СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество в работе учителя как фактор воспитания и развития способностей обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                   1

 

 

Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания свободной, творческой, культурной и активной личности. Развитие государства невозможно без творческой личности. Она является движущей силой любого государства ,  общества. Процесс становление творческой личности невозможен без учителя, в свою очередь , главная сущность педагогической профессии -ее гуманистическая направленность, нацеленность на человека, на становление его личности, его человеческой сущности. И в наше время особенно важно помочь каждому ребенку само- реализоваться  наилучшим  образом .Причем учитель должен быть как бы наставником и должен понимать ,что он не формирует знания, умения и навыки ученика, а сможет только стимулировать процессы его самообучения, самовоспитания, развития его творческой активности. Так как мир духовных ценностей каждого человека своеобразен, то учитель должен адресоваться к внутреннему миру ученика, стремясь создать условия для его саморазвития, самореализации. Это очень важно. Но при этом ученик должен сам активно стремиться к овладению образованием.

 Слово »творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Творчество-это процесс человеческой деятельности , создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Любой труд может быть творчеством. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество. Творчество является процессом ,в котором принимает участие  воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.

Наша повседневная жизнь требует проявления творческой и активной деятельности. Поэтому следует постоянно повышать качество образования и воспитания для высокого развития творчества. Большой образовательный потенциал, которым мы располагаем, должен быть использован для творческой мысли и активности.

Как развивать творчество и активность? Откуда они появляются? Развитию творческой и активной деятельности способствует процесс обучения и воспитания в школе. Процесс обучения и воспитания включает не только усвоение сложной системы знаний. становление многих учебных и интеллектуальных навыков , но также развитие самых познавательных процессов: внимание, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Источниками творческой активности учащихся в процессе обучения и воспитания являются познавательные процессы. Процесс познания

                                                            2

 

 

начинается с внимания. Внимание обеспечивает обнаружение нового, неожиданного, интересного. Внимание-это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и исследует его.

В подростковом и юношеском возрасте творческая активность приобретает форму самостоятельного формирования проблем и исследовательских познавательных задач.

Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники ,потребностью общества в людях образованных ,способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. 

Адыгейский язык призван обеспечивать единство и взаимосвязь языка и культуры личности. Усваивая язы, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает навыки общения в различных ситуациях.

Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющие знания для решения новых проблем.

Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей-новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу:

Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает . Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способностей мыслить, созидать.

Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся. Поэтому  выбранная  проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по адыгейскому языку и литературе с использованием современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового  учебно-воспитательного  процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического дидактического обеспечения, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во  внеурочной  деятельности.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.

 

Просмотр содержимого документа
«творчество в работе учителя как фактор воспитания и развития способностей обучающихся»


1



Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания свободной, творческой, культурной и активной личности. Развитие государства невозможно без творческой личности. Она является движущей силой любого государства , общества. Процесс становление творческой личности невозможен без учителя, в свою очередь , главная сущность педагогической профессии -ее гуманистическая направленность, нацеленность на человека, на становление его личности, его человеческой сущности. И в наше время особенно важно помочь каждому ребенку само- реализоваться наилучшим образом .Причем учитель должен быть как бы наставником и должен понимать ,что он не формирует знания, умения и навыки ученика, а сможет только стимулировать процессы его самообучения, самовоспитания, развития его творческой активности. Так как мир духовных ценностей каждого человека своеобразен, то учитель должен адресоваться к внутреннему миру ученика, стремясь создать условия для его саморазвития, самореализации. Это очень важно. Но при этом ученик должен сам активно стремиться к овладению образованием.

Слово »творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Творчество-это процесс человеческой деятельности , создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Любой труд может быть творчеством. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество. Творчество является процессом ,в котором принимает участие воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.

Наша повседневная жизнь требует проявления творческой и активной деятельности. Поэтому следует постоянно повышать качество образования и воспитания для высокого развития творчества. Большой образовательный потенциал, которым мы располагаем, должен быть использован для творческой мысли и активности.

Как развивать творчество и активность? Откуда они появляются? Развитию творческой и активной деятельности способствует процесс обучения и воспитания в школе. Процесс обучения и воспитания включает не только усвоение сложной системы знаний. становление многих учебных и интеллектуальных навыков , но также развитие самых познавательных процессов: внимание, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Источниками творческой активности учащихся в процессе обучения и воспитания являются познавательные процессы. Процесс познания

2



начинается с внимания. Внимание обеспечивает обнаружение нового, неожиданного, интересного. Внимание-это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и исследует его.

В подростковом и юношеском возрасте творческая активность приобретает форму самостоятельного формирования проблем и исследовательских познавательных задач.

Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники ,потребностью общества в людях образованных ,способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Адыгейский язык призван обеспечивать единство и взаимосвязь языка и культуры личности. Усваивая язы, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает навыки общения в различных ситуациях.

Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющие знания для решения новых проблем.

Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей-новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу:

Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает . Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способностей мыслить, созидать.

Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся. Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по адыгейскому языку и литературе с использованием современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-воспитательного процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического дидактического обеспечения, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.



3


Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.

На уроках адыгейского языка и литературы возможны использование следующих логических приемов:

-Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находиться в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика »нестандартный» ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания.

-Сравнение. Изучение языковых закономерностей невозможны без сравнений явлений, процессов.

-Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений, оперировать ими.

-Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.

Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся анализа, синтеза, вычисления главного, обобщения.

Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в приобретении навыков учебного труда.

Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

К сожалению, наши уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер. Сочинения запрограммировано на определенный ответ. В таких работах просто не остается места для изложения своих переживаний, суждений. А ведь только в таких условиях происходит формирование личности. Разбудить в учащихся интерес к адыгейскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.

Я предлагаю детям следующие творческие работы:»Мечты старого школьного учебника»,»Жили-были части речи» и т.д.Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и


4


своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга.

Очень любят дети 5-х классов сочинять сказку по цепочке, проводить конкурсы фантазеров. Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение-качество, без которого, невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого-либо действующего лица.

В принципе на протяжении сей своей педагогической деятельности я пыталась использовать различные формы развития творческих способностей учащихся. На своих уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект.

Уроки адыгейского языка и литературы должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения. Сама жизнь ставит перед нами цель: научить детей владеть языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях. Поэтому работа в парах постоянного или сменного состава как нельзя лучше помогает учителю достичь наибольших результатов в решении этой проблемы.

Если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной, творческой. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового задания, проблемы, т.е. они учатся применять знания в новой ситуации, проявляют повышенный интерес к новому.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках позволили мне добиться основного: повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизданного.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющие знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок помочь ученикам открыть в себе такие способности. О которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самореализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование самого общества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!