СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная презентация по химии "Приёмы работы с текстом на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В свете новой концепции образования необходимо научить детей работать с текстом,что и побудило меня сделать такую презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Учебная презентация по химии "Приёмы работы с текстом на уроках химии"»

Приёмы работы с текстом на уроках химии Автор презентации: учитель химии МБОУ СОШ № 131города Новосибирска Цирина Татьяна Анатольевна

Приёмы работы с текстом на уроках химии

Автор презентации: учитель химии МБОУ СОШ № 131города Новосибирска Цирина Татьяна Анатольевна

Работа с текстом учебника    Этот вид работы с учебником может быть применён при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту.  В 9 классе на уроке «Сера, ее физические и химические свойства» учащиеся при самостоятельной работе составляют схему аллотропных модификаций серы.

Работа с текстом учебника

Этот вид работы с учебником может быть применён при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту.

В 9 классе на уроке «Сера, ее физические и химические свойства» учащиеся при самостоятельной работе составляют схему аллотропных модификаций серы.

 На уроке «Азотная кислота» в 9 классе, учащиеся знакомятся с применением азотной кислоты. Ребятам дается задание выписать из учебника перечень продуктов, для изготовления которых используется кислота. Читая учебник, ученики составляют схему применения кислоты.

На уроке «Азотная кислота» в 9 классе, учащиеся знакомятся с применением азотной кислоты. Ребятам дается задание выписать из учебника перечень продуктов, для изготовления которых используется кислота. Читая учебник, ученики составляют схему применения кислоты.

 С помощью учебника ученики должны уметь заполнять схемы примерами. Это можно проследить по темам «Оксиды», «Смеси».

С помощью учебника ученики должны уметь заполнять схемы примерами. Это можно проследить по темам «Оксиды», «Смеси».

 С помощью учебника учащиеся так же должны уметь составлять не только схемы , но и таблицы и диаграммы (например диаграмма по теме «Состав воздуха» ) С помощью учебника учащиеся учатся составлять сравнительные характеристики элементов, веществ.

С помощью учебника учащиеся так же должны уметь составлять не только схемы , но и таблицы и диаграммы (например диаграмма по теме «Состав воздуха» ) С помощью учебника учащиеся учатся составлять сравнительные характеристики элементов, веществ.

Состав воздуха

Состав воздуха

Задание из ВПР – 11 Дан текст:

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая представляет собой гидроксид кальция Ca(OH) 2 . Она находит применение при производстве: фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских изделий и сладостей. Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO 2 , содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

Задание из ВПР -11 1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая упоминалась в тексте. 2. Объясните, почему этот процесс называют гашением. 3. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.

Задание из ВПР -11

1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая упоминалась в тексте.

2. Объясните, почему этот процесс называют гашением.

3. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.

Задание из ВПР -11 4.Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.  5. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между гидроксидом кальция и соляной кислотой. 6. Объясните, почему эту реакцию используют для повышения рН воды.

Задание из ВПР -11

4.Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

5. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между гидроксидом кальция и соляной кислотой.

6. Объясните, почему эту реакцию используют для повышения рН воды.

Составление плана  Составление плана прочитанного является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала.  Работа по составлению планов можно рассмотреть на примере круговорота азота в природе (простой план) и по теме «Сплавы» (сложный план).

Составление плана

Составление плана прочитанного является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. Работа по составлению планов можно рассмотреть на примере круговорота азота в природе (простой план) и по теме «Сплавы» (сложный план).

 Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Это темы - «История использования металлов», «Сплавы» в 9 классе.

Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Это темы - «История использования металлов», «Сплавы» в 9 классе.

 На уроках можно применять следующее:  1. Объясняю материал, а затем говорю: «По учебнику найдите то, о чем не шла речь».  2. При изучении нового материала ученики делают вывод. Я прошу сверить вывод, сделанный учениками, с выводом в учебнике.  3. Зная, что ученики забыли формулу или определение, говорю, на какой странице можно найти ответ.

На уроках можно применять следующее:

1. Объясняю материал, а затем говорю: «По учебнику найдите то, о чем не шла речь».

2. При изучении нового материала ученики делают вывод. Я прошу сверить вывод, сделанный учениками, с выводом в учебнике.

3. Зная, что ученики забыли формулу или определение, говорю, на какой странице можно найти ответ.

Работа с иллюстративным материалом учебника    На уроках химии наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями. Они могут быть самыми разнообразными. Например, большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Например, руководствуясь таблицей растворимости, учащиеся определяют, осуществима ли практически данная химическая реакция.

Работа с иллюстративным материалом учебника

На уроках химии наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями. Они могут быть самыми разнообразными. Например, большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Например, руководствуясь таблицей растворимости, учащиеся определяют, осуществима ли практически данная химическая реакция.

 Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Например, рисунок «Влияние условий окружающей среды на коррозию металлов». Здесь показано влияние сухого воздуха, воды, раствора хлорида натрия на железо. Рис. «Структуры белков» - показаны отличия в строении первичной, вторичной, третичной структур.

Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Например, рисунок «Влияние условий окружающей среды на коррозию металлов». Здесь показано влияние сухого воздуха, воды, раствора хлорида натрия на железо. Рис. «Структуры белков» - показаны отличия в строении первичной, вторичной, третичной структур.

 По рис. «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», «Применение углерода», по схеме «Образование современной атмосферы», по диаграмме «Распространение химических элементов в земной коре» учащиеся могут составить рассказ, даже не изучив текст учебника.

По рис. «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», «Применение углерода», по схеме «Образование современной атмосферы», по диаграмме «Распространение химических элементов в земной коре» учащиеся могут составить рассказ, даже не изучив текст учебника.

Использование учебника для справок    Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. В учебнике 10 класса даны приложения, где в виде таблиц и схем даны основные классы углеводородов, химические свойства органических соединений, изученных за год. В 9 классе в приложении даны даты открытия химических элементов.

Использование учебника для справок

Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. В учебнике 10 класса даны приложения, где в виде таблиц и схем даны основные классы углеводородов, химические свойства органических соединений, изученных за год. В 9 классе в приложении даны даты открытия химических элементов.

Применение игровых приемов работы с учебным текстом   Применение игровых приемов работы с учебным текстом  способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы. Я использую на уроках: Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант -задает вопросы, а II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.

Применение игровых приемов работы с учебным текстом

  • Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы. Я использую на уроках:

Вопрос-ответ.

  • Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант -задает вопросы, а II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.
Например, в 10 классе на уроке по теме «Витамины. Лекарства» учащиеся ставят вопросы: - Сколько известно в настоящее время витаминов? -Чем опасен бодибилдинг? -Что такое алкалоиды, их происхождение? -Чем отличается яд от лекарства, по утверждению Парацельса?

Например, в 10 классе на уроке по теме «Витамины. Лекарства» учащиеся ставят вопросы:

- Сколько известно в настоящее время витаминов?

-Чем опасен бодибилдинг?

-Что такое алкалоиды, их происхождение?

-Чем отличается яд от лекарства, по утверждению Парацельса?

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!