Просмотр содержимого документа
«Turbo Pascal презентация к уроку»
Turbo Pascal
СОСТАВ ЯЗЫКА
- Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов:
- символов, слов, cловосочетаний предложений.
- символов,
- слов,
- cловосочетаний
- предложений.
- Алгоритмический язык содержит подобные элементы:
- слова - элементарные конструкции, словосочетания - выражения, предложения - операторы.
- слова - элементарные конструкции,
- словосочетания - выражения,
- предложения - операторы.
Оператор
- Символы, элементарные конструкции, выражения и операторы составляют иерархическую структуру.
Выражения
Элементарные
конструкции
Последовательность
символов
ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА
- Описание символов заключается в перечислении допустимых символов языка.
- Под описанием элементарных конструкций понимают правила их образования.
- Описание выражений -это правила образования любых выражений, имеющих смысл в данном языке.
- Описание операторов состоит из рассмотрения всех типов операторов, допустимых в языке.
СИНТАКСИС и СЕМАНТИКА
- Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка.
- Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.
СИМВОЛЫ ЯЗЫКА
- Буквы, цифры и специальные символы-составляют алфавит ТУРБО ПАСКАЛЬ: включает следующий набор основных символов:
- Пробел и 26 латинских букв: A-Z, a-z
- _ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- знаки операций:+ - * / = = := @
- ограничители: . , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
- спецификаторы: ^ # $
- служебные (зарезервированные) слова
Элементарные конструкции языка
Имена
- Имена (идентификаторы) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.
- Имя - это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ _ подчеркивание. Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.
- Не разрешается использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.
A b12 r1m SIGMA gamma I80_86
Числа
- Числа в языке ПАСКАЛЬ обычно записываются в десятичной системе счисления.
- Они могут быть целыми и действительными.
- Положительный знак числа может быть опущен.Целые числа записываются в форме без десятичной точки: 217 -45 8954 +483
- Действительные числа записываются в форме с десятичной точкой или в экспоненциальной форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е: 28.6 0.65 -0.018 4.0 5Е12 -1.72Е9 73.1Е-16
Числа
- ПАСКАЛЬ допускает запись целых чисел и фрагментов действительных чисел в форме с порядком в шестнадцатеричной системе счисления: $7F $40 $ABC0
Строки
- Строки в языке ПАСКАЛЬ - это последовательность символов, записанная между апострофами. Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа.
'СТРОКА' 'STRING' 'ПРОГРАММА' 'АД''ЮТАНТ' '1235'
Тип определяет:
- возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
- внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
- операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.
Типы данных
- В языке ПАСКАЛЬ существуют скалярные и структурированные типы данных.
- К cкалярным типам относятся стандартные типы и типы, определяемые пользователем.
- Стандартные типы включают целые (byte, word, shortint, integer, longint), действительные (real, single, double, extended, comp), символьные (char, string), логические (boolean) и адресный типы (pointer).
- Типы, определяемые пользователем - перечислимый (leto, ocen, zima, vecna) и интервальный (0..9).
Типы данных
- Структурированные типы имеют четыре разновидности: массивы (array [..] of type), множества (set of type), записи (record fields:type; end;) и файлы (text, file of type).
- Кроме перечисленных, TURBO PASCAL включает еще два типа - процедурный и объектный (object fields; methods; end;)
Типы данных
- В языке ПАСКАЛЬ введены понятия эквивалентности и совместимости типов.
- Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:
- Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа; тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств.
- Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
- тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств.
Типы данных
- Типы являются совместимыми, если:
- они эквивалентны; являются оба либо целыми, либо действительными; один тип - интервальный, другой - его базовый; оба интервальные с общим базовым; один тип - строковый, другой - символьный.
- они эквивалентны;
- являются оба либо целыми, либо действительными;
- один тип - интервальный, другой - его базовый;
- оба интервальные с общим базовым;
- один тип - строковый, другой - символьный.
- В ТУРБО ПАСКАЛЬ ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов . Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам.
Константа и переменная
- Константа – это величина, значение которой не изменяется в ходе выполнения программы.
- Переменной называется величина, значение которой изменяется в ходе выполнения программы.
- Константы и переменные характеризуется типом данных, размером, именем (идентификатором) и областью видимости.
- В настоящее время в профессиональном программировании принято записывать имена переменных с использованием так называемой венгерской нотации.
- Венгерская нотация - это соглашение о наименованиях переменных и функций. Соглашение широко используется при программировании на языках PASCAL, C и в среде WINDOWS.
rV, arVector[1..20], sName, iCount
Принципы венгерской нотации
- Имена переменных и функций должны содержать префикс, описывающий их тип;
- Имена переменных и функций записываются полными словами или словосочетаниями или их сокращениями, но так, чтобы по имени можно было понять назначение переменной или действие, выполняемое функцией.
- Префиксы записываются малыми буквами, первая буква каждого слова - заглавная, префиксы и слова записываются либо слитно, либо через символ _ (подчеркивание).
, , " width="640"
Операция
- это элементарное действие обработки данных.
- Операции ЭВМ по типу объектов, к которым они применимы, делятся на арифметические, логические, отношения или сравнения, символьные, сдвига, преобразования типа данных и операции ввода / вывода.
- Логические операции включают операции И (and) , ИЛИ (or) и НЕ (not).
- Операции отношения или сравнения включают операции сравнения на =, , , ,
Выражение
– это запись на языке программирования , задающая совокупность действий, которые необходимо выполнить в определенном порядке над значениями переменных и констант.
- Для изменения стандартного порядка выполнения действий в выражениях используются скобки.
- Результатом вычисления выражения является значение данных простого типа.
- В зависимости от типа результата выражения делятся на арифметические, логические, символьные и строковые.
- В арифметических выражениях могут использоваться операции сложения, вычитания, умножения и деления. Результатом вычисления арифметических выражений являются целые или вещественные числа.
- В логических выражениях могут использоваться логические операции И, ИЛИ и НЕ. Логические выражения могут строиться также из а рифметических и других видов выражений путем соединения их операциями сравнения.
Порядок вычисления
- Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Порядок вычисления определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций.
1. унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @
2. операции типа умножения * / div mod and shl shr
3. операции типа сложения + - or xor
4. операции отношения = = in
Стандартные функции
- Ord(‘Z’)-Код символа (=90)
- Chr(90)-Символ, указанного кода (=’Z’)
- Odd(6)-Логическое значение истина, если число нечетное, или ложь, если число четное (=False)
- Pred(34)-Предыдущий символ или число (=33)
- Succ(33)-Следующий символ или число (=34)
0) в степень n " width="640"
- Abs(-5)-Абсолютное значение числа (=5)
- Sqr(2)-Квадрат числа (=4)
- Sqrt(4)-Корень квадратный из числа (=2)
- Sin(pi)-Синус числа (=0)
- Cos(pi/2)-Косинус числа (=0)
- Arctan(0) -Арктангенс числа (=0)
- Exp(0) – Степень числа e (=1)
- Ln(1) – Натуральный логарифм числа (=0)
- Exp(n* ln (a)) Возведение a (a0) в степень n
- Int(3.45)-Целая часть (=3)
- Frac(3.45)-Дробная часть (=0.45)
- Round(3.45)-Целое число без округления (=3)
- Trunc(2.5)-Целое число округленное до ближайшего целого числа (=3)
- Random(2)-Случайным образом полученное целое число из диапазона [0..N-1] (=0 или =1)
- Random-Вещественное число из диапазона от 0 до 1
- Concat(‘Я’, ’ и ’, ’мы’)-Строка, объединяющая эти значения (=’Я и мы’)
- Length(‘мама’)-Длина строки (=4)
- Pos(‘м’,’мама’)-Позиция подстроки в строке (=1)
- Copy(’мама’, 1, 2)-Копирует из строки, начиная с указанной позиции, заданное число символов (=‘ма’)
- Inc (I)-Та же переменная, увеличенное на указанное число шагов или на 1, если не указан шаг (i:=i+1)
- Dec (I,10)-Та же переменная, уменьшенное на указанное число шагов или на 1, если не указан шаг (i:=i-10)
- Insert (‘!’, S, 1)-Вставляет подстроку в строку, начиная с указанной позиции (S:=‘!’+S)
- Delete (S, 1, 2)-Удаляет из строки, начиная с указанной позиции, заданное число символов (если S:=’Ok!’, то после delete S:=’!’)
- Str (5.6, S)-Преобразует число в строку (S:=’5.6’;)
- Val (‘5.6’, K, code)-Преобразует строку в число (K:=5.6; code:=0;)
Операции ввода и вывода
- Терминальное устройство - это устройство, с которым работает пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура.
- Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами INPUT и OUTPUT.
Процедура Read
- Эти файлы разбиваются на строки переменной длины, отделяемые друг от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием клавиши ENTER.
- Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами и нажатием клавиш табуляции и Enter.
Процедура Write
- Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемента списка вывода могут использоваться выражения и строки.
- Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соответствии с шириной поля вывода.
Формат вывода целых чисел и строк
- Элемент списка вывода имеет вид А:К , где А - выражение или строка, К - выражение либо константа целого типа.
- Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы. Если выводимое значение не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отведено необходимое количество позиций.
Формат вывода действительных чисел
- Элемент списка вывода может иметь вид А:К:М , где А - переменная или выражение действительного типа, К - ширина поля вывода, М - число цифр дробной части выводимого значения. К и М - выражения или константы целого типа.
- В этом случае действительные значения выводятся в форме десятичного числа с фиксированной точкой.
Оператор
– это законченное предложение языка программирования, определяющее действие или последовательность действий по обработке данных.
- Основные (базисные) операторы языка программирования подразделяются на операторы присваивания, управляющие операторы и операторы вызова процедур.
- Оператор присваивания предписывает присваивание переменной значения вычисленного выражения
переменная:= выражение;
- Управляющие операторы предназначены для явного указания последовательностей действий в алгоритмах.
Управляющие операторы
- Оператор последовательность объявляет некоторую последовательность операторов в виде одного оператора. Это необходимо при использовании последовательностей операторов в других управляющих операторах:
- Begin
оператор1;
оператор2;
end;
- Условный оператор предписывает выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий:
- Goto метка;
- If лог. выражение then оператор1 else оператор2;
- Case выражение of
знач1:оператор1;
знач2:оператор2
else оператор3
end;
- Цикл предписывает многократное выполнение одной и той же последовательности действий .
Циклы
- Цикл с параметром предписывает многократное выполнение одной и той же последовательности действий при значениях параметра в интервале от начального до конечного значений с заданным шагом.
For параметр:=нач.значение to кон.значение do оператор;
- Цикл с постусловием предписывает многократное выполнение одной и той же последовательности действий с проверкой истинности условия после тела цикла : Repeat оператор until лог.выражение;
- Цикл с п ред условием предписывает многократное выполнение одной и той же последовательности действий с проверкой истинности условия пе ред тел ом цикла : While лог.выражение do оператор;
- Оператор вызова процедур предназначен для выполнения отдельно заданной последовательности операторов подпрограммы , осуществляющей последовательное построение величин, доступ к которым осуществляется по имени величины.
- Программный модуль - это часть программы, содержащаяся в отдельном файле или библиотеке.
Структура программы
- Описательная часть алгоритма (заголовок и раздел описаний)
- Program {имя программы}; Uses {список модулей}; Label {список меток}; Const {список констант}; Type {список типов, заданных пользователем}; Var {список переменных с описанием их типов}; Procedure {описание процедуры}; Function {описание функции};
- Program {имя программы};
- Uses {список модулей};
- Label {список меток};
- Const {список констант};
- Type {список типов, заданных пользователем};
- Var {список переменных с описанием их типов};
- Procedure {описание процедуры};
- Function {описание функции};
Структура программы
- Реализующая часть алгоритма (раздел операторов)
{операторы языка}
- {операторы языка}
- {операторы языка}
Ключи компиляции
- Они позволяют управлять режимом компиляции. Синтаксически ключи компиляции записываются как комментарии. Ключ компиляции содержит символ $ и букву-ключ с последующим знаком + (включить режим) или - (выключить режим).
Ключи компиляции
- {$E+} - эмулировать математический сопроцессор;
- {$F+} - формировать дальний тип вызова процедур и функций;
- {$N+} - использовать математический сопроцессор;
- {$R+} - проверять выход за границы диапазонов.
- {$I имя файла} - включить в текст компилируемой программы названный файл.
Первая программа
Program TRIANG;
var A, B, C, S, P: Real;
begin
Read(A,B,C);
WriteLn(A,B,C);
P:=(A+B+C)/2;
S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('S=', S:8:3)
end.
Работа в среде ТУРБО ПАСКАЛЬ
- Для выполнения программы на языке программирования Паскаль используют следующие этапы:
- - с помощью текстового редактора набирают код программы - с помощью программы - компилятора создают выполняемый код программы - с помощью программы – отладчика проводят пошаговую реализацию программы и контроль данных.
- - с помощью текстового редактора набирают код программы
- - с помощью программы - компилятора создают выполняемый код программы
- - с помощью программы – отладчика проводят пошаговую реализацию программы и контроль данных.
- Интегрированная среда Turbo Pascal работает как многооконный редактор , как среда по выполнению и отладк и программ.
- Для запуска среды используются следующие файлы, которые размещаются в каталоге Olimp\Pascal7\Bin\:
- Turbo.exe Turbo.tpl Turbo.tph Turbo.cfg Turbo.dsk Tpc.exe Tpx.exe
- Turbo.exe
- Turbo.tpl
- Turbo.tph
- Turbo.cfg
- Turbo.dsk
- Tpc.exe
- Tpx.exe
Turbo.exe
Клавиши и команды
- F10 - Выход в меню
- File, New - Создание нового окна для редактирования
- File, Save (F2) - Сохранение в файл
- File, Open… (F3) - Открыть файл в текущее окно
- File, Save as… - Сохранить под именем файла
- File, Change dir… - Изменить текущий каталог
- File, Exit (Alt+X) - Выход
- Edit, Undo ( Alt+BackSpace ) - Отмена предыдущего действия
- Edit, Cut ( Shift+Delete ) - Вырезать выделенный фрагмент
- Edit, Copy ( Ctrl+Insert ) - Скопировать выделенный фрагмент
- Edit, Paste ( Shift+Insert ) - Вставить выделенный фрагмент
- Edit, Clear ( Ctrl+Delete ) - Очистить выделенный фрагмент
- Window, Close ( Alt+F3 ) - Закрыть активное окно
- Window, Zoom ( F5 ) - Развернуть окно
- Window, Size/Move ( Ctrl+F5 ) - Перейти в режим изменения размера и местоположения текущего окна
- Window, Next ( F6 ) - Перейти к следующему окну
- Window, Previous ( Shift+F6 ) - Перейти к предыдущему окну
- Window, List … ( Alt+0 ) - Перейти к списку открытых окон
- Go to window ( Alt+№ окна ) - Перейти в окно под заданным №
- Compile, Compile (Alt+F9) - Компилировать
- Run, Run (Ctrl+F9) - Выполнить или продолжить выполнение программы
- Run, Step over (F8) - Выполнить один шаг программы
- Run, Trace into (F7) - Выполнить один шаг программы с заходом в процедуры и функции пользователя
- Run, Go to cursor (F4) - Выполнить программу до местоположения курсора
- Run, Program reset (Ctrl+F2) -Остановить выполнение программы
- Ctrl+Break - Прервать выполнение программы
- Debug, User screen (Alt+F5) - Перейти на экран пользователя для просмотра результата выполнения программы
- Debug, Add watch…(Ctrl+F7) - Добавить в окно Watch контрольные значения
- Breakpoints On/Off (Ctrl+F8) - Д обавить/отключить точки останова
- Help, Index ( Shift+F 1) - Вывод окна помощи в виде предметного указателя
- Help, Topic search ( Ctrl+F1 ) - Вывод окна помощи по текущему слову