СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности педагога

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности педагога

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности педагога»

Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности педагога   Львова Наталия Викторовна  доцент,к.п.н.  natali_lvova77@mail.ru

Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности педагога Львова Наталия Викторовна доцент,к.п.н. [email protected]

Структура целеполагания и планирования задачи КОНТРОЛЬ планирование ЦЕЛИ

Структура целеполагания и планирования

задачи

КОНТРОЛЬ

планирование

ЦЕЛИ

«Целеполагание – это процесс формирования цели на основе анализа обстановки, выявления потребностей и интересов подлежащих удовлетворению и определения имеющихся для этого ресурсов»

«Целеполагание – это процесс формирования цели

на основе анализа обстановки, выявления потребностей

и интересов подлежащих удовлетворению и определения

имеющихся для этого ресурсов»

Типы или уровни целей   Официальные (для чего?) – абстрактные, идеалистические, направлены вовне. Формы выражения: социальный заказ, устав ОУ, миссия учреждения – модифицированный под микросоциум социальный заказ. Оперативные (что мы будем делать, чтобы выйти на этот уровень?) – действительные, направлены вовнутрь. Формы выражения: концепция, планы работы ОУ, кафедры и т.п. Операционные (как?) – детальные, диагностичные, реальные, направлены вниз. Формы выражения: конкретные мероприятия.

Типы или уровни целей

Официальные (для чего?) – абстрактные, идеалистические, направлены вовне. Формы выражения: социальный заказ, устав ОУ, миссия учреждения – модифицированный под микросоциум социальный заказ.

  • Оперативные (что мы будем делать, чтобы выйти на этот уровень?) – действительные, направлены вовнутрь. Формы выражения: концепция, планы работы ОУ, кафедры и т.п.
  • Операционные (как?) – детальные, диагностичные, реальные, направлены вниз. Формы выражения: конкретные мероприятия.

Цель  – идеальное предвосхищение в сознании человека результата будущей деятельности. Источники целеполагания 1.Социум ( общество, государство, родители,  представители рынка труда) 2. Обучающийся 3. Педагог ?

Цель – идеальное предвосхищение в сознании человека

результата будущей деятельности.

Источники целеполагания

1.Социум ( общество, государство, родители,

представители рынка труда)

2. Обучающийся

3. Педагог

?

Формула описания процессов, происходящих на занятии/уроке  Я  после занятия  Я до занятия

Формула описания процессов, происходящих на занятии/уроке

Я

после занятия

Я

до занятия

Описательная модель целеполагания  Описываемые умения Описываемые знания Описываемые ценности

Описательная модель целеполагания

Описываемые умения

Описываемые

знания

Описываемые

ценности

Описание получаемых обучающимся на уроке знаний Обучающийся  сможет назвать …. Обучающийся  сможет показать ….

Описание получаемых обучающимся на уроке знаний

Обучающийся

сможет назвать ….

Обучающийся

сможет показать ….

Способность действовать (умения и навыки) Обучающийся сможет проанализировать; Обучающийся сможет сравнить, сопоставить и т.д.; Обучающийся сможет выбрать модель защиты собственной точки зрения, выступить рецензентом, оппонентом…

Способность действовать (умения и навыки)

Обучающийся сможет проанализировать;

Обучающийся сможет сравнить, сопоставить и т.д.;

Обучающийся сможет выбрать модель защиты собственной точки зрения, выступить рецензентом, оппонентом…

Ценностные изменения в субъекте деятельности (обучающийся/педагог)  Сможет задуматься о ….. и выразить своё отношение к …..

Ценностные изменения в субъекте деятельности (обучающийся/педагог)

Сможет задуматься о ….. и выразить своё отношение к …..

 Роли педагога: Партнёр Субъект-субъектный подход Координатор Сотрудник

Роли педагога:

Партнёр

Субъект-субъектный

подход

Координатор

Сотрудник

Основные ошибки в постановке цели  Подмена цели содержанием (познакомить) Подмена цели методом обучения (рассказать, показать) Подмена цели процессом деятельности, а не результатом (выполняют, решают) 11

Основные ошибки в постановке цели

Подмена цели содержанием (познакомить)

Подмена цели методом обучения (рассказать, показать)

Подмена цели процессом деятельности, а не результатом (выполняют, решают)

11

Критерий реальности цели   Общие цели урока – обязательны для всех обучающихся в группе – алгоритмический уровень – основа – элементы стандарта; Вспомогательные цели – для обучающихся с «пониженным» уровнем учебных способностей – уровень знакомства Дополнительные цели – для обучающихся с «повышенным» уровнем учебных способностей – творческий уровень 11

Критерий реальности цели

Общие цели урока – обязательны для всех обучающихся в группе – алгоритмический уровень – основа – элементы стандарта;

Вспомогательные цели – для обучающихся с «пониженным» уровнем учебных способностей – уровень знакомства

Дополнительные цели – для обучающихся с «повышенным» уровнем учебных способностей – творческий уровень

11

Критерий диагностичности цели (степень реализации) Чтобы поставить цель диагностично, необходимо выполнить определенные требования: дать точное и определенное описание формулируемого качества. Эта формулировка должна помочь отличить развиваемое качество от любых других качеств личности; указать способ для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности; определить возможность измерения интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля. 11

Критерий диагностичности цели (степень реализации)

Чтобы поставить цель диагностично, необходимо выполнить определенные требования:

  • дать точное и определенное описание формулируемого качества. Эта формулировка должна помочь отличить развиваемое качество от любых других качеств личности;
  • указать способ для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
  • определить возможность измерения интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля.

11

Критерий «диагностичности» «Цель диагностична только в том случае, если в ней отражен возможный уровень усвоения»  В.П.Беспалько 11

Критерий «диагностичности»

«Цель диагностична только в том случае, если в ней отражен возможный уровень усвоения»

В.П.Беспалько

11

Уровень знакомства Деятельность по узнаванию объектов, процессов или действий с ними  Учебная цель(обобщенная) :  обучающихся знакомы с чем-либо.  Конкретизирующие цели: опознают, различают, воспроизводят при опоре на материал.  Методы обучения: вся группа объяснительно-иллюстративных методов обучения. Формы контроля: тест-опознание, тест-различение, классификация (по внешним признакам), пробное выполнение. 11

Уровень знакомства

Деятельность по узнаванию объектов, процессов или действий с ними

Учебная цель(обобщенная) : обучающихся знакомы с чем-либо.

Конкретизирующие цели: опознают, различают, воспроизводят при опоре на материал.

  • Методы обучения: вся группа объяснительно-иллюстративных методов обучения.
  • Формы контроля: тест-опознание, тест-различение, классификация (по внешним признакам), пробное выполнение.

11

Алгоритмический уровень  осознанное и прочное запоминание и применение основных алгоритмов деятельности  Конкретизирующие цели : описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, вычисляют, демонстрируют, формулируют (действия в стандартной ситуации) Методы обучения: вся группа репродуктивных методов (решение типовых задач, тренировочных упражнений и т.д.) Формы контроля: тест-подстановка, конструктивные тесты, схематический и др. 11

Алгоритмический уровень осознанное и прочное запоминание и применение основных алгоритмов деятельности

  • Конкретизирующие цели : описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, вычисляют, демонстрируют, формулируют (действия в стандартной ситуации)
  • Методы обучения: вся группа репродуктивных методов (решение типовых задач, тренировочных упражнений и т.д.)
  • Формы контроля: тест-подстановка, конструктивные тесты, схематический и др.

11

Творческий уровень (частично-поисковый)  Конкретизирующие цели: видят, находят причинно-следственные связи, систематизируют, моделируют, находят ошибки в логических рассуждениях. Методы обучения: эвристическая беседа, проблемные практические и лабораторные работы, проблемные задания и др.  формы контроля: тест-исключение лишнего, тест – классификация, тест-аналогия, тест систематизация и др. 11

Творческий уровень (частично-поисковый)

  • Конкретизирующие цели: видят, находят причинно-следственные связи, систематизируют, моделируют, находят ошибки в логических рассуждениях.
  • Методы обучения: эвристическая беседа, проблемные практические и лабораторные работы, проблемные задания и др.
  • формы контроля: тест-исключение лишнего, тест – классификация, тест-аналогия, тест систематизация и др.

11

Каждый из этих способов имеет свои недостатки. М.В. Кларин предлагает способы постановки целей в соответствии с необходимостью воздействия на определенные области психического развития обучающегося .  Это он называет таксономией и выделяет три основные области: Когнитивная (познавательная) область: с её развитием связано большинство целей обучения. Основными категориями учебных целей в этой области являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Аффективная (эмоционально-ценностная) область: к ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к изучаемым явлениям, начиная с простого восприятия и интереса, готовности реагировать до усвоения ценностной ориентации и отношений, их активного проявления. Психомоторная область : к ней относятся цели формирования тех или иных видов двигательной (моторной) деятельности. Это навыки письма, речевые навыки и т.д. 11

Каждый из этих способов имеет свои недостатки. М.В. Кларин предлагает способы постановки целей в соответствии с необходимостью воздействия на определенные области психического развития обучающегося . Это он называет таксономией и выделяет три основные области:

Когнитивная (познавательная) область: с её развитием связано большинство целей обучения. Основными категориями учебных целей в этой области являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Аффективная (эмоционально-ценностная) область: к ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к изучаемым явлениям, начиная с простого восприятия и интереса, готовности реагировать до усвоения ценностной ориентации и отношений, их активного проявления.

Психомоторная область : к ней относятся цели формирования тех или иных видов двигательной (моторной) деятельности. Это навыки письма, речевые навыки и т.д.

11

                         Основной формой цели раздела, темы или урока является  триединая дидактическая цель (ТДЦ), которая делится  на три категории: Образование - четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности. Развитие - способность овладеть основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация и т.д.); развитие познавательного интереса; развитие памяти, речи, самостоятельности . 11

Основной формой цели раздела, темы или урока является триединая дидактическая цель (ТДЦ), которая делится на три категории:

  • Образование - четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности.
  • Развитие - способность овладеть основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация и т.д.); развитие познавательного интереса; развитие памяти, речи, самостоятельности .

11

Триединая цель урока 11

Триединая цель урока

11

Варианты конструирования образовательных целей Сформировать новые понятия на уровне…; обеспечить усвоение учащимися особенностей приемов труда, трудового процесса…; обучить новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…; устранить пробелы в знаниях о… Обобщить и систематизировать знания о… отработать навыки. Закрепить известные способы действий…; обучать выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…; научить самостоятельно оценивать результаты работы…; Научить делать выводы… 21

Варианты конструирования образовательных целей

  • Сформировать новые понятия на уровне…;
  • обеспечить усвоение учащимися особенностей приемов труда, трудового процесса…;
  • обучить новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…;
  • устранить пробелы в знаниях о… Обобщить и систематизировать знания о…
  • отработать навыки. Закрепить известные способы действий…;
  • обучать выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…;
  • научить самостоятельно оценивать результаты работы…;
  • Научить делать выводы…

21

Варианты конструирования развивающих целей Развитие мыслительных операций - анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать и т. д. Развитие видов мышления (наглядно- действенное, наглядно – образное, абстрактно- логическое), воображения(репродуктивное, творческое). Развитие качества ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества). Развитие сенсорных навыков (определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь, ориентироваться в пространстве и времени). Развитие моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность и т. д. ) Развитие умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе и др.) Развитие волевой и эмоциональной сферы (настойчивость,самостоятельность, умение владеть собой, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности). 21

Варианты конструирования развивающих целей

  • Развитие мыслительных операций - анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать и т. д.
  • Развитие видов мышления (наглядно- действенное, наглядно – образное, абстрактно- логическое), воображения(репродуктивное, творческое).
  • Развитие качества ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества).
  • Развитие сенсорных навыков (определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь, ориентироваться в пространстве и времени).
  • Развитие моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность и т. д. )
  • Развитие умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе и др.)
  • Развитие волевой и эмоциональной сферы (настойчивость,самостоятельность, умение владеть собой, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности).

21

Варианты конструирования воспитательных целей Воспитание патриотизма (интерес к настоящему и будущему своей страны, родного края, чувство гордости за Родину, ее людей- тружеников, готовность к ее защите), интернационализма(уважения чести и достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других народов), бережного отношения к природе, народному достоянию; Мотивов учения (познавательная потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому для личности и общества); Мотивов труда (потребность в нем, стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией); Гуманности (внимательное, заботливое отношение к людям, сочувствие, уважение к старшим, милосердие); Коллективизма (требовательность к себе и людям, ответственность перед коллективом, привычки считаться с общественным мнением); Дисциплинированност и (выполнение правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду); Эстетических взглядов (культура речи, одежды, поведения и труда). 21

Варианты конструирования воспитательных целей

Воспитание патриотизма (интерес к настоящему и будущему своей страны, родного края, чувство гордости за Родину, ее людей- тружеников, готовность к ее защите), интернационализма(уважения чести и достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других народов), бережного отношения к природе, народному достоянию;

Мотивов учения (познавательная потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому для личности и общества);

Мотивов труда (потребность в нем, стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией);

Гуманности (внимательное, заботливое отношение к людям, сочувствие, уважение к старшим, милосердие);

Коллективизма (требовательность к себе и людям, ответственность перед коллективом, привычки считаться с общественным мнением);

Дисциплинированност и (выполнение правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду);

Эстетических взглядов (культура речи, одежды, поведения и труда).

21

ЗАДАЧИ (ступеньки достижения цели = результата)  ПОЗНАКОМИТЬ; РАССКАЗАТЬ, ПОКАЗАТЬ; ВЫЯВИТЬ; РАЗЛИЧАТЬ;

ЗАДАЧИ (ступеньки достижения цели = результата)

  • ПОЗНАКОМИТЬ;
  • РАССКАЗАТЬ,
  • ПОКАЗАТЬ;
  • ВЫЯВИТЬ;
  • РАЗЛИЧАТЬ;
Тема проекта : « Управленческое обеспечение деятельности ОУ по формированию социальной ответственности (активности?) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ». Цель : Спроектировать модель деятельности ОУ по формированию социальной…(то, что предпочтёте из вариантов, которые наверху) Задачи: Смоделировать работу ОУ по формированию…. Спланировать систему мероприятий способствующих модернизации существующей в школе системы формирования социальной активности/ответственности личности школьника. Модифицировать критерии оценки эффективности деятельности школы по формированию социальной направленности личности школьника. Обобщить и систематизировать опыт работы педагогического коллектива школы по формированию социальной активности/ответственности личности школьника. Представить педагогическому сообществу (территориальный признак и уровень – район, город, область) результаты деятельности школы по формированию социальной активности/ответственности личности школьника.

Тема проекта : « Управленческое обеспечение деятельности ОУ по формированию социальной ответственности (активности?) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ».

Цель : Спроектировать модель деятельности ОУ по формированию социальной…(то, что предпочтёте из вариантов, которые наверху)

Задачи:

  • Смоделировать работу ОУ по формированию….
  • Спланировать систему мероприятий способствующих модернизации существующей в школе системы формирования социальной активности/ответственности личности школьника.
  • Модифицировать критерии оценки эффективности деятельности школы по формированию социальной направленности личности школьника.
  • Обобщить и систематизировать опыт работы педагогического коллектива школы по формированию социальной активности/ответственности личности школьника.
  • Представить педагогическому сообществу (территориальный признак и уровень – район, город, область) результаты деятельности школы по формированию социальной активности/ответственности личности школьника.

1.Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа

2. Содержание этапа

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

3. Условия достижения положительных результатов

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

5. Требования к реализации дидактической задачи урока

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

6. Способы активизации на уроке

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

2.Этап всесторонней проверки домашнего задания

1.Дидактическая задача этапа

2. Содержание этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

5. Требования

Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

3.Этап проверки ЗУН

1.Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа

Проверка различными методами объёма и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности обще учебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.

3. Условия достижения положительных результатов

Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

 

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования к ЗУН

Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа

6. Ошибки, допу-скаемые при проверке ЗУН

Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 1.Дидактическая задача этапа Организовать и направить к цели познаватөльную деятельность учащихся 2. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы 3. Условия достижения положительных результатов Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1.Дидактическая задача этапа

Организовать и направить к цели познаватөльную деятельность учащихся

2. Содержание этапа

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

3. Условия достижения положительных результатов

Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

5. Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

2. Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

3. Условия достижения положительных результатов

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

При использовании метода эвристической бөседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем зффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответоа и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения

5. Требования

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интөреса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

6.Способы активизации на уроке

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

6 . Этап проверки понимания учащимися нового материала

Этап усвоения новых знаний

1.Дидактическая задача этапа

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

2. Содержание этапа

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

3. Условия достижения положительных результатов

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

7. Этап закрепления нового материала

1.Дидактическая задача этапа

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

2. Содержание этапа

Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

3. Условия достижения положительных результатов

 

Выработка умений оперировать раннее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

5. Требования к её реализации

Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся

Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

6. Способы активизации на уроке

Разнообразие заданий, их практическая направленность

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

3. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

6. Способы активизациции на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

Подведение итогов урока 1.Дидактическая задача этапа Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее 2. Содержание этапа Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках 3. Условия достижения положитөльных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы 4. Требования Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей 5.Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем 6. Ошибки Скомканность этапа , подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

Подведение итогов урока

1.Дидактическая задача этапа

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

2. Содержание этапа

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

3. Условия достижения положитөльных результатов

Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

4. Требования

Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

5.Дополнительная активизация

Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

6. Ошибки

Скомканность этапа , подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ ? Установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль .

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ ?

Установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль .

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ   Педагогический контроль. Вид деятельности и функция руководителя, выполняемые совместно с представителями общественных организаций, по установлению соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на диагностической основе (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова). Педагогический анализ . Вид деятельности и функция управления, направленная на: а) изучение состояния, тенденций развития; в) объективную оценку результатов педагогического процесса; в) выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в новое, более качественное состояние (Ю.А.Конаржевский).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  • Педагогический контроль. Вид деятельности и функция руководителя, выполняемые совместно с представителями общественных организаций, по установлению соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на диагностической основе (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова).
  • Педагогический анализ . Вид деятельности и функция управления, направленная на: а) изучение состояния, тенденций развития; в) объективную оценку результатов педагогического процесса; в) выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в новое, более качественное состояние (Ю.А.Конаржевский).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА: МЕТОДЫ Контроль. Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, проведение контрольных работ и т.д. Анализ. Изучение документации, декомпозиция, группировка, аналогия, синтез, сравнение, установление причинной связи и т.п.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА: МЕТОДЫ

Контроль. Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, проведение контрольных работ и т.д.

Анализ. Изучение документации, декомпозиция, группировка, аналогия, синтез, сравнение, установление причинной связи и т.п.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД Контроль – это установление соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) на диагностической основе функционирования и развития всей системы работы (системы практик). Педагогический анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

Контроль – это установление соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) на диагностической основе функционирования и развития всей системы работы (системы практик).

Педагогический анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

Формы педагогического контроля По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Формы педагогического контроля

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль : помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля). Тематический контрол ь : это оценка результатов определенной темы или раздела программы . Рубежный контроль: проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль : экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе . Заключительный контроль : э то государственные экзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Текущий контроль : помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контрол ь : это оценка результатов определенной

темы или раздела программы .

Рубежный контроль: проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль : экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе .

Заключительный контроль : э то государственные экзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

А) Соответствие теста (тестовой формы) проверяемому уровню усвоения Уровень усвоения Формы теста Знакомства Тест-опознания, различения, соответствия и др. Алгоритмический Тест-подстановка, конструктивный, схематический, количественный и др. Творческий (частично-поисковый) Тест – исключения лишнего, классификация, аналогия, систематизация и др.

А) Соответствие теста (тестовой формы) проверяемому уровню усвоения

Уровень усвоения

Формы теста

Знакомства

Тест-опознания, различения, соответствия и др.

Алгоритмический

Тест-подстановка, конструктивный, схематический, количественный и др.

Творческий (частично-поисковый)

Тест – исключения лишнего, классификация, аналогия, систематизация и др.

Б) Соответствие теста (вид теста) «общим» целям обучения  Вид теста Функции Установочный Характерные особенности Мониторинговый Диагностический Итоговый

Б) Соответствие теста (вид теста) «общим» целям обучения

Вид теста

Функции

Установочный

Характерные особенности

Мониторинговый

Диагностический

Итоговый

Тест «установочный» Функции Характерные особенности Выявление базовых знаний учащихся необходимых для……. Последний урок предыдущей темы Тесты первого, частично второго уровня усвоения Проверяется только обобщенное знание, не проверяется детализированное знание Интерес представляет общая «картинка» группы Отметка может носить стимулирующий характер

Тест «установочный»

Функции

Характерные особенности

Выявление базовых знаний учащихся необходимых для…….

  • Последний урок предыдущей темы
  • Тесты первого, частично второго уровня усвоения
  • Проверяется только обобщенное знание, не проверяется детализированное знание
  • Интерес представляет общая «картинка» группы
  • Отметка может носить стимулирующий характер

Тест «мониторинговый» Функции Характерные особенности Организация обратной связи, мониторинг процесса усвоения…. Рубежные уроки Формы тестовых заданий индивидуальны, в зависимости от предполагаемого уровня усвоения Может проверяться детализированное знание Интерес представляют индивидуальные достижения обучающихся

Тест «мониторинговый»

Функции

Характерные особенности

Организация обратной связи, мониторинг процесса усвоения….

  • Рубежные уроки
  • Формы тестовых заданий индивидуальны, в зависимости от предполагаемого уровня усвоения
  • Может проверяться детализированное знание
  • Интерес представляют индивидуальные достижения обучающихся

Тест «диагностический» Функции Характерные особенности Выявление наиболее трудных для освоения обучающимися элементов содержания… Перед – консультацией, повторительно-обобщающим уроком Формы тестовых заданий – второй и третий уровень усвоения Содержание «традиционно» трудное Интерес представляют как индивидуальные затруднения обучающихся, так и типичные для группы

Тест «диагностический»

Функции

Характерные особенности

Выявление наиболее трудных для освоения обучающимися элементов содержания…

  • Перед – консультацией, повторительно-обобщающим уроком
  • Формы тестовых заданий – второй и третий уровень усвоения
  • Содержание «традиционно» трудное
  • Интерес представляют как индивидуальные затруднения обучающихся, так и типичные для группы

Тест «итоговый» Функции Характерные особенности Выявление широкой области знаний и умений учащихся, предполагаемых в конце изучения… Формы тестовых заданий – второй и третий уровень усвоения Тесты второго и третьего уровня усвоения Основа – репрезентативный отбор проверяемых дидактических единиц

Тест «итоговый»

Функции

Характерные особенности

Выявление широкой области знаний и умений учащихся, предполагаемых в конце изучения…

  • Формы тестовых заданий – второй и третий уровень усвоения
  • Тесты второго и третьего уровня усвоения
  • Основа – репрезентативный отбор проверяемых дидактических единиц

Основные компоненты знания и их качественные характеристики

п/п

Компонентзнания

1.

2.

Полнота знаний

Качественная характеристика

Глубина знаний

3.

Количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных образовательной программой (объем знаний, фактов, понятий, теоретических положений и т.д.)

Формы контроля

Тест-альтернативный;

Число осознанных учеником существенных связей данного знания (прямых и опосредованных) с другими, с ним соотносящимися.

4

Оперативность применения знаний

5.

Гибкость знания

Тест-соответствия; тест-порядковый(ранжирования)

Тест-вариативный

Готовность и умение учащегося применять знания в сходных и вариативных ситуациях, связанных как с содержанием, так и с типами ситуаций. Оперативные знания характеризуются также точностью знания и способов его применения в определенных случаях.

Конкретность и обобщенность знаний

6.

Тест-подстановка, тест конструктивный; тест схематический

Быстрота нахождения вариативных способов применения знаний в соответствии с изменением ситуации. Умение извлечь из памяти в данный момент нужный способ деятельности, умение комбинировать новый способ из ряда известных, умение создать новый способ, способность предложить несколько способов применения знаний для одной и той же ситуации

7.

Свернутость и развернутость знания

Тест-исключения «лишнего», тест классификация

Способность подводить конкретные знания под обобщенные (наличие конкретных знаний, обобщение конкретных фактов от частного к общему)

Систематичность и системность знания

8.

А) способность учащегося компактно, совокупно и уплотненно использовать знания в результате их сжатия; б) способность учащегося выделить пошаговую систему сжатия, свертывания знания

Тест-исключения «лишнего», тест классификация; тест-аналогия

Тест-систематизация, проблемный тест; Тест-исключения «лишнего», тест классификация; тест-аналогия

А) осознание учащимися иерархии и последовательности знаний, отличие их от других знаний в качестве базовых; б) осознание учащимися совокупности знаний, структура которых соответствует структуре научной теории, понятий, основных положений и законов, фактов, лежащих в основе этих положений и опосредованно входящих в данную теорию, а также их следствия.

Осознанность знаний

К системным знаниям следует отнести знания, располагаемые по схеме: основные понятия – основные положения – следствия - приложения

Тест-систематизация, проблемный тест; Тест-исключения «лишнего», тест классификация; тест-аналогия

Выделение учащимися связей между знаниями, а также путей получения знаний; наличие умений доказательства знаний. Чтобы ученик системно усваивал знания он должен владеть «знаниями и знаниях». Следовательно, речь идет об осознании учащимися производности одних знаний от других, базовой роли одних знаний для других. В целом, осознанность как качество знаний отражает конечный результат усвоения.

Тест-систематизация, проблемный тест; Тест-исключения «лишнего», тест классификация; тест-аналогия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!