СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Агнии Барто

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Агнии Барто»


ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6 г.Нижнеудинска»














Конспект занятия внеурочной деятельности.


Тема: «Мальчишки и девчонки - герои Агнии Львовны Барто»


Разработал: Кузитенко Наталья Сергеевна


3 класс



















«Мальчишки и девчонки- герои Агнии Львовны Барто»


Цели урока:

  • расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто;

  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению;

  • учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения;

  • развивать речь учащихся;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

  • воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

  • воспитывать уважение к товарищам;





Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.




















 



17 февраля день рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто . Это нашу традиционныое занятие, посвящённое творчеству А.Л.Барто.

Произведения этой замечательной писательницы радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить.

Разыгрывается произведение «А, здравствуйте...». Ученики 3 класса (сценка с клоунами)

Выходят два клоуна и начинают вести разговор:


1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…

1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?

1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

2 клоун - Нет, я не выл!

1 клоун - Ну, и они не выли!

2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1 клоун - Нет, не я один, а мы…

2 клоун - Кто это – мы?

1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…

2 клоун - Кто – вымытые?

1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…

2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1 клоун - Что променяли?

2 клоун - Я говорю – не про меня ли?

1 клоун - Ах, вас не променяли!

Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.

Наш праздник может начинаться!

- Дорогие ребята! Начали мы своё занятие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.

Знакомство с биографией А.Л.Барто. Демонстрация книг.

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 г., в Москве. Начальное образование будущий литератор получила на дому. Затем ее отдали на обучение в гимназию. Одновременно юная Агния посещала хореографическое училище. Первые стихи "родились” примерно в это же время.

В 1924 г. Барто закончила училище и осталась в балетной труппе. Там она проработала до 1925 г.

Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихотворения "Мишка-воришка” и "Китайчонок Ван Ли”.

Первый муж Агнии – Павел Барто был поэтом. Он писал детские стихи. Совместно с ним Агния написала свои первые детские стихи «Девочка чумазая», «Считалочка», «Девочка-рёвушка»

Агния писала сценарии, стихи, работала телеведущей. Ее стихи отличаются простотой для заучивания и легкой рифмой. Они предназначались для дошкольников и детей младшей школы. Она обращается к детям на их языке, а также пишет от имени детей.

Например, стихотворение «Было утром тихо в доме» она написала от имени ребенка, когда ей было 76 лет.

Темой стиха можно назвать любовь к матери. В тишине утра ребенок пишет на ладошке имя матери и сжимает руку в кулачок, никому не показывая.
В суете и шуме дня девочку кто-то спрашивает, что она держит в ладошке?

Разжав ладошку, девочка показывает.

Она уверена, что в них ее счастье, ведь в этих буквах имя самого дорогого для нее человека.


Было утром тихо в доме

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке,

на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

— Что ты спрятала в ладони?

— Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.



  Для ребенка имя матери, написанное на ее ладонях, – напоминание о счастье. Присутствие матери наполняет счастьем жизнь ребенка.



В 1976 году, за год до написания стиха поэтессе вручили орден Ленина за ее труд, а позже, посмертно, «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» выдали Золотую медаль имени Льва Толстого
Умерла поэтесса в 1981 году, в возрасте 80 лет.

Почти все ее творчество и труд были посвящены детям. Ее программа «Найти человека», которую Барто вела на радио с 1964 до 1973 года, была направлена на поиски детей, потерявших родных во время Великой Отечественной войны. С ее помощью нашли своих родных около тысячи человек. С этой передачи была взята идея для телепрограммы «Жди меня».

Ребята, а вы знаете, что когда вы были совсем маленькими, уже знали стихи Агнии Барто?

Давайте вспомним их. Про Мишку, про девочку Таню…

Учитель начинает стихотворение, а дети продолжают хором.


Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.


Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.


Вы подросли и стали учениками.

Вспомните свой первый урок. Расскажите, как вы себя чувствовали в этот день.

Прослушайте стихотворение «Первый урок»

Первый урок

Я на уроке в первый раз.

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс,

- Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,

Не знала я сначала,

И я не знала, как вставать,

Чтоб парта не стучала.

Мне говорят — иди к доске,

- Я руку поднимаю.

А как перо держать в руке,

Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!

У нас четыре Аси,

Четыре Васи, пять Марусь

И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,

Теперь я ученица.

На парте правильно сижу,

Хотя мне не сидится.



Вы взрослеете. Вам уже по 11-12лет. Стихи Агнии Барто расскажут вам истории о таких же ребятах, об их хороших и плохих поступках.

Болтунья

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!



Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

— Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.


РЫЦАРИ

В коридоре, в классе ли,
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочку девочки.

Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девочки двигали,
Двигали.

А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.



Рассказ о книге "Вовка-добрая душа" (демонстрация книги)


Открывая новую книгу, всегда интересно, что же в ней. В какой мир поведет читателя за собой автор, какие истории ему расскажет. Произведение "Вовка- добрая душа" - это очень добрая и поучительная книга. Ее очень легко и весело читать, так как она написана с юмором, в коротких стихотворениях, которые очень легко запомнить. Главный герой этой книги - Вовка добрая душа. Этот мальчик старается помочь людям. Вовка веселит младенцев на прогулке, становится старшим братом девочке и ругает хулигана Андрюшу. Это сборник стихов вышел еще в 1962 году, но и сейчас произведения Агнии Барто читают и взрослые и дети, учится жизни по этой книге. 


Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.

Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».


Вовка-добрая душа

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

- С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? -

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

- С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка - есть такой!

Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками.

Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.

У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.

Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.

Как Вовка стал старшим братом

— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.

Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.

Катя в красном платьице
Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.

Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты.



Вовка добрая душа

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил — ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

— Берегись, не то убью!

— Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка — добрая душа!»


Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.

Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.

Можно ли Вовку назвать человечным? Почему? Чтобы убедиться в том, что дети хорошо понимают, что

значит" быть добрым", предлагается игра.

Дети садятся в круг, и «по цепочке» (друг за другом) каждый продолжает слова учителя: «Быть добрым, это…»

После игры на доске (на плакате) открываются запи­санные слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребя­та читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:

Быть добрым совсем не просто,

Но доброта не зависит от роста.


Вот и подходит к концу наше занятие. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!