СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная экологическая тропа по теме: «Деревья и кустарники».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная экологическая тропа преобразовывает урок в увлекательную форму. Наглядное изучение материала всегда усваивается детьми лучше. Данная экологическая тропа включает в себя поэтические тексты, загадки, игровые задачи, практикум.

Просмотр содержимого документа
«Учебная экологическая тропа по теме: «Деревья и кустарники».»

Учебная экологическая тропа

по теме: «Деревья и кустарники».


Цель: создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.

Задачи:

  1. Изучение объектов и явлений природы в естественной для них среде.

  2. Познание видов природопользования.

  3. Оценивание результатов взаимодействия человека и природы.

  4. Овладение навыками экологически-грамотного поведения в природном окружении

  5. Развитие умения проанализировать цели охраны природы среди сверстников.

Технология проведения тропы:

Этап 1. Прокладывание тропы.

Природный участок: площадка возле школы

Время проведения: 45 минут

Этап 2. Уточнение объектов тропы.

Ботанические объекты: деревья и кустарники.

Этап 3. Создание искусственных моделей природных объектов.

Модель дерева или кустарника (из пластилина, бумаги)

Этап 4. Информационное оснащение тропы.

Поэтические тексты, загадки, описание.

Этап 5. Проведение занятия на тропе.

Практикум, экологические зарисовки.

Этап 6. Просветительский.

Обсуждение, выставка моделей.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём урок на школьной площадке. А чтоб узнать тему нашего занятия вы должны отгадать загадку:

1) Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

- Правильно, дерево. Но сегодня мы поближе познакомимся не только с деревьями, но и кустарниками.

- Скажите, а какие деревья вы знаете? Хорошо. Отгадайте загадку:

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?

(Тополь)

- Молодцы. Посмотрите вокруг и скажите есть на нашей площадке это дерево. Правильно пойдёмте посмотрим поближе.

*Подошли к тополю*

- Посмотрите, тополь – высокое дерево. Представляете, он может достигать высоты девятиэтажного дома. Может вы видели такой тополь из окна? А вы знали, что пух есть не у всех видов тополя?

- Посмотрите, а что это за дерево?

*показываю на шарообразную иву*

- Это ива, но не простая, а шарообразная. Её так назвали благодаря форме кроны, которая напоминает шары. У ивы, как у тополя и других деревьев, есть множество разновидностей. Какая разновидность ивы вам ещё известна? Как вы думаете почему её так назвали? Всё дело в том, что плакучая ива в природе растёт в основном у водоёмов, а её ветки спускаются вниз и создаётся впечатление, что ива плачет.

- Следующее дерево вам хорошо известно, о нём писали многие поэты, в том числе Сергей Есенин. Не догадались ещё? Тогда вот вам загадка:

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Берёза)

- Правильно, а кто может вспомнить стихотворение Сергея Есенина про березу?

*стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина*

-Молодцы. Теперь давайте перейдём к кустарникам. Какие кустарники вы знаете?

- На нашей площадке тоже есть кустарник, угадайте какой:

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

(Шиповник)

*подходят к шиповнику*

- Посмотрите он и в правду весь в шипах. Как вы думаете зачем кустарнику они нужны?

- Всем растениям, красивым и вкусным, шипы нужны для защиты. Причем в природе все учтено. Так, малину или ежевику не смогут обглодать травоядные козы, например, а вот птицы беспрепятственно лакомятся ягодами. Птицы помогают этим растениям разрастаться, ведь они переносят семена на значительные расстояния.

Кроме того, растения с колючками спокойнее переносят отсутствие влаги. Колючки удерживают влагу, а также сохраняют тепловой баланс растений. Колючие растения более выносливые.

Укол шипами весьма болезнен. Поэтому при работе с колючими растениями в саду следует относиться к ним осторожно и не забывать про перчатки.

- А теперь мы перейдём к интересному заданию. У меня есть карточки с обратной стороны написано слово, каждый по очереди подходит ко мне и вытягивает понравившийся им листочек, только никому не показывайте.

*два типа карточек: на одних зашифровано слово «дерево», на других «кустарник» *

- Теперь посмотрите, слова на карточках зашифрованы, буквы перепутаны. Вам нужно отгадать, какое слово там скрыто, вы можете советоваться друг с другом. Кто отгадает поднимайте руки вверх.

- Какие слова у вас получились?

- Молодцы, теперь разделитесь на две группы: те, у кого слово «дерево» встаньте справа от меня, а у кого «кустарник» слева. Вы сейчас побудите настоящими исследователями. Одна команда будет изучать из чего состоит дерево, а другая из чего состоит кустарник. Это ещё называют структурой дерева и структурой кустарника. Каждой команде я дам планшет с листом и ручку, подойдите к объекту вашего исследования, изучите его, посоветуйтесь с командой и запишите, вы *показывает на команду с карточками дерево* из чего состоит дерево, а вы *показывает на другую команду* из чего состоит кустарник. Запомнили?

- Чтобы вам было понятней давайте разберём из чего состоит вот этот цветок. *берёт любой цветок, вместе с классом перечисляет*: стебель, листья, головка, лепестки.

- Все поняли? Тогда команда, изучающее дерево сейчас пойдёт к этой берёзе * показывает на рядом стоящую берёзу*, а команда, изучающая кустарники к рядом стоящему шиповнику. Будьте аккуратны, не толкайтесь! Я буду смотреть как вы работаете в команде!

Дети работают, после идёт обсуждение их изучения.

- Ребята, вы хорошо постарались и написали структуры дерева и кустарника! Как мы заметили у них много общего, но чем же они отличаются?

- Всё дело в стволе. Сколько у дерева стволов? А у кустарника? Какой из этого мы можем сделать вывод?

- Молодцы! Скажите, что сегодня нового и полезного вы узнали? Вам было интересно?

- Дома, вам нужно будет на основе полученных сегодня знаний сделать модель дерева или кустарника. Вы знаете, что такое модель? Это уменьшённая копия. Вы можете сделать её из пластилина и бумаге. Попросите о помощи своих родителей. Урок окончен пора возвращаться в класс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!