СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество К. Хетагурова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели :1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в изобразительном искусстве.

2. Формирование художественно- творческой активности личности.

3. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

4. Познакомить с выдающимся поэтом, художником К.Л. Хетагуровым.

5. Привить интерес детей к родной осетинской музыке, к творчеству известных композиторов.

6. развивать мышление, эстетическую культуру, навыки анализа музыкальных произведений.

Зрительный ряд:

Портреты композиторов :

1. И.С. Бах,

2. Х.Плиев,

3. Д.Хаханов.

4. «Образ Христа»

Произведения К. Л. Хетагурова:

 5. «Автопортрет»,

6.  «ПортретА. Цаликовой»,

7.  «Портрет Тутти Тхостовой,

8.  «За водой».

9.  «Пейзаж о природе

Музыкальный ряд:

  1. Органная музыка И.С. Баха,

 

  1.  «Песня Къуыбады»,

3. Пеня «Додой»,

4. Песня «А-ло-лай»,

5.  Романс «Джук-тур»,

6.  Ария Коста Из оперы «Коста Х. Плиева»,

7.  Фрагмент из балета «Хетаг» Д.Хаханова,

8.  Песня «Дума жениха»,

9.  Песня «Цъиу ама сывалатта».

Литературные ряд:

  1. Стихотворение «Памяти Чайковского»,
  2. Стихотворение «Я смерти не боюсь».

Ход урока

Ученики  заходят в класс под музыку И.С. Баха.

Учитель.- «Если бы пел я как нарт вдохновенный,

                  Если б до неба мой голос взлетал,

                  Все бы созвал я народы вселенной,

                  Всем бы о горе большом рассказал».

- Какому осетинскому поэту принадлежат эти слова?

- Коста Хетагуров – явление по истине исключительное в истории осетинского народа. Его творчество и сам образ поэта стали источником, питающим все виды искусства по сей день.

 Коста Хетагуров  всю свою энергию и светлый ум отдает  защите горской бедноты от произвола царских сатрапов и гнета алдаров. Тяжелую жизнь он раскрывает  в стихотворении «Къуыбады», которое стало народной песней.

Песня «Къуыбады» в исполнении детей.

До него искусство носило декоративно-прикладной характер. Он стал первым художником профессионалом. Он вселял веру, учил людей любить друг друга. Он хотел свободу и счастье своему народу. Свою личную работу он связывает с освобождением простого народа. Мы это хорошо слышим в его стихотворении .

Ученик читает стихотворение «Завещание»

 «Завещание»

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:

Чье сердце не знает страданья,

Тот пусть и поет веселей.

Но если б народу родному

Мне долг оплатить удалось,

Тогда б я запел по другому,

Запел бы без боли без слез.

  На доске «Автопортрет К. Хетагурова и репродукция иконы Спаса»

Каждый народ имеет своих избранников. И как правило, ими становятся те, кто посвятил свою жизнь народу, сполна отдал свои силы, высокие порывы души. Для осетинского народа таким избранником стал Коста  Хетагуров.     Говоря о нем, как о поэте, художнике, мы порой забываем, что он был земным человеком со своими сомнениями и радостями, тревогами и невзгодами – со всем тем, что отпущено каждому земному человеку. Не случайно эти два произведения висят рядом.

- Что в них общего?

-Есть ли общее в композиции?

-В колорите?

Да, в трагические для народа времена всегда появлялась личность, которая несла надежду. Таким явлением стал Христос. Таким явлением был и Коста для Осетинского народа.

Автопортрет является самым крупным портретным достижением. Смело устремленные на зрителя глаза, умные, проницательные. Образ поражает внутренней силой, глубиной характера.

 Не легкой была жизнь женщины горянки.

Катина «Горянка идущая за водой».

-  Кто изображен на картине?   (Женщина с ребенком).

-Что изображено на заднем плане?   (Горы, небо голубое).

- Каков колорит этой картины?  (Серый).

    Коста использовал  в этой картине темные тона. Этим цветом он хотел подчеркнуть нелегкую жизнь в горах.  Чувствуется любовь матери к ребенку. Сколько гордости в ее фигуре. Несмотря на то, что художник использует темные краски, лицо  излучает любовь и нежность.

-Посмотрите,  как одет мальчик?

- Босой,  в рваной рубашке!

    Хоть ребенок босой, рубашка порвана, на лице мы видим детскую радость, беззаботность, а рядом с мамой он чувствует себя защищенным.  Коста сам был сиротой. Тоска по матери была едва не самым мучительным чувством. Он не знал тепла и материнской ласки. В этой картине он подразумевал себя с матерью.

Коста  писал:

 

«Лишенный с самого раннего детства материнской ласки и радости семьи, я до сих пор с поразительной восприимчивостью переживаю волнения радости и печали счастливого детского возраста. Негде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю как за них.»

 

 

-    Стихотворения  Коста  настолько близки народу, что их стали петь: «Горе, «Мать сирот», «Надежда», «Солдат».

 - Какое стихотворение Коста стало революционным гимном?       (Додой)

  -Почему?

 -  В ней Коста выражает настроение осетинской бедноты, взывает к силе, которая должна вывести его к счастью.

Из воспоминаний Влидимира Баева:

 

… «Это происходило  в моем родном селе Сба. На пиршествах, на ныхасе, молодежь впервые стала петь «Додй», а старик плакали, вытирая слезы мозолистыми кулаками и щедро выражали пожелания долгой жизни автору песни – Коста.»

 

В исполнении ребят звучит песня «Додой».

      Другим видом народных песен, творчески использованным Коста, являются колыбельные песни.

Осетинские колыбельные песни были продуктом творчества женщин.

В исполнении ребят звучит песня «А-ло-лай»

- Мы слышим в этой песни мечты матери о лучшей жизни своего ребенка. Песня проникнута любовью  нежностью, напевностью и лаской.

   Будучи певцом свободы, К. Хетагуров во многих произведениях воспевает суровую красоту и величие Кавказских гор.

    В романсе «Джук-тур» поется о свободолюбивом животном,  гордо стоящем на высоком утесе. В этом стихотворении Коста воплотил свои заветные мечты и желания о свободе своего народа.  Коста очень любил свою Родину. Находясь часто за ее пределами он скучал о своей природе, по горам Осетии.

 

Звучит песня «Джук-тур».

На фоне романса дети рассматривают картину. «Джук-тур» и  «Пейзаж о природе».

-Посмотрите и скажите, что объединяет эти пейзажи?   (Природа).

Для того чтобы передать величие гор, могущество дикой природы, не покаренность гор, Коста использует холодные  тона красок.

Картины написаны в широкой свободной манерео

Необычайно широк диапазон осетинского музыкального творчества, воплотившего Хетагуровские темы и образы в произведения от  крупных форм: оперы, балеты, симфонии до миниатюрных детских песен..

- Назовите Первую осетинскую опера и ее автора?

(Опера  «Коста»  Христофора Плиева).

- Кому она посвящается?

(Великому сыну осетинского народа).

-Именно с этой оперы началась история оперного жанра в Осетии.

Звучит Ария Коста из оперы «Коста» Х.Плиева.

Показ портрета Х.Плиева.

        Основные черты облика раскрыты в его арии из 2-го эпизода. С напряженного мотива «Что делать? Долга и беспросветна ночь…» начинается монолог Коста, погруженного в драматические переживания о Родине.

       Центральный раздел арии («Если бы пел я, как нарт вдохновенный»), раскрывает светлые надежды и мечты поэта.

Звучит фрагмент музыка Д.Хаханова из балета «Хетаг».

Васо Абаев сказал так:

      «Народы с гордостью называют имена людей, в которых с наибольшей полнотой и блеском раскрылся их национальный гений: англичане говорят – Шекспир, Немцы - Гете, итальянцы- Данте, русские – Пушкин. Мы, осетины, говорим-Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью».

      1960 год явился для нашей республики годом рождения первого национального  осетинского балета «Хетаг по поэме К. Хетагурова.

Написал этот балет известный осетинский композитор  Дудар Хаханов. Премьра балета состоялась с участием народной артистки РСФСР Светланы Адырхаевой в Москве во время осетинской литературы и искусства. Прозвучали там адажио и вальс. Концерт прошел с большим успехом.

Звучит «Хонга - кафт» из балета «Хетаг».

Национальный колорит нашел отражение в основном в характерных массовых танцах. В музыке привлекает лирическое обаяние, богатство, яркость колорита. Мир светлых чувств воплощен в лирических сценах главных героев.

     В содержании говорится о трех братьях, сыновьях Инала: Байслане, Асланбеке, и Хетаге, которые после отважных сражений вернулись домой. Весь аул встречает их торжественно, но счастлив, конечно, отец Инал и горд за своих сыновей. В сражениях больше всех отличился младший брат – Хетаг.В их честь устроили большой праздник-пир. На празднике князь Солтан объявил, что выдаст одну из двух дочерей за Хетага. Хетаг не мечтал о таком счастье, он был тайно влюблен в старшую Чабахан.

Слушание фрагмента из балета «Хетаг» Д.Хаханова.

Коста был добрым и щедрым. Он притягивал к себе искренностью и человечьностью, но в тоже время он был трагически одинок.

    Возвратившись домой, после учебы в академии из Петербурга, Коста снимал комнату в доме Ибрагима Шанаева. В условиях жестоких гонений, семья И.Шанаева открыто покровительствовала Коста.

Порт реет Тутти Тхостовой  матери Ибрагима, это дань сердечной привязанности Коста.

     Здесь чувствуется простота изобразительных средств, точная передача характера, портретное сходство.

  Портрет тутти  Тхостовой, Ибрагима Шанаева, Анны Цаликовой.

-  Посмотрите, отличаются ли эти портреты по колориту?

 - Отличаются!  Светлые  тона.

Анна Цаликова, в которую был влюблен поэт.  Насыщен  фон светлыми тонами-красками. Портрет идеализирован.

Он как фотография, здесь красота и характер человека. На лице можем прочесть спокойствие, доброжелательность.

  Новое слово  в осетинскую  поэзию внес Коста в создании лирических песен о любви. Одна из них «Дума жениха». В ней отражены любовные переживания молодого горца.

Дети исполняют песню «Дума жениха».

Коста очень высоко ценил музыку П.И. Чайковского. И свою скорбь по случаю смерти гениального русского композитора он выражает  в стихотворении «Памяти П. И. Чайковского».

Стихотворение «Памяти П.И. Чайковского».

Разбита стройная чарующая лира,

Повергнут жертвенник, разрушен пышный храм,-

Навеки улетел соловушка от мира

В страну далекую, к далеким небесам…

И стало тяжело на сердце, безотрадно…

Мрак, холодный мрак сгустился над душой,-

Удар безвременный, и как он беспощадно,

Как неожиданно направлен был судьбой!

Оценим ли теперь великую потерю,

Горячая слеза найдется ль у кого?

Тогда лишь в будущность народа я поверю,

Когда он гения оплачет своего;

Когда печаль свою он глубоко сознает

И вещие слова поэта он поймет:

«Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает»…

«Не говорите мне: он умер,- он живет».

      Он верит в бессмертие гениальных творений Чайковского и  поэтому заканчивает свое стихотворение словами ; «Не говорите мне он умер, - он живет»…

Особое место в творчестве Коста занимали дети. Им  была составлена книга стихов  «Мой подарок к детям Осетии».

    В них он стремился дать ответы на вопросы пытливых детей об окружающей их действительности.

     Большое место занимают в стихотворениях тема труда, бережное отношение к животным, к птицам.

Дети исполняют инсценированную песню «Цъиу ама сывалатта»

Коста Хетагурова любили  и почитали не только у нас в Осетии, но и за  ее пределами. С его  творчеством знакомы читатели разных стран. И это мы сейчас продемонстрируем.

Дети читают стихотворение «Я смерти не боюсь, …» - на осетинском, русском, английском языке.

Ребята, но не только грустью и любовью должна наполняться душа. Когда мы говорим, что память о человеке нетленна, мы имеем в виду свои дела, которые, как эстафету, новые и новые поколения людей совершают во имя и в память. Мы будем помнить, какой хотел видеть свою Осетию Коста: свободной и счастливой. И сейчас мы с вами  все вместе  выполним панно, где воссоединим прошлое и настоящее.

Коллективная работа.

Просмотр содержимого документа
«Творчество К. Хетагурова»

«Если бы пел я

как нарт вдохновенный».



Интегрированный урок музыки литературы и изобразительного искусства.в 7 классе





Учитель музыки Сабанова Л.В.

МКОУ ООШ с. Мостиздах, им. Г.Г. Малиева.



















Тема урока «Если бы пел я как нарт вдохновенный»

Цели :1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в изобразительном искусстве.

2. Формирование художественно- творческой активности личности.

3. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

4. Познакомить с выдающимся поэтом, художником К.Л. Хетагуровым.

5. Привить интерес детей к родной осетинской музыке, к творчеству известных композиторов.

6. развивать мышление, эстетическую культуру, навыки анализа музыкальных произведений.

Зрительный ряд:

Портреты композиторов :

1. И.С. Бах,

2. Х.Плиев,

3. Д.Хаханов.

4. «Образ Христа»

Произведения К. Л. Хетагурова:

5. «Автопортрет»,

6. «ПортретА. Цаликовой»,

7. «Портрет Тутти Тхостовой,

8. «За водой».

9. «Пейзаж о природе

Музыкальный ряд:

  1. Органная музыка И.С. Баха,



  1. «Песня Къуыбады»,

3. Пеня «Додой»,

4. Песня «А-ло-лай»,

5. Романс «Джук-тур»,

6. Ария Коста Из оперы «Коста Х. Плиева»,

7. Фрагмент из балета «Хетаг» Д.Хаханова,

8. Песня «Дума жениха»,

9. Песня «Цъиу ама сывалатта».

Литературные ряд:

  1. Стихотворение «Памяти Чайковского»,

  2. Стихотворение «Я смерти не боюсь».

Ход урока

Ученики заходят в класс под музыку И.С. Баха.

Учитель.- «Если бы пел я как нарт вдохновенный,

Если б до неба мой голос взлетал,

Все бы созвал я народы вселенной,

Всем бы о горе большом рассказал».

- Какому осетинскому поэту принадлежат эти слова?

- Коста Хетагуров – явление по истине исключительное в истории осетинского народа. Его творчество и сам образ поэта стали источником, питающим все виды искусства по сей день.

Коста Хетагуров всю свою энергию и светлый ум отдает защите горской бедноты от произвола царских сатрапов и гнета алдаров. Тяжелую жизнь он раскрывает в стихотворении «Къуыбады», которое стало народной песней.

Песня «Къуыбады» в исполнении детей.

До него искусство носило декоративно-прикладной характер. Он стал первым художником профессионалом. Он вселял веру, учил людей любить друг друга. Он хотел свободу и счастье своему народу. Свою личную работу он связывает с освобождением простого народа. Мы это хорошо слышим в его стихотворении .

Ученик читает стихотворение «Завещание»

«Завещание»

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:

Чье сердце не знает страданья,

Тот пусть и поет веселей.

Но если б народу родному

Мне долг оплатить удалось,

Тогда б я запел по другому,

Запел бы без боли без слез.

На доске «Автопортрет К. Хетагурова и репродукция иконы Спаса»

Каждый народ имеет своих избранников. И как правило, ими становятся те, кто посвятил свою жизнь народу, сполна отдал свои силы, высокие порывы души. Для осетинского народа таким избранником стал Коста Хетагуров. Говоря о нем, как о поэте, художнике, мы порой забываем, что он был земным человеком со своими сомнениями и радостями, тревогами и невзгодами – со всем тем, что отпущено каждому земному человеку. Не случайно эти два произведения висят рядом.

- Что в них общего?

-Есть ли общее в композиции?

-В колорите?

Да, в трагические для народа времена всегда появлялась личность, которая несла надежду. Таким явлением стал Христос. Таким явлением был и Коста для Осетинского народа.

Автопортрет является самым крупным портретным достижением. Смело устремленные на зрителя глаза, умные, проницательные. Образ поражает внутренней силой, глубиной характера.

Не легкой была жизнь женщины горянки.

Катина «Горянка идущая за водой».

- Кто изображен на картине? (Женщина с ребенком).

-Что изображено на заднем плане? (Горы, небо голубое).

- Каков колорит этой картины? (Серый).

Коста использовал в этой картине темные тона. Этим цветом он хотел подчеркнуть нелегкую жизнь в горах. Чувствуется любовь матери к ребенку. Сколько гордости в ее фигуре. Несмотря на то, что художник использует темные краски, лицо излучает любовь и нежность.

-Посмотрите, как одет мальчик?

- Босой, в рваной рубашке!

Хоть ребенок босой, рубашка порвана, на лице мы видим детскую радость, беззаботность, а рядом с мамой он чувствует себя защищенным. Коста сам был сиротой. Тоска по матери была едва не самым мучительным чувством. Он не знал тепла и материнской ласки. В этой картине он подразумевал себя с матерью.

Коста писал:


«Лишенный с самого раннего детства материнской ласки и радости семьи, я до сих пор с поразительной восприимчивостью переживаю волнения радости и печали счастливого детского возраста. Негде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю как за них.»




- Стихотворения Коста настолько близки народу, что их стали петь: «Горе, «Мать сирот», «Надежда», «Солдат».

- Какое стихотворение Коста стало революционным гимном? (Додой)

-Почему?

- В ней Коста выражает настроение осетинской бедноты, взывает к силе, которая должна вывести его к счастью.

Из воспоминаний Влидимира Баева:


… «Это происходило в моем родном селе Сба. На пиршествах, на ныхасе, молодежь впервые стала петь «Додй», а старик плакали, вытирая слезы мозолистыми кулаками и щедро выражали пожелания долгой жизни автору песни – Коста.»


В исполнении ребят звучит песня «Додой».

Другим видом народных песен, творчески использованным Коста, являются колыбельные песни.

Осетинские колыбельные песни были продуктом творчества женщин.

В исполнении ребят звучит песня «А-ло-лай»

- Мы слышим в этой песни мечты матери о лучшей жизни своего ребенка. Песня проникнута любовью нежностью, напевностью и лаской.

Будучи певцом свободы, К. Хетагуров во многих произведениях воспевает суровую красоту и величие Кавказских гор.

В романсе «Джук-тур» поется о свободолюбивом животном, гордо стоящем на высоком утесе. В этом стихотворении Коста воплотил свои заветные мечты и желания о свободе своего народа. Коста очень любил свою Родину. Находясь часто за ее пределами он скучал о своей природе, по горам Осетии.



Звучит песня «Джук-тур».

На фоне романса дети рассматривают картину. «Джук-тур» и «Пейзаж о природе».

-Посмотрите и скажите, что объединяет эти пейзажи? (Природа).

Для того чтобы передать величие гор, могущество дикой природы, не покаренность гор, Коста использует холодные тона красок.

Картины написаны в широкой свободной манерео

Необычайно широк диапазон осетинского музыкального творчества, воплотившего Хетагуровские темы и образы в произведения от крупных форм: оперы, балеты, симфонии до миниатюрных детских песен..

- Назовите Первую осетинскую опера и ее автора?

(Опера «Коста» Христофора Плиева).

- Кому она посвящается?

(Великому сыну осетинского народа).

-Именно с этой оперы началась история оперного жанра в Осетии.

Звучит Ария Коста из оперы «Коста» Х.Плиева.

Показ портрета Х.Плиева.

Основные черты облика раскрыты в его арии из 2-го эпизода. С напряженного мотива «Что делать? Долга и беспросветна ночь…» начинается монолог Коста, погруженного в драматические переживания о Родине.

Центральный раздел арии («Если бы пел я, как нарт вдохновенный»), раскрывает светлые надежды и мечты поэта.

Звучит фрагмент музыка Д.Хаханова из балета «Хетаг».

Васо Абаев сказал так:

«Народы с гордостью называют имена людей, в которых с наибольшей полнотой и блеском раскрылся их национальный гений: англичане говорят – Шекспир, Немцы - Гете, итальянцы- Данте, русские – Пушкин. Мы, осетины, говорим-Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью».

1960 год явился для нашей республики годом рождения первого национального осетинского балета «Хетаг по поэме К. Хетагурова.

Написал этот балет известный осетинский композитор Дудар Хаханов. Премьра балета состоялась с участием народной артистки РСФСР Светланы Адырхаевой в Москве во время осетинской литературы и искусства. Прозвучали там адажио и вальс. Концерт прошел с большим успехом.

Звучит «Хонга - кафт» из балета «Хетаг».

Национальный колорит нашел отражение в основном в характерных массовых танцах. В музыке привлекает лирическое обаяние, богатство, яркость колорита. Мир светлых чувств воплощен в лирических сценах главных героев.

В содержании говорится о трех братьях, сыновьях Инала: Байслане, Асланбеке, и Хетаге, которые после отважных сражений вернулись домой. Весь аул встречает их торжественно, но счастлив, конечно, отец Инал и горд за своих сыновей. В сражениях больше всех отличился младший брат – Хетаг.В их честь устроили большой праздник-пир. На празднике князь Солтан объявил, что выдаст одну из двух дочерей за Хетага. Хетаг не мечтал о таком счастье, он был тайно влюблен в старшую Чабахан.

Слушание фрагмента из балета «Хетаг» Д.Хаханова.

Коста был добрым и щедрым. Он притягивал к себе искренностью и человечьностью, но в тоже время он был трагически одинок.

Возвратившись домой, после учебы в академии из Петербурга, Коста снимал комнату в доме Ибрагима Шанаева. В условиях жестоких гонений, семья И.Шанаева открыто покровительствовала Коста.

Порт реет Тутти Тхостовой матери Ибрагима, это дань сердечной привязанности Коста.

Здесь чувствуется простота изобразительных средств, точная передача характера, портретное сходство.

Портрет тутти Тхостовой, Ибрагима Шанаева, Анны Цаликовой.

- Посмотрите, отличаются ли эти портреты по колориту?

- Отличаются! Светлые тона.

Анна Цаликова, в которую был влюблен поэт. Насыщен фон светлыми тонами-красками. Портрет идеализирован.

Он как фотография, здесь красота и характер человека. На лице можем прочесть спокойствие, доброжелательность.

Новое слово в осетинскую поэзию внес Коста в создании лирических песен о любви. Одна из них «Дума жениха». В ней отражены любовные переживания молодого горца.

Дети исполняют песню «Дума жениха».

Коста очень высоко ценил музыку П.И. Чайковского. И свою скорбь по случаю смерти гениального русского композитора он выражает в стихотворении «Памяти П. И. Чайковского».

Стихотворение «Памяти П.И. Чайковского».

Разбита стройная чарующая лира,

Повергнут жертвенник, разрушен пышный храм,-

Навеки улетел соловушка от мира

В страну далекую, к далеким небесам…

И стало тяжело на сердце, безотрадно…

Мрак, холодный мрак сгустился над душой,-

Удар безвременный, и как он беспощадно,

Как неожиданно направлен был судьбой!

Оценим ли теперь великую потерю,

Горячая слеза найдется ль у кого?

Тогда лишь в будущность народа я поверю,

Когда он гения оплачет своего;

Когда печаль свою он глубоко сознает

И вещие слова поэта он поймет:

«Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает»…

«Не говорите мне: он умер,- он живет».

Он верит в бессмертие гениальных творений Чайковского и поэтому заканчивает свое стихотворение словами ; «Не говорите мне он умер, - он живет»…

Особое место в творчестве Коста занимали дети. Им была составлена книга стихов «Мой подарок к детям Осетии».

В них он стремился дать ответы на вопросы пытливых детей об окружающей их действительности.

Большое место занимают в стихотворениях тема труда, бережное отношение к животным, к птицам.

Дети исполняют инсценированную песню «Цъиу ама сывалатта»

Коста Хетагурова любили и почитали не только у нас в Осетии, но и за ее пределами. С его творчеством знакомы читатели разных стран. И это мы сейчас продемонстрируем.

Дети читают стихотворение «Я смерти не боюсь, …» - на осетинском, русском, английском языке.

Ребята, но не только грустью и любовью должна наполняться душа. Когда мы говорим, что память о человеке нетленна, мы имеем в виду свои дела, которые, как эстафету, новые и новые поколения людей совершают во имя и в память. Мы будем помнить, какой хотел видеть свою Осетию Коста: свободной и счастливой. И сейчас мы с вами все вместе выполним панно, где воссоединим прошлое и настоящее.

Коллективная работа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!