СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по курсу "Основы выбора профессии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новосибирской области Краснозерского района  Орехологовской средней общеобразовательной школы с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя профессиональная карьера», 8-9 класс, под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной (М.: «Просвещение», 2003 г.)

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов с одной стороны, и общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по курсу "Основы выбора профессии"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

на МО учителей-предметников

________________________

Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Руководитель МО


(Ф.И.О.)

Согласовано

С заместителем директора по УВР


«___»_______ 20___г.

Зам. директора по УВР


(Ф.И.О.)

Утверждено

директором МКОУ Орехологовской СОШ


(Ф.И.О.)

Приказ №___

от «___»_______ 20___г




Рабочая учебная программа

по курсу «Основы выбора профессии»

(наименование учебного предмета/курса)


Второй /8 класс

(уровень образования/класс)


2021-2022 уч.год

(срок реализации программы)


Программа составлена на основе содержания регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения_



Программу составила: Волкова Олеся Геннадьевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)



с. Орехов Лог

2021 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новосибирской области Краснозерского района Орехологовской средней общеобразовательной школы с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя профессиональная карьера», 8-9 класс, под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной (М.: «Просвещение», 2003 г.)

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов с одной стороны, и общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.

В соответствии с ФГОС на каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. В 8-9 классах ФГОС определяет «развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям».

Общие цели учебного курса:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

Сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;

Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

Обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

Согласно учебному плану на изучение курса «Основы выбора профессии школьников» на уровне основного общего образования отводится 35 часов в учебном плане. Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Описание места учебного курса в учебном плане:

Данный курс входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, реализует предпрофильную подготовку школьников в части информационно - профориентационной работы.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Учебник для 8-9 классов: «Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной (М.: «Просвещение», 2003 г.)

«Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников». 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций» К.Г. Кузнецов, М.: Просвещение, 2018

Атлас Новых профессий - Олимп - Бизнес - 2016 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

Личностные результаты:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения

  • учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение

  • характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

-владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

-формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

-формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

-формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

-формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

-формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

-развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу- психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

-формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

-развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты изучения данной программы:

  1. Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  2. Понимание врожденных особенностей человека, темперамента, черт характера;

  3. Определение понятия сущности профессионального самоопределения;

  4. Ориентация в мире профессий;

  5. Понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда;

  6. Определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом

распределения профессий на типы и классы;

  1. Понятие профессионального маршрута, профессиональной истории семьи.

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;

  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Обучающийся получит возможность научится:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Личностные качества обучающихся, развиваемые в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.

Организация образовательного процесса

Формы: урок.

Типы уроков:

  • урок усвоения новых знаний, умений и навыков;

  • урок применения новых знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации новых знаний, умений и навыков;

  • комбинированный урок;

  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • лекция с элементами беседы;

  • слайд-лекция с элементами беседы;

  • проблемная лекция с элементами беседы;

  • решение ситуационных задач;

  • дидактическая игра;

  • деловая игра;

  • эвристическая беседа;

  • эвристический семинар;

  • практическая работа.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.


Тематический план

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

1

Введение

2

2

Познавательные процессы и способности личности

12

3

Психология личности

12

4

Мир профессий

9

Итого

35



Содержание программы

Введение

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Познавательные процессы и способности личности

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта.

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.

Психология личности

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств.

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Мир профессий

Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий.

Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову.

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащийся

должен усвоить:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.

уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



Календарно-тематическое планирование

1 час в неделю

п/п

Кол-во часов


Тема урока


Содержание урока

Дата проведения

План

Факт


2

Введение

1

1

Роль профессионального самоопределения в жизни человека

Роль профессионального самоопределения в жизни человека.

03.09


2

1

Личный профессиональный план

Понятие и построение личного профессионального плана.

10.09



12

Познавательные процессы и способности личности

3

1

Память

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта.

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.

17.09


4

1

Память

24.09


5

1

Внимание

01.10


6

1

Внимание

08.10


7

1

Формы чувственного познания

15.10


8

1

Формы чувственного познания

22.10


9

1

Мышление

29.10


10

1

Мышление

12.11


11

1

Интеллектуальная сфера

19.11


12

1

Уровень развития интеллекта

26.11


13

1

Способности личности

03.12


14

1

Специальные способности

10.12



12

Психология личности

15

1

Типы нервной системы

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия.

Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Характер. Виды черт характера.

Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств.

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности.

Потребности. Виды потребностей.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Конфликт. Виды конфликтов.

Способы разрешения конфликтов.

17.12


16

1

Темперамент

24.12


17

1

Характер

14.01


18

1

Самооценка

21.01


19

1

Самоопределение личности

28.01


20

1

Профессиональное самоопределение

04.02


21

1

Мотивационная сфера

11.02


22

1

Потребности и их виды

18.02


23

1

Общение

25.02


24

1

Деловое общение

04.03


25

1

Конфликты

11.03


26

1

Способы разрешения конфликтов

18.03



9

Мир профессий

27

1

Профессия, специальность, специализация, квалификация

Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».


Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий.

Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову.

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии.

01.04


28

1

Профессия, специальность, специализация, квалификация

08.04


29

1

Профессия, специальность, специализация, квалификация

15.04


30

1

Характеристика труда

22.04


31

1

Характеристика труда

29.04


32

1

Классификация профессий

06.05


33

1

Формула профессии

13.05


34

1

Формула профессии

20.05


35

1

Профессиограмма

27.05


Итого

35




Литература к курсу «Основы выбора профессии»

  1. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: Вако, 2005. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. Материалов / сост., редактирование и комментарии Т.В. Чистяковой. - Волгоград: Учитель, 2005.

  2. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. -сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. - М.: Глобус, 2008.

  3. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. -М.: Глобус, 2007

  4. Дополнительная литература

  5. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.—М., 1997.

  6. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. - метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова - Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. - М.: ВАКО, 2005.

  8. Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.— 123 с.

  9. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2004.

  10. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СПб., 2001.

  11. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2

  12. ч. — Волгоград, 2001.

  13. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.6 Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

  14. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. - СПб.; Речь, 2007.

  15. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». - СПб.; Речь, 2007.

Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...

  2. proekt-pro. ru

  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...

  4. «Профориентация: кем стать? » - www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах.

  5. «Профориентация, образование, занятость - www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.

  6. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru - на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов - обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.

  7. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» - крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.

  8. E-xecutive. ru: справочник профессий -www.e-xecutive.ru/professions - раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».

  9. "Открытый урок" - образовательный проект - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!