СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое изложение текста с элементами сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Данный урок является обучающим по написанию изложения с творческим заданием.

Просмотр содержимого документа
«Творческое изложение текста с элементами сочинения»

Ход урока русского языка в 4 классе

«Творческое изложение текста с элементами сочинения»

УМК «Начальная школа XXI века»

(подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9 г.Дзержинска Серова Е.В.)


Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивационный этап

Прием «Яркое пятно»

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»

Сегодня с нами на уроке будет необычный помощник…

Загадка:

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Ответ: Утёнок

  • Как вы думаете, какой он? Что с ним могло произойти?

  • Кто были его друзья? Кто мог быть его врагом?

  • Вам интересно это узнать? Как на уроке русского языка мы можем это узнать? Как называется цикл уроков по работе с текстами?

  • На уроках развития речи, чем мы занимаемся?

  • Какова может быть цель урока? Готовы ли вы выступить в роли писателя?

  • О каком жанре шла речь на уроке литературного чтения? Ответ: О сказке

Да, ребята, вы все очень любите сказки, поэтому сегодня мы будем работать со сказкой. Сегодня вы будете учиться передавать содержание сказки и попробуете свои силы в сочинении концовки.

Я предлагаю вам послушать сказку Б. Житкова «Храбрый утенок», но не до конца. Передать содержание сказки по-своему и придумать окончание – будет вашей задачей.

Работать вы будете в группах, задания для каждой группы будут разными.

Я уверена, что у всех получатся интересные работы. Их вы сможете потом почитать малышам. И традиционно лучшие сказки мы запишем в классную книгу «Пробы пера».

Ребята, хочу открыть вам секрет! Главное достоинство писателя в том, чтобы умело передать через слова и поступки героев их качества характера. Помните, что в сказках конец бывает оптимистичным.




Высказывания, ответы на вопросы (фронтальная работа)











Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование)


















Регулятивные УУД (формирование темы и цели урока)


2.Операционный этап

2.1. Актуализация знаний, знакомство с текстом

Распределение на группы(6 групп)

Прослушивание аудозаписи начала сказки Б. Житкова «Храбрый утёнок».

- Что могло произойти дальше?

- Ребята, обсудите в группах возможное окончание сказки.



Ученики проговаривают свои версии концовки: они подружились, стрекоза была испугана, стрекоза стала делиться с утятами едой, Алеша клюнул и сломал стрекозе лапку, крылышко и т.д.


    1. Анализ текста сказки. Словарно-орфографическая подготовка

- Ребята, кто является действующими героями сказки?

Ответ: стрекоза, хозяйка, утенок Алеша, утята.

- Я предлагаю провести анализ образов и занести его в таблицу.Прием «сенквейна»


Кто? Что?

Какой? Какие?

Что делает? Что делают?

Утята

Маленькие, перепуганные, голодные

Ну и храбрецы!

Убегали, прятались в траве, боялись, что их перекусает, не подходили, заболели, ничего не едят, ложились спать, рассказали


- Найдите орфограммы в словах и докажите их правильное написание.

- Подберите синонимы к слову маленькие, боялись.

- Как иначе можно назвать утят в тексте, который вы будете писать?





- А теперь поработайте в группах. Опишите героев на заготовленных листах, которые потом мы прикрепим на доску.

1 группа – стрекозу

2 группа – хозяйку

3 группа – утёнка Алёшу

Кто? Что?

Какой? Какие?

Что делает? Что делают?

Стрекоза

Большая, злая, вредная, мстительная, страшная, с огромными глазами

Прилетала, начинала кружить, страшно стрекотала, садилась на тарелку, пробовала, потом улетала

Хозяйка

Заботливая, добрая, трудолюбивая, внимательная, одинокая, любящая

Выносила, ставила, уходила, вечером убирала, говорила, не знала



Утенок Алеша



Сосед, смелый или трусливый,

добрый, правдивый или хвастливый



Пришел, стал смеяться, один прогоню, увидите завтра


- Давайте проверим работу вместе. Может быть что-то необходимо добавить.

Прием проблемного диалога


















    1. Работа по составлению плана изложения

- Ребята, дальше вы будете работать по группам с разными заданиями.

- Прежде чем начнем составлять план, прочитайте внимательно задания на карточках:

Прием дифференциации по уровню творчества и уровню трудности. Даются карточки с заданиями для высокого уровня – 1группа (карточка 1), для среднего уровня – 2 группа (карточка 2) и низкого уровня – 3 группа (карточка 3)



Карточка1

Кратко передайте содержание сказки от имени стрекозы и придумайте свою концовку. Запишите окончание сказки. Помните, что конец в сказках должен быть оптимистичным, то есть добро побеждает зло.









Карточка 2

Напишите изложение текста от имени хозяйки. Придумайте и кратко напишите концовку сказки.

Помните, что одной из особенностей сказок является победа добра над злом.








Карточка 3

Что отражено в заголовке: тема или идея сказки? Подберите другое название к тексту.

Напишите изложение текста и концовку по опорным словам и вопросам


















- Ребята, из заданий вам понятно, что план будет отличаться, поэтому, в тетрадь пока вы его не записывайте.

- Из 1 абзаца выберите главное предложение. Попробуйте убрать второе предложение. Изменится ли смысл? Выбирайте важные слова из главного предложения. Что получилось?

Дети: Каждое утро – тарелка рубленых яиц.

На доске записывается план:

  1. Каждое утро – тарелка рубленых яиц.

  2. Прилетала стрекоза.

  3. Вечером.

  4. Пришел сосед Алеша.

  5. «Я один прогоню стрекозу!»

  6. Помощь Алеши утятам.





Карточка 4.

  1. Что выносила хозяйка утятам каждое утро?

  2. Где хозяйка ставила тарелку?

  3. Кто прилетал к тарелке после ухода хозяйки?

  4. Как пугала утят стрекоза?

  5. Как утята спасались от стрекозы?

  6. Чего они боялись больше всего?

  7. Что делала злая стрекоза после того, как пробовала еду?

  8. Почему утята целый день так и не подходили к тарелке?

  9. Что говорила хозяйка, когда убирала целую тарелку рубленых яиц?

  10. Чего не знала хозяйка?

  11. Кто однажды пришел в гости к утятам?

  12. Как он отреагировал на рассказ утят о стрекозе?

  13. Что пообещал сделать Алеша?

Опорные слова для окончания текста.

На другое утро, поставила тарелку, буду драться, зажужжала, хотели убежать, не испугался, не успела сесть, схватил клювом за крыло, насилу вырвалась, с поломанным крылом, никогда не прилетала, наедались досыта.






































    1. Повторное чтение текста

- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю весь текст, а вы послушайте с закрытыми глазами и представьте картину происходящего.

- Теперь поменяйте рассказчика и проговорите мысленно ваш текст.



    1. Написание изложения

- Ребята, запишите свои сказки аккуратно и грамотно. Используйте таблицу на доске и планы в тетрадях. Желаю вам творческой удачи!


    1. Самопроверка

- Проверьте свои работы. Подумайте, интересно ли будет другим ребятам читать ваше произведение. Всё ли у вас получилось?

- Если нужно для самопроверки используйте памятку.

Памятка

Как проверить изложение

  1. Внимательно прочитай текст своего изложения.

  2. Соответствует ли плану твое изложение?

  3. Сумел ли ты интересно раскрыть замысел автора?

  4. Проверь, правильно ли ты записал слова с орфограммами в изложении?

  5. Все ли у тебя получилось?

  6. Доволен ли ты своей работой?



















Высказывания, ответы на вопросы в группах.

(Отвечает один человек от группы).

О готовности к ответу группа сигнализирует поднятой рукой.


Принятие проблемы.

Обсуждение общего задания в группе.





Работа в группах.

Фронтальная работа по анализу образов









Высказывают свою точку зрения







Чтение, маркировка текста. Выполнение активного чтения (дети ставят на полях после прочтения каждого абзаца простым карандашом пометки по мере осмысления новой информации).

Работа ведётся в группах
















Проводится работа по анализу образов и словарно-орфографическая подготовка по группам. Все фиксируется на листах с помощью маркеров.Контролируется работа 3 группы. Дается предположение о том, каким на самом деле мог быть утенок Алеша.

Все листы вывешиваются на доску в подготовленные разлинованные окошечки.

Таким образом, получается таблица.

Фронтальная работа по таблице (проверяются и орфограммы, которые нашли и не нашли группы ребят).


Работа в группах(делают опорные схемы).


Фронтальная работа по составлению плана изложения.

Работа по группам по дифференциации:

Учащиеся 3 группы работают над заголовком. Затем получают карточку 4 с вопросами и опорными словами для концовки текста.

Ученики 1 и 2 групп составляют свои планы в зависимости от задания.

Оказывается помощь 2 группе в составлении плана:

  1. Тарелка рубленых яиц.

  2. Сомнения хозяйки.

  3. Решила проследить.

  4. Появление соседа.

  5. Помощь Алеши.

  6. Все хорошо закончилось

Первая группа под руководством учителя добавляет начало сказки (на черновиках)

Например: Я большая и смелая стрекоза. Летаю везде и никого не боюсь. Но однажды мне не повезло…

и составляет свой вариант плана:

1. Вот я какая!

2. Тарелка рубленых яиц.

3.Утята меня боялись.

4. Хозяйка беспокоится.

5. Неприятная встреча.

6. (Варианты:

Больше никогда не полечу к утятам.

Вот и наелась!

Мы подружились.

Дружба – великая сила!)











Дети анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы.

























Активизация работы образного мышления.








Коммуникативные УУД

(умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование)

Регулятивные УУД (формирование темы и цели урока)







Коммуникативные УУД

(умение задавать вопрос, учёт позиции собеседника)

Познавательные УУД

(постановка и формулирование проблемы)












Коммуникативные УУД

(продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками)

Личностные УУД

(умение организовать себя на выполнение поставленной задачи)

Регулятивные УУД

(сохранение учебной задачи)

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из текста)








Коммуникативные УУД(умение слушать собеседника и строить своё высказывание с учётом позиции других людей)

Познавательные УУД

(структурирование знаний)

Логические УУД (построение логической цепи рассуждения)

Личные УУД

(действия самооценки)







Коммуникативные УУД

(умение договариваться, приходить к общему решению, строить высказывания)

Познавательные УУД(выбор оснований и критериев для сравнения объектов)






























Коммуникативные УУД (обоснование своей и принятие иной точки зрения)

Регулятивные УУД

(оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)

Познавательные УУД(применение методов информационного поиска)























Регулятивные УУД

(сохранение учебной задачи)

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из текста)


Регулятивные УУД

(самоконтроль)

3.Регулирующий этап

Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какую задачу мы ставили в начале урока?

- Получилось ли у вас придумать оптимистичный конец сказки?

- Хотите узнать каков конец этой сказки у Б. Житкова?

Чтение концовки в авторском варианте

- У кого еще конец получился таким же? (У ребят 3 группы. Они радуются тому, что окончание у них похоже с авторским)

- Что было интересным для вас на этом уроке?

- Что у вас вызвало затруднения?


Ученики выражают своё мнение по итогу урока, корректируют выводы.


Оценивают свою работу на уроке.






Записывают домашнее творческое задание:

1 и 2 группа: придумайте похожую сказку с другими животными, подготовьте пересказ, по - желанию

нарисуйте иллюстрации.

3 группа: перескажите сказку от имени утят сохраните свое окончание.

Началом вашего пересказа будет:

«Когда мы были совсем маленькими утятами…»



Коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи)

Регулятивные УУД (итоговая оценка результата деятельности)

Личностные УУД(действия самооценки)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!