СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Цветы в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Какую роль играют  цветы в жизни человека? Этот вопрос  очень заинтересовал  нас, поэтому нам захотелось собрать информацию о влиянии цветов в жизни человека, выяснить для красоты или для здоровья человек выращивает, разводит цветы. , как человек использует цветы в декоративно-прикладном творчестве. 

Просмотр содержимого документа
««Цветы в жизни человека»»





Научно-практическая конференция

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

города Магнитогорска









Направление:, декоративно-прикладное искусство

«Цветы в жизни человека»









Автор работы:


Бутенко Анастасия

Васюкова Валерия

Иванова Мария

Научный руководитель:

Долинина И.Ю.















Введение

Действительно, чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем цветы. Каждому человеку доступно развести цветущий сад на своём приусадебном участке, в своей комнате. Это – уют во дворе, в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает бережное отношение человека к природе и стоит на страже здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у человека эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Цветы благотворно действуют на психику и здоровье человека: снижают возбудимость нервной системы, стимулируют хорошее настроение, повышают работоспособность, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Это символ возобновляющейся красоты и молодости мира, чистоты сердца и крепости духа. “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок” - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают человека всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на праздниках, приходят в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Недаром народная мудрость гласит: « Кто выращивает цветы, тот несет радость себе и людям».

Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними,- поэт душой. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.



В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.



Кто не верит, всех зову я в сад-

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Цветы – это растения, постоянно проносящие человеку радость и эстетическое наслаждение. Они способны не только поднять наше настроение, но и улучшить энергетику человека и помещения, в котором они растут. Любое жилище без присутствия растений кажется нам неприветливым и холодным. Цветы, как и все растения, очищают воздух, которым мы дышим, и наполняют наш дом жизненной энергией.

Какую роль играют цветы в жизни человека? Этот вопрос очень заинтересовал нас, поэтому нам захотелось собрать информацию о влиянии цветов в жизни человека, выяснить для красоты или для здоровья человек выращивает, разводит цветы. , как человек использует цветы в декоративно-прикладном творчестве. . И обо всем этом, рассказать учащимся нашей школы.



ЦЕЛЬ:

Развитие экологического и эстетического воспитания детей;

Развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей.



Задачи:

Дать понять, что такое цветы

Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, поле, сад, город, дом)

Отметить значение роли цветов для жизни и деятельности человека

Дать понять, что цветы могут быть не только в природе, а использоваться как декоративное украшение, цветочные росписи, аппликации, волшебные цветы в сказках, украшают ограды и решётки города

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, объектов культуры и искусства нашего города

Развивать умения передавать свои чувства в поделках

Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, полевых, садовых, комнатных, сказочных и декоративных

Воспитывать бережное отношение к цветам, заботиться о них

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.

Провести собственный опыт и наблюдения по данной теме.







Объект исследования: цветы.

Предмет исследования: полезные свойства цветов. Влияние цветов на здоровье и настроение человека.

Гипотеза: Цветы не только придают любому помещению положительный настрой, но и благоприятно влияют на здоровье и состояние человека.

Методы исследования:

Анализ и обобщение литературы по данной теме.

Наблюдение.

Опрос.

Анкетирование.

Опыт

Анализ и обобщение полученных данных.



ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



Познавательные занятия (природный и социальный мир, развитие речи, аппликация, конструирование, лепка, рисование, музыка)

Экскурсии

Дидактические и развивающие игры,

Викторины

Самостоятельная деятельность детей .Индивидуальные занятия с детьми

Слушание музыки

Проведение консультаций для родителей

Мастер – класс «Цветы»

Итоговое мероприятие



 Для этого разработаны этапы проекта:

 — подготовительный

 — основной

 — заключительный

 — перспективный

 На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

 — подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

  — адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

 — целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин;

 — подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

— проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;

Все пространство класса разделили на небольшие мини-центры:

 — уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

 — центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

 — центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

 — книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

 — игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

Начали мы свое исследование с понятия «цветы». Как появились цветы?

А вы знаете, как и откуда появились цветы на земле? Может кому-то известно, а может, и нет. Так что мы поделимся с Вами маленькой историей.

Где-то когда-то жила себе женщина и было у нее три дочки – две родные, а одна неродная. Как оно обычно бывает и в сказках, и в жизни, родных дочек женщина любила, ласкала, вкусно кормила, красиво одевала, покупала им разные игрушки и не заставляла ничего делать. А неродную не любила, есть давала то, что родные дочки не доедят, одевала в то, что родные дочки уже сносили, заставляла все время работать, а когда дома не было никакой работы, разрешала немного поиграть и давала поломанные игрушки, которые родные дочки хотели на мусорник выбросить.

Так прошел год, прошло пять, десять лет и настала пора девушкам выходить замуж. Поэтому пригласила женщина к себе аж пять портных и накупила разных тканей. Тут был атлас, белый как снег, и бархат, черный как ночь, и шелк, голубой как весеннее небо, зеленый как молодая трава, розовый как тучки на восходе солнца. Еще здесь была парча золотая как солнце, серебряная как месяц, и кружева с такими узорами, которые зимой мороз рисует на оконных стеклах, и еще много-много разных тканей.

Пять портных целыми днями кроили, шили, вышивали. А две родные дочки целыми днями примеряли новую одежду и крутились перед зеркалами.

А бедная сиротка даже подумать не могла о новом платье. Она работала без передышки, а когда ей выпадала свободная минутка, то сквозь щель в дверях подсматривала, как портнихи шьют и как сестры перед зеркалом красуются. Когда портнихи заканчивали работу, девушка убирала комнату и могла забрать себе те клочки, которые оставались на полу. Она приносила их в свою маленькую каморку и там рассматривала, складывала на кучки и мечтала, что бы она пошила себе, если бы это был большой кусок.

Однажды сиротка подумала: «Но я ведь не знаю, сумела ли бы пошить себе платье или хотя бы юбку, если бы мне кто-то подарил ткань. Попробу-ка я поучится на этих клочках». Взяла она кусочки белого атласа, выровняла их хорошенько и пошила из них платье, похожее на бокал, да еще и вышила его золотыми нитями. Потом пошила второе, третье, пока хватило белого атласа. Тогда из клочков красного шелка начала шить пышные красные юбочки. А из голубого шелка – еще меньшие юбочки, похожие на колокольчики. Из совсем маленьких обрезков она сумела сделать такие юбочки, которые носят балерины и к ним желтые бархатные корсетки.

Однажды она подобрала много маленьких кусочков красного, желтого, розового и белого шелка. Девушка вспомнила, что видела в книжке нарисованную царевну, а на ней несколько юбочек, одна на другой. Поэтому она вырезала из своих клочков лепестки и сшила их вместе так, чтобы одни лепестки выглядывали из-под других.

Так целую зиму долгими вечерами сиротка тихонько сидела в своей каморке и шила. И платьице, и блузочки, и юбочки, и плащи разных цветов, разных фасонов, одни лучше других.

Но ведь это совсем неинтересно – шить, и ни на кого не надеть обновок. И когда настала весна, взяла сиротка все свое сокровище и пошла из дома.

А тогда на земле совсем не было цветов. В лесах, садах, на лугах росли только зеленые деревья, кусты, трава. И никто даже не знал, какая это красота – цветы. А девушке захотелось украсить зеленые растения, и она начала развешивать разноцветные одежки на ветки и стебельки.

Ах, как стало вокруг прекрасно, когда среди зелени заколыхались белые, розовые, сиреневые, синие, оранжевые и еще другие крохотные-крохотные юбочки и платьица!

Именно в это время пролетала там добрая волшебница. Глянула она из поднебесья на такую красоту, улыбнулась и сказала, махнув волшебной палочкой: « Пусть так будет всегда!»

С того времени и появились на земле цветы. А что же произошло с теми девушками? Все они вышли замуж, и каждой достался такой муж, которого она заслужила.

Вот так и появились на нашей Земле такие замечательные растения под названием цветы.



Изучив художественную литературу, мы познакомились с интересными фактами о растениях.

Это интересно!

1. В Париже королеву Праздника Цветов называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз.)

2. В первое воскресение марта немцы отмечают день этих цветов. (День фиалок.)

3. В Англии отмечают праздник незабудок.

4. В Древней Греции существовали праздники гиацинтов и лилий.

5. В Японии эти цветы осенью выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. (Хризантемы.)

6. Праздник славян, когда настоящие и сказочные цветы становятся поводом к песням и пляскам. (Купала.)

7. Во время этого праздника в Венеции (Италия) все украшают цветочными гирляндами. (Праздник цветов.)

8. В американском городе Холенд, заселенном потомками голландских эмигрантов, в середине мая проходит фестиваль этих цветов. (Тюльпаны.)

9. Во многих странах цветы находят применение в кулинарии. Листьями календулы во Франции и в Англии заправляют супы. В Мексике употребляют в пищу клубни георгина. Китайцы считают вполне съедобными луковицы некоторых лилий. Из фиалок во Франции готовят ароматное желе, а лепестки хризантем в Японии  используются для приготовления изысканных лакомств. Молодые листья одуванчика идут в салаты, его вареные корни употребляют вместо шпината, а в жареном виде они могут заменить кофе.

10. Трава от 99 болезней? (Зверобой.)

11. Какое растение называют издавна «солдатской травой»? Почему? (Тысячелистник, останавливает кровотечение.)

12. Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (Ландыш, листья похожи на ушки.)

13. Какой весенний цветок несколько раз меняет свой цвет (розовый, фиолетовый, синий)? (Медуница.)

14. В 18 веке во Франции одним из самых модных цветков считался цветок картофеля.

15. Археологи утверждают, что первые горшечные растения появились еще в древнем Китае, 5000 лет тому назад.









 На втором (деятельном) этапе мы знакомились с легендами цветов, начали создавать книгу «Легенды цветов».

Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.

- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). 

Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.



Цветы воплощают мощь неисчерпаемой природной фантазии, перед которой человек ощущает себя маленьким и бессильным. Именно глядя на цветы, человек понимает, что такое красота, у него формируется эстетический вкус и потребности украшать свою жизнь, чтобы приблизится к Богу и природе. Наскальные рисунки древнего человека часто изображали животных, от которых зависела жизнь человека, и цветов, от которых, казалось бы, ничего не зависело, но наш предок не мог жить без попытки сохранить эту красоту.

Из этой потребности рождается ремесло и творчество: человек пытается передать красоту цветка на стене, вылепить его подобие из глины, засушить цветы, собрать букет для своего жилища. Поэтому можно сказать, что цветы – причина появления современного дизайна.



Узнали , как цветы влияют на настроение человека и изготавливали цветы в разных техниках, использую разные материалы. Выяснили , что изготовление цветов способствует поднятию настроения и вызывает чувство радости и спокойствия. Познакомились с современным материалом по изготовлению цветов. В течении года изготавливали аксессуары из цветов для волос.



Провели анкетирование среди учащихся и продавцов цветочных магазинов.



Вопросы для анкетирования учащихся.

Имеются ли у вас дома комнатные цветы?

Какие комнатные цветы вы знаете?

3.Для интерьера дома предлагаются красивые картины, паласы, красивые обои и комнатные цветы. Что бы вы выбрали в первую очередь и почему?



Вопросы для продавцов магазина « Белая лилия»

Какие комнатные цветы покупают чаще всего и почему?

Обращают ли внимание покупатели на полезные свойства цветов?



Результаты анкетирования учащихся.

Ученикам 3 классов были предложены вопросы . Анкетирование показало , что из 112 ребят, не знают название комнатных цветов 13учеников., 99 учеников назвали комнатные цветы только кактусы и фиалки, орхидеи. 3 ученика ответили, что цветов вообще в доме нет. 36 учеников в первую очень выбрали для украшения картины и паласы, 76 цветы, так как это красиво. Из полезных свойств, как показало анкетирование, ребята назвали только то, что листья комнатных цветов очищают воздух. Проведена беседа с продавцом магазина « Белая лилия». 50% - покупают красивые цветущие цветы, не обратив внимание на их свойства. 25% - спрашивают о свойствах данного цветка. 15% - покупают те цветы, которые радуют их глаз.



Результаты говорят о том, что не все ребята и взрослые еще знают, насколько полезны комнатные цветы. Поэтому есть необходимость рассказать, какие растения несут пользу в их домах и классах.

Следующим этапом нашего исследования было наблюдение за ростом фиалки и гладиолуса. Прежде чем приступить к наблюдению за ростом цветов мы ответили на следующие вопросы:

Что нужно для посадки комнатных цветов? (Посуда, почва, температура, освещённость, удобрение, полив)

Размножение, защита растений от вредителей, средства и способы заболеваний.

Растения в жилых помещениях.



Дальше мы решили узнать, что нужно растениям? Из справочников и книг мы с учительницей прочитали, что им надо:

Правильно подобранная посуда.

Почва.

Правильная освещённость.

Температура.

Удобрение.

Полив.



Посадка гладиолуса:

Луковицы гладиолусов нужно заранее почистить от шелухи. Так поступать советуют опытные цветоводы. Это стоит делать для того, чтобы деткам было легче прорастать. Именно поэтому очищенные клубни появляются на несколько дней раньше. Очищая от чешуек луковицы, можно заодно и проверить их состояние. 

В подготовленной горшке сделайте лунку, для маленьких луковиц глубина составляет 5 см.. Через несколько 10 дней над поверхностью земли показался стебелек, который начинает интенсивно расти. Гладиолус любит достаточно увлажнённую почву, но не переносит застоя воды.

Земляную смесь в цветочных горшках время от времени мы осторожно разрыхлялидеревянной палочкой для улучшения воздухопроницаемости земли и лучшего доступа воздуха к корням. Не меньшее значение, чем свет и тепло, имеет для домашних растений их водный режим. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений. Земля в горшках должна быть умеренно влажной.

Комнатные цветы по отношению к интенсивности света делят на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. А мой цветок светолюбив, поэтому мы в классе поставили его на окно, где всегда много света.

На 5-7 день появились крошечные всходы, теперь мы их опрыскивали ежедневно. Когда всходы взошли, и появился первый лист, мы сняли стекло. Для хорошего развития и роста моего цветка нужен свежий, чистый и не слишком сухой воздух. Если сухой воздух, рост и развитие растений замедляется или прекращается.

В комнатах с центральным отоплением для создания благоприятного климата вокруг растения нужно поливать в поддон воду. Так мы и делали. Растениям необходима определённая воздушная среда, содержащая кислород. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Чтобы обеспечить достаточный приток воздуха в комнаты, их необходимо регулярно проветривать, но зимой надо осторожно. Комнатные растения очень чувствительны к прямому действию холодного воздуха.

Земляную смесь в цветочных горшках время от времени я осторожно разрыхляла деревянной палочкой для улучшения воздухопроницаемости земли и лучшего доступа воздуха к корням. Не меньшее значение, чем свет и тепло, имеет для домашних растений их водный режим. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений. Земля в горшках должна быть умеренно влажной. Петуния – влаголюбивое растение. Молодые, сильные и здоровые растения нуждаются в обильном поливе. Растения в период сильного роста потребляют больше воды. Вода для полива должна быть одной температуры с комнатным воздухом или намного теплее его. Очень холодная вода, особенно взятая прямо из-под крана, может быть губительна для растения, так как она плохо всасывается корнями и, несмотря на обильный полив холодной водой, растения иногда гибнут.



Посадка фиалки:



Фиалка - растение довольно неприхотливое и многие начинающие цветоводы, желающие иметь в своей коллекции эти замечательные цветы, задаются вопросом "Можно ли, и если можно, то как вырастить фиалку из листочка?"

От выбранного листа будет зависеть дальнейшая жизнь растения, подойдем к этому моменту ответственно. Если мы возьмёте в руки свою фиалку и внимательно изучите строение розетки (место, откуда растут листья) то увидим, что листья у фиалки растут рядами. Если начать считать снизу, то это будет первый ряд, брать листья для размножения с этого ряда не рекомендуется, так как они старенькие и при пересадке долго не дадут деток. Не желательно так же брать лист из середины розетки, в большинстве случает они маленькие, и центра, велика вероятность, что вы повредите точку роста фиалки – последствия могут быть не предсказуемые. Самым оптимальным местом для получения посадочного материала будет второй – третий ряд снизу. Эти листики достаточно молодые, окрепшие, и довольно быстро дадут молодое потомство. Осталось только выбрать, какой именно лист мы будем использовать для размножения, тут есть несколько условий:

Лист должен быть здоровый, с яркой окраской присущей вашему виду растения.

На нём недолжно быть никаких жёлтых пятен, царапин, переломов, следов повреждения, вредителей.

Лист должен быть упругий — хорошо держать форму.

Наливаем в стакан воду и опускаем туда таблетку активированного угля. Затем осматриваем срез у листа, при необходимости обновляем его, отступив несколько миллиметров. Погружаем лист в одноразовый стакан на глубину 1 сантиметра, не больше. Убираем стакан в тёплое место, только не на солнце и по мере испарения воды подливаем до того же уровня. Через 8 дней мы увидели, что листочек дал корни, как только корни вырастутдлинной 1 сантиметр и более, пересаживайте фиалку в грунт .

Сажаем листовой черенок, слегка уплотнив вокруг него субстрат, чтобы черенок не шатался. После посадки землю уже не поливаем. Накрываем прозрачным пакетом («тепличка»). Не стоит беспокоиться - под пакетом, в тепличных условиях, лист не погибнет. Через месяц, когда лист хорошо укоренится, пакет можно снять.

Фиалки рекомендуется поливать снизу, наливая воду в поддон. Вода с поддона впитается в землю: при этом, если весь ком промок, и поверхность земли в горшке стала влажной, поливать больше не надо. При поливе сверху струю воды следует направлять как можно ближе к краю горшка, чтобы не замочить корневую шейку.

В период роста здоровые растения нуждаются в усиленном питании для формирования зелёных побегов, цветков. В это время цветам полезно давать удобрения, предварительно полив растения чистой водой. Известно, что кроме углерода, водорода, кислорода, растениям необходимы азот, фосфор, калий, сера, кальций, железо магний, бор, медь, цинк, марганец, кобальт.. Но в настоящее время в цветочных магазинах продаются различные наборы питательных смесей в виде порошков или таблеток. Эти готовые смеси можно применять как удобрительный, питательный состав.. Мы старались правильно соблюдать все правила посадки растений.



На этом наши наблюдения не закончились. Мы продолжаем наблюдать за ростом наших растений.

Мы считаем , что каждый человек должен знать кропотливую работу по посадке и по уходу за цветами. Нам было очень интересно узнать, как растут цветы. Теперь мы знаем, когда и как посадить и ухаживать за ними.

Со своей работой мы познакомили одноклассников. Они с удовольствием слушали, заинтересовались, обещали дома посадить и вырастить.



 На заключительном этапе мы планируем провести праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. В 4 классе планируем создать «Красную книгу цветов Челябинской области.», продолжить знакомство с легендами , познакомиться с новыми техниками изготовления цветов(декупаж). В сентябре организовать фотовыставку «Дети цветы жизни».





ВЫВОД



-- В ходе научного исследования , мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов;

-- Собрали материал о цветах, систематизировали его

-- У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений;

-- Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями;

-- Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-- В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развили воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности;

-- Познакомились с цветами и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного и бросового материала;

-- Сформировали творческую личность ребёнка, умеющую проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность;

-- Развили более высокий уровень мелкой моторики, технические навыки и умения;

-- Развили устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками;

-- Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей





Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
займитесь лучше рукодельем!
Мне в радость эта- «канитель»
ведь так прекрасна-ганутель!





ЛИТЕРАТУРА



1. О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «академия развития», 2013г.

2. Н. Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой» Москва, 2010г.

3.. Т.К.Горышина. «Мир цветов». Л. изд.Ленинградского университета, 2011 г.

4.М. Лучин «Детям о природе» Москва, 2012г.

5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С-ПБ «Детство-Пресс», 2004г.

6. Т.Б. Ладыгина «Стихи к детским праздникам» М. ТЦ Сфера, 2012г.

















,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!