Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шыргайтинская СОШ»
Урок по обществознанию для 9 классов
на тему:
«Участие граждан в политической жизни страны»
Подготовила: учитель обществознания Каланакова В.М.
2017 год
Тема: Участие граждан в политической жизни.
Тип урока: Комбинированный
Цели деятельности учителя:
Создать условия для усвоения новых знаний.
Научить определять различия активного и пассивного избирательного права, показать роль и значение референдума, выявить особенности и сущность мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Провести работу по моделированию обучающимися собственных вариантов повышения избирательной активности молодежи, сравнить с реальной перспективой активности по результатам социологического обследования.
Воспитывать патриотизм, чувство причастности к судьбе своей страны.
Планируется результат:
Предметные умения: знать структуру, сущность
и типы избирательных систем, понятие абсентеизм; уметь анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
▪ формировать внутреннюю позицию к выборам как представительной форме участия граждан в политике;
▪ воспитывать осознание важности и ответственности участия в выборах.
Регулятивные УУД:
▪ учиться управлять своей познавательной деятельностью;
▪ ставить цель и анализировать условия достижения цели, принимать решения в проблемах ситуации, оценивать себя.
Познавательные УУД:
▪ осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, самостоятельно делать выводы;
▪ структурировать тексты, включая умения, выделять главные и второстепенные.
Коммуникативные УУД:
▪ уметь работать в группах;
▪ уметь вступать в диалог и аргументировать свою позицию.
Предварительная работа (опережающие задания)
Проводится социологическое обследование обучающихся 7-8 классов и 9-10 классов - делается анализ.
Готовится краткая справка из истории избирательного права с использованием ресурсов Интернета,
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- активное и пассивное избирательное право;
- электорат;
- референдум;
- абсентеизм;
- мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Оборудование (ресурсы):
- учебник «Обществознание» 9 класс, под редакцией Л.Н Боголюбова, А.И Матвеева,
И. “ Просвещение “, 2014 год;
- интернет-ресурсы;
- Конституция РФ.
План урока.
Вступительное слово учителя с целью актуализации проблемы и формированием цели.
Историческая справка по избирательному праву.
Демократические выборы.
Абсентеизм.
Виды избирательных систем – работа с Интернет-ресурсами.
Анализ социологического исследования обучающихся 7-8 и 9-10 кл. Моделирование собственных вариантов повышения избирательной активности.
Домашнее задание, оценивание работы.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка учебной проблемы (осуществляется путём работы обучающихся в группах)
Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова В. Дудинцева из романа « Не хлебом единым»: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя…».
Как вы их понимаете?
Да, действительно, думающего человека нельзя заставить поступать не по совести, делать то, что он не хочет. Поэтому я призываю вас сегодня, как, впрочем, и всегда, думать и анализировать, ведь от наших действий зависит будущее и каждого из нас и всей страны в целом.
В марте 2018 года нас ожидают выборы- президента РФ.
Откроем Конституцию РФ и прочитаем ст. 3 и ст. 32.
Работаем в группах по 4 человека, ситуация «Мозгового штурма». Итак, о чем в них говорится?
1 группа: В Конституции РФ ст. 3 говорится о том, что народ непосредственно осуществляет свою власть. Таким выражением власти являются: выборы и референдум.
2 группа: 32 ст. конституции РФ гласит, что мы можем избирать и быть избранными, т.е. самим ходить на выборы и выдвигать свою кандидатуру.
Формулировка темы урока, целеполагание
Итак, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке. Какова тема урока?
3 группа: «Выборы и референдум» или « Что такое выборы?»
Правильно, тема урока « Формы участие граждан в жизни страны».
Для того, чтобы сформулировать основную проблему и задачу урока, решим проблемную задачу.
Актуализация знаний по проблеме урока
Задача: ребенок интересуется у мамы, может ли он стать главным в городе, депутатом или президентом? Ответ мамы – да, именно мы все граждане России выбираем депутатов, президента и т.д. Когда ты вырастешь, тоже будешь принимать участие в выборах, а если будешь хорошо учиться, то тебя выберут.
Какое противоречие возникает между статьями Конституции и ответами мамы?
В задаче путаются «понятия», когда человек выбирает и когда выбирают его.
4 группа: Задача: узнать отличие активного и пассивного избирательного права?
Учитель: Действительно, такие понятия существуют. Откроем в конце учебника словарь терминов, Зачитаем понятия:
- активное избирательное право – право граждан, достигших 18 лет, участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.
- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Запишем в словари.
1 группа: Мы пришли еще к одному выводу, что есть люди, которые вообще не ходят на выборы, т.е. не активно и не пассивно не участвуют в них.
Учитель: как вы считаете - это может быть проблемой для государства?
2 группа: любое государство заинтересовано в том, чтобы все граждане участвовали в выборах.
3 группа: следовательно, мы сегодня на уроке должны поговорить об этой проблеме и выяснить ее причины.
Учитель: это и будет проблемным вопросом нашего урока.
Решение проблемы (осуществляется путём учебного диалога, совместной групповой работы обучающихся под руководством учителя, выполнения опережающих заданий обучающимися)
Задание 1 группе:
Используя интернет-источник, найти информацию о тех, кто не желает участвовать в выборах.
Затем учитель обобщает ответы и выводит следующее:
Демократия предполагает всеобщие, прямые, открытые выборы.
Демократические выборы – это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве.
Всегда ли было так.
Послушаем справку из истории движения за избирательные права.
Выступление ученика, в котором следует рассказ о борьбе за избирательные права, об ограниченных условиях избираемого права, таких как: возраст, гражданство, определенные моральные нормы, пол. Могут быть приведены примеры: Конституция США (1787 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), а также первые советские конституции 1918 и 1936 гг. (Ответ может сопровождаться презентацией)
Итак, какой вывод следует из исторической справки?
Вывод: право избирать и быть избранным завоевано и является главным достижением демократии.
Делаем оценку (прогноз): Что случится, если сейчас у нас отнять это право?
Предположительно дети должны ответить, что люди вновь будут бороться за свои права.
Так почему сейчас не все пользуются этим правом?
Узнаем, что подготовила первая группа.
1 группа: Предлагает записать в словари:
Абсентеизм – (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) отстранение избирателей от участия в голосовании.
Обучающиеся высказывают различные мнения по проблеме. Делаем вывод о том, что есть объективные и субъективные причины, по которым люди не ходят на выборы. Например, правовая безграмотность, невыполнение взятых на себя обязательств депутатами и т. д. В результате мы открыли для себя новое понятие.
Да, активность избирателей от выборов к выборам падает. В чем же причина этого, нам поможет выяснить социологический опрос, проведенный заранее. Результаты огласит один из учащихся. Задавались следующие вопросы в возрастной категории 7-8 и 9-10 классы:
▪ Я знаю о выборах:
- мало;
- достаточно;
- плохо.
▪ От чего зависит активность на выборах?
- возраста;
- пола;
- социального статуса (образование, материальное положение и т.д.)
Ответы были следующие:
30% опрошенных о выборах знают мало,
20% считает, что активность зависит от возраста,
30% - от пола,
20% - от социального статуса.
Следует отметить, что более образованные люди охотнее занимаются политикой. От себя добавлю, что важно еще знать, за кого надо идти голосовать, доступность места голосования и простота процесса.
Каждый кандидат или партия борются за избирателей. Круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах, называется электоратом. (Запишем)
Второй год в нашей гимназии проходят выборы в Молодежный Совет городского поселения Рузаевка. Вспомните, как боролись кандидаты за голоса, т.е. за электорат? Следуют ответы: выпускали листовки, в которых писали свою программу, использовали школьное радио, представители кандидатов ходили с предвыборной агитацией по классам.
Давайте сообща составим кластер, в котором укажем черты и действия, которые вам понравились в кандидатах и поэтому вы за них голосовали.
Как известно, кандидат, за которого вы проголосовали, победил не только в муниципальном этапе конкурса, но и в республиканском. А это значит, что, слушая его программу, думая над ней, вы сделали правильный выбор. Именно так следует действовать, когда вы станете взрослыми.
Переходим к последней части нашего урока. В каждой стране имеются свои отличительные черты в системе избирательной практики. Можно выделить, по крайней мере, 3 варианта. Подробно с выявлением плюсов и минусов вы узнаете в старших классах. Сейчас, используя материал учебника, мы с вами поработаем и выявим наиболее значимые черты.
Составим таблицу:
Избирательные системы |
Мажоритарная | Пропорциональная |
Относительного большинства | Абсолютного большинства | Каждая партия и движение получают в представительном органе власти число мандатов пропорционально количество голосов. |
Простое большинство голосов | Абсолютное большинство голосов (50%+1) |
Ответ на проблемный вопрос
Возвращаясь к проблеме урока: активное и пассивное избирательное право и отклонение от выборов вообще. Мы сегодня много узнали нового. Продолжили работу с документами, составили таблицы и проанализировали их.
А теперь должны составить свою собственную модель повышения избирательной активности и может быть тем самым решить и проблему урока.
Ответы могут включать следующее:
▪ чаще проводить игры и мероприятия по избирательному праву;
▪ активно участвовать в конкурсах и олимпиадах по избирательному праву;
▪ организовывать встречи с депутатами представительных органов;
▪ интересоваться политикой;
▪ ввести минуты политинформации на уроках обществознания или классных часах.
Итак, просто учиться.
Рефлексия
Давайте проведем рефлексию урока и посмотрим, что мы запомнили.
Составим синквейн на понятие «выборы».
Выборы
Равные, прямые
Управлять, принимать, решать
У каждого человека должен быть выбор
Право.
Оцениваем результаты и ставим оценки.
8. Домашнее задание
Д.З. §6, синквейн на понятие «референдум» или сочинение-размышление «Я – будущий избиратель».