СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие граждан в политической жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Итак, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке. Какова тема урока?

 - «Выборы и референдум» или « Что такое выборы?»

 - Правильно, тема урока «  Формы участия граждан в жизни страны».

Для того, чтобы сформулировать основную проблему и задачу урока, решим проблемную задачу...

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шыргайтинская СОШ»















Урок по обществознанию для 9 классов

на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны»







Подготовила: учитель обществознания Каланакова В.М.










2017 год







Тема: Участие граждан в политической жизни.
Тип урока: Комбинированный
Цели деятельности учителя:

  1. Создать условия для усвоения новых знаний.

  2. Научить определять различия активного и пассивного избирательного права, показать роль и значение референдума, выявить особенности и сущность мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

  3. Провести работу по моделированию обучающимися собственных вариантов повышения избирательной активности молодежи, сравнить с реальной перспективой активности по результатам социологического обследования.

  4. Воспитывать патриотизм, чувство причастности к судьбе своей страны.

Планируется результат:

Предметные умения: знать структуру, сущность
и типы избирательных систем, понятие абсентеизм; уметь анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

  1. Личностные УУД:

▪ формировать внутреннюю позицию к выборам как представительной форме участия граждан в политике;

▪ воспитывать осознание важности и ответственности участия в выборах.

  1. Регулятивные УУД:

▪ учиться управлять своей познавательной деятельностью;

▪ ставить цель и анализировать условия достижения цели, принимать решения в проблемах ситуации, оценивать себя.

  1. Познавательные УУД:

▪ осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, самостоятельно делать выводы;

▪ структурировать тексты, включая умения, выделять главные и второстепенные.

  1. Коммуникативные УУД:

▪ уметь работать в группах;

▪ уметь вступать в диалог и аргументировать свою позицию.

Предварительная работа (опережающие задания)

  1. Проводится социологическое обследование обучающихся 7-8 классов и 9-10 классов - делается анализ.

  2. Готовится краткая справка из истории избирательного права с использованием ресурсов Интернета,

Основные понятия, изучаемые на уроке:
- активное и пассивное избирательное право;
- электорат;
- референдум;
- абсентеизм;
- мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.


Оборудование (ресурсы):
- учебник «Обществознание» 9 класс, под редакцией Л.Н Боголюбова, А.И Матвеева,
И. “ Просвещение “, 2014 год;
- интернет-ресурсы;
- Конституция РФ.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя с целью актуализации проблемы и формированием цели.

  2. Историческая справка по избирательному праву.

  3. Демократические выборы.

  4. Абсентеизм.

  5. Виды избирательных систем – работа с Интернет-ресурсами.

  6. Анализ социологического исследования обучающихся 7-8 и 9-10 кл. Моделирование собственных вариантов повышения избирательной активности.

  7. Домашнее задание, оценивание работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка учебной проблемы (осуществляется путём работы обучающихся в группах)

Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова В. Дудинцева из романа « Не хлебом единым»: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя…».

Как вы их понимаете?

Да, действительно, думающего человека нельзя заставить поступать не по совести, делать то, что он не хочет. Поэтому я призываю вас сегодня, как, впрочем, и всегда, думать и анализировать, ведь от наших действий зависит будущее и каждого из нас и всей страны в целом.

В марте 2018 года нас ожидают выборы- президента РФ.

Откроем Конституцию РФ и прочитаем ст. 3 и ст. 32.

Работаем в группах по 4 человека, ситуация «Мозгового штурма». Итак, о чем в них говорится?

1 группа: В Конституции РФ ст. 3 говорится о том, что народ непосредственно осуществляет свою власть. Таким выражением власти являются: выборы и референдум.

2 группа: 32 ст. конституции РФ гласит, что мы можем избирать и быть избранными, т.е. самим ходить на выборы и выдвигать свою кандидатуру.

  1. Формулировка темы урока, целеполагание

Итак, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке. Какова тема урока?

3 группа: «Выборы и референдум» или « Что такое выборы?»

Правильно, тема урока « Формы участие граждан в жизни страны».

Для того, чтобы сформулировать основную проблему и задачу урока, решим проблемную задачу.

  1. Актуализация знаний по проблеме урока

Задача: ребенок интересуется у мамы, может ли он стать главным в городе, депутатом или президентом? Ответ мамы – да, именно мы все граждане России выбираем депутатов, президента и т.д. Когда ты вырастешь, тоже будешь принимать участие в выборах, а если будешь хорошо учиться, то тебя выберут.

Какое противоречие возникает между статьями Конституции и ответами мамы?

В задаче путаются «понятия», когда человек выбирает и когда выбирают его.

4 группа: Задача: узнать отличие активного и пассивного избирательного права?

Учитель: Действительно, такие понятия существуют. Откроем в конце учебника словарь терминов, Зачитаем понятия:

- активное избирательное право – право граждан, достигших 18 лет, участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.

- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

Запишем в словари.

1 группа: Мы пришли еще к одному выводу, что есть люди, которые вообще не ходят на выборы, т.е. не активно и не пассивно не участвуют в них.

Учитель: как вы считаете - это может быть проблемой для государства?

2 группа: любое государство заинтересовано в том, чтобы все граждане участвовали в выборах.

3 группа: следовательно, мы сегодня на уроке должны поговорить об этой проблеме и выяснить ее причины.

Учитель: это и будет проблемным вопросом нашего урока.

  1. Решение проблемы (осуществляется путём учебного диалога, совместной групповой работы обучающихся под руководством учителя, выполнения опережающих заданий обучающимися)

Задание 1 группе:

Используя интернет-источник, найти информацию о тех, кто не желает участвовать в выборах.

Затем учитель обобщает ответы и выводит следующее:

Демократия предполагает всеобщие, прямые, открытые выборы.

Демократические выборы – это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве.

Всегда ли было так.

Послушаем справку из истории движения за избирательные права.

Выступление ученика, в котором следует рассказ о борьбе за избирательные права, об ограниченных условиях избираемого права, таких как: возраст, гражданство, определенные моральные нормы, пол. Могут быть приведены примеры: Конституция США (1787 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), а также первые советские конституции 1918 и 1936 гг. (Ответ может сопровождаться презентацией)

Итак, какой вывод следует из исторической справки?

Вывод: право избирать и быть избранным завоевано и является главным достижением демократии.

Делаем оценку (прогноз): Что случится, если сейчас у нас отнять это право?

Предположительно дети должны ответить, что люди вновь будут бороться за свои права.

Так почему сейчас не все пользуются этим правом?

Узнаем, что подготовила первая группа.

1 группа: Предлагает записать в словари:

Абсентеизм – (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) отстранение избирателей от участия в голосовании.

Обучающиеся высказывают различные мнения по проблеме. Делаем вывод о том, что есть объективные и субъективные причины, по которым люди не ходят на выборы. Например, правовая безграмотность, невыполнение взятых на себя обязательств депутатами и т. д. В результате мы открыли для себя новое понятие.

Да, активность избирателей от выборов к выборам падает. В чем же причина этого, нам поможет выяснить социологический опрос, проведенный заранее. Результаты огласит один из учащихся. Задавались следующие вопросы в возрастной категории 7-8 и 9-10 классы:

▪ Я знаю о выборах:

- мало;

- достаточно;

- плохо.

▪ От чего зависит активность на выборах?

- возраста;

- пола;
- социального статуса (образование, материальное положение и т.д.)

Ответы были следующие:

30% опрошенных о выборах знают мало,
20% считает, что активность зависит от возраста,
30% - от пола,
20% - от социального статуса.

Следует отметить, что более образованные люди охотнее занимаются политикой. От себя добавлю, что важно еще знать, за кого надо идти голосовать, доступность места голосования и простота процесса.

Каждый кандидат или партия борются за избирателей. Круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах, называется электоратом. (Запишем)

Второй год в нашей гимназии проходят выборы в Молодежный Совет городского поселения Рузаевка. Вспомните, как боролись кандидаты за голоса, т.е. за электорат? Следуют ответы: выпускали листовки, в которых писали свою программу, использовали школьное радио, представители кандидатов ходили с предвыборной агитацией по классам.

Давайте сообща составим кластер, в котором укажем черты и действия, которые вам понравились в кандидатах и поэтому вы за них голосовали.


Как известно, кандидат, за которого вы проголосовали, победил не только в муниципальном этапе конкурса, но и в республиканском. А это значит, что, слушая его программу, думая над ней, вы сделали правильный выбор. Именно так следует действовать, когда вы станете взрослыми.

Переходим к последней части нашего урока. В каждой стране имеются свои отличительные черты в системе избирательной практики. Можно выделить, по крайней мере, 3 варианта. Подробно с выявлением плюсов и минусов вы узнаете в старших классах. Сейчас, используя материал учебника, мы с вами поработаем и выявим наиболее значимые черты.



Составим таблицу:

Избирательные системы

Мажоритарная

Пропорциональная

Относительного большинства

Абсолютного большинства

Каждая партия и движение получают в представительном органе власти число мандатов пропорционально количество голосов.

Простое большинство голосов

Абсолютное большинство голосов (50%+1)


  1. Ответ на проблемный вопрос

Возвращаясь к проблеме урока: активное и пассивное избирательное право и отклонение от выборов вообще. Мы сегодня много узнали нового. Продолжили работу с документами, составили таблицы и проанализировали их.

А теперь должны составить свою собственную модель повышения избирательной активности и может быть тем самым решить и проблему урока.

Ответы могут включать следующее:

▪ чаще проводить игры и мероприятия по избирательному праву;

▪ активно участвовать в конкурсах и олимпиадах по избирательному праву;

▪ организовывать встречи с депутатами представительных органов;

▪ интересоваться политикой;

▪ ввести минуты политинформации на уроках обществознания или классных часах.

Итак, просто учиться.

  1. Рефлексия

Давайте проведем рефлексию урока и посмотрим, что мы запомнили.

Составим синквейн на понятие «выборы».

  1. Выборы

  2. Равные, прямые

  3. Управлять, принимать, решать

  4. У каждого человека должен быть выбор

  5. Право.

Оцениваем результаты и ставим оценки.

8. Домашнее задание

Д.З. §6, синквейн на понятие «референдум» или сочинение-размышление «Я – будущий избиратель».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!