СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Малая Родина»!

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение      

                              «Левашинская СОШ»                                                        

            

                  КОНКУРСНАЯ РАБОТА

              Номинация  «Малая Родина»

                       Проектная работа

                               на тему:

«ХранителиРодины.рф: платформа-навигатор по музеям из малых городов и сельской местности».

                                                     

 

Руководитель школьного музея :

Магомедова Патимат Багаутдиновна,

учитель истории и обществознания

Левашинский район, с. Леваши

 

 

 

с. Леваши 2020 г                                                                                                                                                                                                                          

 

 Ах, Дагестан!

Страна прекрасных гор,

страна ветров, озёр великих.

Так удивительно широк её простор,

приветливы людские лики.

Кто побывал один лишь только раз.

Увидев красоту земную,

оставит память в сердце тот Кавказ,

который манит, радует, чарует.

 

Александр Задорожный-Васильченко

              

                                 Введение

        Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации, расположена на Северном Кавказе и является приграничной частью юга России.

Современный Дагестан - земля с очень богатой и древней историей. Дагестан испытал рейды многочисленных кочевых племен: монголов и татар.

На сравнительно небольшой территории проживает более 30 коренных этносов, принадлежащие к иберийско-кавказской, тюркской, иранской, индоевропейской и другим языковым группам и семьям. Каждый из 30 народов сохранили свой колорит и этнолингвистический облик и каждую народность можно отличить по языку, одежде, даже по мелодии.

В создании материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, ковры, но также орудия труда, каменные и деревянные детали архитектурного декора, надмогильные стелы, были задействованы все виды художественных ремесел – ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, медно-чеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.

Сегодня Дагестан обладает широко развитой сетью учреждений культуры и просвещения: современные кинотеатры, дома культуры, музеи и библиотеки, ансамбли песни и танца, телевидение на русском и национальных языках.

                                       Актуальность проекта. 

Каждый человек дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете место прекраснее. Понятие «Родина» имеет в свою очередь несколько значений. Это великая страна с великой историей. Я называю своей родиной Дагестан, потому что родился и живу здесь, а   Махачкала – столица моей родины.

Дагестан – многонациональная республика. Здесь живут десятки разных народов. Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем крупным  языковым  семьям:  северокавказской,  алтайской  и  индоевропейской;

государственным языком и языком межнационального общения является русский язык.

                               Народная мудрость гласит:

              «Не зная прошлого, не поймешь и настоящего».

                        Цель проекта:

   -Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;

  - Поднять интерес к изучению родного края.

 - Воспитать сплоченность, дружбу, чувство гордости и   патриотизма.

 - Формирование интереса к отечественной культуре и уважительного   отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

                      Задачи проекта:

- Воспитать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- Знакомство с культурным прошлым и настоящим малой родины;

-систематизировать полученные ранее знания о родном крае;

-формирование познавательных  представлений о себе, о своей семье, чувства гордости и бережного отношения к малой родине.

           Образовательные области:

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, труд.

                       

                       Тип проекта:

            Литературно-краеведческое

 

                                       Гипотеза:                                                                                                     Проживая в Республике Дагестан, мы не только не посещаем уникальные места, но и мало  знаем о них. В ходе реализации проекта молодежь  получит знания о прекрасных местах, известных не только в республике, но и за её пределами. 

Молодежь  приобретет знания об истории республики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил край, начнут проявлять интерес к событиям жизни края и отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то  можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

У каждого человека есть Родина. Неважно, в каком месте мы родились, но малая Родина

всегда там, где наши корни, где нас ждут и любят наши близкие люди, где мы начинаем наши первые шаги в большую жизнь. Село Леваши, в котором я живу в дружной семье, находится в Левашинском районе Республики Дагестан.

 

Мне очень дорого все, что есть в этом селе: его история, его настоящее и будущее. Сейчас моя жизнь связана со школьным музеем, в котором я работаю. Её история тесно связана с историей села, с красотой и местными достопримечательностями. Главной достопримечательностью моей малой Родины в настоящий момент для меня является ее история, которая отражается в экспонатах школьного музея, открытого 20сентября 2018 года.

 

Город скалистых голубей – так поэтично переводится название села Леваши на русский язык. Этот расположенный во внутри горном Дагестане населенный пункт сегодня является административным центром Левашинского района. Он славится мощным агропромышленным комплексом и считается одним из основных поставщиков капусты на территории Российской Федерации. Большая часть десятитысячного населения Левашей – даргинцы.

Образован в 1929 г. Районный центр — село Леваши. Расстояние до Махачкалы — 106 км, до ближайшей железнодо­рожной станции Буйнакск — 67 км. В 26 сельских муниципальных образованиях территории района расположено 67 населенных пунктов, наиболее крупными из которых являются села: Леваши, Хаджалмахи, Уллуая, Урма, Мекеги. Граничит с Буйнакским, Сергокалинским, Акушинским, Лак­ским, Гунибским, Унцукульским, Гергебильским и Карабудахкентским районами. Через район про­ходит автомобильная дорога республиканского значения в 16 горных районов республики. Протя­женность дорог общего пользования составляет 245,0 км, из которых 51,3% грунтовые.

      Площадь района составляет 813,2 кв. км.

     Население. Численность населения составля­ет 66,8 тыс. человек; плотность — 82,2       человека на 1 кв. км. Все население сельское. Националь­ная структура населения (по переписи 2002 г.): даргинцы — 76,8%, аварцы — 22,9%.

    Природные особенности. Район расположен в центре нагорного Дагестана. По своему местопо­ложению Левашинский район относится к горно­му Внутреннему Дагестану, что и характеризует его рельеф. Скалистые хребты здесь чередуются с плодородными долинами. Наиболее крупная река в районе — Казикумухское Койсу.

Климат района — умеренно теплый с замет­ным проявлением высотной поясности в распре­делении климатических элементов.

Район располагает запасами известняков и мрамора. Запасы известняков разрабатываются, и из них добывают пиленый камень, широко ис­пользуемый в строительной индустрии.

Растительный мир района довольно скуден. Менее 1% территории покрыто лесом. 

   Хозяйственная специализация. Главной отрас­лью района является сельское хозяйство. Только в 2006 г. в районе произведено: 3,2 тыс. т — зер­на, 1 тыс. т — мяса, 1,7 тыс. т — молока, 29,4 тыс. т — картофеля, 170 тыс. т — овощей.

Район является одним из основных поставщи­ков овощей, особенно капусты, на рынки Дагеста­на, России и некоторых стран СНГ. В 2006 г. в районе собрано 148 тыс. т капусты.

На 1 января 2007 г. в районе имелось 20,9 тыс. голов крупного рогатого скота и 274,7 тыс. голов мелкого рогатого скота.

В районе имеются 2 фруктово-консервных за­вода — Хаджалмахинский и Цудахарский.

    Инфраструктура. Общая площадь жилищного фонда — 1292,5 тыс. кв. м, в том числе государ­ственная — 2,9 тыс. кв. м. Обеспеченность насе­ления жильем на одного жителя составляет 19,3 кв. м общей площади жилого фонда.

Уровень благоустройства района составляет при наличии: водопровода — 17%; канализа­ции — 17; отопления — 78,3; газа — 78,3%.

Имеются центральная районная больница, 1 районная поликлиника, 6 участковых больниц, 33 фельдшерско-акушерских пункта. 

 Финансово-кредитные организации. Действу­ют отделение Сбербанка, офис Россельхозбанка и филиал АКБ «Эльбин», банк «Деккара».

Образование, культура. В районе функционируют 45 школ, 5 детских дошкольных учреждений; 36 клубов, 31 библиотека.

Спорт. Работают 8 детско-юношеских спор­тивных школ, 24 спортивных зала.

Достопримечательности. Из природно-ланд-шафтных комплексов и достопримечательностей в районе имеются: Ташкапурская теснина; Цуда-харское ущелье; Мекегинский каньон; Аялакаб-ская долина; Куппинский перевал.

Потенциал развития. Развитие в районе ово­щеводства, садоводства и животноводства с пол­ным циклом переработки произведенной сель­скохозяйственной продукции. Расширение добы­чи известняков и организация разработки мрамо­ра. Восстановление Ташкапурской мини-ГЭС и строительство такой же в селе Цудахар. 

      

 История дагестанского села Леваши

                 

!

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!

 

По мнению специалистов, возникновение села Леваши в Дагестане можно отнести к концу XVII столетия. История его создания, согласно передаваемым из поколения в поколение легендам, началась с приобретения выходцами из селения Акуша землевладений на возвышенности у реки Халагорк.    

В XVIII-XIX веках это было типичное дагестанское селение с  общинным управлением, входящее в состав вольных обществ Акуша-Дарго. Его расположение в самом центре Дагестана не позволяло оставаться в стороне от войн и политических преобразований. Так, например, фольклор напоминает потомках о борьбе даргинцев за независимость и, в частности, о жестокой схватке между горцами и царскими войсками, произошедшей в 1819 году под Левашами.                                                                                                                                                               По окончании Кавказской войны село стало частью Даргинского округа Дагестанской области. А в XX веке, уже после революционных событий, оно получило статус центра образованного вместо Даргинского округа Левашинского района Дагестанской АССР.

                 

                  

 

 

 

 

 

 

                

               Село Леваши: день сегодняшний

Исконными занятиями левашинцев были земледелие и скотоводство: здесь сажали зерновые культуры и кукурузу, разводили коров и быков. В тридцатые годы прошлого столетия в селе был основан колхоз им. Коминтерна.

Агропромышленный комплекс Левашинского района динамично развивается и сегодня. С каждым годом создается все больше крестьянских фермерских хозяйств и мини-ферм, процветает овцеводство, садоводство и виноградарство, осваиваются такие новые отрасли, как рисоводство, сыроварение, производство сушеной колбасы. Другая сфера деятельности левашинцев– добыча пильного камня.

Но главный продукт села – капуста. Капустные поля занимают буквально каждый плоский участок земли. В хорошие годы урожай в Левашинском и Акушинском районах составляет до 1 млн тонн капусты. Левашинцы построили специальные хранилища, иногда даже с электронным контролем температуры, хранят там свой урожай до зимы, а затем везут на рынки, создавая еще один большой бизнес для дальнобойщиков.

Не забывают в селе и о досуге. В 2005 году построен Дворец спорта, на его базе организуются районные и республиканские чемпионаты по разным дисциплинам. В селе функционирует детско-юношеская спортивная школа.

На местном ипподроме проводятся скачки, в которых участвуют коневодческие хозяйства не только Дагестана, но и других регионов Северного Кавказа.

Здесь заботятся о сохранении национальных традиций. Праздники народного календаря, например праздник Первой борозды или Первого урожая, очень популярны у местных жителей.

В 2012 году в Левашах появился дом культуры, вмещающий до шестисот человек. Вокально-хоровые коллективы «Леваши» и «Эхо гор», яркие представители традиционной этнокультуры, регулярно выступают на всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях народного творчества.

В доме культуры расположен музей Левашинского района, где каждый год проводится конкурс « Умники и Умницы»,

в котором мои учащиеся  принимали  участие и заняла I место в номинации « Лучший гид районного музея ».     

 

 

 

                          

                                   История школы.

Левашинская восьмилетняя школа была построена в 1971 году.

  Позднее, с увеличением количества учащихся была построена сборно – щитовая школа .

 

Благодаря стараниям директора школы Чунчиева Г. Ч. она была построена в рекордные сроки – за четыре месяца и была названа в честь Мусы Карабудагова.

 

Школа была одной из лучших в районе.

 

В школе работали много русских и приезжих учителей , как : Лихачева Т. И, Свинарчук В.И, Гринь Н.И.

 

Некоторые выпускники нашей школы после окончания высших и средних учебных заведений продолжили работать в нашей школе.

 

Это – Чупанова Патимат Газимагомедовна, Абдулаева Зумруд Ибрагимовна, Магомедова Марьям Мухтаровна, Ахмедова Саида Магомедовна.

 

В школе так же работают учителя с большим педагогическим стажем : Исаева Раисат Магомедовна, Кулибекова Айзанат Асадулаевна

                        

 

 

 

 

             

                    Биография .             

Чунчиев Газимагомед Чунчиевич родился в 1931 году в селе Леваши Левашинского района ДАССР, в семье крестьянина. В 1939 году был зачислен в Левашинскую средную школу, которую окончил в 1950 году. С 1950 по 1951 годы работал секретарем прокуратуры Левашинского района. В 1951 году Чунчиев Г.Ч. поступил в Дагестанский институт имени С. Стальского в г. Махачкале на Дагестанское отделение. После завершения учебы в институте, в 1954 году был направлен учителем родного языка и литературы в с. Хаджалмахи Левашинского района.

 С 1955 по 1970 годы работал учителем родного языка и литературы в 5-10 классах Левашинской средней школы. В 1960 году Чунчиев Г.Ч. поступил в Дагестанский педагогический институт на заочное отделеление филологического факультета, и в 1964 году окончил данный факультет. С 1971 по 1996 годы Чунчиев Г.Ч. работал директором данной школы.

С поста директора он ушел на учительскую должность.

В 1975г. Чунчиев Г.Ч. построил новую сборно-щитовую школу, в которой мы работаем в данный момент. 

Непрерывный педагогический стаж Чунчиева Г.Ч. составляет 64 года.

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые выпускники нашей школы после окончания высших и средних учебных заведений продолжили работать в нашей школе. Это – Чупанова Патимат Газимагомедовна, Абдулаева Зумруд Ибрагимовна, Магомедова Марьям Мухтаровна, Ахмедова Саида Магомедовна.

В школе так же работают учителя с большим педагогическим стажем : Исаева Раисат Магомедовна, Кулибекова Айзанат Асадулаевна, Абдусаламова Джаминат Гасановна.

Чунчиев Газимагомед Чунчиевич продолжает свою трудовую и педагогическую деятельность в нашей школе. Он самый старший и уважаемый человек в коллективе.

В 1980 году Чунчиев Г.Ч. удостоен звания «Ветеран труда». Награжден юбилейной медалью «60 лет Победы», указом Президента Р.Ф. от 28.02.2004 года.

Он всегда поможет, посоветует, любит и уважает своих коллег. Поименно помнит всех своих бывших учителей, коллег и выпускников школы . Очень хорошо о них отзывается. Пользуется большим уважением и авторитетом  как среди коллектива , так и у учащихся данной школы.

 

 

 

 

 

 

 

Чунчиев Газимагомед Чунчиевич был одним из самых образцовых учителей – новатором в своей педагогической деятельности.

Он неоднократно избирался депутатом сельского совета с. Леваши.

Он был первым методистом в нашем районе по начальным классам и по родному языку от Дагестанского института усовершенствования учителей .

За большой вклад в педагогическую деятельность , за огромный и благотворный труд Чунчиев Газимагомед Чунчиевич  был награжден почетным званием «Отличник Народного Просвещения». За свой добросовестный и многолетний труд удостоен звания «Ветеран труда».

 

Интервью с ветераном труд

Вот уже прошло более полувека со дня великой победы 1945 года. События тех времен уходят в прошлое, но память о них останется навсегда. Мало осталось в живых очевидцев, и еще меньше участников Великой Отечественной Войны. Мы взяли интервью о том времени у ветерана труда и труженика тыла.

                - Здравствуйте, скажите нам, как вас зовут и где вы родились?

                - Меня зовут Чунчиев Газимагомед Чунчиевич, я родился 18 июня 1931 года в селе Леваши.

 

 

     

     - Где настигла вас информация о войне, и как местные жители восприняли известие о войне?

            - Мне шел тогда 12 год, моя семья жила в селении Леваши. Я был один дома, родители работали. В первый день известий никаких не было, а когда по радио передали известие о войне, люди кто был дома выходили на улицу и спрашивали друг друга правда ли, что началась война? Это известие стало неожиданностью для всех, здесь, вдали от фронта , трудно было поверить, что мирная  жизнь закончилась. И когда родители пришли с работы, отец сказал, что началась мобилизация.

                 - Расскажите нам про первые месяцы войны.

                 - В первые месяцы войны жизнь резко поменялась. Во-первых, на фронт забрали практически всех мужчин. Ушли все мои дядья. Остались женщины, старики и дети. Мой отец, Чунчиев Магомедали Чунчиевич, был председателем колхоза села и заодно правил  сельским советом.      Он возглавлял  отряд истребителей.

            - Чем вы занимались во время войны?

          - Я продолжал учиться в школе. Многие учителя ушли на фронт добровольно. В свободное время ученики школы работали в Колхозе на полях. Мне дали 15 соток земли, для того чтобы я обработал и вырастил урожай, для фронта. Женщины вязали теплые носки и варежки и отправляли их на фронт бойцам, вместе с благодарственными письмами от школы.

    - Что было важно для каждого из вас во время войны?

      - Важна была вера в то, что война скоро закончится, и вернутся родные и все встанет на свои места. Важно было то, что продуктов будет много, и не надо будет голодать. Я мечтал об этом, когда ел выдаваемый в школе маленький кусочек черного кислого хлеба, и он тогда мне казался самым вкусным на свете.

      - Были ли радостные минуты во время войны?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 - Люди во время войны не веселились, было не до веселья. Хотя радостные события были – это и успехи нашей армии на фронте, и когда кто-нибудь возвращался домой живым. Из тысячи людей возвращались только три человека. Тогда все собирались вместе, рассказывали смешные стишки и придумывали частушки про фашистов. Были конечно, и праздники, но большого веселья во время войны не было.

Большая радость была, когда объявили, что война закончилась и фашистская армия разгромлена. В этот день, я помню, как раз прошел сильный дождь, и везде стояли большие лужи. Люди шли по улице, радовались и смеялись, никто не обращал внимания на лужи. Все обнимались и поздравляли друг друга – вот это был настоящий праздник.

                       - Чем вы занимались после войны и с какими трудностями столкнулись в послевоенное время?

                       - До 1948 года работал в колхозе, но урожай был очень скуден. В 1951 году окончил школу и работал в прокуратуре секретарем суда. Проработав, один год в прокуратуре пошел дальше учится в педагогический институт им. Сулеймана Стальского. Первые послевоенные годы были неурожайными, в стране не хватало хлеба и других продуктов. Но мы это пережили, наладили быт. Жизнь встала на свои места.

Прошло много лет и мы, уже правнуки тех, кто жил и трудился во время войны, сколько бы не было им тогда лет, ценим их великий подвиг  и шлем им низкий поклон!

 

 

                  История создания школьного музейного уголка.

Понятие «музей» вошло в культурный обиход  человечества более двух с половиной тысяч лет назад.

Специфика музея заключается в том, что основу всей его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и демонстрирует. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием, они пробуждают в человеке творческое начало.

В этом и состоит непреходящая значимость и неповторимость музея как феномена современной цивилизации.

Школьный музейный уголок, как форма образовательной и воспитательной работы был создан по инициативе  учителя истории и обществознания Магомедовой Патимат  Багаутдиновны.

 

 

 

 

 

 

Любой музей — это, прежде всего, подлинные экспонаты, иллюстрирующие собранный теоретический ма­териал. Собирал экспонаты весь коллектив школы, учащиеся нашей школы и включая дирек­тора Чупанов Чупан Ш.

 Работа эта захватила и увлекла многих, поэто­му  музейный уголок нашей школы с каждым годом расширяется.

                             

                  Выводы по проекту:

Работая над проектом я поняла, что каждый должен постоянно изучать историю своего родного края. Нужно научиться беречь и сохранять места, имеющие культурную ценность. Необходимо не только самим интересоваться историей своей малой Родины, но и рассказывать о её достопримечательностях другим людям!

 

                    Список литературы.

Айтберов. Источники. — Айтберов Т. М. Источники по истории Аварии XVI–XVII вв. — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 2014.

Айтберов. Материалы. — Айтберов Т. М. Материалы по истории Дагестана XV–XVII вв. — ВИИД.

Айтберов, Шихсаидов. Из памятных записей. — Айтберов Т. М., Шихсаидов А. Р. Из дагестанских памятных записей. — ВИИД.

Акаев. Сборник стихов. — Абусуфьян ибн Акай. Маджму' ал-аш'ар ал-'аджамийа. Хронолит и фототипия В. И. Якубовича. Симферополь, 2014 (на кумык, яз., араб.шрифт).

Баладзори. Книга. — Баладзори. Книга завоевания стран. Текст и пер. с араб. П. К. Жузе. Баку, 2013.

imfourok.net

www.liveinternet.ru/community/dagestan

etokavraz. ru

Дагестанская область. — Дагестанская область: Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 2012 г. Тифлис, 2015 

Просмотр содержимого документа
««Малая Родина»!»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Левашинская СОШ»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация «Малая Родина»

Проектная работа

на тему:

«ХранителиРодины.рф: платформа-навигатор по музеям из малых городов и сельской местности».


Руководитель школьного музея :

Магомедова Патимат Багаутдиновна,

учитель истории и обществознания

Левашинский район, с. Леваши

Номер телефона: 8988-793-2157

Электронная почта: P2112112P@mail.ru


с. Леваши 2020 г

Ах, Дагестан!

Страна прекрасных гор,

страна ветров, озёр великих.

Так удивительно широк её простор,

приветливы людские лики.

Кто побывал один лишь только раз.

Увидев красоту земную,

оставит память в сердце тот Кавказ,

который манит, радует, чарует.


Александр Задорожный-Васильченко

Введение

Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации, расположена на Северном Кавказе и является приграничной частью юга России.

Современный Дагестан - земля с очень богатой и древней историей. Дагестан испытал рейды многочисленных кочевых племен: монголов и татар.

На сравнительно небольшой территории проживает более 30 коренных этносов, принадлежащие к иберийско-кавказской, тюркской, иранской, индоевропейской и другим языковым группам и семьям. Каждый из 30 народов сохранили свой колорит и этнолингвистический облик и каждую народность можно отличить по языку, одежде, даже по мелодии.

В создании материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, ковры, но также орудия труда, каменные и деревянные детали архитектурного декора, надмогильные стелы, были задействованы все виды художественных ремесел – ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, медно-чеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.

Сегодня Дагестан обладает широко развитой сетью учреждений культуры и просвещения: современные кинотеатры, дома культуры, музеи и библиотеки, ансамбли песни и танца, телевидение на русском и национальных языках.

Актуальность проекта. 

Каждый человек дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете место прекраснее. Понятие «Родина» имеет в свою очередь несколько значений. Это великая страна с великой историей. Я называю своей родиной Дагестан, потому что родился и живу здесь, а Махачкала – столица моей родины.

Дагестан – многонациональная республика. Здесь живут десятки разных народов. Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем крупным языковым семьям: северокавказской, алтайской и индоевропейской;

государственным языком и языком межнационального общения является русский язык.

Народная мудрость гласит:

«Не зная прошлого, не поймешь и настоящего».

Цель проекта:

-Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;

- Поднять интерес к изучению родного края.

- Воспитать сплоченность, дружбу, чувство гордости и патриотизма.

- Формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Задачи проекта:

- Воспитать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- Знакомство с культурным прошлым и настоящим малой родины;

-систематизировать полученные ранее знания о родном крае;

-формирование познавательных  представлений о себе, о своей семье, чувства гордости и бережного отношения к малой родине.

Образовательные области:

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, труд.

Тип проекта:

Литературно-краеведческое


Гипотеза: Проживая в Республике Дагестан, мы не только не посещаем уникальные места, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта молодежь получит знания о прекрасных местах, известных не только в республике, но и за её пределами.

Молодежь приобретет знания об истории республики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил край, начнут проявлять интерес к событиям жизни края и отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то  можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

У каждого человека есть Родина. Неважно, в каком месте мы родились, но малая Родина

всегда там, где наши корни, где нас ждут и любят наши близкие люди, где мы начинаем наши первые шаги в большую жизнь. Село Леваши, в котором я живу в дружной семье, находится в Левашинском районе Республики Дагестан.


Мне очень дорого все, что есть в этом селе: его история, его настоящее и будущее. Сейчас моя жизнь связана со школьным музеем, в котором я работаю. Её история тесно связана с историей села, с красотой и местными достопримечательностями. Главной достопримечательностью моей малой Родины в настоящий момент для меня является ее история, которая отражается в экспонатах школьного музея, открытого 20сентября 2018 года.


Город скалистых голубей – так поэтично переводится название села Леваши на русский язык. Этот расположенный во внутри горном Дагестане населенный пункт сегодня является административным центром Левашинского района. Он славится мощным агропромышленным комплексом и считается одним из основных поставщиков капусты на территории Российской Федерации. Большая часть десятитысячного населения Левашей – даргинцы.

Образован в 1929 г. Районный центр — село Леваши. Расстояние до Махачкалы — 106 км, до ближайшей железнодо­рожной станции Буйнакск — 67 км. В 26 сельских муниципальных образованиях территории района расположено 67 населенных пунктов, наиболее крупными из которых являются села: Леваши, Хаджалмахи, Уллуая, Урма, Мекеги. Граничит с Буйнакским, Сергокалинским, Акушинским, Лак­ским, Гунибским, Унцукульским, Гергебильским и Карабудахкентским районами. Через район про­ходит автомобильная дорога республиканского значения в 16 горных районов республики. Протя­женность дорог общего пользования составляет 245,0 км, из которых 51,3% грунтовые.

Площадь района составляет 813,2 кв. км.

Население. Численность населения составля­ет 66,8 тыс. человек; плотность — 82,2 человека на 1 кв. км. Все население сельское. Националь­ная структура населения (по переписи 2002 г.): даргинцы — 76,8%, аварцы — 22,9%.

Природные особенности. Район расположен в центре нагорного Дагестана. По своему местопо­ложению Левашинский район относится к горно­му Внутреннему Дагестану, что и характеризует его рельеф. Скалистые хребты здесь чередуются с плодородными долинами. Наиболее крупная река в районе — Казикумухское Койсу.

Климат района — умеренно теплый с замет­ным проявлением высотной поясности в распре­делении климатических элементов.

Район располагает запасами известняков и мрамора. Запасы известняков разрабатываются, и из них добывают пиленый камень, широко ис­пользуемый в строительной индустрии.

Растительный мир района довольно скуден. Менее 1% территории покрыто лесом. 

Хозяйственная специализация. Главной отрас­лью района является сельское хозяйство. Только в 2006 г. в районе произведено: 3,2 тыс. т — зер­на, 1 тыс. т — мяса, 1,7 тыс. т — молока, 29,4 тыс. т — картофеля, 170 тыс. т — овощей.

Район является одним из основных поставщи­ков овощей, особенно капусты, на рынки Дагеста­на, России и некоторых стран СНГ. В 2006 г. в районе собрано 148 тыс. т капусты.

На 1 января 2007 г. в районе имелось 20,9 тыс. голов крупного рогатого скота и 274,7 тыс. голов мелкого рогатого скота.

В районе имеются 2 фруктово-консервных за­вода — Хаджалмахинский и Цудахарский.

Инфраструктура. Общая площадь жилищного фонда — 1292,5 тыс. кв. м, в том числе государ­ственная — 2,9 тыс. кв. м. Обеспеченность насе­ления жильем на одного жителя составляет 19,3 кв. м общей площади жилого фонда.

Уровень благоустройства района составляет при наличии: водопровода — 17%; канализа­ции — 17; отопления — 78,3; газа — 78,3%.

Имеются центральная районная больница, 1 районная поликлиника, 6 участковых больниц, 33 фельдшерско-акушерских пункта. 

Финансово-кредитные организации. Действу­ют отделение Сбербанка, офис Россельхозбанка и филиал АКБ «Эльбин», банк «Деккара».

Образование, культура. В районе функционируют 45 школ, 5 детских дошкольных учреждений; 36 клубов, 31 библиотека.

Спорт. Работают 8 детско-юношеских спор­тивных школ, 24 спортивных зала.

Достопримечательности. Из природно-ланд-шафтных комплексов и достопримечательностей в районе имеются: Ташкапурская теснина; Цуда-харское ущелье; Мекегинский каньон; Аялакаб-ская долина; Куппинский перевал.

Потенциал развития. Развитие в районе ово­щеводства, садоводства и животноводства с пол­ным циклом переработки произведенной сель­скохозяйственной продукции. Расширение добы­чи известняков и организация разработки мрамо­ра. Восстановление Ташкапурской мини-ГЭС и строительство такой же в селе Цудахар. 

История дагестанского села Леваши

!

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!



По мнению специалистов, возникновение села Леваши в Дагестане можно отнести к концу XVII столетия. История его создания, согласно передаваемым из поколения в поколение легендам, началась с приобретения выходцами из селения Акуша землевладений на возвышенности у реки Халагорк.

В XVIII-XIX веках это было типичное дагестанское селение с общинным управлением, входящее в состав вольных обществ Акуша-Дарго. Его расположение в самом центре Дагестана не позволяло оставаться в стороне от войн и политических преобразований. Так, например, фольклор напоминает потомках о борьбе даргинцев за независимость и, в частности, о жестокой схватке между горцами и царскими войсками, произошедшей в 1819 году под Левашами. По окончании Кавказской войны село стало частью Даргинского округа Дагестанской области. А в XX веке, уже после революционных событий, оно получило статус центра образованного вместо Даргинского округа Левашинского района Дагестанской АССР.







Село Леваши: день сегодняшний

Исконными занятиями левашинцев были земледелие и скотоводство: здесь сажали зерновые культуры и кукурузу, разводили коров и быков. В тридцатые годы прошлого столетия в селе был основан колхоз им. Коминтерна.

Агропромышленный комплекс Левашинского района динамично развивается и сегодня. С каждым годом создается все больше крестьянских фермерских хозяйств и мини-ферм, процветает овцеводство, садоводство и виноградарство, осваиваются такие новые отрасли, как рисоводство, сыроварение, производство сушеной колбасы. Другая сфера деятельности левашинцев– добыча пильного камня.

Но главный продукт села – капуста. Капустные поля занимают буквально каждый плоский участок земли. В хорошие годы урожай в Левашинском и Акушинском районах составляет до 1 млн тонн капусты. Левашинцы построили специальные хранилища, иногда даже с электронным контролем температуры, хранят там свой урожай до зимы, а затем везут на рынки, создавая еще один большой бизнес для дальнобойщиков.

Не забывают в селе и о досуге. В 2005 году построен Дворец спорта, на его базе организуются районные и республиканские чемпионаты по разным дисциплинам. В селе функционирует детско-юношеская спортивная школа.

На местном ипподроме проводятся скачки, в которых участвуют коневодческие хозяйства не только Дагестана, но и других регионов Северного Кавказа.

Здесь заботятся о сохранении национальных традиций. Праздники народного календаря, например праздник Первой борозды или Первого урожая, очень популярны у местных жителей.


В 2012 году в Левашах появился дом культуры, вмещающий до шестисот человек. Вокально-хоровые коллективы «Леваши» и «Эхо гор», яркие представители традиционной этнокультуры, регулярно выступают на всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях народного творчества.

В доме культуры расположен музей Левашинского района, где каждый год проводится конкурс « Умники и Умницы»,

в котором мои учащиеся принимали участие и заняла I место в номинации « Лучший гид районного музея ».





История школы.

Левашинская восьмилетняя школа была построена в 1971 году.

Позднее, с увеличением количества учащихся была построена сборно – щитовая школа .


Благодаря стараниям директора школы Чунчиева Г. Ч. она была построена в рекордные сроки – за четыре месяца и была названа в честь Мусы Карабудагова.

Школа была одной из лучших в районе.


В школе работали много русских и приезжих учителей , как : Лихачева Т. И, Свинарчук В.И, Гринь Н.И.


Некоторые выпускники нашей школы после окончания высших и средних учебных заведений продолжили работать в нашей школе.


Это – Чупанова Патимат Газимагомедовна, Абдулаева Зумруд Ибрагимовна, Магомедова Марьям Мухтаровна, Ахмедова Саида Магомедовна.


В школе так же работают учителя с большим педагогическим стажем : Исаева Раисат Магомедовна, Кулибекова Айзанат Асадулаевна









Биография .

Чунчиев Газимагомед Чунчиевич родился в 1931 году в селе Леваши Левашинского района ДАССР, в семье крестьянина. В 1939 году был зачислен в Левашинскую средную школу, которую окончил в 1950 году. С 1950 по 1951 годы работал секретарем прокуратуры Левашинского района. В 1951 году Чунчиев Г.Ч. поступил в Дагестанский институт имени С. Стальского в г. Махачкале на Дагестанское отделение. После завершения учебы в институте, в 1954 году был направлен учителем родного языка и литературы в с. Хаджалмахи Левашинского района.

С 1955 по 1970 годы работал учителем родного языка и литературы в 5-10 классах Левашинской средней школы. В 1960 году Чунчиев Г.Ч. поступил в Дагестанский педагогический институт на заочное отделеление филологического факультета, и в 1964 году окончил данный факультет. С 1971 по 1996 годы Чунчиев Г.Ч. работал директором данной школы.

С поста директора он ушел на учительскую должность.

В 1975г. Чунчиев Г.Ч. построил новую сборно-щитовую школу, в которой мы работаем в данный момент.

Непрерывный педагогический стаж Чунчиева Г.Ч. составляет 64 года.









Некоторые выпускники нашей школы после окончания высших и средних учебных заведений продолжили работать в нашей школе. Это – Чупанова Патимат Газимагомедовна, Абдулаева Зумруд Ибрагимовна, Магомедова Марьям Мухтаровна, Ахмедова Саида Магомедовна.

В школе так же работают учителя с большим педагогическим стажем : Исаева Раисат Магомедовна, Кулибекова Айзанат Асадулаевна, Абдусаламова Джаминат Гасановна.

Чунчиев Газимагомед Чунчиевич продолжает свою трудовую и педагогическую деятельность в нашей школе. Он самый старший и уважаемый человек в коллективе.

В 1980 году Чунчиев Г.Ч. удостоен звания «Ветеран труда». Награжден юбилейной медалью «60 лет Победы», указом Президента Р.Ф. от 28.02.2004 года.

Он всегда поможет, посоветует, любит и уважает своих коллег. Поименно помнит всех своих бывших учителей, коллег и выпускников школы . Очень хорошо о них отзывается. Пользуется большим уважением и авторитетом как среди коллектива , так и у учащихся данной школы.









Чунчиев Газимагомед Чунчиевич был одним из самых образцовых учителей – новатором в своей педагогической деятельности.

Он неоднократно избирался депутатом сельского совета с. Леваши.

Он был первым методистом в нашем районе по начальным классам и по родному языку от Дагестанского института усовершенствования учителей .

За большой вклад в педагогическую деятельность , за огромный и благотворный труд Чунчиев Газимагомед Чунчиевич был награжден почетным званием «Отличник Народного Просвещения». За свой добросовестный и многолетний труд удостоен звания «Ветеран труда».


Интервью с ветераном труд

Вот уже прошло более полувека со дня великой победы 1945 года. События тех времен уходят в прошлое, но память о них останется навсегда. Мало осталось в живых очевидцев, и еще меньше участников Великой Отечественной Войны. Мы взяли интервью о том времени у ветерана труда и труженика тыла.

- Здравствуйте, скажите нам, как вас зовут и где вы родились?

- Меня зовут Чунчиев Газимагомед Чунчиевич, я родился 18 июня 1931 года в селе Леваши.



- Где настигла вас информация о войне, и как местные жители восприняли известие о войне?

- Мне шел тогда 12 год, моя семья жила в селении Леваши. Я был один дома, родители работали. В первый день известий никаких не было, а когда по радио передали известие о войне, люди кто был дома выходили на улицу и спрашивали друг друга правда ли, что началась война? Это известие стало неожиданностью для всех, здесь, вдали от фронта , трудно было поверить, что мирная жизнь закончилась. И когда родители пришли с работы, отец сказал, что началась мобилизация.

- Расскажите нам про первые месяцы войны.

- В первые месяцы войны жизнь резко поменялась. Во-первых, на фронт забрали практически всех мужчин. Ушли все мои дядья. Остались женщины, старики и дети. Мой отец, Чунчиев Магомедали Чунчиевич, был председателем колхоза села и заодно правил сельским советом. Он возглавлял отряд истребителей.

- Чем вы занимались во время войны?

- Я продолжал учиться в школе. Многие учителя ушли на фронт добровольно. В свободное время ученики школы работали в Колхозе на полях. Мне дали 15 соток земли, для того чтобы я обработал и вырастил урожай, для фронта. Женщины вязали теплые носки и варежки и отправляли их на фронт бойцам, вместе с благодарственными письмами от школы.

- Что было важно для каждого из вас во время войны?

- Важна была вера в то, что война скоро закончится, и вернутся родные и все встанет на свои места. Важно было то, что продуктов будет много, и не надо будет голодать. Я мечтал об этом, когда ел выдаваемый в школе маленький кусочек черного кислого хлеба, и он тогда мне казался самым вкусным на свете.

- Были ли радостные минуты во время войны?

- Люди во время войны не веселились, было не до веселья. Хотя радостные события были – это и успехи нашей армии на фронте, и когда кто-нибудь возвращался домой живым. Из тысячи людей возвращались только три человека. Тогда все собирались вместе, рассказывали смешные стишки и придумывали частушки про фашистов. Были конечно, и праздники, но большого веселья во время войны не было.

Большая радость была, когда объявили, что война закончилась и фашистская армия разгромлена. В этот день, я помню, как раз прошел сильный дождь, и везде стояли большие лужи. Люди шли по улице, радовались и смеялись, никто не обращал внимания на лужи. Все обнимались и поздравляли друг друга – вот это был настоящий праздник.

- Чем вы занимались после войны и с какими трудностями столкнулись в послевоенное время?

- До 1948 года работал в колхозе, но урожай был очень скуден. В 1951 году окончил школу и работал в прокуратуре секретарем суда. Проработав, один год в прокуратуре пошел дальше учится в педагогический институт им. Сулеймана Стальского. Первые послевоенные годы были неурожайными, в стране не хватало хлеба и других продуктов. Но мы это пережили, наладили быт. Жизнь встала на свои места.

Прошло много лет и мы, уже правнуки тех, кто жил и трудился во время войны, сколько бы не было им тогда лет, ценим их великий подвиг и шлем им низкий поклон!




История создания школьного музейного уголка.

Понятие «музей» вошло в культурный обиход человечества более двух с половиной тысяч лет назад.

Специфика музея заключается в том, что основу всей его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и демонстрирует. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием, они пробуждают в человеке творческое начало.

В этом и состоит непреходящая значимость и неповторимость музея как феномена современной цивилизации.

Школьный музейный уголок, как форма образовательной и воспитательной работы был создан по инициативе учителя истории и обществознания Магомедовой Патимат Багаутдиновны.















Любой музей — это, прежде всего, подлинные экспонаты, иллюстрирующие собранный теоретический ма­териал. Собирал экспонаты весь коллектив школы, учащиеся нашей школы и включая дирек­тора Чупанов Чупан Ш.

Работа эта захватила и увлекла многих, поэто­му музейный уголок нашей школы с каждым годом расширяется.

Выводы по проекту:

Работая над проектом я поняла, что каждый должен постоянно изучать историю своего родного края. Нужно научиться беречь и сохранять места, имеющие культурную ценность. Необходимо не только самим интересоваться историей своей малой Родины, но и рассказывать о её достопримечательностях другим людям!

Список литературы.

Айтберов. Источники. — Айтберов Т. М. Источники по истории Аварии XVI–XVII вв. — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 2014.

Айтберов. Материалы. — Айтберов Т. М. Материалы по истории Дагестана XV–XVII вв. — ВИИД.

Айтберов, Шихсаидов. Из памятных записей. — Айтберов Т. М., Шихсаидов А. Р. Из дагестанских памятных записей. — ВИИД.

Акаев. Сборник стихов. — Абусуфьян ибн Акай. Маджму' ал-аш'ар ал-'аджамийа. Хронолит и фототипия В. И. Якубовича. Симферополь, 2014 (на кумык, яз., араб.шрифт).

Баладзори. Книга. — Баладзори. Книга завоевания стран. Текст и пер. с араб. П. К. Жузе. Баку, 2013.

infourok.ru

www.liveinternet.ru/community/dagestan

etokavraz. ru

Дагестанская область. — Дагестанская область: Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 2012 г. Тифлис, 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!