город Белореченск
муниципальное образование Белореченский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 2
от 15 декабря 2015 год
Председатель педсовета
______________Т.В. Ломовцева
Творческий проект
«Город, в котором мы живем»
Учитель начальных классов
Ломовцева Екатерина Валерьевна
2015г
Краткая аннотация проекта.
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
Наши ребята под руководством своего учителя-руководителя проекта получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, пообщаться со сверстниками из разных уголков нашей необъятной Родины.
Методический паспорт проекта.
Обоснование актуальности проекта:
Одна из актуальных проблем современной жизни - это память о родных местах, родном городе. Краеведение - злободневная проблема нашего времени. Очень часто дети не могут рассказать о том городе, в котором они живут.
Формулировка проблемы:
Недостаточный уровень знаний детей о родном городе.
3.Постановка цели проекта:
Сформировать понимание выражения «малая родина».
Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважения к традициям и обычаям родного города.
Воспитание интереса к истории своего края.
4.Задачи проекта:
Развитие творчества, способностей к изобразительству, эстетического вкуса обучающихся.
Дать детям сведения об истории зарождения города, доступные детскому восприятию.
Выяснить, какие социально-значимые объекты были и есть в родном городе; какие здания являются памятниками архитектуры; какие известные люди жили, живут в городе.
Формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой и коммуникативной готовности обучающихся, научных краеведческих знаний.
Разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
5. Тип проекта:
Участники проекта:
Обучающиеся 3а класса МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина города Белореченска Краснодарского края.
План работы над проектом.
Запуск проекта.
Планирование работы.
Определение уровня готовности к поисковой работе.
Сбор информации.
Расширение информации.
Оформление результатов работы.
Презентация проекта.
Подведение итогов.
Этап 1.
-Анкетирование обучающихся «Знаешь ли ты свой город?»
-Экскурсии: по городу Белореченск, в музей
-Встреча с работниками детской библиотеки. Беседа «Прогулки по
улице Ленина»
Этап 2.
-выяснить историческое прошлое и настоящее города;
-почему город так называется;
-какие социально значимые объекты были, есть в моём городе;
-какие здания являются памятниками архитектуры;
-какие известные люди жили, живут в моём городе.
Этап 3.
Выставка творческих работ на тему « Мой город»;
создание буклета «Город, в котором мы живем»
Предполагаемый продукт проекта:
Создание информационного буклета
«Город, в котором мы живем»
У каждого человека есть дорогой его сердцу уголок – это его малая родина, та земля, где он родился, где прошло его детство и юность. Судьба подарила нам счастье, что мы родились в чудесном городке Белореченск!
Пусть сияет солнце над тобою,
Белореченск, милый город мой,
Ты стоишь над Белою рекою
И она любуется тобой.
С каждым годом только расцветаешь,
Утопая в зелени садов.
И, с весны до осени, играешь
Красками деревьев и цветов.
Песни о тебе поёт природа,
Перезвоном струн звенят хлеба,
Ты красив в любое время года,
Белореченск, ты- моя судьба.
Родина моя, мой Белореченск,
Для меня нет города милей,
Будь всегда ты весел и беспечен
В жизни, в сердце, в памяти моей
-Откуда появилось такое название –Белореченск?
-Слово «Белореченск» происходит от словосочетания «белая река».
- В предгорьях Главного Кавказского хребта, в долине между рек Белая и Лаба расположен город Белореченск. До второй половины 19 века в этом месте было расположено поселение Шитхала, в котором проживали адыги. В результате Кавказкой войны, которая в этих местах активизировалась в 1860 году и продолжалась до 1864 года, адыги были переселены в Османскую империю, нынешнюю Турцию, а часть на равнинное Прикубанье.
За 10 лет до начала в этой местности активных боевых действий, относящихся к Кавказской войне, на правобережье реки Белой, 1 мая 1851 года было начато строительство Белореченского военного укрепления. Строительство вели казаки казачьего отряда Кавказской армии, которым командовал генерал Заводовский Н.С.
По окончанию строительства крепости в августе 1851 года в ней разместился Ставропольский егерский полк. Комендантом белореченского укрепления был назначен майор Геринг. Белореченское укрепление было построено в виде замкнутого многоугольника, с выкопанным вокруг крутым рвом и насыпанным семиметровым земляным валом. По углам крепости были устроены насыпные башни, на которых устанавливались пушки. Планировалось освоение долины речки Белой, но оно было прервано началом Крымской войны (1853-1856 гг.)
После выселения адыгов начинается история города Белореченска. Осенью-зимой 1861-1862 годов, в долине междуречья Белой и Лабы казаки регулярной Кавказской армии начали подготовку места под станицу. Было прорублено просеки с двух берегов реки Белой, построено два моста из дерева. Для будущей станицы было выделено 20000 десятин земли. В это же время, под прикрытием белореченского укрепления казаками было заложено также Пшехскую и Гурийскую станицу.
В мае 1862 года в месте, где находится нынешний город Белореченск, поселилось 236 казацких семей. 1373 человека переехали из станиц Тихорецкой, Новорождественской, Новодонецкой, Терновой, Новопокровской. Приказом № 332 от 25 июля 1862 года по Кавказской армии за новой станицей закрепилось название Белореченская
Станица Белореченская
-А ты знаешь, какой герб города Белореченска?
-Лазоревая (синяя, голубая) перевязь символизирует реку Белую, чьим именем назван город и район. Изображение скачущего коня указывает на ведущую роль казаков регулярной Кавказской армии, которые подготовили место под будущий город Белореченск в 1861—1862 годах. Окрестности города Белореченска имеют богатую историю — на прилегающей территории находятся многочисленные археологические памятники разных эпох. Их оставили скифы, сарматы, половцы, татары. В жизни и культуре всех этих народов конь занимал особенное место, о чём символизирует изображение коня. Казачество показано двумя кубанками. Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Лазурь — символ чести, благородства, духовности.
28 мая 1958 года — станице присвоен статус города и присвоено имя Белореченск
Герб города Белореченск
Изначально герб выглядел иначе, чем тот, который мы видим сейчас.
В зеленом поле серебряно-червленая реторта, обрамленная справа золотым колосом, слева - серебряными дубовыми листьями, снизу - частями черной шестерни и серебряно-черного кольца. В подножии щита шиповидный лазоревый пояс и под ним две казачьи серебряные сабли накрест рукоятями вверх, обремененные червленой папахой и сопровождаемые внизу серебряными цифрами 1862. В рассеченной сине-красной (цвета флага РСФСР) главе название города серебром на червленом фоне.
Позже флаг РСФСР на городской эмблеме был заменен флагом РФ.
Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России - форму щита. В верхней его части на фоне флага России надпись 'Белореченск'. В центральной части герба на зеленом фоне изображена реторта, обрамленная с левой стороны золотыми колосьями, с правой - дубовыми листьями. В нижней части обрамления присутствуют символы промышленности и железной дороги. Ниже обрамления герб горизонтально пересекают две волнистые линии, символизирующие реку Белую, на правом берегу которой расположен город Белореченск. В самом низу герба изображены две казачьи сабли накрест, папаха и надпись '1862' (год основания города)".)
Герб Белореченска утвержден Решением № 7 29 мая 2007 года на 22-й сессии Совета Белореченского городского поселения. Геральдическое описание герба Белореченского городского поселения гласит:
"В серебряном поле широкая лазоревая перевязь, обремененная серебряным скачущим конем и сопровожденная по сторонам черными, с червленым верхом, кубанками".
"Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, географические и экономические особенности Белореченского городского поселения.
Геральдическая фигура — лазоревая (синяя, голубая) перевязь символизирует реку Белую, чьим именем назван город и район. Символика коня в гербе многозначна.
Изображение скачущего коня аллегорически указывает на ведущую роль казаков регулярной Кавказской армии, которые подготовили место под будущий город Белореченск в 1861-1862 годах.
Окрестности города Белореченска имеют богатую историю - на прилегающей территории находятся многочисленные археологические памятники разных эпох. Их оставили скифы, сарматы, половцы, татары. В жизни и культуре всех этих народов конь занимал особенное место, о чём символизирует изображение коня.
Казачество аллегорически показано двумя кубанками.
Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Лазурь (синий, голубой) - символ чести, благородства, духовности".
В уютном парке звонкие качели,
Веселье праздника доносят голоса.
Проходят дни, сменяются недели, Ты, Белореченск, радуешь глаза.
Наш Белореченск – город возле Белой, К тебе любовью тянуться пути. Ты наполняй сердца людские верой, В прекрасное надеждою свети.
Цветеньем лип, листвой резною клёнов, В огнях витрин под музыку души Ты радуй всех, наш городок зелёный, К беде людской на помощь поспеши.
И славен ты частушкою казачьей, И красотой возделанных полей. Не цвёл бы ты - и жизнь пошла иначе! Но без тебя в ней не было б светлей.
Земля Белореченская известна своими знаменитыми уроженцами. В городе в 1939 году родился первоиерарх неканонической Русской Православной Автокефальной Церкви епископ Валентин и знаменитый российский футболист Перов Андрей Александрович. Ученый - садовод и российский общественный деятель Бедро Иван Прохорович и знаменитый Советский военачальник Зыбин Иван Прохорович. В 1977 году в городе родился известный участник Русской весны по кличке Казак Бабай – Можаев Александр Иванович, здесь же родился знаменитый архитектор и художник Владимир Борисович Смирнов, Ива́н Серге́евич Жидко́в— советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Александр Ильич Кудренко (р. 10 марта 1943, Бжедуховская) — российский тромбонист и музыкальный педагог, артист ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных., Заслуженный артист РСФСР.
Ведут нас ко Христу дороги узкие
Мы знаем смерть, гонения и плен!..
Мы – Русские!.. Мы – Русские!.. Мы – Русские!.
Мы всё равно поднимемся с колен!..
И в нашем городе стали активно возрождаться Храмы, церкви, монастыри.
Стены старых
храмов помнят дни
седые,
Рвутся в синь
небесную церкви
купола.
Тихо на погосте:
здесь лежат
родные,
И, тревожа душу,
бьют колокола.
История города хранит память о грозных, незабываемых днях Великой Отечественной войны. В станице Белореченской был сформирован 193-й Белореченский полк, вошедший в состав 72-й Краснодарской кавалерийской дивизии. Воевали белореченцы и в составе 29- го кавалерийского полка, сформированного в станице Ханской. 12-14 августа 1942 года, после кровопролитных боев на территории Белореченского района, части 17-го кавалерийского корпуса отступили в предгорья.
Уже 1 июля 1941 года Приказом № 3 по Белореченскому гарнизону станица переводилась на военное положение.
На пороге стоял июль — уборочная страда. Уборочная страда 1941 года прошла под лозунгом: «Каждая тонна зерна, сданная государству, удар по врагу!» Трудный хлеб 1941 года был убран за 10 дней, небывалый для того времени срок.
Эвакогоспиталь
Первым военным учреждением в станице Белореченской стал эвакогоспиталь, который получил номер 3193 и был сформирован 10 июля 1941 года. Он был рассчитан на 500 коек и входил в состав 51 Армии Северо-Кавказского Военного округа. Самым подходящим зданием под госпиталь оказалось здание «Учлёта», построенного перед войной, в котором парни и девушки получали знания о лётной технике, изучали устройство парашюта. К зданию подходил подъездной путь с вокзала. Территория позволяла оборудовать санпропускник, прачечную, столовую, палаты.
Часть палат разместили в цехах маслозавода. На устройство госпиталя было дано 2 недели. В его оборудовании участвовало всё взрослое население станицы: сносили матрасы, подушки, бельё, тумбочки.
Весь личный состав Белореченской районной больницы и поликлиники вступил в военный госпиталь как в военную часть. Подбором кадров занимался пропагандист райкома партии Яков Иванович Колбасов и инструктор райкома Римма Сергеевна Сидоренко, расстрелянная фашистами во время оккупации.
Главным хирургом госпиталя был назначен Яков Васильевич Платонов, ему нa операциях ассистировала жена — хирургическая сестра Мария Илларионовна, вторым хирургом был Иван Селиверстович Фесенко. Начальником госпиталя назначили Феноряна Михаила Максимовича, закончившего Московский медицинский институт в 1937 году, комиссаром – Петра Пастухова, сотрудника районной газеты «Сталинский призыв», начальником медицинской части работала Мария Петровна Грачёва, урологом — Анна Ивановна Дронина, терапевтом — Анатолий Дмитриевич Топчий, зубным врачом — Прасковья Васильевна Свечкова, старшей медицинской сестрой — Екатерина Леонтьевна Куклина.
В госпиталь приняли более 1000 раненых, разместив их в двух хирургических отделениях и в двух отделениях для выздоравливающих.
В Белореченский эвакогоспиталь раненые бойцы поступали до весны 1942 года. Когда начались бои за Керчь, Белореченский эвакогоспиталь в полном составе выправили в Славянск на Кубани, сделав его полевым. Оставшихся в станице Белореченской врачей и медсестёр, у которых были маленькие дети, расстреляли фашисты. После освобождения станицы Белореченской в конце января 1943года будет сформирован эвакогоспиталь №5453, сотрудники которого будут возвращать в строй бойцов до Победы.
За четыре годы войны сотрудники этого госпиталя вернули в строй две полных стрелковых дивизии обстрелянных и опытных бойцов. Это вклад белореченцев в победу над врагом.
Время неумолимо. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие Россию и мир. Уходят в легенды, воспоминания, песни, под гранитные плиты мемориалов. Но не угасает память о прошлом, гордо высятся обелиски и храмы. Это нужно живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, неугасаемо трепетал в них огонь сыновней благодарности.
Память вонзила штык Обелиска
В синее небо, а небу не больно.
Я поклоняюсь этой памяти
низко.
Слезы глаза затуманят невольно.
Каплями крови алеют гвоздики
В зелени хвои, в весеннем
букете.
Подвиг великий и праздник
великий!
Мирное небо, счастливые дети.
Вечный огонь- наша вечная
память.
Всем, кто причастен, поклонимся
низко!
Никнет к земле негасимое пламя,
Звезды горят на штыке
Обелиска…
Есть у каждого город свой,
Где он счастлив был
бесконечно,
Где казалось, что все
навечно-
И любовь, и цветы весной.
Здесь у каждого есть друзья,
Радость прожитых дней и
встречи.
Я не верю, что время лечит,
Я не верю, не верю я!
Будь он маленький иль
огромный,
Он по-своему дорог всем.
Он, конечно же, нужен
всем!
Итогом всей проделанной работы стало создание буклета и презентации «Город, в котором мы живем».
Будущее время может только сниться.
Изменений в жизни всех не перечесть…
Нужно только помнить, верить и гордиться
Тем ,что город Белореченск у России есть!
Итоги проекта:
Результат проекта положителен для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Актуализация знания культурно-исторического наследия своего родного края направлена на обогащение духовного мира и повышение культурного уровня подрастающего поколения.
Проект служит объединению, сплочению людей с целью сохранения культурного наследия для будущих потомков и играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей.
Работа над проектом способствует развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления, повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и использования социальных сервисов сети Интернет. Сетевое общение - повышению мотивации к получению новых знаний, умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся, укреплению семьи, повышению семейных ценностей, стиранию разницы компьютерных знаний между родителями и детьми, повышению компьютерной грамотности участников проекта - родителей, изменению их отношения к компьютерным технологиям, привитию навыков сознательного и активного использования компьютера, профессиональной ориентации.