СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая исследовательская работа по искусству «Знаки и символы в культуре разных народов, их значение в жизни человека и общества»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая исследовательская работа является примером применения проектной технологии во неурочной деятельности по изобразительному искусству.  

Просмотр содержимого документа
«Творческая исследовательская работа по искусству «Знаки и символы в культуре разных народов, их значение в жизни человека и общества»»

Творческая исследовательская работа по искусству







«Знаки и символы в культуре разных народов,

их значение в жизни человека и общества»










Автор: Очертян Валерия

ученица 7 класса МКОУ СОШ№92

Научный руководитель:

Милющенко Оксана Леонидовна,

учитель изобразительного искусства ВКК, истории






г.Барабинск

2020 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Знаки и символы в жизни человека, особенности их проявления

в культуре народов мира…………………………………………………………4

1.1. Понятие «знак» и «символ»…………………………………………………4

1.2. Знаки и символы в государственной символике на примере России,

Советского Союза и фашистской Германии......………………………………...5

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов………...7

2.1. Анкетирование «Значение знаков и символов в жизни современного человека» …………………………………………………………………………..7

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов.

Астрологические прогнозы как система знаков и символов и их влияние

на человека и социум……………………………………………………………..8

2.1.Астрология в жизни человека………………………………………………...8

2.2. Индивидуальный астрологический портрет.………………………………..9

2.3. Влияние гороскопа «Совместимости с другими знаками»

на взаимопонимание и общение людей в социуме………………………………9

2.4. «Карта дня». Можно ли верить астропрогнозам?..........................................10

Заключение…………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………...12

Приложение………………………………………………………………………...15


Приложение 1. Иероглифы Древнего Египта и их значение.

Приложение 2. Знаковая система славян.

Приложение 3. Символы религиозных объединений.

Приложение 4. Изображение двуглавого орла на гербе России: эволюция образа.

Приложение 5. Пятиконечная звезда и свастика третьего Рейха.

Приложение 6. Анкетирование «Значение знаков и символов в жизни современного человека».

Приложение 7. Астрологический портрет Близнеца.

Приложение 8. Анализ совместимости знака «Близнец» с другими знаками.

Приложение 9. Анализ «Карты дня».




Введение

«Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон.»

Конфуций

Каждый день мы видим тысячи знаков вокруг и не всегда задумываемся о том, какой смысл таят они в себе и какое воздействие несут. Мир разговаривает с нами своим языком - языком символов, цветов, форм, запахов, языком событий и состояний. Человек же воспринимает мир на языке той картины мира, которую он для себя выработал и принял за истинную. В начале мы воспринимаем мир на языке мифологии и сказок, затем - на языке науки и культуры. Государственные символы и штрих коды стран, символика цветов и растений, символика цвета, эмблемы автомобилей, знаки валют и знаки зодиака, логотипы, пентаграммы, религиозные символы сопровождают нас повсюду и постоянно. Символы и знаки имеют свою историю длиной в десятки тысяч лет.

     Данная работа посвящена изучению знаков и символов, их влиянию на жизнь человека и общества.

Цель исследования – выяснить, действительно ли знаки и символы влияют на судьбу человека и общества.

Задачи исследования:

- установить характерные значения знаков и символов, а также особенности их проявления в культуре народов мира;

- провести анализ знаковой системы и выяснить, действительно ли она влияет на судьбу человека и общества;

-провести социологическое исследование: роль знаков и символов в жизни общества в наши дни, существует ли художественно-эстетическая потребность у современного человека в применении знаковой системы.

Объект исследования - история культуры разных народов.

Предмет исследования – знаки и символы в культуре разных народов.
Гипотеза моего исследования связана с идеей русского учёного Юрия Михайловича Лотмана, русского культуролога, филолога, лауреата Пушкинской премии: «Умение понимать и истолковывать символы и знаки – «одно из важнейших условий выживания человека в изменяющемся мире»».

Актуальность исследования: люди используют в качестве атрибутики символы, истинное глубокое значение которых они редко осознают или неверно воспринимают. По мере развития общества, символы принимают все больше и больше значений, за счет развития разных культур и религий. Сегодня определенный символ может олицетворять мир и дружбу, а через несколько лет быть опороченным или вовсе вычеркнутым из культуры какого-либо народа. При правильном использовании может принести пользу, а неправильное его применение способно навредить не только отдельному человеку, но и обществу в целом.

Глава 1. Знаки и символы в жизни человека, особенности их проявления

в культуре народов мира.

1.1. Понятие «знак» и «символ».

Принято считать, что человек стал пользоваться языком символов, как только произнес первое слово. С тех пор мы существуем в мире символов. На протяжении всей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения - знаки и символы - для предостережения, руководства и передачи информации. В 19 веке американский философ Ч.Сандерс Пирс стал основателем науки, которую назвали семиотика - наука о знаках и знаковых системах, изучающая человеческую коммуникацию, социальные и информационные процессы, виды искусства.

Знак - минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему. Свойства знака: он может обозначать один объект или явление, а также их множество; он способен вызывать у человека представления о характере обозначаемого знаком объекта или явления.

Символ – это условный знак, передающий какие-либо идеи, содержащий в малом объёме большое количество информации, причем один и тот же символ может быть наделён множеством различных значений. Это свойство символа превратило его в особый универсальный язык религии, изобразительных искусств, словесности, литературы. Во всём есть символы, но каждый символ трактуется по-разному разными людьми. Символы сопровождают человека постоянно, они имеют свою историю длиной в десятки тысяч лет. Культура древних цивилизаций, как ни какая другая, имеет большое разнообразие знаковых систем, отражающих сложное мировоззрение общества. Например, иероглифы Древнего Египта. Многие надписи на стенах гробниц и саркофагов до сих пор пытаются прочесть ученые (Приложение №1).

Свои символы были и у древних славян. Наши предки верили в силы природы и обожествляли их. Чтобы стихии не разрушали, а, напротив, помогали человеку в его жизни, славяне изображали их в виде знаков и размещали на предметах быта, одежде, оружии, домах. Так славяне добивались расположения высших сил, просили у них защиты (Приложение№2).

Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества, символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга. За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры» (Приложение №3).

Каждый символ таит в себе некую закодированную информацию.

Символ - это ключ к тайне. Многие поколения людей разных эпох и культур на языке символов выражали своё состояние души, своё мировоззрение, своё понимание великих истин и тайн бытия.

1.2. Знаки и символы в государственной символике

на примере России, Советского Союза и фашистской Германии.

Особое значение в современном мире имеют государственные символы страны: государственный герб — это опознавательный знак государства, его официальный символ, как флаг и гимн страны, отличающий её от других стран.

На гербе России изображен двуглавый орел. Ещё в Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. Иван III, женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского императора, получил право на этот символ как на государственную эмблему. Сначала птица, с опущенными вниз крыльями, красовалась на царской печати Ивана III. Но уже при Василии III крылья распахиваются, раскрывается клюв, подчеркивая тем самым укрепление позиций страны, появляются языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. При Иване Грозном на груди орла появляется Георгий Победоносец; Федор Иоаннович добавляет короны, а при царе Алексее Михайловиче их стало три, как символ объединения трех царств: Сибирского, Казанского и Астраханского. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы. В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти, либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной). Этот пример наглядно демонстрирует, как изменения в жизни общества корректируют изображение и наполняют символ новым смыслом (Приложение № 4).

Еще один важный символ в истории нашего государства - пентаграмма. Это пятиконечная звезда, которая была известна древним шумерам, была знаком военной мощи и души войны в Шумере, в Египте, а также у индейцев Америки. У Пифагора и его учеников она была символом гармонии. А во многих направлениях магии означает соединение пяти стихий: воздуха, огня, воды и эфира.

Пятиконечная звезда стала символом Советской России не случайно. Приказом Народного комиссара Льва Троцкого от 7 мая 1918 года пятиконечная звезда получила наименование «марсова звезда с серпом и молотом» как знак принадлежности к войскам Красной Армии. Троцкий очень серьезно был погружен в эзотерические науки и знал, что пятиконечная пентаграмма обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых мощных символов. Коммунисты внесли дополнительный смысл в значение этого символа, обозначая таким образом единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли, а также мировую революцию (Приложение № 5).

Альтернативой звезде, символом Советской России могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Еще задолго до февральской революции в царской России свастика была священным символом. Левосторонняя (соборная) свастика рассматривалась в высших кругах российского общества как благоприятный и защитный знак, он особо почитался царской семьёй. Знак свастики в круге находился на капоте автомобиля императора Николая II, на старинной одежде православных священников, в быту простых россиян: народы Севера России широко использовали ярги-солнца (свастику) в качестве орнамента для украшения одежды и предметов быта. Когда большевики пришли к власти, они также активно стали использовать свастику. Известно, что на первых советских бумажных деньгах имелись изображения свастики, она использовалась для визирования документации. Но потом, в 30-е годы XX века вдруг, отказываются от нее; начинается повсеместное уничтожение предметов с её изображением. История XX века показала, что «звезда» сильнее «свастики».
Родиной Свастики принято считать Древнюю Индию, хотя этот символ встречается в культуре многих народов, означает «ДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕ». В Ведах оно употребляется в значении имени существительного «блаженство» или в значении наречия «здраво». На священном языке индусов — санскрите — «свасти» означает «счастье». Как считают некоторые исследователи, правосторонняя (сеющая) свастика означает вращение Солнца, левосторонняя (собирающая) – Луны.

И теперь уже Гитлер берет на вооружение левостороннюю свастику, присущую темному тибетскому культу «бон», чтобы своими людоедскими идеями заставить навсегда вселить лютую ненависть к свастическому священному символу. Эксперты говорят о том, что этот выбор не был случайным. Неспроста раннехристианский символ Бога, символ благополучия (получения блага), который в дореволюционной России был святым символом, использовался для того, чтобы 22 июня 1941 года, в день летнего солнцестояния, совершить вероломное нападение на СССР. Важно обратить внимание на слово "вероломное", и на тот факт, что нападение на СССР Гитлер спланировал в святой для славян-солнцепоклонников день. Это был, во- первых, день летнего солнцестояния, во-вторых это было воскресенье, а в-третьих - он использовал символ христианского Бога для убийства миллионов людей.

Результат известен — свастику как символ якобы исключительно нацизма пытаются запретить сегодня во всем мире! Но в последнее время мы все чаще наблюдаем за тем, как идеология нацизма и его символика начинают возрождаться в обществе, которое стало забывать страшные события в истории XX века. Поэтому помнить, знать историю и не допустить распространения этой идеологии – важнейшая задача каждого разумного человека.


1.3. Анкетирование «Значение знаков и символов

в жизни современного человека».

В ходе своего исследования я решила выяснить у одноклассников: какова роль знаков и символов в жизни человека в наши дни.

Опрос проводился посредством анкетирования, в котором приняло участие 18 учащихся 7 «А» класса МКОУ СОШ№92.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

Вопрос 1. С какими знаками и символами вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Вопрос 2. Зачем нужны знаки и символы в современном обществе, какую роль они выполняют?

Вопрос 3. Верите ли вы в гороскопы?

Вопрос 4. Имеете ли вы свой талисман? Если да, то какой?

Вопрос 5. Интересовались ли вы когда-нибудь гороскопами? Если да, то какими? Совпадает ли он с действительностью?

Результаты анкетирования представлены в таблицах и диаграммах (Приложение №6).

Вывод: при проведении опроса выяснилось, что 17 респондентов понимают, что такое «знак» и «символ», используют их в повседневной жизни и только один человек не смог назвать пример символа. Более 80% опрошенных ответили, что знаки и символы окружают нас повсюду, и что человек придумывает новые, упрощая способы передачи информации. В ходе анкетирования выяснилось, что помимо знаков и символов, которые окружают нас в повседневной жизни, большая часть моих одноклассников, возможно, в силу подросткового возраста, интересуются описанием, характеристикой знаков Зодиака, доверяет гороскопам. Одиннадцать респондентов имеют талисманы-обереги: кольца, браслеты, кулоны с зодиакальными знаками на удачу и от сглаза, а для двоих ребят важным символом является православный крестик. Выяснилось, что трое постоянно носят на запястье красную нить судьбы с фигурками знаков Зодиака. Из 18 респондентов 15 знают свой знак Зодиака, используют его изображение как оберег, особое внимание уделяют эстетике символов; доверяют описанию зодиакального знака по дате рождения, а также прогнозам гороскопов.

Проведенный опрос подтверждает актуальность выбранной темы. Современные подростки ориентируются в мире знаков и символов, используют их для коммуникации и передачи информации, изучают жизнь общества в разные исторические периоды, пытаются познать свой внутренний мир. Я уверена, что моя исследовательская работа поможет им разобраться в этом.



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов.

Астрологические прогнозы как система знаков и символов и их влияние

на человека и социум.

2.1.Астрология в жизни человека

По результатам анкетирования выяснилось, что учащиеся 7 класса используют знаки и символы повседневной жизни, знают государственные символы или посвященные памятным датам, но придают значение астрологическим. Меня заинтересовал вопрос: «Можно ли организовать свою жизнь, опираясь на астрологические прогнозы и гороскопы, и стоит ли им доверять?»

В наше время астрология (наука о светилах) привлекает многих людей. Так, к примеру, практически на всех страницах журналов и газет, страницах Интернета, на многих телеканалах зрителей призывают изучить свой гороскоп на конкретный день, месяц, и даже на текущий год; обещают построить с его помощью удачную карьеру и даже изменить судьбу. Почему современный человек, который покоряет космос и глубины океана, использует силу атома, обращается к помощи астрологов, которые считают, что будущее предначертано положением планет!

Еще за три тысячелетия до н.э. в Древнем Египте появились первые календари. Жители Двуречья в III тыс.до н.э. знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно светило – планету Венеру. А сколько шума было из-за составленного индейцами майя календаря, предрекающего в 2012г.конец света! Важно отметить, что многие предсказания астрологов и провидцев, людей, способных объяснять окружающие нас знаки, сбываются до сих пор.

Астрологи утверждают, что, узнав дату и время рождения человека, они способны представить полную картину судьбы человека (карту жизни) и его потенциала. Хорошее знание не только своего, но и всех остальных знаков зодиака позволяет лучше разбираться в людях, помогает выстроить свою дальнейшую жизнь.












2.2. Индивидуальный астрологический портрет.

Я решила проверить, действительно ли гороскопы, составленные астрологами, могут являться для человека «картой жизни». Изучив сайты в сети Интернет, литературу по астрологии, я составила свой астрологический портрет, соответствующей знаку Зодиака-Близнецы. Одноклассникам также было предложено составить описание моего портрета. Результаты представлены в таблице (Приложение №7).

Вывод: описание качеств характера и темперамента, способностей, особенностей поведения, во многом соответствуют моим реальным характеристикам. Значит, астрологическому портрету Близнеца можно доверять, но при этом, нужно понимать, что для составления индивидуального астрологического портрета человека нужно учитывать дату, место и время рождения.


2.3. Влияние гороскопа «Совместимости с другими знаками»

на взаимопонимание и общение людей в социуме.

В разделе «Совместимость с другими знаками» я узнала, что отличные друзья для меня – Водолеи и Весы (воздушная стихия), Овны, Львы, Стрельцы (огненные знаки), возможна дружба с Козерогом и Тельцом и с Близнецами.

Сравнивая гороскоп совместимости и круг моего общения, можно сказать следующее: мои близкие подруги по гороскопу - Весы, Рак и Близнецы. Лучшая подруга - Близнец, но если верить гороскопу, то наша дружба слабо вероятна. Хотя с ней мы дружим давно, доверяем друг другу самые сокровенные секреты и никогда не ссоримся. В результате сопоставления знаков Зодиака в группе моих друзей и приятелей (8 чел.) находятся Козерог, Скорпион, Овен, Телец, Дева, Рыба. Мы вместе готовимся к различным мероприятиям: пишем сценарии для конкурсов, придумываем танцевальные номера, ходим на каток и в кино, объединяемся в туристических поездках. Нам интересно вместе: нас объединяют общие увлечения, даже в творческих спорах мы приходим к компромиссу и находим пути решения различных вопросов. Нужно отметить, что с ребятами со знаком Зодиака «Рыба» и «Дева», отношения складываются сложнее. Результаты отражены в таблице (Приложение №8).

Вывод: результаты анализа данных доказывают, что большая часть информации гороскопа и реальной жизненной ситуации в вопросе совместимости знака Зодиака «Близнецы» и моих друзей является правдивой. Это подтверждает, что гороскопу совместимости знаков Зодиака можно доверять. Но нужно помнить, что от каждого человека зависит, как будут складываться отношения в коллективе: от способности выстраивать конструктивные отношения и поиска компромисса в спорных ситуациях.

2.4. «Карта дня». Можно ли верить астропрогнозам?

В процессе исследования меня заинтересовал еще один вопрос: «Что день грядущий нам готовит?» Речь идет о гороскопах на каждый день, которые астрологи называют «Карта дня». Можно ли доверять таким прогнозам?

В течение января - февраля 2020 года я проводила эксперимент: ежедневно, во второй половине дня, на сайте «1001 гороскоп» читала предложенный астрологом гороскоп на день и сравнивала с событиями, которые происходили в моей жизни. Я намеренно не читала гороскоп в начале дня, чтобы не «запрограммировать» свои действия. Больше половины событий, о которых было написано в гороскопе действительно происходило. По прогнозам гороскопа, первая половина января была наполнена приятным общением, новыми встречами, подарками и яркими эмоциями, а вторая половина была продуктивной в плане учебы, поэтому хотелось уединения и спокойствия; в феврале Близнеца ожидала реализация в жизнь своих идей и творческого потенциала (Приложение №9).

Я думаю, что прогноз на первую половину января совпадает на большее количество процентов, так как это праздничные дни: время подарков, встреч и приятного общения, причем, для всех знаков Зодиака. А во второй половине января, в феврале начинается время, когда необходимо тратить больше времени на учебу, т.е. реализацию своего потенциала.

Меньше половины из того, что прогнозировал гороскоп не происходило. Важно отметить, что в тексте прогнозов много общих фраз, которые каждый человек может трактовать по-своему:

  • вам удастся легко и быстро решать поступающие вопросы

  • благоприятный день для общения с единомышленниками и путешествий

  • следует позаботиться о здоровье

  • необходимо много общаться, принимать участие в диспутах

  • вас ждет приятное известие, настроение улучшится

  • вы полны жизненных и творче­ских сил, поэтому любое дело будет

по плечу

Вывод: в результате анализа «Карты дня» предложенной астрологами и событий, происходящих в моей жизни, можно сказать, что примерно 65% того, что было в прогнозах гороскопа совпало. Но формулировки, которые дает гороскоп, носят общий характер и их можно так или иначе связать с событиями, происходящими в жизни любого человека. Поэтому, полностью следовать «Карте жизни», описанной в гороскопе не стоит, нужно надеяться на свои силы и добиваться успеха самостоятельно.



Заключение

В процессе работы я выяснила, что знаки и символы существовали в обществе всегда, менялось только отношение людей к ним. Они имеют свою историю длиной в десятки тысяч лет. Человек украшал знаками жилище, одежду, придумывал знаки для письма и счета, создавал украшения, которые наделял особыми свойствами.

В современном мире каждый день мы видим тысячи знаков вокруг и не всегда задумываемся о том, какой смысл таят они в себе и какое воздействие несут. Выполняя работу, я поняла, как интересно, познавательно и увлекательно изучать язык символов.

Мы сами до сих пор «изобретаем» знаки, в частности, потому, что в их окружении чувствуем себя более комфортно. В результате эксперимента, я убедилась в том, что не нужно опасаться трудностей и препятствий, которые встречаются на жизненном пути, они как раз и являются теми самыми знаками судьбы и направлены на то, чтобы мы могли пересмотреть свое отношение к решаемой проблеме, нашли другой путь реализации задуманного. 

Таким образом, выдвинутая гипотеза: «Умение понимать и истолковывать символы и знаки – «одно из важнейших условий выживания человека в изменяющемся мире»» получила свое подтверждение. Цель достигнута.

В дальнейшем, планирую начать изучение науки «Нумерология» и выяснить, как цифры вокруг нас влияют на судьбу человека и происходящие события.


















Список литературы

1.Культурология.https://studwood.ru/1570046/kulturologiya/simvoly_i_znaki_v_zhizni_lyudey

2. Мозаика жизни. http://mozaic-life.ru/

3.Русь. https://ra-swet.ru/istoriya-russkogo-gerba/

4.1001 гороскоп. https://1001goroskop.ru

5.Данилова Г.И.Мировая художественная культура. Москва. - Дрофа, 2014.
6.Васин А.С. Культурология. - М.: Фобос, 2004
7.Мухина В.С. Реальность образно-знаковых систем // Развитие личности. 2006.
8. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. Москва «Просвещение» 1984

9. А.Блейз «Большая книга гороскопов». Издательство: М.: Олма-Пресс.; 2002 г. 

10.Д.Е.Кульков «Все гороскопы мира», издательство: Рипол Классик, 2018г.


















П

Знаки и символы Древнего Египта и их значение.

риложение №1

1.Уаджет









А

Б

В






А)Соколиный глаз бога Гора. Б)Амулет Уаджет, ок. 525—332 годы до н. э.

В)Амулет Уаджет из гробницы Тутанхамона, XIV в. до н. э.

Уаджет (око или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны, олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

2.Анх

А)Футляр для зеркала в форме анха из гробницы Тутанхамона.

Б)Богиня Хатхор подносит анх ко рту Нефертари В)Статуя фараона Сенусерта. Г)Осирис.

А

3.Священный скарабей

нх (коптский крест) — символ, известный как «ключ жизни», «ключ Нила». Символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, являлся защитным знаком. Анх указывает на божественное и вечную жизнь, поэтому нередко на древнеегипетских изображениях боги подносят фараонам к носу анх (словно дыхание жизни). 

Египтяне заметили, что жуки скарабеи катают шарики только в одном направлении – с востока на запад. Жрецы сделали из этого гениальный вывод: шарик символизирует солнце, а направление, выбранное жуком – это циклический путь восхода и захода солнца. Подобное явление посчитали зарождением новой жизни. Благодаря этому открытию, в египетской мифологии скарабей стал символом солнечного Бога Хепри.


Приложение №2

З наковая система славян.





Макошь – символ земли, назван в честь Богини, ей повелевающей. Ромб означает поле. Если оно пустое, значит, еще не засеянное. Если поделено на сектора – вспахано. Поле с точками говорит о том, что вскоре будет урожай. Общая трактовка символа – плодородие.



Вода и «хляби небесные»





Хлябь — знак водной стихии и ее духов. Выражение «разверзлись хляби небесные» до сих пор применяется при описании дождливых дней. Горизонтальными линиями славяне обозначали реки и подземные воды, вертикальными линиями символизировали дождь, водопады.

Агни – общее обозначение огня. Он входил в славянские символы и обереги в нескольких видах. Русичи разделяли пламя земное – костры, пожары и огонь небесный – молнии. Последним управлял Перун. Несмотря на разрушительные силы, Агни входил в славянские знаки и символы добра, чистых стихий.




Коловрат - славянский солярный символ, как и большинство свастических орнаментов древних славян. Связь с дневным светилом просматривается из названия. У наших предков слово «коло» означало «солнечный круг». От него полностью зависела жизнь племен, зависел урожай, образ жизни.



Приложение№3

Символы религиозных объединений.


Индуизм - религия жизненной силы. Священный звук «Ом», начинающий все религиозные тексты, является универсальным общепринятым символом индуизма.

Даосизм - учение о Пути жизни природы и человека. Знак Инь и Ян - символ мира, в котором день переходит в ночь, а смерть в жизнь.

Буддизм - учение о преодолении зла. Колесо Закона или перерождения человеческих душ является основным символом буддизма.

Христианство - вера в спасение души человека. Крест - основной символ христианства.

Иудаизм - договор Бога и людей. Символы иудаизма - шестиконечная звезда Давида и Священный светильник.

Ислам - религия чистоты. Полумесяц и пятиконечная звезда - символ ислама.

Приложение №4

Изображение двуглавого орла на гербе России: эволюция образа.

1.«Двуглавый орёл Хеттского царства». XIII век до н. э. В Древнем Шумере двуглавый был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет











2.Двуглавый орел в Византии на императорском гербе

династии Палеологов VIII-XIIIвв. и Священной Римской империиXII-XVвв.









3 .Герб и печать Ивана III.(1497г.)









4.Герб Ивана IV -Грозного 5.Герб современной России

(1548-1574 гг.) (с 30 ноября 1993 г.)


Приложение № 5

Пятиконечная звезда и свастика.

Пентаграмма, от греческих слов «pente» - пять, «gramma» - буква: фигура с пятью вершинами. Является очень сильным знаком. В Древнем Вавилоне пятиконечная звезда считалась оберегом от зла и темных сил, её изображали на дверях для защиты от кражи и порчи. Пифагор считал ее математическим совершенством, так как пентаграмма таит в себе золотое сечение, считалась символом интеллектуального могущества. По представлениям философов древнего Китая она показывает взаимодействие пяти основных элементов: огонь, землю, металл, воду, дерево. В Древнем Риме пятиконечная звезда была символом бога войны — Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. поэтому её называют «марсовой звездой».


Пентаграмма Древнего Шумера (3500г.до н.э.) Пифагорейская звезда (570-495г.до н.э.)











Марсова звезда Рабоче-Крестьянской Звезда- эмблема Вооруженных

Красной Армии с плугом и молотом(1918г.) Сил СССР (с 1946 по 1993гг.)



Двуглавые орлы являлись государственной символикой России. Их изображение находилось на верхушках шатров четырёх кремлёвских башен с начала XVII века. В 1935 Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение об установке на 4 башнях Кремля пятиконечных звезд с серпом и молотом, инкрустированных самоцветами. А со 2 ноября 1937 года, на башнях Кремля зажглись новые, рубиновые звезды. Появилась еще одна звезда – на Водовзводной башне, и стало таких башен пять, как и лучей у звезды.



Свастика в царской России

использовалась как оберег












Свастика на облачении

православных священников и

крестьян










п редметах одежды и быта











Приложение№6

Анкетирование

«Значение знаков и символов в жизни современного человека».

Вопрос 1. Что такое «знак» и что такое «символ»? С какими знаками и символами вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

№п/п

Знаки

Кол-во чел.

Кол-во

%

Дево

чки

Кол-во

%

Символы

Кол-во чел.

Кол-во %

Дево

чки

Кол-во

%

1

Дорожные знаки

6

33

2

12

Государственный герб и флаг

7

39

4

22

2

Зодиакальные знаки

6

33

6

33

Георгиевская лента, армейская звезда, вечный огонь

5

28

3

18

3

Буквы, цифры

4

22

1

6

Красная нить судьбы на запястье

3

18

3

18

4

Жесты

1

6

-

-

Логотипы спортивных фирм и операторов сотовой связи

2

12

-

-

5

Чёрная кошка, перебегающая дорогу

1

6

1

6

Эмблемы школ, спортивных клубов

1

6

-

-

Самыми часто называемыми знаками (88% опрошенных) были следующие: дорожные знаки, знаки Зодиака, буквы и цифры. К важным символам (85%) отнесли государственный герб, флаг, георгиевскую ленту, армейскую звезду. Важно отметить, что из 18 респондентов,10 – это девочки; из таблицы видно, что их ответы окутаны романтикой и мистикой; 7 из 10 девочек имеют украшения и обереги в форме зодиакальных знаков, трое из них носят красную нить судьбы.


Вопрос 2. Зачем нужны знаки и символы в современном обществе, какую роль они выполняют?

Более 80% опрошенных ответили, что знаки и символы окружают нас повсюду - в быту, в предметах интерьера, одежде, эмблемах организаций, на деньгах, гербах, флагах, в архитектуре зданий и даже на тротуарной плитке под нашими ногами. Мы сами придумываем знаки и символы, упрощая способы передачи информации, объясняем, кодируем и зашифровываем предметы, явления и события.



Вопрос 3.«Верите ли вы в гороскопы?»

Больше половины опрошенных (11 человек) доверяют гороскопам.

Вопрос 4. «Имеете ли вы свой талисман? Если да, то какой?»

Двенадцать человек из восемнадцати имеют личный талисман. Десять из них (девочки) носят колечки, браслеты и цепочки с зодиакальными символами на удачу и от сглаза. Для двоих (1мальчик и 1 девочка)- это нательный крестик. Шесть мальчиков не имеют талисмана.


Вопрос 5. «Интересовались ли вы когда-нибудь гороскопами? Если да ,то какими? Совпадает ли он с действительностью?»


Из 18 респондентов 15 знают свой знак Зодиака, используют его изображение как оберег, доверяют описанию зодиакального знака по дате рождения, а также доверяют гороскопам на день, месяц и год.



Приложение №7

Астрологический портрет Близнеца.



№п/п

Описание по гороскопу

Описание одноклассников

Совпадение в описании

1.

Дружелюбная и оптимистичная


Приветливая,

приятная о общении,

но немного скрытная


+

_

2.

Любознательная, организованная


Хорошо учится, посещает кружки, творческая натура

+

3.

Общительная, всегда внимательна к проблемам собеседника, но к себе в душу открывает дверь только проверенным и понимающим людям

Скромная, хорошая подруга, всегда выслушает, не оставит в трудную минуту

+

4.

Обладает хорошим

чувством юмора


Неконфликтная, имеет свое личное мнение

+

_

5.

Любит читать,

предпочитает приключения



Мечтательная; всегда чем-нибудь занята: читает, рисует

+


Сопоставив описание портретов астрологического и составленного одноклассниками можно сказать, что описание качеств характера, темперамента, способностей, особенностей поведения, во многом, соответствуют моим реальным характеристикам. Значит, астрологическому портрету Близнеца можно доверять, но при этом, нужно понимать, что для составления индивидуального астрологического портрета человека нужно учитывать дату, место и время рождения.

Приложение №8

Анализ совместимости знака «Близнец» с другими знаками.



Знак Зодиака

Стихия


Совместимость с Близнецом по гороскопу

Совместимость с Близнецом в жизни

Отношения между знаками

Овен


Огонь

Овен

Овен

Овен

Лев

Лев

-

-

Стрелец

Стрелец

Стрелец

Стрелец

Козерог


Земля

Козерог

Козерог

Козерог

Телец

Телец

Телец

Телец

Дева

-

Дева

Дева

Весы


Воздух

Весы

Весы

Весы

Водолей

Водолей

-

-

Близнецы

Близнецы

Близнецы

Близнецы

Рак


Вода

-

Рак

Рак

Скорпион

-

-

-

Рыбы

-

Рыбы

Рыбы

-благоприятные отношения - напряженные отношения

Сравнивая результаты, можно сказать следующее: благоприятные отношения у Близнеца складываются с Овнами, Стрельцами, Козерогами, Тельцами, Девами, Близнецами и Весами, которые относятся к стихиям огня, земли и воздуха. В характеристике этих знаков описаны следующие качества: общительность, целеустремленность, творчество. Напряженные отношения складываются с Раками и Рыбами, которые относятся к стихии воды. Такие люди больше заняты внутренней жизнью, бывают равнодушными и ленивыми, не эмоциональны – являются полной противоположностью знакам стихий огня, земли и воздуха.

Вывод: результаты анализа данных доказывают, что большая часть информации гороскопа и реальной жизненной ситуации в вопросе совместимости знака Зодиака «Близнецы» и моих друзей является правдивой. Это подтверждает, что гороскопу совместимости знаков Зодиака можно доверять.



Приложение №9

Анализ «Карты дня».



Январь

К-во совпа-

дений

%

Январь

К-во совпа-

дений

%

Февраль

К-во совпа-

дений

%

Февраль

К-во совпа-

дений

%

1

78

18

57

1

73

18

69

2

86

19

73

2

62

19

73

3

69

20

45

3

76

20

58

4

71

21

78

4

65

21

64

5

67

22

64

5

59

22

73

6

89

23

76

6

54

23

61

7

73

24

68

7

73

24

73

8

58

25

52

8

62

25

58

9

64

26

65

9

66

26

63

10

73

27

72

10

69

27

56

11

62

28

49

11

71

28

64

12

76

29

50

12

67

29

58

13

65

30

57

13

59

Итого в среднем:

64%

14

59

31

45

14

73



15

54

Итого в среднем:

67%

15

58



16

76



16

64



17

68



17

73





В результате анализа «Карты дня» предложенной астрологами и событий, происходящих в моей жизни, можно сказать, что примерно 65% того, что было в прогнозах гороскопа совпало. Но формулировки, которые дает гороскоп, носят общий характер и их можно так или иначе связать с событиями, происходящими в жизни любого человека.


27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!