СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков русского языка и литературы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЯ» 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в страну филология

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка и литературы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЯ» 7 класс»

Выбранный для просмотра документ План проведения Турнира знатоков русского языка и лит-ры.doc

Турнир знатоков русского языка и литературы

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЯ»

7 класс

 

Цели игры: развитие познавательных интересов уча­щихся, закрепление знаний по литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным от­крытиям; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргумен­тированно его отстаивать, быстрой реакции, умения кол­лективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

 

Описание игры: от каждого 7 класса из параллели представлена команда в количестве шести человек. Каж­дая команда имеет капитана и название. У капитана ко­манды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 се­кунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения.)

Остальные учащиеся — болельщики, для которых так­же предназначены некоторые конкурсы.

 

Предположительная продолжительность игры — 1,5 часа.

 

 

 

I.         Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

 

1. Угадайте слово по шутливой характеристике.

1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это...

(Уши)

2) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не­честные люди. Что это?

(Вода)

3) Он в голове у несерьезного человека, его совету­ют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это...

(Ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вме­шиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одура­чить. Что это?

(Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, на­стойчиво заставляя высказываться. Что это?

(Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?

(Слово)

2.  Объясните значение наличия «металла» в людях.

Стальная воля

Железные мускулы

Золотое сердце

 Свинцовые слезы

Серебряный голос

Оловянные глаза

Бронзовая кожа

Медный лоб

Луженая глотка

 

II.      Конкурс «В стране Грамматике»

 

I. Впишите буквы вместо точек, получая новые слова.

Б.Р      Б.С     Б.Т      В.З      В.Р      В.Л   Т.З

Б.Р      Б.С     Б.Т      В.З      В.Р      В.Л   Т.З

Б.Р     

 

2. Напишите десять существительных из трех букв с

«Ы»  в середине.

(Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын...)

 

3. Прочтите ребус.

Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно выЗклеенку.

 

4. Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от женского имени Елена.

(Еленка, Еля, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся, Лена, Ленка, Ленок, Лёля, Ляля, Леся)

7. К словам в левом столбике подберите слова из пра­вого, образуя новые.

Вол                                        Рак

Приз                           Овод

 Вино                         Рис

Сено                           Окно

 Сад                                        Град

Кипа                           Вал

 

III.   Конкурс «В редакции»

 

1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В. Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в ко­торой стоял только «?».

Издатель ответил остроумно и коротко: «!».

2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

♦ Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

♦ Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

♦ Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

♦ Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

♦ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

♦ Вернувшись домой, пошел дождь.

♦ Подъезжая к дому, залаяли собаки.

 

3.Перепишите  текст, исправьте речевые ошибки.

1 команда

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

 

2 команда

Перепиши текст, исправь речевые ошибки.

 

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.

 

IV.  Конкурс для болельщиков «О чем идет речь?»

 

Двое остановились у забора, за которым виднелись какие го кусты. Один спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная!

 - А почему она белая?

- Потому что зеленая!

 

V. Конкурс «Фейс-контроль»

Узнайте героя по монологу.

1. «Царица! — сказал он.— Что для тебя сделать? Что ты хочешь? — Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!

Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только то, что легко бросить! Я и не так люблю: Отца, брата, мать, отчизну, все, что ни есть на земле, — все отдаю за тебя, все, прощай!»

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Андрий)

 

2. «Находился я в мелком чине... Вследствие сего... со мной не церемонились, и часто бирал я в бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие... Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчи­вый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде... Ныне то и другое кажется мне в порядке вешей. В  самом деле, что было бы с нами, если бы вместо обше-удобного правила: чин чина почитай, ввелось в употреб­ление другое, например: ум ума почитай? Какие возник­ли бы споры! И слуги с кого бы начали кушанье подавать?»

(А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петрови­ча Белкина», «Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин)

 

VI. Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»

 

По описанию портрета литературного персонажа на­зовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.

 

1. «...Она была бледна, но белизна ее была пронзи­тельна, как сверкающая одежда серафима. Гебеновые брови, тонкие, прекрасные, придавали что-то стреми­тельное ее лицу, обдающее священным трепетом слад­кой боязни в первый раз взглянувшего на нее. Ресницы ее, длинные, как мечтания, были опущены и темными тонкими иглами виднелись резко на ее небесном лице. Что это было за создание!»

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Панночка)

2. «...Она была жалка, как всякая женщина того уда­лого века. Она миг только жила любовью, только в пер­вую горячку страсти, в первую горячку юности... Мо­лодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки отцвели и покрылись преж­девременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине,— все обратилось у ней в одно материнское чувство».

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», старая мать Остапа и Андрия)

 

3. «Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

|Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются...»

(М. Ю. Лермонтов «Песня про... удалого купца Калашникова», Алена Дмитриевна Калашникова)

 

VII. Конкурс «Географический»

 

I.       Узнайте произведение и его автора по месту действия.

 

1) «Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленны­ми звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окреcтность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно стлалось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавшись вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под са­мыми дальними небесами».

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

2) «Все пестрое пространство ее охватывалось послед­ним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ним и они стано­вились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каж­дый цветок, каждая травка испускала амбру... По небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам».

2. Ответьте на краеведческие вопросы.

 

♦ Какие улицы и плошади нашего города названы в честь писателей и поэтов?

(Ул. Маяковского, Пушкина, Лермонтова, Гого­ля)

♦ Что находится между рекой и берегом? (Союз «и»)

♦ Какой русский город летает по воздуху? (Орел)

♦ Что стоит посредине земли? (Буква «м»)

♦ Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имен?

(Севастополь)

♦ Какие четыре моря носят названия цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

♦ Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

 

VIII. Конкурс «Квартирный вопрос»

 

Узнайте произведение и его автора по описанию ин­терьера.

1. «Все в светлице было убрано во вкусе того време­ни... Все было чисто, вымазано глиною... Окна в светли­це были маленькие, с круглыми матовыми стеклами... На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольника­ми, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъе­хавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах...»

лечи.

(Гоголь. «Тарас Бульба»)

2. «…Kартинки на стенках украшали смиренную, но опрятную  обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной  шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу...»

 (А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»)

IX Конкурс «Комната забытых вещей» («Черный ящик»)

I.       Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет роль.

♦ Деньги.

(Л. С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

♦ Платок.

(М. Ю. Лермонтов. «Песня про... удалого купца Ка­лашникова»)

♦ Крест.

(М. Ю. Лермонтов. «Песня про... удалого купца Ка­лашникова»)

♦ Трубка (люлька). (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

♦ Сабля.

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

♦ Засушенный цветок. (А. С. Пушкин. «Цветок»)

X. Конкурс «Блиц-турнир» (по 12 вопросов для каждой команды)

Первая команда

1.        Какими видами искусства, помимо литературы, увле­кался М. Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)

2.        Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

3.        Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Александр Пушкин)

4.        Имя подлого труса. (Леопольд)

5.        Имя Вырина. (Самсон)

6.        Синоним преувеличения. (Гипербола)

7.        Возраст Тараса Бульбы. (60 лет)

8.        В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

9.        Автор стихотворения «Тучи». (М. Ю. Лермонтов)

10.    Сколько детей было у Дуни? (Трое)

11.    Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович)

 

Вторая команда

1.      Город, в котором родился Пушкин (Москва)

2.      Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)

3.      Возраст Остапа. (22 года)

4.      О6разное определение. ( Эпитет)

5.      Автор стихотворения «Узник». (А. С. Пушкин)

6.      С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)

7.      Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)

8.      Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? (Нa дуэли)

9.      Национальность пленной служанки прекрасной панночки? (Татарка)

10.  Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньевна)

 

Конкурс для болельщиков «Фразеологический»

 

Определите род занятий людей по следующим выражениям:

 

 направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку;

 вызвать огонь на себя;

 войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

 разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

 шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

 через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

 стричь под одну гребенку;

 сбоку припеку;

 мертвая хватка.

 

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

 

XI. Конкурс капитанов

 

I. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Команда называет фразеологизм.

Карточки с заданиями

 

Для команды № 1

 Сидеть сложа руки

Чесать язык

В одно ухо вошло, в другое вышло

 

Для команды № 2

Лезть на стенку

Совать нос не в свои дела

 Витать в облаках

 

2. Продолжите афоризм. Ведущий  читает начало афоризма.

 

Для команды № 1

 Люди перестают мыслить, когда... (...перестают читать. (Дидро)

Ты навсегда в ответе за тех... (...кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери)

 Для команды № 2

Лучше оправдать десять виновных, нежели... (...обвинить одного невиновного. (Екатерина II)

 Никогда не беспокой другого тем... (...что можешь сделать сам. (Л. Н. Толстой)

 

3. Произнесите скороговорку.

 Для команды № 1

У пенька опять пять опят.

Для команды № 2

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Конкурс для болельщиков

 

1. Отгадайте загадки.

♦ Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

♦ Какой год продолжается всего один день? (Новый)

♦ Сколько отверстий в голове? (Семь)

♦ Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

♦ С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней.

(Позавчера, сегодня, завтра, послезавтра)

♦ У семи братьев по одной сестрице. Много ли се­стер?

(Одна)

♦ Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколь­ко их?

(Трое)

♦ Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, рожь)

♦ Шесть ног, две головы, один хвост — что это? (Всадник на лошади)

♦ Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет — будут три ночи)

♦ Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, вы­пускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели в году, дни)

♦ Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

♦ Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо)

♦ Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там голову кладет.

(Карандаш)

♦ Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят (Буквы)

♦ Что принадлежит только тебе, а используется чаш другими?

(Имя)

♦ Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

♦ Точка с хвостиком. (Запятая)

♦ Ложь с намеком. (Сказка)

♦ Что находится в начале книги? (Буква «к»)

♦ Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (Изменять слово голова по падежам)

♦ Кто говорит на всех языках? (Эхо)

 

2. Закончите пословицу.

  Лучше синица в руке... ( чем журавль в небе)

   Маленькое дело лучше... (   большого безделья)

   Семь раз отмерь... (  один — отрежь)

   Один в поле... (не воин)

   Как аукнется... (   так и откликнется)

   Терпенье и труд... (   все перетрут)

   Друзья познаются... (...в беде)

   Куй железо... (...пока горячо)

   С миру по нитке — ... (...голому рубашка)

   Поспешишь — ... (...людей насмешишь)

   Без труда.. (...не выловишь рыбку из пруда)

   Всякий кулик... (...свое болото хвалит)

   Верный друг... (...лучше новых двух)

  Чужими руками…(...жар загребать)

   Не давши слова... (...крепись, а давши — держись)

   Береги платье снову... (...а честь смолоду)

 

Подведение итогов игры. Награждение победителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!