СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе творче-ских объединений Дома детского творчества и школы-студии «Ди-джей тинс»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе творческих объединений Дома детского творчества и  школы-студии «Ди-джей тинс»

  Педагогическая технология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведения, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Педагогическая технология призвана обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения.

В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого учащегося,  включив его в активную деятельность,  доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающей характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть  не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

В последнее время педагоги нашего Дома детского творчества все чаще прибегают к нетрадиционным формам проведения учебных занятий, это:

  • Занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;
  • Занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др..
  • .Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок-диалог, презентация, исповедь, судебное заседание.

Нетрадиционные формы проведения занятий в нашей студии зарекомендовали себя с очень хорошей стороны. Они делают его  живым, интересным   для учащихся.  В подготовке проведения нетрадиционных форм занятий участвуют не только педагоги, но и учащиеся различных творческих объединений, что способствует активизации их деятельности на занятии. Так как образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей имеет развивающий характер, поэтому проведение занятия с использованием нетрадиционных форм способствует многогранному развитию ребенка и его способностей. Проведенная  диагностика психологом нашего Центра подтверждает этот вывод.

Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие или воспитательное мероприятие в нашем учреждении  должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах.

Большой интерес для нас представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей подростка на основе использования имеющего у него опыта жизнедеятельности.

Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого учащегося и помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Мы не заставляем ребенка учиться, а создаём условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Подросток  приходит в свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В центре технологии личностно-ориентированного  обучения – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В нашем учреждении применяются такие варианты дифференциации, как:

  • Комплектование учебных групп однородного состава;
  • Внутригрупповая (для разделения по уровням познавательного интереса).
  • Профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

В нашем творческом объединении существует реальная возможность отводить для детей время, соответствующее их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» учащегося. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения обучающихся. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи,  взаимообучения.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика применяется в нашем учреждении: обучающимся различных уровней предлагается усвоить программу, соответствующую их возможностям.

Из всего сказанного следует, что личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому учащемуся реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, что очень важно для  учреждений дополнительного образования.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.

Дополнительное образование объемно по содержанию. Понимая творчество как свободную, ничем не регламентированную, кроме собственного интереса и волевого усилия личности, деятельность.

Образовательные области и виды деятельности нашего учреждения направлены на формирование мировоззрения учащихся, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение самых различных интересов.

Особенности дифференциации по интересам. Учебный план нашего учреждения  предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот  комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующие определенным предметом, объединяются в одну группу. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам.

Технология индивидуального обучения (адаптивная) – индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения является приоритетными. В нашем учреждении применяются следующие варианты учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;
  • Профильное обучение  в группах старшего звена;
  • Созданы персонифицированные учебные программы по направлениям.

Главное достоинство индивидуального обучения выражается в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за продвижением в обучении и корректировать.

В результате  учащейся работает экономно, контролирует свои затраты, что гарантирует успешное обучение.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Мы используем следующие разновидности групповых технологий; общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Особенностью данного подхода является реализация  идеи «обучение через открытие».

Ученик в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, связанная с формированием коммуникативной культуры детей. С этой целью в учебной деятельности мы применяем  специальную коммуникативную технологию обучения – обучение на основе общения. Участники обучения – педагог и учащийся.

Главное в применении этих технологий в учебной деятельности является то, что у учащихся формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Технология адаптивной системы обучения. Данная технология успешно применяется  в учебном процессе всех творческих объединениях. Использование этой технологии в учебной деятельности нашего объединения  повышает качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, так как  способствует развитию самостоятельности в работе и в изучении нового материала, решению творческих задач,  развитию коммуникативных качеств учащихся, а также формированию коммуникативной культуры.

 Технология творческой деятельности широко применяется в образовательной и воспитательной деятельности нашего учреждения, так как приоритетной целью этой технологии является достижение творческого уровня.

 

Цели технологии:

  • Выявить, учесть, развить творческие способности учащихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (творческие работы: поделки, рисунки и т.д., концерт-отчет); 
  • Воспитать общественно активную творческую личность и способствовать организации социального творчества в конкретных социальных ситуациях.

Учитывая направления образовательной деятельности нашего учреждения, эта педагогическая технология занимает центральное место  в учебно-воспитательном процессе.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, участие в выставках, конкурсах, фестивалях различных уровней, награждение. Для оценивания результатов разработаны портфолио учащихся, в которых отмечаются их достижения и успехи.

Игровые технологии  применяются нашими педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает учащимся ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе нашего Дома детского творчества, как правило, педагоги используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры. По опросам  учащихся и их родителей, а также проведенного анкетирования учащихся творческих объединений Дома детского творчества следует, что такие занятия находят эмоциональный отклик у учащихся.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе творче-ских объединений Дома детского творчества и школы-студии «Ди-джей тинс»»


Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе творческих объединений Дома детского творчества и школы-студии «Ди-джей тинс»

Педагогическая технология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведения, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Педагогическая технология призвана обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения.

В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого учащегося, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающей характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

В последнее время педагоги нашего Дома детского творчества все чаще прибегают к нетрадиционным формам проведения учебных занятий, это:

  • Занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;

  • Занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др..

  • .Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок-диалог, презентация, исповедь, судебное заседание.

Нетрадиционные формы проведения занятий в нашей студии зарекомендовали себя с очень хорошей стороны. Они делают его живым, интересным для учащихся. В подготовке проведения нетрадиционных форм занятий участвуют не только педагоги, но и учащиеся различных творческих объединений, что способствует активизации их деятельности на занятии. Так как образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей имеет развивающий характер, поэтому проведение занятия с использованием нетрадиционных форм способствует многогранному развитию ребенка и его способностей. Проведенная диагностика психологом нашего Центра подтверждает этот вывод.

Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие или воспитательное мероприятие в нашем учреждении должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах.

Большой интерес для нас представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей подростка на основе использования имеющего у него опыта жизнедеятельности.

Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого учащегося и помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Мы не заставляем ребенка учиться, а создаём условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Подросток приходит в свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В центре технологии личностно-ориентированного обучения – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В нашем учреждении применяются такие варианты дифференциации, как:

  • Комплектование учебных групп однородного состава;

  • Внутригрупповая (для разделения по уровням познавательного интереса).

  • Профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

В нашем творческом объединении существует реальная возможность отводить для детей время, соответствующее их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» учащегося. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения обучающихся. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика применяется в нашем учреждении: обучающимся различных уровней предлагается усвоить программу, соответствующую их возможностям.

Из всего сказанного следует, что личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому учащемуся реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, что очень важно для учреждений дополнительного образования.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.

Дополнительное образование объемно по содержанию. Понимая творчество как свободную, ничем не регламентированную, кроме собственного интереса и волевого усилия личности, деятельность.

Образовательные области и виды деятельности нашего учреждения направлены на формирование мировоззрения учащихся, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение самых различных интересов.

Особенности дифференциации по интересам. Учебный план нашего учреждения предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующие определенным предметом, объединяются в одну группу. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам.

Технология индивидуального обучения (адаптивная) – индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения является приоритетными. В нашем учреждении применяются следующие варианты учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;

  • Профильное обучение в группах старшего звена;

  • Созданы персонифицированные учебные программы по направлениям.

Главное достоинство индивидуального обучения выражается в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за продвижением в обучении и корректировать.

В результате учащейся работает экономно, контролирует свои затраты, что гарантирует успешное обучение.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Мы используем следующие разновидности групповых технологий; общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие».

Ученик в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, связанная с формированием коммуникативной культуры детей. С этой целью в учебной деятельности мы применяем специальную коммуникативную технологию обучения – обучение на основе общения. Участники обучения – педагог и учащийся.

Главное в применении этих технологий в учебной деятельности является то, что у учащихся формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Технология адаптивной системы обучения. Данная технология успешно применяется в учебном процессе всех творческих объединениях. Использование этой технологии в учебной деятельности нашего объединения повышает качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, так как способствует развитию самостоятельности в работе и в изучении нового материала, решению творческих задач, развитию коммуникативных качеств учащихся, а также формированию коммуникативной культуры.

Технология творческой деятельности широко применяется в образовательной и воспитательной деятельности нашего учреждения, так как приоритетной целью этой технологии является достижение творческого уровня.

Цели технологии:

  • Выявить, учесть, развить творческие способности учащихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (творческие работы: поделки, рисунки и т.д., концерт-отчет);

  • Воспитать общественно активную творческую личность и способствовать организации социального творчества в конкретных социальных ситуациях.

Учитывая направления образовательной деятельности нашего учреждения, эта педагогическая технология занимает центральное место в учебно-воспитательном процессе.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, участие в выставках, конкурсах, фестивалях различных уровней, награждение. Для оценивания результатов разработаны портфолио учащихся, в которых отмечаются их достижения и успехи.

Игровые технологии применяются нашими педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает учащимся ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе нашего Дома детского творчества, как правило, педагоги используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры. По опросам учащихся и их родителей, а также проведенного анкетирования учащихся творческих объединений Дома детского творчества следует, что такие занятия находят эмоциональный отклик у учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!