СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа "Моя семья в истории моей Родины".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа моей ученицы, моей старшей дочери. На основе прочитанного произведения "Аячы" (автор Д. Унукова)

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа "Моя семья в истории моей Родины".»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации











Реферат: «Моя семья в истории России».





Выполнила: студентка I курса медико-профилактического факультета

Сарина Айнура Арунатовна

























г. Барнаул, 2016



Содержание

  1. Вступление. Великая Отечественная война в истории России.

  2. Трудные годы. Жизнь моих родственников годы войны.

  3. Заключение. Никто не забыт – ничто не забыто.



Посвящается моим родственникам, работавшим в тылу.







Люди! Покуда сердца стучатся – помните!

Какою ценой завоевано счастье – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет – помните!

О тех, кто уже никогда не споет – помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!





Р. Рождественский





































Великая Отечественная война (1941-1945г.г.) вошла в историю нашей Державы как одно из самых великих, мучительных и разрушительных войн, сопровождавшейся многочисленными потерями и разрушениями, голодом, болезнями. Это миллионы несбывшихся надежд, ожиданий, не состоявшихся судеб, неспетых песен, непрожитых дней.

Великая Отечественная война… Именно в этих словах скрыты жгучая боль, горькие слезы, долгие, мучительные дни ожиданий, когда каждый день наполнен терзающим страхом. Каждый боялся не за себя, а за своих близких: кто на войне – думал о тех, кто в тылу, а кто работал для Победы – за отцов, мужей, сыновей, бившихся и добывавших свободу, счастье и независимость Родины. Говорят, что «у войны не женское лицо». Да, если войну можно себе представить в образе, то, действительно, у неё женского лица быть не может. Мы преклоняемся перед теми, кто совершил бессмертные подвиги. Какой яркий пример мужества и патриотизма, силы духа, стойкости, верности Родине!

Много лет прошло с тех пор…

Но мы до сего дня помним и чтим тех, кто отдал свою жизнь за будущее, кто сражался на поле боя, кто трудился в тылу, обеспечивая всем необходимым наших солдат и приближая дни Победы.

Нам с детства рассказывала мама о наших родственниках, которые участвовали непосредственно в военных действиях и о тех, кто оставался в тылу.

В своем реферате я хочу остановиться именно на этих фактах и рассказать о нелегкой судьбе моих родственников, трудившихся в тылу.

Сколько лет, как конец войне,

Но возможно ли сердцу забыть,

память помнит с годами вдвойне,

как хотелось любить и жить.

Шли детишки к военным станкам,

Голос их был не весел, не звонок,

Это смена шагала Отцам,

Со слезами от похоронок.

Голова их белым-бела

Уже с детства ложились седины

Вот такою война была

Для детей, поднимавших руины…

Зовут меня Айнура, я из рода иркит по отцовской линии. Моя мама, Анна Васильевна, из рода майман. Отец ее – Василий, а Василия отец – Табыр, второй ребенок в семье после сестры Аячы. Этот самый древний род когда то возглавлял старейшина по имени Бешти.

Старейшина рода, за год вперед до того, как началась война, говорил, что у него предчувствие плохое. Волков стало слишком много, рыскают они рядом с человеком, что совсем не боятся стали. Смотрят в глаза человека холодным волчьим взглядом. А еще говорил, что воронья много, не к добру это. Мальчиков много родилось – к войне Алтай готовится. Спрашивал, спокойно ли «Рассея» живет, не идут ли войны какие на Алтае.

Вечером жаркого лета 1941 года он попросил вывести его на улицу и посмотрел на небо. Закат так и пылал. А вокруг стало тихо-тихо. «Никогда такого не помню, к чему бы это? Где ж столько крови прольется?» - пробормотал он. В ту ночь он не спал…

А под утро все узнали, что началась война.

Начались сборы и все трудоспособное мужское население было мобилизовано. Старик прощался со всеми навсегда, говорил, что не увидит никого больше. «Нет для человека дороже Родины и свободы. Не дайте врагу топтать Родину, а с чужой земли камня даже не берите » - наказывал он. Вскоре его не стало.

Начались трудные годы. В маленьком селении в избушке жили прабабушка моей мамы Куйкачы и четверо ее детей – старшая дочь Аячы 15 лет, братья Табыр14, Мерген 10 и Езе 8лет. На тот момент прабабушке было 43 года, она была вдова. В свои 43 года она выглядела намного старше. В селении все её уважительно называли «эдебис». С самого утра она уходила с Аячы трудиться. Весной, когда пахали, сеяли поля, загружали зерно на складах. Зерно привозили и выгружали, их за ночь нужно было сбуртовать на склад. А если зерно было сырое, оно начинало «гореть». Всю ночь женщины и дети работали лопатами, чтобы спасти драгоценный урожай. Ведь это не просто зерно, это будущий хлеб для солдат и детишек. Все предлагали «эдебис» присесть, отдохнуть. Она почему-то была очень худая и часто кашляла гулко и задыхаясь. В одно прохладное ноябрьское утро ни Куйкачы, ни Аячи не работу не вышли. Бригадир-женщина послала посмотреть, что случилось. Аячи и трое её братьев сидели у холоднеющей матери и слушали последние слова. Табыр, Мерген и Езе тихо плакали, слышно было, как они носами шмыгали. «Аячы, балам, говорила она, не бросай своих братьев, не отдавай в детдом, пропадут. Дядя твой на фронте, приедет – поможет вам. А пока смотри за братьями. Сама тоже есть старайся. Ловите по весне сусликов. Ешьте их. Оно лучше мяса, которое колхоз дает. А вы, сорванцы, слушайте сестру. Она вам и мать, и сестра. А теперь все выйдите, я поспать хочу. Устала.» Все вышли. У Аячы началась истерика и все сбежались на её плач. В обед похоронили и вышли все на работу. Детей ,Мергена и Езе, отправили с мальчишками ловить сусликов.

Тогда, в то время, суп из сусличьего мяса был самым вкуснейшим обедом, ужином и завтраком. Но поймать их было трудно. Мальчики, чтобы прокормить работающее население, уходили с утра и разбредались с капканами по периметрам зерновых полей . Бригадир платила им отрезами на рубахи, зерном, чтобы можно было приготовить талкан . Аячы приходила поздно с Табыром. Разжигали огонь в очаге, работали быстро и молча, братья разделывали тушки бедных сусликов. Их нужно было еще аккуратно развесить, чтобы сдать в Госторг и обменять на муку, керосин, соль, сахар. Так что шкурки были на вес золота. Потом варили сорпо, а ночью, преодолевая сон, жарили и перетирали зерно в талкан. Сколько сделаешь – половину себе, а вторую половину – для фронта, солдатам. А еще нужно было к сроку связать по три пары носков и рукавиц. Рукавицы шили из выделанных шкур или вязали из шерстяной пряжи, чтобы указательный палец был отдельно, для того, чтобы стрелять удобно было. А утром, чуть свет, вставать и уходить на работу. Аячы и Табыр сначала с трудом справлялись. Дети постоянно вспоминали мать. Младший часто болел. Аячы вечером приходила, садила легкого, как пух, брата у очага, натирала ему грудь бараньим жиром и тихонько плакала. А когда укладывали спать малышей, мечтали, что война скоро закончится, приедет их дядя, починит протекающую крышу, что заготовят много дров и сена, а осенью они в новых штанах и рубахах пойдут в школу. Особенно тяжело приходилось тогда, когда заканчивались дрова – сухие сучья. Колхоз выделял им лошадь и телегу, если летом и весной, а зимой – сани. И давали только один день для сбора дров. Мерген и Езе постоянно просили взять их с собой. Но для худой лошаденки это был лишний груз. Сначала надо было найти сухостой. Валежник был сырой, плохо горел. Пищу на таких дровах готовить долго, жар такие дрова не дают. Затем спилить его пилой, разрубить топором, поднять, положить на сани или телегу, привезти, выгрузить у дома и сразу стаскать, так как за ночь дрова могли и «убежать». Находились и такие.

Сколько бедных детей и женщин подорвали здороье на дровах! Особенно много их нужно было, когда колхоз по осени забивал скот и варили тушенку для солат. Тогда все мальчишки от 5 до 10 лет были задействованы на сбор дров. Такой аромат свежего мяса разносился, а есть нельзя – колхозное и для Победы же. Потом эту тушенку переправляли в районный центр на телегах и сдавали в пункты сбора продовльствия и товаров для фронта. У каждого колхоза был свой план. Не выполнить его – значит совершить преступление против родины. По весне мальчишек бригадир –женщина отправляла в тайгу, чтобы те смотрели за табуном лошадей. К осени их нужно было в том же количестве пригнать обратно, не потерять ни одного. Самому старшему было 11. Сколько лошадей точно, они не знали, таким цифрам их обучить учительница не успела. Она ушла работать в колхоз, а муж её пал смертью храбрых в годы войны. Когда приходила почта, все бросали работу и бежали навстречу почтальону. Кто-то радовался, а кто-то стоял молча, и страшный плач вдов стоял в долине.

Мы вязали ночью рукавицы,

А мы и за него, и за себя

И падали к ногам опухшим спицы

На печке засыпала ребятня.

Мы поднимались утром до восхода,

Перелопатив за день сотни дел,

А вечерами тихо у комода,

Читали письма тех, кто уцелел.

Мы хлеб делили – поровну все крошки,

Дрова кололи с силой мужика,

Латали захудалые сапожки,

И привыкали к званию «вдова».

Сейчас мы живем в мирное время. Любая война, даже самая недолгая, влечет за собой страшные последствия. Мы, потомки тех, кто воевал, кто трудился в тылу, должны помнить – какое страшное испытание прошли наши родные и близкие.

Поэтому я свою работу хочу закончить словами из стихотворения Р. Рождественского

Люди! Покуда сердца стучатся – помните!

Какою ценой завоевано счастье – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет – помните!

О тех, кто уже никогда не споет – помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Никто не забыт – ничто не забыто…


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!