СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царь живой природы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царь живой природы»

Тема урока: « Царь живой природы»


(Обобщающий урок по курсу органической химии)


Пояснительная записка.


Организацию нетрадиционной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения.

Урок – игру по обобщению знаний по органической химии целесообразно проводить на предметной неделе. Предметные недели активизируют познавательный интерес студентов, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Предлагаемый урок - игра проводится среди студентов первых курсов в конце учебного года. Кураторы помогают ребятам подготовить название, девиз и эмблему. Перед началом мероприятия необходимо выбрать жюри.



Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знание учащимися основных положений теории А.М.Бутлерова и их доказательств, значения теории для современной науки.


Задачи урока:


Образовательные:

1.На основе положений и понятий теории обобщить знания об основных классах органических веществ;

2. Знать их строение и свойства, получение и применение;

3. Показать значение органических веществ для современного человека;

4. Сформировать умение записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.


Развивающие:

1.Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, сравнения, выделять главное;

2. Сформировать умение работать самостоятельно с новыми источниками информации, составлять схемы, алгоритмы ответов.

3. Сформировать умение проводить опыты, соблюдая правила техники безопасности;




Воспитывающие:

  1. Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы; развитию артистизма и креативности;

  2. Воспитывать умение выслушивать разные точки зрения и делать правильные выводы.


Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний и умений; обобщающий урок.


Форма урока: урок – игра.


Применяемые технологии: технология сотрудничества, игровые, ИКТ, проблемного обучения.


Оборудование и реактивы: компьютер, презентация, оценочный лист, проектор,карточки с заданиями и тесты, химические реактивы для занимательных опытов.


Подготовка к уроку:


Выбор места проведения ( кабинет химии, актовый зал),

оформление аудитории (кабинет оформлен плакатами с высказываниями ученых, стенгазетами),

привлечение студентов к составлению сценария,

распределение ролей и обязанностей среди студентов, репетиции,

формирование команд игроков, болельщиков,

приглашение членов жюри.

















ХОД УРОКА



1. МОТИВАЦИОННО – ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП


  1. Организационный момент

  2. Мотивация


Учитель: Ребята, мы заканчиваем изучать органическую химию. Органические вещества имеют огромное практическое значение для всех нас и для страны в целом. На сегодняшний день наша жизнь и наше благосостояние напрямую зависят от добычи «черного золота», от производства обуви, одежды, строительных материалов и даже продуктов питания, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который назвали «царем живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35%. Он же и «основа жизни», и «хлеб растений»: элемент №6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.


  1. Целеполагание


Вам было предложено самостоятельно ознакомиться с рядом вопросов по органической химии, и сегодня мы подведем итог вашей самостоятельной работы. Урок наш будет необычным.

Итак, сегодня на нашем уроке – игре 2 команды, претендующие на роль лучшей. Они должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы игры, и конечно победить. Это команды « Молекула» и «Академики».


II. ОПЕРАЦИОННО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП


1 – й конкурс «Кто мы?»

Это конкурс в конкурсе. Это представление каждой команды. Надо назвать свою команду и защитить это название, сказать девиз и представить эмблему.


Оценивается этот конкурс по 5-балльной системе.



2 – й конкурс «Счастливый билетик»


Этот конкурс состоит из 2 этапов, на каждом из которых надо вытянуть по жребию билет с вопросом ( это делает один человек из команды ):


1 этап – «Выбери правильный ответ»

Девиз: «На один правильный вопрос может быть несколько правильных ответов, но мы выбираем один!»



Тест:

1. Число π-связей в молекуле бутина-1 равно

 1) 1              2) 2               3) 3                  4) 4

 2. Из приведённых утверждений:

 А. Свойства веществ определяются не только составом, но и строением их молекул.

 Б. Изомеры имеют одинаковый состав, но разное строение.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верно А и Б

 4) неверны оба утверждения

3. Пентен-1 и гексен-1 являются

1) одним и тем же веществом

2) структурными изомерами

3) геометрическими изомерами

4) гомологами

4. Циклобутан и транс-бутен-2 являются

1) геометрическими изомерами

2) одним и тем же веществом

3) гомологами

4) структурными изомерами

5. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет:

1) 2-метилбутен-1

2) пентен-2

3) пропин

4) бутан





6. Гомологами являются

1) глицерин и этиленгликоль

2) уксусная кислота и уксусный альдегид

3) бутен и бутадиен

4) пропаналь и бутаналь

7. Число σ- и π-связей в молекуле этилена соответственно

 1) 4 и 1        2) 4 и 2        3) 5 и 1         4) 5 и 2

8. В молекуле 2,2-диметилбутана тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода

1) только sp3

2) только sp2

3) sp3 и sp2

4) sp3, sp2 и sp



II. – этап «Кто быстрее? »

На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Зинин, Фаворский, Вюрц, Марковников.

На карточках, которые вынимают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя , какого ученого носит данная реакция:



Карточка№1.

Имя, какого ученого носит эта реакция?

Какие вещества были получены с помощью этой реакции?

2CH3-Cl + 2Na → CH3-CH3 + 2NaCl



Карточка№2.

2Н5ОН→Н2С=СН-СН=СН22=2Н2О

Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено этим методом? Назовите его?



Карточка№3.

СН ≡ СН+Н2О→СН3-СOH

Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его?

Карточка№4.

3 СН ≡ СН→ С6Н6

Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции?



Эти два этапа конкурса проводятся одновременно. Каждая команда определяет, кто из участников (по одному человеку) пойдет к доске отвечать на задание «именные реакции", а остальные устно отвечают на тест №1.

Оценивается этот конкурс:

I этап – 5 баллов

II этап - 3 балла.



3– й конкурс Химический диктант.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
























Эти цифры означают номер вопроса, которые вы видите на доске. Ответы оформляете на шкале: если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечаете черточкой -----, , а если нет, то дугой. Для это диктанта вам предоставляю 4 вещества: бензол, метан, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда вытягивает карточку с названием вещества и отвечает на вопросы.



Вопросы к химическому диктанту:

  • Отвечает общей формуле ряда CnH2n-6.

  • Находит применение в пищевой промышленности.

  • Применяется в качестве топлива.

  • Взаимодействует со щелочами.

  • Не образует изомеров.


  • Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде, со своеобразным запахом.

  • Образуется в процессе фотосинтеза.

  • При нагревании разлагается на простые вещества.

  • Используют для получения растворителей, волокон, пластмасс.

  • Дает реакцию «серебряного зеркала».

  • Проявляет свойства предельных и непредельных углеводородов.

  • Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.

  • Синтезируют из простых веществ.

  • Отвечает формуле C2H4O2.

  • Относится к классу углеводов.

  • Вещество, которое получают в реакции Зелинского.

  • В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.

  • Вступает в реакцию этерификации.

  • Является главной составной частью природного газа.

  • Вещество, имеющее в своем составе карбоксильную группу.

Ассистенты собирают диктанты и сдают на проверку жюри (проверяют по готовым ответам).

За диктант максимальная сумма баллов – 5. Выставляют средний балл для всей команды.



4– й конкурс. Кто он?

В нем пойдет речь об ученых – химиках, которые работали в области органической химии. Для того чтобы отгадать, о каком ученом идет речь, я вам буду давать подсказки. Если вы угадаете с первой – 10 баллов, если со второй – 9 баллов и т.д. Итак, первая загадка «Кто он?»

1-я подсказка: Уже в 9 лет получил кличку великий химик (10 баллов)

2 – я подсказка: Учился у крупнейших ученых Н.Н. Зинина, К.К. Клауса. (9 баллов).

3 – я подсказка: Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

4 – я подсказка: В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата.

5 – я подсказка: В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал 3– ю диссертацию по химии.

6 – я подсказка: Создал теорию строения органических веществ.

Ответ: Александр Михайлович Бутлеров.





Вторая загадка – «Кто он?»



1-я подсказка: Родился он 11 ноября 1833 года в Петербурге. ( 10 баллов)

2 – я подсказка: Осенью 1850 года он поступает в медико-хирургическую академию ( 9 баллов)

3–я подсказка: Он написал балладу:

Море бурно шумит,

Волны седые катит.

По морю едет пловец,

Молодой и отважный,

Везет он с собой товар,

Дорогой, непродажный.

А ветер и волны навстречу бегут,

И пеной холодной пловца обдают. ( 8 баллов)

4-я подсказка: Внес много нового в химическую науку: получил особым способом бутан, впервые в мире фторорганическое соединение, проделал 2 ориги нальные работы с бензолом и хлориодоформом. ( 7 баллов).

5–я подсказка: Написал оперу «Князь Игорь»

( Александр Порфирьевич Бородин ).



5– й конкурс: «Перевертыши»

В предложениях зашифровывается их смысл, только наоборот. Вот и вы попытайтесь правильно прочитать положение теории Бутлерова А.М., зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение. Кто знает, поднимает руку.

«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления».

Ответ: 1 положение. Атомы в молекуле соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности.

Далее следующее положение теории: «Молекулы и единичная молекула обратимо бездействуют сами по себе».

Ответ: 4 положение. Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга».

«По составу тел нельзя найти их характер и на характере потерять состав».

Ответ: 3 положение. «По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение».

«Характер тела свободен только от бракованной, но бесчисленной части и от хаоса разложения молекул в веществах».

Ответ: 2 положение. «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы».

Этот конкурс оценивается по 3 – балльной системе за каждое положение.



6– й конкурс. Вопросы викторины.

  1. Как поместить яйцо в бутылку? (Сначала помещают яйцо

в 9 % раствор уксуса на сутки, при этом скорлупа его, состоящая из СаCO3 ,станет мягкой. Затем в бутылку налить раствор Na2CO3 и слегка сдавить яйцо, которое стало похоже на резиновое, протолкнуть сквозь горлышко бутылки).

  1. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? (Нитроглицерин).

  2. Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, затем можно пользоваться мылом? (Если не смыть мел сначала водой, то при взаимодействии с мылом карбонат кальция переходит в малорастворимые соли жирных кислот, и руки плохо отмываются).

  3. Что такое «ледяная» уксусная кислота? ( Это безводная уксусная кислота).

  4. Какие органы чувств химики используют в качественном анализе химических веществ? (Химики широко используют зрение, обоняние, и гораздо реже, вкус и осязание).

  5. Из чего изготовляют лак для ногтей? (Лак – это раствор нитроцеллюлозы в органическом растворе).

  6. Кто первым научился получать волокно? (Паук, при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе)



7– й конкурс. Занимательные опыты.



«Волшебные цветы».

Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.

«Тайнопись».

а). Надпись заранее выполняем на бумаге фенолфталеином, проявляем щелочью из пульверизатора или ватным тампоном, смоченным ею же.

б). Надпись выполняем концентрированной серной кислотой на фильтровальной бумаге. Подержав такую надпись над горящей спиртовкой, обнаруживаем, что все буквы обугливаются и выпадают.

«Искры внутри жидкости».

В химический стакан наливаем этиловый спирт, затем аккуратно по стеклянной палочке вливаем концентрированную серную кислоту (жидкости не должны смешиваться), всыпаем кристаллический перманганат калия. На границе раздела жидкостей наблюдаем искры.

«Оперируем без боли…»

Вызываем желающего из студентов. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (III), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - «кровь» струйкой стекает по руке.

«Несгораемый платок».

Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.

«Вулкан».

Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

«Дым без огня».

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

III. РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Учитель: Благодарю всех участников нашего урока - игры Всем необходимо принять все сказанное к сведению и усилить контроль за качеством выпускаемой продукции. Всем службам обратить внимание на вопросы охраны окружающей среды.

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок

Рефлексия

Домашнее задание

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!