Творческий процесс. Пути формирования детского творчества
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.
Замысел — это структурный элемент композиции — средства для выражения художественной идеи.
Умение художника абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Композиция — конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта.
В творческом процессе важную роль играет ассоциативное мышление. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Ассоциативное мышление способствует преобразованию предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Решая определенную задачу, художник всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.
Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Так, в моделировании одежды творческими источниками традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Это сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности
Формирование детского творчества включает в себя 3 этапа, которые предполагают выполнение следующих видов заданий:
1) задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.
2) задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества с взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.
3) задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).
Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно - прикладной деятельности.
Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.
Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.
Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот опыт, при котором их творческое самовыражение получает полное развитие.