СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- методический комплекс нацелен на формирование у обучающихся компетенций при изучении географии 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс»

Введение

Базовый курс географии завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, содержание курса призвано сформировать и развить у учащихся познавательный интерес к другим народам.

На изучение темы «Население мира» отводится 4 часа. Поурочный материал составлен по типу лекционных, комбинированных занятий с опорой на знания учащихся, лекции с элементами беседы, с использованием картосхем, таблиц, презентаций, сообщений учащихся, что позволит реализовать педагогические и дидактические задачи данной темы «Население мира».

А именно показать и раскрыть следующее содержание:

- Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

- Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Для контроля знаний, умений, навыков используется выполнение ряда практических заданий, фронтальные и индивидуальные беседы, решение кроссвордов, словарный диктант, карточки-задания. Изучение данной темы предполагает использование следующего оборудования: политическая карта мира, атласы, карта «Народы мира», карта «Плотность населения мира», карта «Религии мира», презентации, статистический материал учебника, рисунки учебника, таблицы, диаграммы.

Для закрепления пройденного материала предполагается использование опроса по основным понятиям темы:

  1. Дайте понятие науки «демография».

  2. Какие процессы включает естественное движение населения? (Рождаемость, смертность, брачность, разводимость)

  3. Что такое «демографический взрыв»? ( Быстрый рост численности населения)

  4. Что такое «демографический кризис»? ( Естественная убыль населения)

  5. Кого называют экономически активным населением? ( Люди, реально участвующие в производственной и непроизводственной сфере)

  6. Дайте определение урбанизации.

  7. Что означает понятие «мегаполис»? (Гигантское скопление агломераций)

  8. Дайте определение субурбанизации ( Переезд обеспеченного населения в пригородную зону)

  9. Каковы главные черты урбанизации?

10)Что называют миграцией? ( Перемещение населения)

Для закрепления знаний учащихся и их контроля можно использовать карточки.

Карточка №1.

  1. Что понимается под воспроизводством населения? ( Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений)

  2. К какому типу воспроизводства населения можно отнести сценку?

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-й:Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

2-й:А у тебя все тот же старенький «Пежо»?

1-й:Да!Да! Старенький «Пижо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Катя. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!

2-й:Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!



Карточка №2.

  1. Что называется демографической политикой?

  2. Куда направлена демографическая политика стран, отображенных в данной сценке?

Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал свозить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы, в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает? У нас есть всё:

у каждого - велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро купим видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу второго ребенка.

Муж: Да ты с ума сошла!



Карточка №3.

  1. В Европе и Америке преобладают представители языковой семьи:

а)сино-тибетской

б)индоевропейской

в)уральско-юкагирской

г)афразийской

2. Высокую долю горожан имеют страны:

а)Чили, Австралия, Китай

б)Испания, Португалия. Индия

в)Норвегия, Бельгия, Нигерия

г)Аргентина, Венесуэла, Израиль

Ключ: 1б; 2г.


Карточка №4

  1. Мировыми религиями являются:

а) Индуизм, христиантсво, буддизм

б) Христианство, иудаизм, ислам

в) Буддизм, ислам, христианство

г) Ислам, христианство, конфуцианство


  1. Странами современной трудовой иммиграции являются:

а) Австралия, Аргентина, ЮАР

б) Йемен, Саудовская Аравия, Оман

в) Алжир, Ливия, Египет

г) США, Япония, Индия

Ключ: 1в, 2а


Карточка №5.

  1. Национальными религиями Китая являются:

а) Индуизм и сикхизм

б) Буддизм и синтоизм

в) Конфуцианство и даосизм

г) Ламаизм и иудаизм

2. Европейские страны современной трудовой эмиграции – это:

а) Великобритания, Франция, Германия

б) Греция, Португалия, Италия

в) Швейцария, Македания, Албания

г) Югославия, Испания, Сирия

Ключ: 1в, 2а

Для закрепления материала урока №1 по теме можно рекомендовать использование кроссворда:

  1. Наука о закономерностях производства населения (демография)

  2. Как называется I тип воспроизводства? (простой)

  3. Как называется II тип воспроизводства? (расширенный)

  4. Как иначе демографы называют явление демографического кризиса? (депопуляция)

  5. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста (воспроизводство)



Тема «Население мира» (9 часов)

Урок №1 «Численность и воспроизводство населения»

Задачи:

  1. Показать, что география населения – одна из главных ветвей экономической и социальной географии.

  2. Выявить закономерности динамики численности населения мира.

  3. Сформировать понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики; понятие «демографическая политика»

  4. Совершенствовать навыки работы со статистическим материалом.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистический материал.

Тип урока: Урок – лекция

План:

  1. Численность населения мира;

  2. Естественное движение (воспроизводство населения);

  3. Демографическая политика управления воспроизводством населения.

Ход урока

  1. Изучение нового материала

а) Численность населения мира.

Демография – (от греч. Demos– народ, grapho- пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. (Показ на экране и запись в тетрадь).

Слово учителя: С начала 19-го века в мире было более 2-х тысяч переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось боле 80-ти млрд. человек.

Со второй половины 20-го века быстрый рост населения приобрел характер демографического взрыва.

Демографический взрыв - быстрый рост численности населения (показ определения на экране и запись в тетрадь)

Рост численности населения мира (показ на экране)

Год

Население, млн.чел.

Ежегодный прирост, млн.чел.

1950

2555

37

1960

3038

41

1965

3345

70

1970

3704

78

1975

4086

73

1980

4457

77

1985

4856

83

1990

5295

86

1995

5732

87

2000

6158

90

Вывод: расчеты показывают, что при ежегодном приросте населения в 87 млн. человек, который имел место в 1995-96 годах, общая численность населения в 6 млрд. человек уже была достигнута в 1999 году.

В экономически развитых странах среднегодовой прирост населения составляет в среднем 0,3%, в развивающихся – 1,7% Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать.

Работа с «визитной карточкой»

«Крупнейшие страны мира по численности» ( млн. чел.)

1.Китай – 1222

2. Индия – 968

3. США – 268

4. Индонезия – 210

5. Бразилия – 165

6. Россия – 148


На сегодня: в Китае естественный прирост на 1000 жителей – 20 человек, в Индии на 1000 жителей – 32 человека


  1. Типы воспроизводства населения.

Рост численности населения зависит от характера воспроизводства.

Понятие: ( показ на экране, чтение в учебнике на стр.53)

Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость, смертность, естественный прирост – это биологические процессы.


I тип воспроизводства населения – простой, для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста ( получил распространение в экономически развитых странах Европы, Северной Америки, рис. №13 стр.57)


Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости: (сообщение учащегося-демографа)


  1. Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей)

  2. Высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже)

  3. Изменение статуса женщин, появление новой системы ценностей

  4. Увеличение доли старших возрастов – «старение наций» (Великобритания. Франция), уменьшение возраста молодых

  5. Последствия войн и военных конфликтов, терроризм

  6. Производственный травматизм, техногенные катастрофы, смертность от болезней, природные катастрофы

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Это явление демографического кризиса.


Демографический кризис- уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.(Чтение определения на экране и запись в тетрадь)


Среднегодовая убыль в % (показ на экране)

Нулевая

Абсолютная ( отрицательный естественный прирост)

Болгария – 0,6

Беларусь

Латвия – 0,4

Венгрия

Эстония – 0,3

ФРГ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!