СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностная система цивилизационного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье представлена система ценностей русского народа, сформировавшихся в эволюции российской цивилизации. Их восстановление, сохранение и дальнейшее развитие возможны на базе суверенитета российского государства во всех его аспектах: мировоззренческом, идеологическом, политическом, экономическом, военном. 

Ключевые слова: образ будущего, эволюция ценностей, реальная и мифическая история России.

Просмотр содержимого документа
«Ценностная система цивилизационного подхода»


ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Горячева А.П.

(Нижний Новгород)


Аннотация. В статье представлена система ценностей русского народа, сформировавшихся в эволюции российской цивилизации. Их восстановление, сохранение и дальнейшее развитие возможны на базе суверенитета российского государства во всех его аспектах: мировоззренческом, идеологическом, политическом, экономическом, военном.

Ключевые слова: образ будущего, эволюция ценностей, реальная и мифическая история России.


Abstract. The article presents the system of values of the Russian people, formed in the evolution of Russian civilisation. Their restoration, preservation and further development are possible on the basis of the sovereignty of the Russian state in all its aspects: worldview, ideological, political, economic, military.

Keywords: image of the future, evolution of values, real and mythical history of Russia.


Для построения образа будущего бытия России необходимо опираться на её реальную историю, а не на те или иные исторические мифы. Формы правления в России исторически представлены монархической (великокняжеской, царской, императорской), советской республикой (СССР) и президентской республикой (РФ). Следует различать формальное (де-юре) наименование формы правления и её реальное (де-факто) бытие. Например, в СССР формально республиканская форма правления реально проявлялась как монархическая. Юридически Сталин не был монархом, фактически же он управлял страной как монарх, подобно Ивану Грозному, Петру I и другим представителям абсолютизма. За ширмой формальности Россия всегда жила реальной жизнью, существенно отличающейся от писанных конституций и заказных историй той или иной эпохи.

Построение объективной картины эволюции российской цивилизации задача многотрудная. В исторических трудах много субъективных авторских искажений. Нужно пройти по лабиринту писанных историй и не застрять в том или ином тупике.

Эволюция накапливает ценное и отбрасывает антиценное. Критерий ценности – гармония меры бытия человека и меры бытия среды, включенных в деятельность [4, с. 2]. В предыдущей истории России надо вычленить элементы ценного и встроить их в архитектонику будущего её бытия. Ценность объективна так же, как и антиценность. Оценка исторических явлений всегда субъективна. Положительная оценка адекватна, если совпадает с объективной ценностью. Отрицательная оценка будет адекватна, когда направлена на антиценность. И обратно, неадекватная оценка положительно оценивает антиценности и отрицательно ценности [3, с.101]. Возможны ошибки, если мы неправильно определяем меру бытия человека и меру бытия среды, включенных в деятельность. В этом методологическая сложность оценки истории России.

При построении системы ценностей, сформировавшихся в эволюции русской цивилизации, воспользуемся определением понятия «система», которую предложил академик П.К. Анохин: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [1, с. 35].

В качестве «фокусированного полезного результата» возьмём все достижения российской цивилизации, соответствующие гармонии меры человека (на всех уровнях его бытия от индивида до многонационального народа) и меры бытия окружающей среды (природной и социальной).

Какие же ценности соответствуют этому критерию? Ключом к их выявлению являются ценности образа идеального человека, сформировавшиеся в русском народе, как государственно и цивилизационно образующем.

Идеалом русского человека в языческий период является богатырь с такими ценностными качествами как храбрость, выносливость, надёжность, независимость, жизнестойкость, миролюбие, дружелюбие, гостеприимство, сердечность, трудолюбие, свободолюбие, широта души, добродушие, доброта, ласковость, терпеливость.

В христианский период идеалом человека стал православный святой, осознающий свою греховность и несовершенства, кроткий и смиренный, милосердный, религиозно и национально терпимый, стремящийся к абсолютному добру, проявляющий любовь к ближнему, сострадательный, патриот, проявляющий нравственное величие в исторические минуты народного бедствия, самообладание, жертвенность (готовность отдать жизнь за други своя), стремящийся к соборности, взаимопомощи, бескорыстию.

В новоевропейский период (XVIII-XX вв.) идеалом стал архетип гения с его всечеловечностью, всемирной отзывчивостью, стремлением ко всеобщему воссоединению и единению народов планеты [4, с. 2-3]. Эти черты сформулировал Ф.М. Достоевский в знаменитой речи об А.С. Пушкине [2].

Все эти ценности должны быть включены в образ будущего бытия России, если мы хотим дальнейшей эволюции российской цивилизации, а не её исчезновения.

Восстановление, сохранение и дальнейшее развитие системы ценностей возможно только при наличии суверенитета мировоззренческого, идеологического, политического, экономического, военного. Сегодня мы наблюдаем кризис всех названных суверенитетов. Только преодоление этих кризисов даёт надежду на победу в текущей войне.


Литература

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.: Наука, 1973. – С. 17-62. URL: https://studylib.ru/doc/2023663/p.-k.-anohin-principial._nye-voprosy-obshhej-teorii (дата обращения: 28.12.2023). - Текст: электронный.

2. Достоевский Ф.М. Пушкинская речь // Полное собрание сочинений. Т. 26. – Л.: Наука, 1984. – С. 129-149. – URL:

http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0340.shtml (дата обращения: 28.12.2023). - Текст: электронный.

3. Зеленов Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77–6567, публ.24725, 27.08.2018. – URL:

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/00012164.htm (дата обращения: 28.12.2023). – Текст: электронный.

4. Пищик А.М. Критерии оценки моделей образа будущего бытия России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28422, 09.04.2023. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/5293-psh.pdf (дата обращения: 28.12.2023). - Текст: электронный.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!