СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Учебная рабочая программа по русскому языку в 10 классе»

Учебная рабочая программа по русскому языку

10 класс


  1. Пояснительная записка


Программа по русскому языку для 10 класса соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, в том числе требованиям к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, фундаментальному ядру содержания среднего общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Закона РТ от 22.07.2013 № 68 –ЗРТ «Об образовании»;

  3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа №169» Советского района города Казани;

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года); приказ №576 от 8.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»;

  6. Примерной программы по русскому языку для 10 – 11 классов программы Н.Г. Гольцовой, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Русский язык» 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. М.: «Русское слово», 2011 г.;

  7. Годового календарного учебного графика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169» Советского района г. Казани на 2017-2018 учебный год;

  8. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169»;

  9. В соответствии с локальным актом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169».

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфо­графической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подго­товки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания ЕГЭ: комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

Задачи преподавания русского языка.

Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи).

Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметные задачи:

воспитание средствами предмета;

развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • Для глухих, слабослышащих, позднослышащих обучающихся: способность к социальной адаптации интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи, а также на основе жестовой речи; владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов);

  • Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, умение самостоятельно и безопасно передвигаться, способность к осмыслению и дифференциации картины мира, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при помощи пед. работника; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.


  1. Общая характеристика предмета


Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правиль­ного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингви­стического кругозора в целом.

Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам.

В программу 10 класса включена тема «Основные принципы русской орфографии». Она очень важна при повторении правил орфографии, так как обеспечивает сознательный подход к изучаемому материалу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в 10 классе, успешно решаются, так как на занятиях и в самостоятельной работе используют­ся все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируют­ся на ранее полученных знаниях. Большое место отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также самостоятельной работой.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в данную программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

В программе представлены основные разделы русского языка, обеспечивающие восполнение и повторение при подготовке к всту­пительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.


  1. Место учебного предмета


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка:


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

филология

классы

10

11

всего


Русский язык

1+1

1+1

4


Литература

3

3

6


В соответствии с новым БУПом РТ 2017 г. на изучение русского языка в 10 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, из них 1 час взят из школьного компонента и используется для развития речи и закрепления сложных тем при подготовке к ЕГЭ, в плане выделен «В»).


Образовательные технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • технология мастерской творческого письма;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология дистанционного обучения;


  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля знаний: словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.


В течение учебного года будет проведен мониторинг на уроках русского языка:

  • Входной контроль (сентябрь);

  • Промежуточный контроль (конец 1 полугодия);

  • Итоговый контроль (май).


5. Содержание учебного предмета


Учебно-тематический план


п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи

Контрольные (проверочные) работы

1

Введение.

1



2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

12

1

1

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2



4

Морфемика и словообразование.

4


1

5

Морфология и орфография.

19

3

1

6

Самостоятельные части речи.

23

3

3

7

Служебные части речи

8



8

Повторение и обобщение изученного в 10 классе.

1




Итого

70

7

6



Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Из истории русского языкознания.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их упо­требление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного рус­ского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неоло­гизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы произ­водные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Формообразование.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы сте­пеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия крат­ких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоиме­ний.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Пере­ход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефис -ное написание наречий.

Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагатель­ных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Право­писание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Анализ текста

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Культура учебно-научного и делового обучения (устная и письменная формы).

Культура разговорной речи.

Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, говоры, профессионализмы, жаргон, арго).

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Взаимосвязь языка и культуры.

Взаимодействие языков как результат взаимодействия национальных культур.










6. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности


п/п

Наименование

Программы

1.

Русский язык. Рабочая программа Н.Г. Гольцовой.

Учебники

2.

Русский язык. 10-11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений (авт.: учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011)

Методические пособия

3.

Русский язык. Методические рекомендации. 10 класс: Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. М.: Вако, 2011

Словари

6.

Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.

Демонстрационные материалы

7.

Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.

Тематические и контрольные тесты

8.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г.

Контрольные работы в печатной форме

9.

Проверочная работа-тест по лексике и фразеологии.

10.

Контрольная работа – тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование»

11.

Проверочная работа-тест по теме «Морфология и орфография».

12.

Готовимся к Единому государственному экзамену.

Тестовые задания (по КИМам).

13.

Итоговая контрольная работа. Диагностическая работа в формате ЕГЭ


Интернет- ресурсы

14.

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

15.

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

16.

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

17.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

18

Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki




Используемая литература

Для учителя

Для ученика


  1. Будникова Н.Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г.. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. М.: Вако, 2011.

  2. Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996.

  3. 3. Гринина-Земскова А.М.. Обучение сочинениям. - Волгоград, 2005.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

  1. Электронные учебные модули

Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

5. Канакина Г.И., Паранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое

пособие для учителей-словесников. – М..2004.

5.«Фраза». Обучающая программа-тренажёр по русскому языку.


  1. 1. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998.

  2. 2.Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 2004.

  3. 2.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 2004.

  4. 3.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2006.

  5. 4.Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.- М.: Просвещение, 2005

  6. 5.Панов М.В. Занимательная орфография. – М., Просвещение,2005.

  7. 6. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2005.

  8. 7.Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 2005.

  9. 8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь, 2004.


7. Планируемые результаты

знать

  • основные функции языка;

  • смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы­ка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникатив­ной установки и характера текста;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-­научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского лите­ратурного языка;

  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

    • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

    • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;

    • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо: - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, подробное и сжатое изложение, конспект);

    • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, публичное выступление, личное письмо, деловое письмо, текст-инструкция, сочинение-характеристика, сравнительная характеристика, рассуждение на нравственно-этическую тему, рассуждение на дискуссионную тему, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассказ по данному началу с включением диалога);

    • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

    • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    • соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

    • соблюдать в практике письма основные орфографические и пунктуационные нормы;

    • соблюдать правила русского речевого этикета;

    • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

    • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

    • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

    • увеличение словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

    • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

    • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

    • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

    • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

    • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

    • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

  • Формы организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов контроля. Работа во внеурочное время: предметные недели, участие в олимпиадах, конкурсах.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся являются устный опрос; самостоятельная работа; тесты, контрольные работы, диктанты различного типа, а также уроки развития речи (сочинения и изложения).


Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП по русскому языку


Оценка проектной и исследовательской деятельности.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;

  • на правила, которые не включены в школьную программу;

  • на еще не изученные правила;

  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  • в собственных именах нерусского происхождения;

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе


Тема урока

Кол-во часов


Элементы содержания

Планируемый результат освоения материала


Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1. В

Слово о русском языке.

Русский язык в современном мире.

1

Наука о языке.

Место лингвистики в кругу научных дисциплин.

Язык как знаковая система и общественное явление.

Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка.

Русский язык в современном мире.

Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональны стили Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка

Организация совместной учебной деятельности. Выразительное чтение текста вступительной статьи; составление сложного плана.



Лексика. Фразеология. Лексикография

2

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

1

Лексика – один из разделов науки о зыке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и

однозначные слова. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Знать основные понятия лексики, как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь работать с толковым словарем, употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, дать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение.

Словарный диктант с дополнительным заданием. Работа со словарем. Задание ЕГЭ.



3 В

Текст. Информационная переработка текста.

1

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Знать способы связи частей текста: цепная, параллельная, присоединительная, смешанная.
 Уметь создавать  письменные высказывания, редактировать собственный текст.

Работа с текстом.



4 В

Различные виды чтения. Зависимость различных видов чтения от коммуникативной задачи и характера текста.

1

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Уметь анализировать текст.

Анализ текста.



5

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и паронимы, их употребление.



1

Общее понятие изобразительно-выразительных средства языка.

Лексические изобразительно-выразительные

средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза).

Системные отношения в лексике русского языка и многозначность.

Омонимы и их особенности.

Системные отношения в лексике русского языка и многозначность.

Паронимы и их особенности.

Знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты.

Уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности, дать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять паронимы в речи.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Задание ЕГЭ.



6 В


Изобразительно-выразительные средства русского языка. Метафора, эпитет, перифраза, метонимия.


1


Работа со словарными статьями словарей.




7 В

Синонимия в системе русского языка

1

Системные отношения в лексике русского языка и многозначность.

Синонимы и их основные типы, антонимы, их основные типы

Знать, какие группы слов называются синонимами и антонимами.

Уметь находить в предложенных текстах синонимы и антонимы, определять роль синонимов и антонимов в тексте.

Работа со словарными статьями словарей.




8

Синонимы и антонимы, их употребление. Антитеза.

1



9 В

Развитие речи. Сжатое изложение с творческим заданием.

См. приложение.

1

Правила сжатого изложения текста.

Знать способы сжатия текста.

Уметь применять их в речевой деятельности.

Сжатое изложение.



10

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы.

1

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Знать системные отношения в лексике русского языка и многозначность слов.

Уметь употреблять слова в строгом соответствии с его лексическим значением.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Задание ЕГЭ.



11 В

Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, говоры, профессионализмы, жаргон, арго).


Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Работа со словарными статьями словарей.



12

Фразеологизмы. Источники фразеологии. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Фразеология; фразеологические единицы, лексикография; основные типы словарей русского языка.

Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка. Уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Словарный диктант. Работа со словарем. Текст под диктовку. Задание ЕГЭ.



13

Лексикография.


1

Лексикография.

Словари русского языка и лингвистические справочники. Их использование.

Знать разновидности словарей.

Уметь пользоваться различными словарями.


Работа со словарями.


14 В

Словари русского языка и лингвистические справочники. Их использование.

1



15

Контрольная работа-тест по лексике и фразеологии.

См. приложение.

1

Закрепление и систематизация знаний.


Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом.

Уметь работать с тестом.

Тест.




Фонетика. Графика. Орфоэпия

16

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия, основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.


1

Фонетика- раздел науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования гласных и согласных звуков;

фонетическая транскрипция. Орфоэпия как раздел науки о языке. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, чем различаются звук и буква, какие буквы звуков не обозначают, какие буквы и в каких случаях обозначают два звука, знать о существовании чередований звуков.

Уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова.

Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы

произнесения существуют для гласных и согласных звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки.

Работа с учебником. Фонетический разбор. Текст под диктовку. Работа со словарем.



17 В

Транскрипция. Озвончение и оглушение согласных.

1



Морфемика и словообразование

18

Состав слова. Морфемный анализ слова. Словообразование.

1

Морфемика как раздел науки о языке, состав слова, слова и морфемы, аффиксы словообразующие и формообразующие, основа слова.



Знать признаки производной и непроизводной основы, признаки простой и сложной основы.

Уметь давать характеристику основы слова, уметь выполнять морфемный разбор слова.

Организация совместной деятельности. Работа с учебником. Составление сравнительной таблицы.

Морфемный разбор слов. Выразительное чтение текста.



19 В

Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразование.

1

Сущность словообразования; основные способы словообразования слов в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы образования слов в русском языке. Аффиксация. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора.

Уметь определять способ словообразования, различать морфологические неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа

Организация совместной деятельности. Словообразовательный разбор. Словообразовательные цепочки. Задания ЕГЭ.



20

Контрольная работа – тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование».

См. приложение.

1

Тест.



21В

Анализ. Работа над ошибками.

1

Уметь анализировать ошибки, допущенные в работе.

Работа над ошибками.



Морфология и орфография


22

Принципы русской орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.


1

Особенности морфологии как раздела науки о языке; сущность и значение орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением.



Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии, правила правописания безударных гласных в корне слова.

Уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Задание ЕГЭ.



23 В

Развитие речи.

Подготовка к написанию сочинения с творческим заданием (лингвистический анализ текста).

1

Сложный план.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.

Сочинение.



24 В

Развитие речи. Написание сочинения с творческим заданием (лингвистический анализ текста).

1


25

Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих в различных частях слова.


1

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных после шипящих в корнях слов, в окончаниях слов, в суффиксах слов разных частей речи.

Знать правила правописания чередующихся гласных в корне слова, перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в случае затруднения, подбирать

примеры с изученными орфограммами.

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих.

Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать

гласные после шипящих.

Списывание текста с обоснованием выбора вставленных орфограмм. Словарный диктант.



26

Употребление гласных после Ц.

Правописание гласных Ы — И после Ц в различных частях слова.

1

Употребление гласных после Ц. Употребление О-Е в различных частях слова.

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц, о-е в различных частях речи.

Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц, правильно писать о-е в различных частях речи.

Списывание текста с обоснованием выбора вставленных орфограмм.



27 В

Правописание О — Е в различных частях слова.


1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы.

Диктант.



28

Правописание звонких и глухих согласных.

1

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные.

Знать правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных.

Уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.

Работа с учебником. Аналитическая словарная работа.



29

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1



30

Правописание двойных согласных.

1

31

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.




1

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется

фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе.

Уметь правильно писать приставки.

Списывание текста с обоснованием выбора вставленных орфограмм.




1



32

Гласные Ы — И после приставок.




33 В

Культура учебно-научного и делового обучения (устная и письменная формы).

1

Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Знать различие устной и письменной речи.

Уметь составлять деловые документы различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.



34 В

Культура публичной и разговорной речи.

1

Культура публичной и разговорной речи.

Уметь слушать и анализировать чужую устную речь, понимать коммуникативную задачу, готовить публичное выступление, слушать и оценивать публичное выступление.

Работа с дополнительным материалом.



35

Правописание Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.



1

Функции твердого и мягкого знаков, строчные и прописные буквы, правила переноса.

Знать функции ъ и ь, правила переноса, в каких случаях пишется прописная буква, а в каких строчная.

Уметь правильно переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы.

Списывание текста с обоснованием выбора вставленных орфограмм.



36

Правила переноса слов.


1

Правила переноса слов.


Знать правила переноса слов.

Уметь применять правило переноса слов.

Списывание текста с обоснованием выбора написания прописных букв.



37 В

Развитие речи. Сочинение-эссе.

1

Правила написания сочинения-эссе. Сложный план.

Знать правила написания сочинения-эссе.

Уметь создавать текст в жанре эссе на заданную тему

Подготовке к ЕГЭ.



38 В

Анализ сочинения-эссе. Абзацное членение текста.

1



Самостоятельные части речи

Имя существительное

39

Имя существительное как часть речи.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.


1

Лексико-грамматические разряды: род, число имѐн существительных; склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных. Орфографическая норма.

Стилистические нормы.

Знать правописание падежных окончаний имен существительных.

Уметь не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи.

Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор имен существительных. Дифференцированное задание



40 В

Правописание не с разными частями речи.

1

Суффиксы –ек/ -ик, -енк/ -инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/-еньк, -ышк/-юшк, -чик/ -щик им в существительных.

Не с разными частями речи.

Знать правописание суффиксов имен существительных.

Уметь правильно писать суффиксы имен существительных.

Самостоятельная работа, работа с учебником. Тренировочные упражнения.



41 В

Развитие речи. Подготовка к сочинение. (Подготовка к ЕГЭ. Задание С).

1

Задание С (ЕГЭ).

Знать, как правильно писать сочинения-рассуждения части "С" ЕГЭ.

Уметь применять их в речевой деятельности, писать сочинения-рассуждения.

Написание изложения.



42 В

Развитие речи. Написание сочинения. (Подготовка к ЕГЭ. Задание С).

1


43

Правописание сложных имен существительных.



1

Слитные и дефисные написания сложных имен существительных.

Знать правила написания сложных имен существительных.

Уметь делать правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных

Самостоятельная работа, работа с учебником. Тренировочные упражнения.



44

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфология и орфография».

См. приложение.

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Диктант с грамматическим заданием.



45

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.



1

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени.

Полные и краткие формы. Переход прилагательных из

одного разряда в другой. Склонение качественных и относительных прилагательных. Суффиксы –к-/-ск-,-ев-/-ив-, --лив-/-чив-, -ов-, -оват-/-овит-, -инск-,-оньк-/-еньк-.

Знать определение имени прилагательного,

лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных.

Уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных.

Словарный диктант. Морфологический разбор имен прилагательных. Развитие речи.



46

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.


1

Суффиксы -ан-/-ян-, -ын/-ин,

-ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных.

Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание–н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных.

Уметь мотивировать выбор при написании –н-,-нн-

Самостоятельная проверочная работа по материалам домашнего задания.



47 В

Готовимся к ЕГЭ. Проверочная работа-тест по теме «Морфология и орфография».

Анализ. Работа над ошибками.

См. приложение.

1

Повторение изученных тем.

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом.

Уметь работать с тестом.

Тест.



48

Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

1

Имена числительные количественные, порядковые,

собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имен числительных, слитные, дефисные и раздельные написания

имен числительных

Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение.

Уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные

Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор числительных. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ



49 В

Ь в именах числительных.

1



50

Местоимение как часть речи.

Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимений.


1

Разряды местоимений. Правописание местоимений.

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание.

Уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их.

Работа с учебником. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ.



51 В

Разряды местоимений.

1



52 В

Готовимся к Единому государственному экзамену.

Тестовые задания (по материалам ЕГЭ).

См. приложение.

1

Имена числительные количественные, порядковые,

собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имен числительных, слитные, дефисные и раздельные написания

имен числительных.

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом.

Уметь работать с текстом.

Тест.



53

Глагол как часть речи.

Правописание глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, условное, повелительное); категория времени; спряжение.

Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола.

Уметь делать морфологический разбор.

Работа с учебником. Составление плана. Морфологический разбор глагола.



54 В

Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов.

1

Правописание личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов.



Знать образование глагола, правописание личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах.

Уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

Работа с учебником. Дифференцированное задание. Индивидуальная работа. Задание ЕГЭ.



55 В

Сочинение (Подготовка к ЕГЭ).


1

Задание С (ЕГЭ).

Знать, как правильно писать сочинения-рассуждения части "С" ЕГЭ.

Уметь применять их в речевой деятельности, писать сочинения-рассуждения.

Сочинение.



56

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

1

Причастия действительные и страдательные; переходность/непереходность; возвратность/невозвратность, вид, время, число, падеж Адъективация, правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Знать правописание причастий.

Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий.

Работа с учебником. Дифференцированное задание. Индивидуальная работа. Задание ЕГЭ.



57 В

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


1



58

Деепричастие как глагольная форма.


1

Деепричастия настоящего и прошедшего времени, совмещение признаков глагола и наречия.




Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и

наречия, способы образования.

Уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах.

Работа с учебником. Морфологический разбор деепричастия.



59

Наречие как часть речи.

Правописание наречий.

1

Наречия обстоятельственные и определительные. Слитное, раздельное, дефисное написание

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения.

Уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения.


Работа с учебником. Морфологический разбор наречия.



60

Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния.


1

Слова категории состояния.

Знать слова категории состояния.

Уметь выделять в тексте слова категории состояния.




61 В

Омонимия кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния.

1






62 В

Готовимся к Единому государственному экзамену.

Контрольное сочинение.

1

Повторение изученных тем.

Знать, как правильно писать сочинения-рассуждения части (допуск к ЕГЭ).

Уметь писать сочинения-рассуждения.

Сочинение.



Служебные части речи

63

Предлог как служебная часть речи.

Правописание предлогов.


1

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные, отношения пространственные, временные, причинные, целевые.

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов.

Уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги.

Самостоятельная работа с учебником. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ.



64

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.



1

Союзы, союзные слова, союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению.

Уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и

союзные слова, правильно писать союзы.

Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор союзов. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ.



65

Частицы. Правописание частиц. Разряды частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание частиц. Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ.

Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц.

Уметь определять значение частиц, правильно их писать.


Работа с учебником. Морфологический разбор частиц. Задания ЕГЭ.



66 В

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.


1



67

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.


1

Эмоциональность, экспрессивность, интонация.

Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и

пунктуационное оформление.

Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях.

Работа с учебником. Морфологический разбор междометий. Дифференцированное задание.



68 В

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

1

Материальная и духовная культура народа с формированием структуры и состава языка.

Знать духовное наследие разных народов.

Работа с дополнительным материалом.



69 В

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа с формированием структуры и состава языка.

1



70В

Взаимодействие языков как результат взаимодействия национальных культур.

1

Материальная и духовная культура народа с формированием структуры и состава языка.

Знать духовное наследие разных народов

Работа с дополнительным материалом.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!