СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Коста Хетагурова в духовно-нравственном воспитании

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе обобщён материал о творчестве великого осетинского поэта К.Л.Хетагурова.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Коста Хетагурова в духовно-нравственном воспитании»


Содержание



Введение 2

Творческое наследие Коста в формировании

духовно-нравственных принципов подрастающего поколения 3

Выводы 15

Список использованной литературы 16


























Введение


Актуальность исследования. Всех замечательных эпитетов, адресованных нашему гению словесности, просто не перечесть. Их очень много и сказаны они выдающимися людьми, как прошлых времен, так и нашими современниками. Коста живет не только в памяти осетинского народа, но и в сознании многих миллионов людей, населяющих нашу огромную планету.

Стихи поэта я слышал с раннего детства дома, в детском саду, начальной школе. В пятом классе я впервые услышал стихотворение Коста Хетагурова «Мать сирот», которое потрясло меня и запомнилось на всю жизнь. Став старше, начал не просто читать о поэте, но и собирать материал о Коста Хетагурове, его творчестве.

Я просто влюбился в его творчество. Пытался даже писать стихи в его манере, но, к сожалению, не одолел, так как литература это действительно серьезное и ответственное дело.

Цель моя проста: хочу, чтобы как можно больше людей, особенно молодых, узнали о нашем поэте, так как наследие Коста имеет огромное воспитательное значение в формировании духовно-нравственных принципов нашего поколения. Ведь в его творчестве мы еще будем долго находить много поучительного и вдохновляющего. Он наша история и наша современность. Все его творчество пропитано горячей, искренней любовью к своему народу.

Итак, предметом моего исследования явилось творчество К.Л.Хетагурова.

Объект исследования – влияние творческого наследия поэта на формирование духовно-нравственных принципов подрастающего поколения.

Перед собой я поставил такие задачи:

- подобрать и изучить литературу о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова;

- используя собранный материал, подготовить доклад и презентацию;

- принять участие в конференции, посвященной творчеству К.Л.Хетагурова и выступить перед учителями осетинского языка школ г. Владикавказ;

- выступить с докладом по изученной теме перед учителями школы и сверстниками.







Творческое наследие Коста в формировании духовно-нравственных принципов подрастающего поколения


Здравствуй, Коста, наш герой и поэт!

Ир наш тобою гордится.

Слава твоя через тысячу лет

В сердце людей сохранится

М. Айларов


Коста... Множеством нитей связана с этим именем осетинская культура. Велик творческий подвиг гениального осетинского поэта.

При полном отсутствии национальных литературных традиций, если не считать народно-поэтических, он вырос в громадную фигуру, стоящую у истоков осетинской литературы и живописи.

Коста оказал огромное влияние на дальнейшее развитие осетинской литературы. Нет ни одного сколько-нибудь значительного осетинского писателя из последующих поколений, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействия творческого наследия Коста. В идейном и художественном богатстве его творчества осетинские писатели находили и еще долго будут находить много поучительного и вдохновляющего.

Коста относится к числу поэтов, в творчестве которых слышится «дыханье трудное» угнетенного народа, крик буревестника перед очистительной грозой, гневный рокот народного возмущения. Он относится к числу поэтов, которые, по выражению Д. Писарева, были «титанами, потрясавшими горы великого зла».

Сам Коста в некоторых произведениях высказал свое мнение о задачах и целях литературы. В них он выступил против бессодержательной внешней красивости, аполитичности, безыдейности литературы, против «чистого» искусства («К музе», «Памяти М.Ю.Лермонтова» и др.)

Литература для Коста была серьезным, ответственным делом. Он отрицал бегство в мир «вдохновенья, сладких звуков и молитв», стоящих где-то над обычными житейскими делами.


Муза!.. Забудем мы эти аккорды,

Где каждый звук лишь кичится красой,

Как надушенный, напыщенно-гордый

Франт пред оборванной, грязной толпой.

Полно! На что нам такие напевы,

Где хор волшебных, несбыточных грез

Сладко щекочет мечтательность девы,

Чуждой борьбы и беспомощных слез?..

И в этом он как нельзя современен в нашем XXI веке, когда литература наводнена произведениями однодневками, не имеющими ничего общего с настоящей литературой.

Одну из своих главных задач поэт видел в том, чтобы изображать окружающую действительность без прикрас, вскрывать ее темные стороны во имя лучшего будущего людей. И этим он сродни великим поэтам и писателям, вошедшим в золотую сокровищницу нашей литературы.

Глубоко народное, революционное содержание творчества поэта давало ему право сказать о себе:

...Обольщенный мечтою,

Я не играю беспечно стихом...

Именно в высокой идейности, в преданности интересам трудового народа, в широте охвата социально-политических проблем, главным образом, кроется объяснение неувядающему значению творчества Коста для прошлого, настоящего и будущего осетинской литературы.

Великой заслугой Коста является то, что он всю свою жизнь посвятил борьбе против врагов трудящихся, против произвола и насилия, в какой бы форме они ни проявлялись, борьбе за освобождение народа от векового гнета и эксплуатации.

Замечательно, что чуткость Коста к социальным проблемам обнаружилась уже в самом начале его творческого пути, в частности, в ранних незаконченных произведениях: драматической поэме «Чердак», пьесах «Поздний рассвет», «Когда я нахожусь в церкви» и рассказе «Стоит только подняться от Мышиной тропы...» Они были написаны в 1881-1884 гг., когда поэт учился в Петербургской Академии художеств. В столице он близко столкнулся с суровой действительностью и сразу же занял непримиримую позицию ко всякому злу.

Бедными и несчастными были и простые люди национальных окраин России. По возвращении на родину Коста воочию убеждается в обездоленности народа:

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась.

Увидел я снежные горы.

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!

В то время, в конце 19 века, осетинский народ переживал большие трудности. Он подвергался двойному гнету - социальному и национальному. Следует отметить, что, несмотря на бремя, которое наложило царское самодержавие на плечи национальных меньшинств, само присоединение Осетии к России сыграло прогрессивную роль в дальнейшей судьбе кавказского народа. Осетинский народ стал приобщаться к передовой культуре русского народа, был втянут в орбиту мировой цивилизации. Были ликвидированы междоусобные распри, задерживавшие развитие производственных сил, стала заселяться плодородная Северокавказская равнина.

В горах наступил мир. Грохот артиллерийской стрельбы сменился мирными взрывами, с помощью которых строились дороги по ущельям. Об этих изменениях Коста говорит в поэме «Фатима».

...изменился аул, -

Вместо сакли - турлучная хата...

И обои, и печи... Висят зеркала

Вместо шашки, ружья, пистолета....

Положение осетинского крестьянства вызвало сочувствие со стороны осетинской интеллигенции, видными представителями которой были А. Гасиев, Д. Сохиев, И. Кануков, И. Шанаев, Б. Гатиев, Е.Газданов, А. Ардасенов и др. Они собирали и изучали материалы из истории своего народа, писали этнографические работы и занимались публицистикой, способствовали открытию новых учебных заведений для своего народа.

В такой обстановке началась активная общественная и творческая деятельность Коста, которая вскоре выдвинула его во «властители дум» передовой части осетинского общества.

Чтобы правильно понять факты, которые возвели Коста на пьедестал выдающегося выразителя национального самосознания осетинского народа, нужно выяснить вопрос: что сыграло главную роль в идейном и художественном развитии поэта, какими источниками питались общественно-политические взгляды и его творчество?

И формирование его мировоззрения, и развитие, и расцвет его литературного таланта опирались на обширный и высокохудожественный осетинский фольклор гор и на традиции русской классической литературы.

О тесном общении осетинского поэта с русской культурой свидетельствует прекрасное знание им русского языка, а также тот факт, что большинство его творений создано на русском языке.

Немало прочувствованных строк посвятил Коста своим учителям - русским писателям. Это стихи о Лермонтове, Плещееве, Грибоедове, Островском. Увлекался он и Пушкиным, Чеховым, тепло отзывался о начинавшем тогда писать Горьком. Он видел в них не певцов отвлеченной красоты, какими их пытались представить охранители существующих устоев жизни, он видел в них то, что отвергала или замалчивала официальная печать. Они привлекали его, прежде всего, своим служением высоким идеалам, критикой господствующих порядков, страстным желанием помочь страдающему народу.

Казалось странным, что Коста, любивший и знавший творчество А. С. Пушкина, не посвятил ему ни одного стихотворения. Но теперь исследователь творчества К. Хетагурова Нафи Джусоев в статье "Русские писатели в оценке К. Хетагурова" убедительно доказал, что стихотворение "Салам" ("Привет") посвящено А.С. Пушкину в день 100-летия со дня его рождения.

Стихотворение "Салам" перекликается с пушкинским "Памятником". Адресат стихотворения назван "создателем славы наших гор". Коста обращается к нему, как к великому человеку, прожившему 100 лет.
Коста просит извинить свое «бессильное слово», просит, как младший старшего.

Вот как звучит подстрочный перевод стихотворения "Салам".


Не дал нам бог благословенья,
Наши головы уже не в нашей воле
И хорошо сказать не можем
Тебе, но прости нам это.
Наш разум — короток, сердце подавлено горем,
Как усталый человек, бессильно наше слово...
Ты слишком велик, чтоб быть отцом нашего народа,
Наши горы недостойны тобой, им созданной славы.
Твоя жизнь будет жива, пока будет жить род людской.
Твоя жизнь уже теперь равна 100 жизням.
На земле ты совершил все славные дела,
Свою башню ты воздвиг.

Стихотворение от начала до конца свидетельствует о том, что оно приветствие великому человеку и что этот человек является для автора высшим авторитетом в искусстве. Он считает его другом своего народа, обращается к нему от имени народа, чтобы поведать о его горестях и выразить любовь к нему.

Коста и Пушкин, здравствовать вам долго!

Без вас он был бы пуст, мой отчий дом.

Аул мне показался книжной полкой.

Над саклей – сакля,

Как над томом - том.


Два гения, вы поднялись над веком,

Неся ему души своей дары.

Я одного из вас

Сравню с Казбеком,

Другому имя дам

Эльбрус – горы.

Георгий Кайтуков

Говоря о значении Лермонтова, Коста обращается к Осетии:


К мавзолею искусств, в храм науки святой

С ним пойдешь ты доверчиво, смело,

С ним научишься ты быть готовой на бой

За великое, честное дело.

...Возлюби же его, как изгнанник-поэт

Возлюбил твои мрачные скалы,

И почти, как святыню, предсмертный привет

Юной жертвы интриг и опалы!..

«Лермонтов был дорог Коста как один из гениальных художников слова в мировой литературе»,- писал Иван Цховребов.

Зачем поэт, зачем великий гений,

Явился ты так рано в этот мир,

Мир рабства, лжи, насилья и гонений,

Мир, где царил языческий кумир?

Зачем судьба с таким ожесточеньем

Гнала тебя из-за пустых интриг

Трусливых бар, взлелеянных бездельем,

Когда клеймил их твой могучий стих?

Ты нужен был не царству бар и рабства,

А вот теперь, когда талантов нет,

Когда нас всех заело декаденство,

О, если бы ты жил теперь поэт!

Твой мощный стих, могучие аккорды

Рассеяли б остаток прежней тьмы,-

Тогда бы по пути добра, любви, свободы

Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Автора комедии «Горе от ума» он называет «творцом великого созданья». Зло, которое бичевал Александр Сергеевич Грибоедов, до сих пор не уничтожено:

Памяти А.С.Грибоедова

Убит... За то ль венец терновый

Сплел для него коварный рок,

Что озарил он мыслью новой

Всю Русь родную, как пророк!

Зачем он шел, как раб покорный,

В страну фанатиков врагов,

Когда уже нерукотворный

Был памятник его готов?!

Но пусть судьбы предначертанья

Обычным движутся путем!-

Творец великого созданья,

Мы смело за тобой идем!

Не малый срок твой дивный гений

Дал поколеньям для того,

Чтоб образы твоих творений

Уж не смущали никого.

Но нет! Борьбу окончить эту

Не скоро правде даст пророк,-

Ведь бедный Чацкий твой по свету

Все тот же ищет уголок.

Чувством большой потери пронизаны стихи на смерть Алексеея Николаевича Плещеева, старого петрашевца, отданного в солдаты за распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Коста призывает посвятить все силы, всю жизнь тому, за что боролся и страдал Плещеев:


Памяти А.Н.Плещеева

Его ланит рукой безжизненной и влажной

Коснулась смерть, и вмиг застыли все черты,

И он покинул нас, испытанный, отважный

Поборник разума, добра и красоты.

Мой друг, не плачь о нем безумными следами,

Ты робость детскую пред битвой не буди!

Он не умрет для нас, пока позорно сами

Мы не сойдем с его тернистого пути...

Ему не надо слез. Лишь то святое дело,

Которому он жизнь с любовью посвятил,

Пусть не умрет в тебе, - иди под знамя смело,

Храня его завет и не жалея сил...


Осетинский поэт солидарен с Александром Николаевичем Островским в ненависти к ханжеству, самодурству, тупости, присущим современной ему повседневной жизни. Коста звал «идти за ним», «себя его идеей вдохновить», факел, им зажженный, раздуть сильней и всюду им светить».


Памяти А.Н.Островского.

Угас и он, как витязь благородный

Не кинув бой неравный до конца,-

И эта смерть печалью безысходной

Наполнила все чуткие сердца

Уж нет его среди друзей послушных,

Соратников под знаменем любви...

Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных,

Себя его идеей вдохнови.

Невежеством беспомощно сраженный,

Ты не сходи с тернистого пути,

Иди за ним! И факел, им зажженный,

Раздуй сильней и всюду им свети.

Пусть умер он для новых вдохновений,

Для новых дум, печалей и труда,

Ведь не умрет его великий гений.

В его родном народе никогда.


По произведениям Коста можно проследить жизнь мужественного, трудолюбивого осетинского народа его думы и чаяния о лучшей доле, о свободе, о счастье. Жизнь людей из народа широко отражена в творчестве поэта. В его произведениях встретишь старика и ребенка, батрака и охотника, пастуха и лесоруба, бродячего певца и рабочего. Тяжела жизнь изобража­емых им простых горцев, с раннего детства попадающих в ярмо.

Один из них герой лирической поэмы «Кто ты?» грустно рассказывает о себе:

Работал подпаском,

Служил пастухом –

За скудную плату

Ячменным зерном.

В облезлой папахе

И бурке бродил...

Какого я только

Не знал ремесла?

Поклажи носил я

Быстрее осла.

Почти такая же судьба у Кубады из одноименного стихотворения:

Не раз безродный

Плясал голодный

За корку хлеба.

Босой, избитый.

В душе - обиды,

И грязь на теле.

Жилось не сладко.


Невыносимое положение народа раскрывается в стихотворениях «Спой», «Горе», «Солдат», «Сердце бедняка», «Взгляни!», «О, если бы», «Пропади!», «В бурю» и др.

По-некрасовски говорит поэт о судьбе горской женщины. Она служит предметом купли-продажи, т.к. брак во многих случаях - торговая сделка. Женщина скована адатами, жизнь ее проходит в рабстве. Очень часто смерть для нее - избавление от мук.

Ничего, что она молода,

Кроме рабства, борьбы и труда,

Ни минуты отрадной свободы

Ей бы жизнь не дала никогда...

Хорошо умереть в ее годы.

Безысходной печалью веет от колыбельной песни «А-лол-лай»! В ней говорится о суровых буднях бедняков, о том, что их дети также не будут видеть радостей.

Наша жизнь страшней могилы.

Только черный труд постылый

Знает твой отец...

Спи, птенец!

А когда ты возмужаешь,

Тоже тяжкий труд узнаешь...

Крепким вырастай!

А-лол-лай!

Женщины и дети в старой Осетии больше всего страдали от социального неустройства, их некому было поддержать в несчастьях, случись что-нибудь с их кормильцем - они оказывались на грани смерти.

У Коста есть стихотворение «Мать сирот», которое производит
неизгладимое впечатление на читателей. В литературе редко можно
встретить столь потрясающий образ нищеты. Скупо, тяжело роняет автор
слова о суровой горной зиме, убогом хлеве, в котором жмутся у огня дети -
сироты и мать-вдова.

Коченеет ворон...

Страшен бури вой...

Спит на круче черной

Нар, аул глухой.

...На краю аула,

В брошенном хлеву

Нищета согнула

Горькую вдову.

Мать с болью смотрит на своих малышей и все ждет, что усталость и сон успокоят их. Но голод не дает им уснуть.

«Мама, не готово ль?

Дай похлебки! Дай!» -

Всем вам будет вдоволь,

Хватит через край!

...Котелок вскипает,

Плещет на золу...

Дети засыпают у огня в углу...

...Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Поэт не может быть спокойным, когда

...слышатся стоны из скал поднебесных,

Родная земля, - из груди твоей...

Он указывает на бедственное положение своей родины:

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золою...

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган и горы отняли,

Всех нас позорят и розгами бьют.

Коста очень любил свою родину, но его также глубоко волновала судьба всех людей, угнетавшихся в царской России.

Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно,

Тебя, родной аул и бедный наш народ.


Коста в газетных статьях обращает внимание общественности на безвыходное положение горского крестьянства, которое имело значительно меньше земли на душу населения, чем русское крестьянство. Со страниц печати он требует наделить нуждающихся горцев казенной землей.

Поэт использовал периодическую печать как оружие в борьбе за интересы народа. Он сотрудничал в газетах и журналах «Северный Кавказ», «Казбек», «Кавказский вестник», «Сын отечества», «Санкт-Петербургские ведомости». Ему принадлежит свыше шестидесяти статей, наиболее важные из которых: «Владикавказские письма», «Накануне», «Неурядицы Северного Кавказа», «Насущные вопросы», «Внутренние враги».

М. Шагинян, изучавшая публицистику осетинского поэта, писала в 1941 г.: «Глубокая познавательная роль его статей, их историзм, широта политического охвата... все эти качества делают публицистику Коста настолько исторически-весомой и содержательной, что она до сих пор не утратила своего значения. Можно смело сказать, что для правильного представления о положении вещей на Северном Кавказе в 80-90 гг. нет лучшего чтения, нежели газетные статьи К. Хетагурова»

Поэт резко отделяет трудовой народ от толпы новоиспеченных горских дворян, светских бездельников, служителей религиозных культов, чиновных бюрократов, благодушествующих либералов. Этой «жадной толпе» он противопоставляет и себя, как певца и защитника обездоленных.

Так возникает тема поэта и толпы, тема, которая была в известной мере традиционной в русской литературе, к которой обращались Пушкин, Надсон и другие поэты.

В стихотворениях «Толпа» и «Я не пророк...» Коста пишет, что толпа -«ничтожная рабыня пустых страстей», что «она непостоянна, капризна, зла, разнуздана, глупа».

Этой толпе особенно сильно достается в сатирических произведениях поэта: «Кому живется весело», «Недопетые куплеты», «Владикавказ», «Одна», «Новоселье», «Спою вам куплеты...», «На свежей могиле», «Прости». В них он язвительно высмеял чиновников-казнокрадов и продажных писак, чванливых аристократов и лавочников-мироедов, держиморд и разжиревших мещан и прочую нечисть дореволюционных времен.

Высшая цель человека - благо других, в этом убежден поэт. Желание добра людям сливается у него с верой «в разумную волю, доброе сердце, святую любовь».

Ему говорили:

Забудь, Коста, страданья и тревоги.

К чему шуметь, к чему себя казнить?

Борцов за справедливость было много,-

Никто не смог Вселенной изменить.

Живых ли, мертвых хочешь ты пронять

рыданьем об Осетии забитой?

Чудак! Ты ей сегодня стал защитой –

тебя безумцем завтра будут звать.

Он отвечал:

Вот мой фандыр. В нем боль сиротских мук,

Рыданья вдов,- к нему я струны сделал

из их седых волос… Звенящий лук -

его смычок. А звуки песен – стрелы.

Я буду петь, не требуя почета,

о славе, не взывая к небесам,

покуда помнит наш язык хоть кто-то,

хотя бы этот кто-то был я сам.

Ахсар Кодзаев


Творчество Коста сыграло большую роль в истории Осетии. Гневное осуждение поэтом гнетущей действительности, смелая мечта о светлом будущем всех народов, призывы к борьбе «за братство и свободу» находили горячий отклик в сердцах простых людей.

Коста, ты эталон служенья

Идеи, совести, всего,

И ныне держим мы равненье

На самом деле на него.

А.Энглези

К.Л.Хетагуров « Завещание» на осетинском языке.
















Выводы


Чем больше узнаешь Коста, тем ближе и понятнее становятся нравственные принципы, которых поэт придерживался всю свою жизнь. Они не были поколебимы ни громкой славой, ни всенародной любовью, ни лишениями, способными подточить даже самую страстную веру.

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.

  • Поэт учит нас следовать вечным законам совести, добра и правды.

  • Он учит чтить и бережно хранить свои духовные корни – во имя будущего.

  • Голос Коста, мощно и призывно звучащий при его жизни, так же мощно и призывно звучит для народа сейчас, сквозь толщу прошедших лет.

  • Жизнь и творчество великого осетинского поэта-гуманиста, поэта-борца служат прекрасным примером мужественной борьбы против всякого рабства, за счастливую, радостную жизнь на земле.

И мы можем сегодня с полным основанием сказать: «Коста - наш современник, шагнувший вместе с нами в новый век».

О, Коста! Отрадно снова видеть,

Как на горной круче ты стоишь,

Освещает мир твой взгляд открытый,

Ты с людьми по-братски говоришь.

Припадаю я к земле кремнистой,

Что тебя когда-то родила,

Где юнцом ты слушал небе чистом

Посвист крыльев гордого орла.

Все священно здесь и все знакомо,

Оттого к тебе со всех сторон

Стар и млад стремятся как к родному

И тобой прославлен Иристон.

Гуржибеков Б.



Список использованной литературы


  1. Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время.- Тбилиси.-1961.- 199 с.

  2. Ваниев В. «Я вся твоя, любимый Владикавказ....» // Владикавказ.- 2006.- 11 сент.

  3. Венок бессмертия. Материалы международной научной конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения Коста Хетагурова. — Владикавказ, 2000.- 559 с.

  4. Габараев С. Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова — М., 1959. — 244 с.

  5. Габисова С.З. А.С.Пушкин и К.Л.Хетагуров // http://ossethnos.ru/philology/

  6. Габоева Л.Р. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. - 1994.- № 2.

  7. Джатиев Т. И. Горная звезда: Роман-хроника о К. Хетагурове.— М., 1973. — 386 с.

  8. Джатиев Т., Либединская Л. За вас отдам я жизнь: Повесть о Коста Хетагурове — М., 1969.- 274 с.

  9. Джусоев Н. Русские писатели в оценке К. Хетагурова // Дарьял. 2006. № 2

  10. Калоев Б.А. Вторая Родина Коста.- Владикавказ, 1999.- 298 с.

  11. Кравченко В.Н. Коста, сын Леуана.- Ставрополь, 2007.- 112с.

  12. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и деятельность).- Орджоникидзе, 1939.- 49с.

  13. Мальцев  С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия. – Владикавказ, 2005. – 32 с.

  14. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5.- Владикавказ, 2001.- 719с.

  15. Хмелева Л.Т. Деятели русской культуры во Владикавказе.- М., 1995.-38с.

17






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!