СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твой духовный мир

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Твой духовный мир»

Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5-й класс)

Тема: «Твой духовный мир».

Цель и задачи урока:

- формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к

поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать

и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

- создать условия для становления ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену

общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а

нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,

населяющим ее, их культуре и традициям.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе

технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, а также технологии

имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.







Планируемые результаты:

Личностные результаты: принятие норм нравственного поведения; проявление правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты: участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, добавлять, приводить доказательства, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Оборудование: обучающие тексты К.Д.Ушинского, тест «Материальные и духовные ценности», презентация «Твой духовный мир», музыкальный фрагмент песни «Россия», видеофрагмент «Культура речи. Этикет», информационный проект обучающегося «Роль музыки в духовном развитии человека».











Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,




I. Орг. момент

- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Заняли свои рабочие места. Пожелаем друг другу удачи. И пусть открытия сегодняшнего урока будут нам всем полезны.


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.


Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.


Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.




II. Актуализация знаний.


1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.


Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.


– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.




III. Целеполагание. Формулирование темы урока.

1 2 1 3 4 1 2 3 4 1 2

-Закройте глаза, представьте то, о чём я буду говорить

(Звучит приятная музыка)

–Посмотрите, какая красота вокруг нас. Весной мы можем слышать пение

птиц, журчание ручейка, чувствовать запах сирени, летом попробовать на

вкус спелую ароматную ягоду. Зимой любуемся морозными узорами на окнах, видим, как блестит на солнце снег. Это окружающий нас мир, реальный мир, который мы видим, слышим, чувствуем. Но есть и другой мир. Благодаря ему мы радуемся, грустим, надеемся, испытываем наслаждение. Предположите, как называется этот мир? (духовный мир).

- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?






IV. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.




1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

-Предлагаю (обучающемуся) найти, как определено это понятие в Интернете. А пока, давайте выскажем своё понимание. Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?

Корзина идей: интересы , культура, знания, взгляды, нравственность…

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)

-Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

- Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли..

-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

- В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»

– Как вы понимаете эти слова?

- Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.




V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

1 2 3 4 2 3 1 2 3 1 2

ТЕСТ (Приложение 1)

- Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным - материальные.



Практическая часть

А) (индивидуально)

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

(Приложение 2)

  • На просмотр телевизора ________

  • Игру на компьютере________

  • Чтение книги_________

  • Разговор по телефону _________

  • Прогулку и игры с друзьями _________



- Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг?

-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

Б) (в группе)

- Как ты пополняешь свои знания?

(приложение 3)

1….

2….

3….

4….

5….



(Примерные ответы)

  • Беседую с родителями и друзьями;

  • Читаю книги и журналы;

  • Посещаю музеи и выставки;

  • Пользуюсь Интернетом;

  • Посещаю библиотеку.

3. Физкультминутка «Поменяйтесь местами ...»

– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем

классе многие дети стремятся к духовности.

Учитель называет какой - то общий признак и предлагает поменяться местами тем, кому он присущ.

–Пересядьте те, кто любит слушать музыку;

- кто знает народные песни;

- у кого в семье большая библиотека;

- кто умеет играть на музыкальном инструменте;

-кто был в филармонии (оперном театре);

- кто любит природу,

- животных;

- кто считает, что добро всегда победит зло.


В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

человеком духовным? (в группе) (Презентация)

- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?

Г) (в группе)Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.

(Приложение 4)

Хлеб питает тело, а книга - разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

- Приведите пример личности, которая , по- вашему, образована и духовно развита.

Д) Перед вами тексты из учебника «Родное слово» К. Д. Ушинского (XIXвек). Ответьте на вопрос: Какие задачи воспитания младших школьников ставил перед собой автор учебника?

К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО» (Приложение 5)

1 группа

Прилежный барин. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня, перевороти меня; а усну я сам .



Худо тому, кто добра не делает никому. «Гришенька! Одолжи мне на минуточку карандаш», а Гриша в ответ: «Носи свой; мой самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

2 группа

Кончил дело, гуляй смело.

Мальчик пишет и читает;

А на ветке, за окном,

Птичка громко распевает

И поет все об одном:

«Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?»

А мальчик-то птичке в ответ:

«Нет, милая пташечка, нет!

Теперь мне гулянье не в прок;

Дай прежде окончу урок»...

Кончил мальчик! В шляпе дело!

Книгу в столик положил;

Прыгнул в сад и крикнул смело:

«Ну-ка, кто меня манил?»

Ему солнышко смеется,

Ему пташечка поет,

Ему вишенка, краснея,

свои ветки подает.


3 группа

Ворон и сорока.

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

- Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

- Плохо верю, кумушка, - ответил ворон, - кто так много болтает, как ты, наверное, много врет!

Кто дерет нос кверху.

Спросил мальчик отца:

- Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя торчит?

- Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху.

Е) Ученический проект «Как влияет музыка на духовное развитие человека»

- Внимание на экран. Предлагаю вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос, что ещё влияет на духовный мир человека?

Ж) Просмотр видеофрагмента.

- Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности – то, что принято называть этикетом.

Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид, непонимания.



VI. Подведение итога урока.

2 3 4 3 4 1 2 3 4 1 2

Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое мышление) + или –

Приложение 6

  • Россия – многонациональное государство.

  • Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

  • Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

  • Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

  • Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

  • Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.





VII. Домашнее задание.


1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 2

Дополнить фразы (письменно) (Приложение 7 )

  1. Я мечтаю увидеть и полюбоваться...

  2. Я знаю, что красота души –это...

  3. Самое главное в человеке доброта, потому что...

  4. Духовное важнее материального, потому что...





VIII. Рефлексия.


- Сегодня нашу с вами встречу я хочу закончить небольшой притчей, которая называется «Кувшин» (Все действия, происходящие в притче демонстрируются).

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

- Ребята, а вы согласны с мнением группы?

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Он набрал полную горсть гороха и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала.

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох. Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

- Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.

-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?

(Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим.

-А интересна ли вам интерпретация профессора?

-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша душа. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...

-Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.















ДЕНЬГИ

ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬЯ



ЗАНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

ПРИРОДА

ЗНАНИЯ

ДРУЖБА



ДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

ОТДЫХ

СПОРТ

АВТОМОБИЛЬ



Приложение 1

Приложение 2

  • На просмотр телевизора ________

  • Игру на компьютере________

  • Чтение книги_________

  • Разговор по телефону _________

  • Прогулку и игры с друзьями _________







Приложение 3

1____________________________________________________

2____________________________________________________

3____________________________________________________

4____________________________________________________

5____________________________________________________



Приложение 4

Хлеб питает тело, а в радость.

Хорошую книгу читать не в тягость, а за тридевять земель унесет.

Книга не самолет, а книга - разум.

(Приложение 5)

К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО»

1 группа

Прилежный барин. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня, перевороти меня; а усну я сам .



Худо тому, кто добра не делает никому. «Гришенька! Одолжи мне на минуточку карандаш», а Гриша в ответ: «Носи свой; мой самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

2 группа

Кончил дело, гуляй смело.

Мальчик пишет и читает;

А на ветке, за окном,

Птичка громко распевает

И поет все об одном:

«Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?»

А мальчик-то птичке в ответ:

«Нет, милая пташечка, нет!

Теперь мне гулянье не в прок;

Дай прежде окончу урок»...

Кончил мальчик! В шляпе дело!

Книгу в столик положил;

Прыгнул в сад и крикнул смело:

«Ну-ка, кто меня манил?»

Ему солнышко смеется,

Ему пташечка поет,

Ему вишенка, краснея,

свои ветки подает.


3 группа

Ворон и сорока.

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

- Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

- Плохо верю, кумушка, - ответил ворон, - кто так много болтает, как ты, наверное, много врет!

Кто дерет нос кверху.

Спросил мальчик отца:

- Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя торчит?

- Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху.








Приложение 6

  • Россия – многонациональное государство.

  • Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

  • Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

  • Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

  • Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

  • Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.





Приложение 7



Дополнить фразы (письменно)

  1. Я мечтаю увидеть и полюбоваться...

  2. Я знаю, что красота души –это...

  3. Самое главное в человеке доброта, потому что...

  4. Духовное важнее материального, потому что...









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!