СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие творческих навыков на уроках по учебному предмету "Сольфеджио" в ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются некоторые формы работы по развитию творческих навыков обучающихся на уроках по  учебному предмету "Сольфеджио" в ДШИ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих навыков на уроках по учебному предмету "Сольфеджио" в ДШИ"»

Развитие творческих навыков на уроках по учебному предмету "Сольфеджио" с учащимися средних классов ДШИ"

Дорофеева Татьяна Вячеславовна

ДШИ, Сызранский район, п. Варламово

В настоящее время во многих программах и учебно - методических пособиях по сольфеджио особое место отводится развитию творческих способностей детей.

Программа учебного предмета "Сольфеджио" направлена на развитие музыкальных способностей, музыкально - эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса.

Цель данной работы: раскрыть роль творческих навыков в развитии музыкальных способностей детей.

Задачи: работа над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.

Основными формами работы на уроках учебного предмета "Сольфеджио" являются вокально - интонационные упражнения, сольфеджирование, развитие ритмической фантазии, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания, которые служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы. Решение занимательных задач, кроссвордов способствуют расширению музыкально - эстетического кругозора учащихся.

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха( ладо - интонационный, гармонический, чувство метроритма, музыкальной памяти), а также развивает вкус и наблюдательность.

Помимо использования традиционных творческих заданий, сочинения музыкальных ответов и допевание до тоники, сочинение песенок, сочинение мелодий из предложенных ступеней лада, сочинение собственных мелодических и ритмических построений, мы используем такие творческие задания, как создание интонационных этюдов методом переинтонирования. Этот метод разработан профессором УГАИ Л.Н. Шаймухаметовой В его основе - изменение мелодического и ритмического рисунка, размера, лада, регистра мелодии.

Кроме того, на уроках "Сольфеджио"мы используем задания из видеосборника инструктивных упражнений "Пружинки" Т. А. Боровик. Учащимся предлагается спеть мелодию по данным ступеням. Затем мелодия сольфеджируется, поется под фонограмму со словами. Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Это способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них.

Проблема с ритмом является одной из основных, Как вариант работы над ритмом, развитием ритмической фантазии мы используем ритмодекламаци из учебно – иетодического пособия «Ритмы фантазии» Т.В. Дорофеевой ,

Использование на уроке сольфеджио данных форм работы повышает интерес обучающихся к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, способствует применению теоретических знаний в исполнительской практике.



Список использованной литературы


  1. Айзикович А.А. Современная музыка. История джаза и популярной музыки. – М.: Музыка, 1986.-35 с.

  2. Асафьев Б.В. Избранные статьи.- М.: Музыка, 1987.- 145с.

  3. Аронов Ф.Б. Стратегия игры с музыкальными движениями. М.: Музыка, 1990.- 83 с.

  4. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Л.: Сов.композитор, 1980.-94 с.

  5. Березовский Б., Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников // Музыка – детям. Вып.5. – Л., 1985 –с.15 – 18.

  6. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова.- Мн: Книжный дом, 1999.- 112с.

  7. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. – Сп-б., 1998. – 44 с.

  8. Гальперин П.А. Формирование знаний и умений детей на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.: Просвещение, 1968.- 80 с.

  9. Гембицкая Е.А. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе. Вып.3. – М., 1984.- с. 38-64.

  10. Глухов Л.В. Теория музыки и сольфеджио: Учебное пособие для старших классов ДМШ, учреждений дополнительного образования и школ с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла. Ростов н/Д.: "Феникс", 2004.-80 с.

  11. Дмитриева Л., Червоиваненко Д. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Музыка, 1989.-155 с.

  12. Енько Т.А. Формирование относительной системы воспитания музыкального слуха.-М.: Музыка, 1985.-97с.

  13. Жак-Далькроз Э. Ритм.-М.: Классика-ХХ1, 1999.-248с.

  14. Шаймухаметова Л.Н. Интонационные этюды и ролевые игры в классе сольфеджио.- Уфа, 1998. - 115с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!