ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО
генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования (2005-2012), руководитель подгруппы «Общее и дополнительное образование» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Никто в мире не знает,
как будет выглядеть образование и (цифровая)
экономика через 5, 10 или 15 лет
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ | В России формальный баланс «не очень хорошего» (предложения) с «плохим» (спросом)
1. PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста, TIMSS – международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования 2. PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 3. THE – Times Higher Education 4. Insead Global Talent Competitiveness Index 2017
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ | В образовании уже сегодня следует смещать фокус с профессиональных на надпрофессиональные компетенции
При обучении профессиям прошлого основной фокус приходился на профессиональные компетенции
Для обучения профессиям будущего нужно фокусироваться на общем ядре надпрофессиональных компетенций
Общее «ядро» надпроф. компетенций:
- Коммуникация
- Работа в команде
- Робототехника
- Знание языков
- …
Одна общая надпрофесс. компетенция:
Сварщик:
Археолог:
- Коммуникация
- Исторический анализ
- Проведение раскопок
- …
- Коммуникация
- Чтение чертежей
- Дуговая сварка
- …
Нейрохирург:
- Коммуникация
- Знание анатомии
- Методы нейро-хирургии
- …
Оператор строительного робота:
Спинальный нейро-хирург будущего:
- Коммуникация
- Работа в команде
- Робототехника
- …
- Чтение чертежей
- Коммуникация
- Работа в команде
- Робототехника
- …
- Медицинский 3D-
Археолог ХХII века:
- Коммуникация
- Работа в команд
- Робототехника
Ключевые направления
- Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики
- Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами
- Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий
Ключевые вехи
- Развитие «цифровой грамотности» у широких слоев населения
- Разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций цифровой экономики, персонального профиля компетенций и траектории развития человека
- Совершенствование образования, в части актуализации стандартов, новых форм обучения и оценки, подготовки преподавателей
- Новая форма ускоренного образования, направленного на удовлетворение потребности в кадрах цифровой экономики (в режиме эксперимента)
- Увеличение числа обучающихся по ИТ-направлениям
- Оперативное обеспечение запросов компаний цифровой экономики на ключевые компетенции через мониторинг и развитие востребованных кадров
- Реализация поддержки технологичных образовательных проектов и решений
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
7 мая 2018 года N 204
а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; б) решение следующих задач: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими ;
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ
- Всеобщая доступность знания
- Компетенции XXI века – компетенции цифровой экономики
- Сетевое общество – «лицом к лицу с сетью»
- Цифровая экономика. Стремительно меняющиеся запросы бизнеса
- Новые учащиеся – новые образовательные запросы и потребности
- Новое образование – постоянное обновление содержания и освоение новых
образовательных технологий
- Big data – анализ образовательного поведения
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ И НЕПРЕРЫВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
Нужны люди, которые ОПРЕДЕЛЯЮТ БУДУЩЕЕ
- Главное чему надо учить детей - адаптивность.
То, чему учили вчера, сегодня уже не актуально.
- Человек должен все время учиться новому и не бояться меняться.
- Нужно иметь очень устойчивую психику. В жизни все время будут происходить изменения, многие из которых долгое время будут непонятны.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА
- Бизнес формулирует новые требования к компетенциям работников и скорости их формирования
- Раньше новые профессии появлялись раз в 25-30 лет.
Сегодня каждые 3-5 лет
- «Безлюдная экономика»
- Профессии – пенсионеры (турагентства – booking.com, Airbnb, водители, бухгалтеры, юристы…)
- Традиционные навыки теряют позиции (знание языков, основ экономики и пр.)
- Новые компетенции возникают на стыке традиционных сфер и новых технологий (маркетинг в социальных сетях, цифровые финансы, распределенные и облачные вычисления и пр.)
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА
- Сегодня невозможно выстроить профессиональную траекторию на годы вперед (традиционная система образования основана на долгосрочном планировании)
- Образование должно быстро реагировать на изменения (обучать специалистов
не за 5 лет, а за 5 месяцев) – основа конкурентоспособности страны
Вызов - корпоративные университеты, школы, детские сады (в основе – проектное обучение, модели самообучающихся организаций, взаимодействие на рабочем месте и пр.)
АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Образование сообществ, госинститутов, общественных организаций, корпораций
Профессиональное развитие (стажировка, наставничество и др.)
Образовательные программы для взрослых, в т.ч. пенсионеров
Общее и профессиональное образование
Раннее развитие
(семья, дошкольные организации)
Образование для адаптации к текущей социально-экономической ситуации (в т ч. с учетом хобби, увлечений)
Дополнительное образование и обучение
Воспитание в семье и общественных
институтах
Личностное развитие и саморазвитие
Образование как инструмент решения личных задач
Жизнь человека
14
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Изменение отношений между человеком и деятельностью:
От человека, специализирующегося на выполнении определенных трудовых функций ( «объект деятельности») к человеку « свободный и ответственный субъект деятельности»
- В индустриальной экономике человек встроен в производство, функционирует как его элемент
- В цифровой экономике человек управляет производством в целом и всеми его компонентами: от мотива и цели до конечного продукта и возможных последствий его создания (потребитель определяет требования к конечному продукту, обучающийся конструирует собственную образовательную программу и т.д.)
РАБОТНИКИ XXI века
Творческие, мотивированные, компетентные, сознательные, нацеленные на результат, социально ответственные, профессионально подготовленные, в том числе для работы в командах и проектах, специалисты, заинтересованные в саморазвитии, создании и внедрении инноваций.
ОБРАЗОВАНИЕ XXI века
От «передачи знания» – к «формированию и непрерывному обновлению компетенций», к «образованию как матрице возможностей»
От непрерывного образования к непрерывному личностному и профессиональному росту и успешности в различных видах продуктивной деятельности
ОТ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ К СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- Сетевое взаимодействие – форма существования человека в цифровой среде и главная особенность развития информационного общества.
- Сеть расширяет возможности, создавая новые риски.
- Формирование личности происходит в условиях неконтролируемого влияния сетевых коммуникаций с неограниченным числом сетевых партнеров (людей и программ).
- Эффективное и безопасное функционирование человека в сети обеспечивается наличием у него одновременно цифровой и сетевой компетентностей.
Сетевая компетентность – способность и готовность личности к эффективному, безопасному, здоровьесберегающему функционированию в сетевой среде для решения личных и профессиональных задач с соблюдением норм права и морали, противостоянию деструктивным влияниям и защите собственной идентичности
СЕТЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Самоидентификация личности в сети – способность создавать и управлять собственной on-line идентичностью в условиях и с соблюдением всех мер психологической безопасности и психогигиены
- Использование сетевых технологий, сервисов и устройств – знание основных принципов устройства и работы сетевых инструментов, умение ими пользоваться безопасно и эффективно
- Управление сетевыми рисками – знание пользовательских рисков сетевой среды, умение их минимизировать, соблюдая установленные правила безопасности при работе в сетевой среде и пользовании сетевыми инструментами
- Сетевая коммуникация – способность продуктивной коммуникации, взаимодействия и сотрудничества посредством сетевых технологий, в т.ч социальных сетей.
- Сетевая безопасность – способность использовать эффективные инструменты для защиты собственной личности и информации
- Сетевая грамотность - способность эффективно и безопасно коммуницировать, осуществлять поисковые операции, а также использовать, создавать и размещать цифровой контент в сети
- Соблюдение норм и правил поведения в сетевой среде - знание и готовность соблюдать закон и права, честь и достоинство человека.
Сетевая компетентность основана на системе ценностей и зрелости личности, что предопределяет необходимость особого внимания к воспитанию нового поколения российских граждан, формированию их гражданской позиции, обучению навыкам безопасного и здоровьесберегающего поведения в условиях их активного и объективно бесконтрольного пребывания в сетевой среде
СЕТЕВЫЕ И ИНТЕРНЕТ- РИСКИ
- Социальные сети и самоидентификация в сети
- Контентные
- Коммуникационные
- Потребительские
- Технические
- Интернет- зависимость
ВАЖНО РЕШИТЬ ВОПРОСЫ:
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ, КИБЕРГИГИЕНЫ
МОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА
14
ОНЛАЙН АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 2018
Высокая 52%
Средняя 32%
Низкая 16%
1 час в сутки
2 месяца в год
8 часов в сутки
3 часа в сутки
3,5 месяца в год
3 месяца в год
Черты сетевого поколения
- Подключенность к сети.
- Высокий уровень мобильности.
- Работа и коммуникация через Интернет.
- Идентификация, самоидентификация, самопрезентация (как инструменты осмысления идентичности) способствуют вступлению в интернет-сообщество
Количество детей с высоким уровнем интернет активности увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2013 г.
14
ЧЕМ ПОДРОСТКИ ДЕЛЯТСЯ С НЕЗНАКОМЦАМИ?
Общие регистрационные данные (фамилия и имя, фотография)
62 %
Официальные статусы (участие в конкурсах, достижения, награды)
40%
% детей, готовых сообщить данные категории персональной информации незнакомым
и малознакомым людям 2015г.
Хроника личных событий
34%
Психологические особенности (способности, знания, умения, навыки, личностные черты)
31%
Образ жизни и поведенческие установки (мировоззрение, ценности, интересы и хобби, социальные привычки и действия, настроения, вкусы)
28%
Каждый третий подросток расскажет малознакомым людям или незнакомцам о произошедших в его жизни событиях; каждый четвертый поделится своими интересами, ценностями, привычками, состоянием здоровья. Каждый пятый сообщит о своем местоположении и посещаемых местах, каждый десятый –
о наличии у него денежных средств, а также о своем ближайшем круге общения
24%
Физические характеристики (внешние данные, биометрические данные, состояние здоровья)
Пространственная локализация (фиксация местоположения и перемещение)
20%
13%
Материально-экономическое положение (имущество, зарплата, накопления)
12%
Социальные связи
Идентификационные регистрационные данные
5%
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Интернет-зависимость («чрезмерная увлеченность интернетом»,
«проблемное использование Интернета») - применение технологий во вред
себе и другим, порождающее конфликт с другими сферами жизни и вызывающее переживание потери контроля.
- Патология или новый образ жизни?
- Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-V и МКБ-10)
- Игровая зависимость (Гемблинг) входит в раздел «аддикции» в DSM-V.
- Американский психиатр, Дж. Блок выступает за включение интернет- зависимости в перечень. Однако отмечает, что клиническая диагностика затруднена тем, что 86% больных имеют другие психиатрические диагнозы.
КЛЮЧЕВЫЕ СИМПТОМЫ И Н Т ЕРНЕ Т -З АВИ С И М О С Т И
Потеря контроля
длительное и бесцельное пребывание в Сети
Синдром отмены
отсутствие доступа в Интернет вызывает плохое самочувствие, подавленность, агрессию, а также бессоницу, головные боли, потерю аппетита
Замена реальности
пренебрежение другими сферами жизни в пользу пребывания в сети
ПРИЧИНЫ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ ИНТЕРНЕТОМ
- Социальная изоляция (отсутствие друзей)
- Недостаток внимания и контроля со стороны взрослых
- Проблемы со здоровьем и развитием
- Неправильное использование устройств в воспитании
- Любая серьёзная жизненная проблема
ЧТО ТАКОЕ НЕГАТИВНЫЙ КОНТЕНТ?
Запрещённый контент (139-ФЗ) (2012):
- Детская порнография
- Информация о наркотических веществах
- Информация о самоубийствах
- Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
Контент, запрещённый к распространению среди детей (436-ФЗ) (2010):
- Действия, причиняющие вред здоровью
- Наркотики, алкоголь, бродяжничество, проституция, азартные игры
- Оправдание насилия и жестокости
- Отрицание семейных ценностей
- Оправдание противоправного поведения
- Нецензурная брань
- Порнография
- Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
Контент, распространение которого среди детей ограничено (436-ФЗ):
- Насилие и антиобщественные действия
- Пугающий контент
- Половые отношения между мужчиной и женщиной
- Бранные слова и выражения
ОПАСНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО
дети
родители
29
Не н авистничес к ий к о н т ен т
10
28
Способы чрезмерного похудения
5
14
Способы причинения себе вреда и боли
5
13
Наркотики , опыт их употребления
6
11
Способы соверешения самоубийства
4
46
Сталкивался с чем - либо из перечисленного
16
С подобными сайтами сталкивался практически
каждый второй российский школьник 11-16 лет
КАК ДЕТИ СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕГАТИВНЫМ КОНТЕНТОМ
- Случайная поисковая выдача
- Рекламные баннеры и всплывающие окна
- Ссылка от друзей или взрослых
- Контент в социальных сетях Самостоятельный интерес
РОДИТЕЛИ НЕДООЦЕНИВАЮТ УГРОЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩЕНИЕМ В СЕТИ
100%
90%
80%
70%
60%
50%
Жен щи ны
М ужчины
Девочки
Мал ьчи ки
40%
30%
20%
10%
0%
Коммуникация
Секстинг и груминг
Секстинг и груминг
Коммуникация
(профилактика)
(столкновение)
другое
другое
(профилактика)
(столкновение)
Киберрбуллинг (профилактика)
Кибербуллинг (столкновение)
Несмотря на то, что коммуникационные риски представляют наибольшую угрозу для детей и подростков, они находятся вне поля внимания их родителей. Взрослых больше волнует контент, который просматривают их дети, чем люди, с которыми они общаются.
ЛИЧНОЕ ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА:
СЕМЬЯ «ЗА КАДРОМ»
Интернет
Реальная жизнь
Другие взрослые
Незнакомые люди
Семья
Другие взрослые
Знакомые
Знакомые
Друзья
«Незнакомые друзья»
Семья
Друзья
Я
Я
В Интернете в зоне личного пространства остаются лишь ДРУЗЬЯ. Знакомые уступают место «виртуальному», «незнакомому другу», а семья (родители)
и профессиональная помощь (педагоги) остаются «за кадром».
ВИДЫ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТЕ .
ФЛЕЙМИНГ – разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в интернете между участниками в равных позициях
ТРОЛЛИНГ – размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками.
ХЕЙТИНГ – негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции
КИБЕРСТАЛКИНГ – использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.
КИБЕРБУЛЛИНГ - агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта и повторяющееся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя
ВЫЗОВЫ РОДИТЕЛЯМ: ИНДИКАТОРЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
90% родителей не знают о средствах технического контроля за безопасностью ребенка
90% родителей не интересуются, что за программное обеспечение стоит на компьютере ребенка
92% родителей не могут помочь детям при решении всех проблем в Сети
46% родителей чувствуют себя неуверенными интернет-пользователями
84% детей не обращаются за помощью к родителям
Каждый третий родитель не знает о проблемах ребенка в Интернете
Каждого пятого родителя пользоваться Интернетом научили дети
Более половины детей не считают полезной помощь родителей
БАРЬЕРЫ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ РОДИТЕЛЯМ СПРАВЛЯТЬСЯ С ВЫЗОВАМИ
Цифровой разрыв психологически проявляется не столько в «отставании» родителей от детей, сколько в отсутствии «опережения» в цифровой компетентности. Это не позволяет родителям выступать в качестве экспертов, передающих опыт.
Ювенойя – страх за подрастающее поколение (склонность к ограничениям, а не к реальному решению проблем)
Тропофобия - страх перемен, особенно усиливается, когда стремительные технологические изменения ведут к социальным и психологическам переменам
Неофобия – страх всего нового, страх перед неизвестностью
Технофобия – страх или тревога, связанная с использованием технологий, а также враждебные или агрессивные установки в отношении новых технологий
ГОТОВЫ ЛИ УЧИТЕЛЯ СТАТЬ ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ ПРОВОДНИКАМИ В МИР ИНТЕРНЕТА ?
- «Цифровой разрыв» между учителями и учениками существенно меньше, чем между родителями и детьми
- За пять лет количество учителей, пользующихся Интернетом ежедневно, возросло почти в два раза, с 56% до 95%.
- В 2015 г. уверенными пользователями себя назвали более 75% учителей. За уверенностью учителей стоят реальные ИКТ- компетенции.
- Подавляющее большинство опрошенных педагогов научились пользоваться Интернетом самостоятельно (82,5%).
Мобильное Электронное Образование: основные компоненты сетевого решения
Цифровой
контент для дошкольного, общего образования и СПО
Образовательные
технологии
Лицензионное
Комплекс образовательных
ПО
услуг и сервисов
Электронное обучение: технологии смешанного, мобильного и дистанционного обучения, проектная и учебно-исследовательская деятельность, геймификация и пр.
Обеспечивает персонализацию образовательного процесса и эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений
Пространство поддержки и удовлетворения образовательных потребностей всех участников образовательных отношений
Формирование навыков и компетенций XXI века во всех видах деятельности обучающихся, профессиональное развитие педагогов в части общеобразовательной подготовки
34
Мобильное Электронное Образование. Равные образовательные возможности для всех
Непрерывное профессиональное развитие
Дополнительное образование
Соотечественники за рубежом
и формирование сетевого профессионального педагогического сообщества
МАССОВАЯ ШКОЛА
Инклюзия.
Обучение детей с ОВЗ.
Надомное обучение.
Обучающиеся, находящиеся на длительном лечении.
Семейное
обучение
Школы, показывающие стабильно низкие результаты
Тьюторство
Дошкольное образование
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Одарённые дети
СПО
Репетитор-онлайн
35
ПРОЕКТ «УЧИМ & ЗНАЕМ» В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
+
+
Для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени вынужденных находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений.
В настоящее время проект реализован в 12 субъектах РФ
36
«МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
36
«МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Равные возможности для каждого
с «Мобильным электронным образованием»
36
«МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018
Агентство стратегических инициатив утвердило платформу «МЭО» для реализации стратегической инициативы АСИ «Кадры будущего для регионов»
2018 г . – в проекте участвуют 8 регионов
2019 г. – в проекте планируется участие ВСЕХ регионов России
ДЕТЕЙ НАДО УЧИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ПОНИМАЛИ - УЧИТЬСЯ НУЖНО ВСЮ ЖИЗНЬ, СМИРИТЬСЯ С ЭТИМ И НАЧАТЬ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ
Мобильное электронное образование –
матрица возможностей
Спасибо за внимание!
www.mob-edu.ru
Сущевский Вал., д. 16, стр. 4,
г. Москва, 127018