СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие формы работы на уроках сольфеджио.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации                             

Просмотр содержимого документа
«Творческие формы работы на уроках сольфеджио.»



Методические рекомендации автор: Любицкая Елена Викторовна

Творческие формы работы на уроках сольфеджио.

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных форм творческой работы, нужно напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью научить ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель – пробудить интерес к изучению музыки, музыкальной теории, литературы, и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей. Задачи же творческих форм работы делятся на стимулирующие, развивающие и закрепляющие.

Одним из самых эффективных способов введения ребенка в мир музыкального творчества – участие в коллективном музыкальном или музыкально-театральном действии. Участие не только в качестве исполнителя, но и, частично, соавтора произведения.

Одна из таких форм - разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет» ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет проявить собственную творческую инициативу. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес. Примером может служить песенка-игра « Слово на ладошках» (Е. Поплянова). Вначале она исполняется всеми учениками совместно с преподавателем, а затем каждый из ребят сочиняет и пропевает, одновременно прохлопывая, слово или словосочетание, например «миш-ка, ми-шень-ка», или сложнее –«ба-ра-ба-нит ё-жик, ти-ка-ют ча-сы». В дальнейшем после прохождения длительностей, в задании прибавляется выкладывание сочинённых оборотов ритмическими карточками.

На следующем этапе можно предложить ученикам импровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст. Необходимо уточнить, что все эти упражнения проходят в устной форме. Стихотворные тексты подбираются с учётом лёгкости запоминания, или, ещё лучше, хорошо знакомы ученикам с дошкольного периода (А. Барто и т.д.).

Другой пример коллективного и индивидуального творчества на самом раннем этапе – сказка- игра «Интервалы». Преподаватель совместно с учениками сочиняет начало сказки, идёт знакомство с секундой и терцией, обсуждаются их характеры, портреты. Детям предлагается сочинить продолжение сказки с иллюстрациями на инструменте (ученикам не представляет большой трудности находить на клавиатуре секунды и терции, но очень полезно и для слухового восприятия интервалов, и для осознания их ступеневой величины). Одновременно ученикам предлагается нарисовать портреты персонажей сказки. Очень важно, что дети изображают собственные зрительные ассоциации гармонических интервалов, а не «навязанных» преподавателем. По такому же принципу идёт сочинение сказки о «Трезвучиях». Иллюстрировать свои варианты на инструменте предлагается ученикам с соответствующей фортепианной подготовкой.

Как уже говорилось ранее, творческие задания могу выполнять различные функции: стимулирующую, развивающую и закрепляющую.

Нужно отметить, что такое разделение весьма условно. В некоторых случаях две или три функции сразу могут выполняться в одном задании. Все зависит от установки преподавателя. В одном случае подбор аккордов аккомпанемента может служить стимулом к изучению соответствующих тем теории, в другом случае – методом закрепления этого материала. Что касается развивающей функции, то она присутствует в той или иной степени в любом творческом задании. Несмотря на это, нужно сделать некоторое разделение форм творческой работы в соответствии с конкретными педагогическими задачами.

«Стимулирующие» задания ставятся таким образом, чтобы их выполнение было невозможно или весьма затруднительно без знания определенной теоретической темы или определенного практического навыка. В частности, выполнение простого самого по себе задания на «устное» сочинение нескольких мелодий рано или поздно столкнется с проблемой их запоминания, и поставит вопрос о необходимости их записи. Следующее задание – запись сочиненной мелодии – принципиально невозможно без знания основ музыкальной грамоты. В других случаях, выполнение творческого задания возможно как на «интуитивном» уровне, так и на основе уже полученных теоретических знаний. Здесь имеет смысл разделить работу на два этапа. Например, предлагаемое ранее задание сочинить «экзотическую» мелодию в «восточном духе» на первом этапе выполняется «интуитивно». В случае удачного его выполнения рассматриваются и анализируются ладовые особенности мелодии и формулируются теоретические понятия гармонических ладов. В случае, если ученик не смог самостоятельно решить эту задачу, анализируются аналогичные примеры, формулируются соответствующие понятия и задача решается уже на основе определенной теоретической подготовки. Очень важно при этом не рассматривать первую попытку как неудачу, важно акцентировать внимание ученика на «особые» преимущества знания соответствующей теории.

Другой вариант сценария предполагает разбор и анализ теоретической части в классе сразу после «постановки художественной задачи». В любом случае, необходимо, чтобы каждая тема, изучаемая на теоретическом уровне имела свое «отражение» в творческой практике. Обычно выбор варианта сценария зависит от уровня подготовленности группы.

Все «стимулирующие» творческие задания в подавляющем большинстве представляют собой письменные задания на сочинение мелодии, фактурных элементов, подбор аккомпанемента и отвечают заданным условиям по теории изучаемой темы. Эти письменные творческие задания лучше выполнять в форме домашних заданий, чтобы ученик мог в спокойной обстановке не только разобраться в самой сути заданий, но и творчески к ним отнестись.

«Развивающие» задания можно выполнять как в классе, так и дома. Одно из наиболее полезных развивающих упражнений – написание мелодий и других фактурных элементов без помощи фортепиано. В классе подобное упражнение можно выполнять совместно с преподавателем – например, сочиняя мелодию поочередно по такту. С одной стороны, это также позволяет сэкономить драгоценное урочное время, а с другой стороны, ученик должен будет не только записать услышанную мелодию «внутренним» слухом, но и услышать фрагмент, написанный преподавателем. На первых этапах очень рекомендуется пропевать совместно сочиненный фрагмент на каждой стадии его написания. Это позволит проконтролировать реальную работу и активность слуха учащегося. «Развивающие» творческие задания можно давать в импровизационной форме. На начальном этапе это может быть досочинение мелодии на заданный стихотворный текст. Также можно предложить ученику петь импровизированную мелодическую линию с названием нот в произвольно выбранной тональности. Другой вариант – импровизация мелодии «в октаву» на фортепиано в «четыре руки» с преподавателем, играющим гармонический аккомпанемент. Ученик при этом может ориентироваться на записанную гармоническую схему. Можно импровизировать мелодию под гармонический аккомпанемент с сольфеджированием, одновременно ее пропевая с названием звуков и проигрывая на фортепиано. Все эти задания можно варьировать, связывая различные условия с изучаемым теоретическим материалом.

«Закрепляющие» задания по своей форме и содержанию могут совпадать со стимулирующими и развивающими или отличаться от них большей сложностью или конкретностью. Это могут быть досочинение секвенций, сочинение или досочинение мелодии на данный ритмический рисунок, подбор мелодии знакомой песни и аккомпанемента к ней, подбор аккомпанемента к незнакомой мелодии. Другой вариант таких заданий- сочинение жанровых вариаций. На первых этапах преподаватель может предлагать или ритмический рисунок, или нотный ряд , или то и другое. Впоследствии задания усложняются, предлагается самостоятельно выбрать ритмическую основу и сочинить мелодию к ней, подобрать сопровождение к мелодии в различных жанровых изложениях (песня, марш, полька, вальс).

В завершение осталось указать на необходимость выполнения время от времени заданий на «свободное», художественное сочинение, не стеснённое конкретными педагогическими задачами (музыкальные иллюстрации к рисункам, сказкам, любимым литературным произведениям). При этом важно отметить, что не стоит бояться активной помощи преподавателя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!