время вносит свои акценты в определение целей, механизмов такой работы, оценки результатов и т. д. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологии образовательного процесса.











Основная часть

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци.

В своей педагогической деятельности я применяю групповые формы обучения (работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы) довольно часто. Они дают мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что при организации учебного процесса с использованием групповых форм обучения у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД:

Работая в группе, учащиеся участвуют в творческом, созидательном процессе, осознают себя как индивидуальности и одновременно как члены общества, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков. При этом формируются личностные УУД.

Выполняя групповые задания, ученики учатся осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Следовательно, формируются познавательные УУД.

Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний (личностные УУД), открытия нового знания (регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД), формирования и систематизации знаний (регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД), а также рефлексии (регулятивные УУД).

В процессе групповой работы учащиеся:

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе (регулятивные УУД);

- распределяют задания внутри группы (личностные и регулятивные УУД);

- выполняют индивидуальные задания (познавательные УУД);

- обсуждают индивидуальные результаты работы в группе (регулятивные УУД);

- обсуждают общее задание группы (коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД);

- подводят итоги группового задания (регулятивные, коммуникативные УУД).

- сообщают о результатах работы в группах (коммуникативные УУД);

- анализируют выполнение задач, проводят рефлексию (познавательные, регулятивные УУД);

- делают общий вывод о групповой работе (регулятивные УУД).

- выполняют само- и взаимооценку (регулятивные УУД)

При этом на каждом этапе групповой работы формируются и коммуникативные УУД, так как совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами.

Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащихся. Вместе с тем, если надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное.

Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках.

Система заданий для формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД:

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Так в 4 классе при изучении вводных тем можно организовать мозговой штурм по вопросу "Зачем человеку нужна речь?"

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. То есть, формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу. Например, в 3 классе зачет по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных» я провела в группах. К зачету приготовила следующие вопросы:

  • Что называется именем существительным?

  • Как определить тип склонения существительных?

  • В каких падежах безударные окончания существительных нужно проверять?

  • Какие безударные окончания нужно запомнить?

  • Какие слова-ключи используют для правописания безударных падежных окончаний существительных?

  • Назови алгоритм правописания безударных падежных окончаний существительных

При этом формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Зачетный урок. Вопросы для зачета обсуждаются с учащимися, распечатываются и даются за несколько дней до зачета. За день до зачета проводится консультация по методике опроса, нормам оценок за устные ответы и письменную работу.

ФИ ученика

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

1

 

 

 

2

 

 

 

На уроке контроля знаний каждый ученик в группе отвечает на 2-3 вопроса, другие могут дополнять ответ товарища, после чего ответы сравниваются с эталоном, подготовленным учителем. Ответы оцениваются самим учеником, обсуждаются группой. Учитель, наблюдающий за процессом обсуждения, также оценивает работу. Итоговой становится среднее арифметическое трёх оценок. Подобные формы работы позволяют обучать контролю и самоконтролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД).

Интересно и полезно провести накануне итогового диктанта по изученной теме групповую работу над ошибками. Предлагаю учащимся сделать дома анализ своих ошибок, допущенных в тетрадях во время изучения темы. Основой анализа становятся уже сделанные работы над ошибками. Собравшись на уроке в группу, ребята обмениваются своими работами, классифицируют часто встречающиеся ошибки, вспоминают орфограммы. Затем представитель группы выступает перед классом. Выводы группы фиксируются на доске. Учитель организует обобщение, можно составить или вспомнить алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Затем даётся практическое задание (одно на все группы или разное, в зависимости от характера ошибок), которое выполняется и оценивается в группах. Такая работа не только обучает учеников планировать учебное сотрудничество (коммуникативные УУД), но и формирует умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки (регулятивные УУД).

Публичная защита результатов работы группы над творческим учебным заданием может использоваться, например, на уроке изучения темы "Имя прилагательное" в 3 классе, проведённом в форме "Сбор весеннего букета". На этом уроке я предложила группам составить 7-8 словосочетаний "сущ. + прил" в разных падежах, где существительные должны называть весенние цветы. В "слабом" классе можно эти существительные предложить сразу: ландыш, тюльпан, фиалка, перелески, мать-и-мачеха, незабудки, сон-трава, гиацинт, нарцисс. После чего необходимо доказать правильность написания безударных окончаний прилагательных. Каждая группа, собрав свой букет, представляет итоги работы перед классом. Обсуждается, какие словосочетания самые удачные. С ними составляются и записываются предложения. На этом же уроке можно предложить группам выписать из небольшой легенды о нарциссе прилагательные (1 группа), существительные (2 группа), заполнить таблицу на доске и выявить различия между частями речи (3 группа). В 4 классе подобная работа предлагается при обобщении темы "Части речи". Трём группам дается задание заполнить по одному столбцу сравнительной таблицы и презентовать результаты работы с примерами из упражнения в учебнике.

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Что обозначает?




2. На какой вопрос отвечает?




3. Постоянные признаки (бывает…)




4. Непостоянные признаки (изменяется…)




5. К какому слову в предложении относится?

 

 


6. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?

 

 


Использование такой формы групповой работы способствует формированию целого ряда познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, подведение под понятие, структурирование знаний); регулятивных (контроль, коррекция, оценка), коммуникативных (умение полно и точно выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической речью, организация учебного сотрудничества) УУД.

Подход с сокращенным названием «пила» использую для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами и других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам. Большую популярность получила методика взаимообмена заданиями, разработанная М. А. Мкртчяном, И. Г. Литвинской и другими учителями. По этой методике готовятся карточки и в каждой карточке два аналогичных задания.

Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.

Организация урока общения. На таком уроке каждый ученик изучает материал вместе с соседом по парте. Ребята читают учебник, сами отвечают на вопросы, решают задачи, проверяя друг друга. Опрашивающему достаточно убедиться, что в тетради отвечающего записаны решения всех задач, и он может подробно прокомментировать одно из них.

Первых подготовившихся опрашивает учитель. Из их числа он назначает помощников-ассистентов, которые участвуют в опросе остальных.

При этом нежелательно, чтобы учитель или ассистент беседовали более, чем с двумя учащимися за урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания.

Также, для развития УУД можно использовать на уроках такие формы групповой работы, как «Пазлы», «Снежный ком».

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.











Заключение.

Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы на уроках в начальной школе позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, при использовании групповой работы происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Академик Х.Й.Лийметс объясняет это тем, что результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

  • На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

  • Сплоченность класса возрастает;

  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.

  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

  • Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

  • Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.







Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

  3. Ривин А.Г. "Сотрудничество в обучении” М., 1991 г.

  4. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. М., "Просвещение", 2011 г.

  5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.

  6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: “Сентябрь”, 2008. – с. 204.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!