СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мотивация- основной компонент успешной деятельности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об учебной мотивации, как компонент успешной работы на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Учебная мотивация- основной компонент успешной деятельности на уроках географии»

Учебная мотивация основной компонент успешной деятельности на уроках географии

(виды учебной установки, которые мотивируют мыслительную деятельность)

Добрый день уважаемые коллеги.

1 СЛАЙД Сейчас на первый план выходит личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. И задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным, считается предметом второго плана, такой как география.

2 СЛАЙД Неоднократно возникал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности?»

3 СЛАЙД География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, т.к. раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты.

Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. Сегодня мы живём в мире инновационных технологий, имеем большие возможности познавать мир вокруг нас, с помощью путешествий, туризма – открытые границы, интересующей литературы, имеем возможность прикоснуться к историко-географическим архивным документам прошлого. Всё это также способствует к большему привлечению интереса к предмету у учащихся.

 СЛАЙД Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. А первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

4 СЛАЙД А что же такое мотивация?

Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию.

М отивы — это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников.

5 СЛАЙД Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации, отражены в схеме.



6 СЛАЙД Общеизвестно, что понятно лишь только то, что интересно!

7 СЛАЙД Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как физически, так и психологически.

Готовясь к выступлению, я поняла что, новые методы и приемы мотивационных установок, пока что, не изобретены, они остались те же, что мы всегда применяем, только применять их можно и нужно в «ином свете».

8 СЛАЙД Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.

9 СЛАЙД Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше:

уроки-игры,

уроки-конференции,

урок-путешествие,

уроки типа КВН,

уроки-инсценировки,

уроки-дискуссии,

уроки-конкурсы

экскурсии в природу и на производство,

уроки на местности,

уроки в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность.

10 СЛАЙД Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Суд над погодой!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по морю гуляет ветер..!», «Путешествие капедьки» и др.

11 СЛАЙД Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Например, мотивацией к изучению рек России может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в группы: древние названия, местные и современные. Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий. Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

12 СЛАЙД На успех учебной деятельности большое влияние оказывает коллективные формы работы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль.

13 СЛАЙД Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения:

разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте,

различного содержания тексты,

терминологический диктант,

взаимопроверка номенклатуры географических названий,

сигнальный опрос,

«тихий опрос» с помощью аудиозаписи,

применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник – зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.

14СЛАЙД Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии.

К каждому учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т.к. детям любопытно, какая информация может быть на нем.

Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т. д.

В учебниках географии теперь излагаются научные гипотезы (об образовании Земли, движении литосферных плит, путях расселения человека по материкам и др.)- Увеличено в тексте учебников число образных описаний ландшафтов, отдельных объектов, стран, народов, промышленных районов, городов.

15 СЛАЙД Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. 

Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах;

знания о обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.

При изучении плана местности, форм поверхности суши, процессов рельефообразования, вод суши, явлений, происходящих в атмосфере, компонентов природного комплекса своей местности мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные школьниками в жизни. При работе на огороде, в саду, на даче, в деревне и селе, при освоении под руководством родителей земельного, садового участка. Так, при рассмотрении темы «Подземные воды» в 6 классе перед школьниками целесообразно поставить для мотивации познавательную задачу: в какой части нашего населенного пункта из двух колодцев, изображенных на плане местности, глубина будет больше и почему? Почему при бурении скважин происходит «замыливание и заиливание», что это значит? Какие там почвы? горные породы? и т. д.

Но мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять, создавать благоприятные условия для формирования и развития внутренних мотивов.

16 СЛАЙД Примеры методических приёмов и способов, которые мы используем для повышения мотивации обучающихся:

-Показать необходимость географических знаний, их связь со многими сторонами современной жизни людей.

- показ новейших достижений науки.

- подчеркнуть практическое значение знаний о природе, географической оболочке, являющейся средой обитания человека.

-Опираться на жизненные наблюдения и опыт самих обучающихся.

-Активно использовать краеведческий материал.

-Привлекть учащихся к проектной и исследовательской деятельности.

-Геймификация: использовать игровые минутки, элементы соревнования, игровые формы урока.

-Эпиграф по теме, загадки, стихотворения, народные приметы, отрывки из произведений служат отличными мотиваторами.

-Создать на уроке ситуации занимательности и удивления (приводить интересные примеры, показать грандиозность цифр, необычность факта).

-Удивление - мощный стимул познания. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в ожидания чего-то нового, интересного и непознанного. Но надо всегда помнить, что занимательность – это не развлекательность. Использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учёбе, а не отвлекать их от неё.

-Интегрировать знания по географии, биологии и экологии, что всегда интересно для обучающихся.

- Создавать проблемные ситуации или познавательный конфликт (отрицание предложенного учениками решения, проблемный вопрос, дискуссия).

-Использовать «логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалу.

-Предлагать обучающимся опережающие творческие работы в разном формате. Например, обучающиеся выполняют задание по разработке дидактических материалов, которые затем я использую в своей работе (макеты вулкана, внутреннего строения Земли, ребусы, кроссворды, интерактивные игры и т.д.).

-Профориентация: знакомство с профессиями, связанными с географическими знаниями, а в 8 классе учащиеся выполняют проект «География в профессиях».

-Организовывать групповую и парную работу обучающихся в процессе изучения нового материала и при проверке знаний и умений.

-Применять интересные и нестандартные формы контроля (контурная карта, перфокарта, взаимопроверка, самопроверка, компьютерный тест, графический тест, игры, разные типы головоломок).

-Ставить отметку за урок ученику не за отдельный ответ, а за несколько на разных этапах урока - приём «Накопительная оценка».

-Использовать информационные технологии на разных этапах урока, применяю элементы педагогических технологий деятельностного типа и разнообразные приёмы подачи материала и проверки знаний.

-«Автор»: обучающийся должен представить себя в роли автора учебника географии и объяснить одноклассникам необходимость изучения новой темы урока.

-«Практика»: ученикам предлагаю назвать несколько примеров применения в жизни знаний, умений и навыков по теме урока.

-«Профи»: школьникам предлагается объяснить, как новые знания по теме урока пригодятся в их будущей профессии.

-«Кредит доверия»: иногда ставлю ученику отметку, чуть завысив её, что даёт ему шанс поверить в свои силы и проявить себя в дальнейшем с положительной стороны.

-«Дозированная помощь»: учащимся «группы риска» выдаю карточки с алгоритмами действий.

-Акция «Получи пять пятерок подряд, шестая пятерка – в подарок!».

-«Отсроченная отгадка»: в начале урока обучающимся предлагается загадка, отгадка к которой станет известна им при работе над новым материалом.

-«Оратор»: за 1 минуту ученику необходимо убедить своих одноклассников в том, что изучение данной темы ему пригодится в жизни.

-«Сам себе учитель»: делегирую часть своих полномочий ученикам, позволяю им проводить фрагменты урока или урок полностью.

-«Верно - неверно»: ученикам предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Они выбирают верные на их взгляд утверждения, полагаясь на собственный опыт или, просто угадывая. В любом случае обучающиеся настраиваются на изучение темы. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие утверждения были верными, а какие – нет.

-«Свои примеры»: обучающиеся подбирают свои примеры к новому материалу, используя дополнительные источники информации.

-«Повторение с одновременным контролем»: учащиеся составляют вопросы к изученному материалу в разном формате. После этого одни ученики задают свои вопросы, а другие на них отвечают.

-«Мозговой штурм»: проводится с целью получения за короткий промежуток времени как можно больше ответов, идей, гипотез.

-«Синквейн»: приём даёт возможность проверить усвоение главных аспектов изученного материала и творчески переработать ключевые понятия темы.

-«Образовательная стратегия»: ученики, которые выполнили контрольную/самостоятельную работу на «5», делятся своим опытом, как они готовились к работе. Цель - поделиться с одноклассниками успешными образовательными стратегиями.

-«Нестандартный вход в урок»: нетрадиционное начало урока, каждый урок желательно начинать по-новому.

-«Проблемная ситуация»: предлагаю задания, в которых учащиеся осознают цель, но не знают способов её достижения. Они оказывается в положении исследователя, выдвигают собственные суждения, догадки, творчески подходят к познавательной деятельности.

-«Восстанови цепочку»: суть приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов в логическом порядке.

-«Воображаемое путешествие»: школьники получают задание описать своё воображаемое путешествие по той или иной местности (например, экспедицию по природной зоне, климатической области и т.д.).

-«Правда-ложь»: например, ученикам 8и класса на открытом уроке было предложено 5 утверждений по теме домашнего задания (по вариантам). Если ученики согласны с утверждением, то ставили цифру «5», а если нет, то цифру «2». Ответ записывается в виде цифрового ряда. Я составила утверждения для обоих вариантов все верные, т.е. ответ должен был получиться у всего класса 55555. Обучающимся понравился такой способ проверки знаний.

-«Реставратор»: необходимо приготовить «дырявый текст», т.е. с пропусками слов (цифр). Ученик должен реставрировать текст, т.е. вставить слова, подходящие по смыслу. Задаю в качестве домашнего задания ученикам создать «дырявый» текст. А на уроке учащиеся обмениваются заготовленными текстами и восстанавливают его. Затем реставрированный текст обратно возвращается к хозяину, и он проверяет правильность заполнения пробелов в тексте.

-«Ты – мне, я - тебе». Обучающиеся готовят вопросы по домашнему заданию. Первый ученик бросает мяч любому из одноклассников и одновременно задаёт ему вопрос. Второй ученик даёт ответ и мяч летит к следующему ученику, которому он задаёт свой вопрос и т.д. Учитель оценивает нестандартность и качество задаваемых вопросов, а также правильные ответы.

-Во время урока в кабинете должна царить атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учеников на уроке.


-Ситуация успеха – самый мощный стимул познавательной деятельности, так как удовлетворяет потребность каждого ученика в самоуважении и повышении престижа. Создаю ситуацию успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, имеющих разный уровень обученности и

 Качественное школьное образование – это первая ступенька, ведущая ученика на вершину успеха. Степень успешности во многом определяет наше отношение к жизни, желание учиться, узнавать новое, работать и совершенствоваться. Учёба - это нелёгкий труд, но при правильной мотивации она способна дарить радость творческих открытий, позволяет учиться с увлечением и достигать позитивных результатов. Но сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший объём знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Мне как учителю на своих уроках важно создавать атмосферу интереса к географическим знаниям, воспитывать у детей стремление исследовать и творить. Поэтому считаю, что важным делом каждого педагога является поиск самых разнообразных путей и приёмов для поддержания интереса в любом виде их познавательной деятельности.



Считаю, что мотивация является стартовой площадкой для любой деятельности. Я убеждена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы и приёмы работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!