СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные вопросы русской орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

правописание безударных гласных корня, приставок, суффиксов. Правила-подсказки и набор упражнений

Просмотр содержимого документа
«Трудные вопросы русской орфографии»

Учебное пособие по русскому языку посвящено трудным вопросам русской орфографии. Адресовано ученикам средней школы и сдающим ЕГЭ (задания 9-11,15)

УРОК 1. Проверяемые безударные гласные

Начитать всегда надо с основного, поэтому и мы начнём с главной части слова – с корня. Как часто сталкиваясь с написанием безударной гласной корня мы не можем определить, что писать: Е или И, А или О, Е или Я. А уж если требуется вставить пропущенную букву, то вопрос порой становится неразрешимым. В самом деле, что написать в слове ч..столюбие? Самые сообразительные быстро поймут, что надо искать проверочное слово. Но вот какое? Чистый? Или честный? И тут нужно подключать логику: тот, кто любит чистоту, может, и чистолюбивый, но существительное, называющее это свойство – аккуратность или опрятность. Значит искомое слово всё же от понятия честь: честолюбие. И таких примеров немало: просв..щение народа и посв..щение маме. Хорошо, если с уроков истории запомнили про эпоху Просвещения или знают поговорку «учение – свет». Запоминаем: посветить (фонариком) и просветить (дать знания), а посвятить, посвящение (выразить благодарность, признательность) от слова святость. Итак, подключаем логику и подбираем проверочные слова.

Упражнение 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова

Эпоха Просв..щения, прил..пить к стене, раск..лить печь, в..сеть на стене, отт..ск на бумаге, зат..саться в толпу, ут..шать в несчастье, ут..хающий шум, посв..щение маме, прил..пать к подошве, раск..лоть орех, выв..сить на балконе, проп..лоть грядки, оп..лить волосы, пос..деть на скамейке, пос..деть к старости, прож..вать в доме, нав..вать сон, зав..ваться кольцами, прис..гать Отчизне, прис..дать от страха, прож..вать кусок, разв..вающийся флаг, подр..жать артисту, задр..жать от холода, неприм..римый борец, п..ровать после победы, выполнить упр..жнение, потерпеть пор..жение, скр..пить документы, отщ..пнуть кусочек хлеба, разв..вать промышленность, в..локнистый стебель, зап..вать песню, зап..вать лекарство, скр..пит дверь, вредные исп..рения, расщ..плённое молнией дерево, щ..пковыйй инструмент, г..ристая местность, ч..стота сокр..щений, вышк..ленный л..кей, разд..ваться вдали, обл..к..титься на стол, местный ст..р..жил, уд..литься из зала, прекрасная д..лина, жить в ст..рожке, выл..кать м..локо, ум..лять о пощаде, ум..лять недостатки, просл..влять героя, благосл..влять на подвиг, погл..щать в огромных количествах, прогл..тить кусок, высокомерие сродни ч..столюбию.

Особое внимание следует уделить видовым парам, например: опоздать и опаздывать. Запомните: парным глаголом другого вида многие глаголы проверять нельзя.

Упражнение 2

Подберите видовую пару

Прост..ять

Зак..зать

Разм..лоть

Расск..зать

Раск..лоть

Разл..мить

Оп..здать

Разбр..сать

Перес..дить

Отг..дать

Прогл..тить

Отт..лкнуть

Вых..дить

Осп..ривать

Отп..роть

Облок..титься

Од..рить

Вын..сить

Ск..сить

Прогов..рить



УРОК 2. Корни с чередованием

Если справились с предыдущим упражнением, замечательно. Но впереди ожидают неменьшие трудности: есть же ещё корни с чередованием. И зачастую они похожи на корни с проверяемой гласной: зам..рать от страха, прим..рять соперников, прим..рять платье. И опять обращаемся к значению корня: мер-мир является корнем с чередованием, если он не имеет отношения к размерам и миру (замирать от страха). Итак, вызубрили корни с чередованием, определились с их значением (для этого необходимо подобрать не меньше трёх примеров с каждым из них) и смотрим на условие написания гласной корня:

Зависят от ударения:

- гар-гор (загар-загорать), клан-клон (кланяться-поклониться), твар – твор (тварь-творить) в безударном положении пишется О. Исключения: пригарь, выгарки, утварь;

- зар-зор (зарево-зорька)– в безударном положении пишется А. Исключение: зоревать

Зависят от последующих согласных:

- раст-ращ-рос (растение-выращивать-вырос), скак-скоч (скакать-выскочка), лаг-лож (слагаемое-положить). Исключения: скачок, скачу. Росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.
Хотя ряд учебников относит последний корень к следующему правилу

Зависят от суффикса А:

- кас-кос (касаться-коснуться, лаг-лож (полагать-положение)

Зависят от значения:

- мак-/мок- Мак= макать, погружать в жидкость
Мок=мокнуть, пропускать жидкость

- равн-/ровн-
равн=равный, одинаковый, ровн=ровный, гладкий, без шероховатостей. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Наконец, корень плав-плов-плыв, который скорее надо просто запомнить: - плов - пишется в словах: пловец, пловчиха;
- плав - пишется в слова: плавники, поплавок, жук-плавунец;
- плыв  -пишется в слове: плывун.

И самая большая группа корней с чередованием букв Е-И. буква И пишется, если после корня стоит суффикс А:

Бер- / бир- соберу - собирать
Дер- / дир- отдеру - отдирать
Мер- /мир- замереть - замирать
Пер - / пир- отпереть - отпирать
Тер- /тир- стереть - стирать
Блест- /блист- блестеть - блистать
Жег- /жиг- выжег - выжигать
Стел- /стил- постелить - постилать
Чет- / чит- вычел -вычитать. Исключения: сочетать, сочетание.
особое внимание стоит уделить корням

- им-а/я- - понимать – понял

- ин- а/я- начинать - начал


Упражнение 3

Найдите четвёртое лишнее

  1. Излагать, ложный, положение, слагаемое

  2. Растительность, расстелить, выращивать, заросли

  3. Запереться, отпирать, пировать, подпереть

  4. Загорать, загорелый, гористый, огарок

  5. Задира, задержать, продёрнуть, дерюга

Упражнение 4

Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте условие выбора. Лишние слова (проверяемые) выпишите отдельно

См..риться с судьбой, зам..рать от страха, ур..внять в правах, высокая п..рина, неприм..римый борец, п..ровать после победы, проч..тать ст..хотв..рение, зап..рать дверь, г..ристая местность, за г..ризонтом, подг..релый п..рог, изб..рательный участок, рассч..тать траекторию, оп..раться на п..рила, откл..ниться от курса скл..няться к определённому мнению, зан..маться бл..готв..рительностью, внезапное оз..рение, пром..кнуть жир, выр..вненный по л..нейке, пор..вняться с деревом, подр..вняться в строю, отр..слевой университет, ск..кать во весь дух, прим..рится с тяжёлым пол..жением, обм..кнуть перо в ч..рнила, ур..внительное распределение, ор..сительная система, поч..татель т..ланта, акулий пл..вник, прекл..няться перед героизмом, вспом..нать прошлое, нар..стающее отвр..щение, прин..мающая сторона.

УРОК 3. Непроверяемые гласные корня

Обогащайте свой словарный запас! Сталкиваясь с незнакомым словом, загляните в словарь, чтобы посмотреть на его значение и написание. Если поймете путь происхождения, станет намного проще с правописанием. Например: солдат – буква О непроверяемая; но так называли наёмных воинов, оплата труда которых велась в сольдо. Правда, надо знать и что такое сольдо. Так что учим, запоминаем, выстраиваем логические цепочки.

Упражнение 5

Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными словами составьте словосочетания или предложения


Аб..жур, аббр..виатура, аб..туриент, аб..риген, ав..нгард, ав..нтюра, ад..птация, ад..кватный, аж..отаж, ак...мп..нировать, акс..ома, актуальный, альб..трос, альм..нах, амбр..зура, ам..ртизатор, ампл..туда, ан..малия, апл..дисменты, ап..гей, ап…тит, ап..ртаменты, апр..ори, ар..мат, арт…лерия, , аф..ризм.

Б..гаж, бадм..нтон, б..зар, б..ндероль, белл…тристика, б..рет, б..рлога, , б..тон, б..чева, б..атлон, б..гатство, бог..тырь, б..йкот, бр..коньер, бронхит,

В..гон, в..кансия, в..лентность, в..трушка, вег..тарианский, велос..пед, в..львет, в..ранда, вер..ница, в..рмишель, в..рнисаж, в..стибюль, вет..ран, в..тер..нар, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, в..девиль.

Г..барит, г..рмония, г..стролёр, г..неалогия, г..нерация, г..рметизировать, г..гиена, г..потеза, г..б..лен, г..ризонт.

Д..баты, д..зертир, д..кларация, д..ликатес, дельт..план, д..м..кратия, дем..нстрировать, д..путат, д..фицит, д..апазон, див..денд, дил..тант, д..р..жёр, д..фирамб, дом..нанта, доск..нально.

Ж..кет, ж..асмин, ж..латин, ж..кей, ж..нглёр.

Игн..рировать, ид..ал, , ид..ома, и..роглиф, ижд..венец, ингр..диент, инж..нер, ин..циатива, интелл…ктуальный, интелл…гентный, инц..дент.

К..блук, к..в..лерия, к..к..фония, к..л..мбур, к..лейдоскоп, к..лендарь, , к..равай, к..р..катура, к..рн..вал, к..рьера, к..тавасия, к..таклизм, к..тастрофа, каш..мир, ко..лиция, к..либри, к…лега, к…ллекция, к…ллизия, к..мбинезон, комп..тентный, к..мпл..мент , конф..денциальный, конф..ренция, ко(м,н)форт, к..(м,н)форка, к..ра(л,лл), к..ричневый, к..рифей, к…рректор, коэфф…циент.

Лаб..ринт, лак..низм, ла…шафт, леле..ть, л..бре(т,тт)о, л..нол..ум, л..пата, лот..рея, л..гушка.

Нав..ждение, н..тюрморт, нив..лировать, ниг..лизм, н..ве(л,лл)а, н..ктюрн, ност..льгия, н..тация.

Об..лиск, об..няние, об..яние, о(п,пп)..нент, опт..мист, ор..нжерея, ориг..нальный, ..рдинатура, ..реол, ори..ентир.

П..ликли(н,нн)ика, п..лисадник, пан..рама, п..нтомима, пап..ротник, параб..ла, пар..дигма, пар..докс, п..рапет, пар..шют, п..риферия, перп..нд..куляр, персп..ктива, п…ссимист, пл..гиат, п..нтон, п..ролон, през..нтация, пр..з..дент, прет..ндент, пр..тензия, пр..це(н)дент, прив..легия, пр..оритет, проп..ганда.

Реабил..тация, р..галия, р..гламент, рез..денция, р..зюме, , р..кв..зит, рек..мендовать, р..марка, респ..ратор, рест..врировать, р..ф..рат, р..цензия, р..кошет, р..торический, р..туал, руд..мент.

С..рафан, с..рказм, с..мантика, сем..нар, с..нт..ментализм, с..рена, с..ренада, серт..фикат, с..луэт, симм…тричный, с..реневый, с..бака, сп..нтанный, ст..пендия, стр..коза, сув..ренитет.

Т..бурет, там..да, т..релка, темп..рамент, т..ория, т..рцина, тр..ктат, тр..ф..рет, трен..р, трен..ровать, тр..ада, тр…лейбус, тр..туар.

Ув..ртюра, ун..в..рситет, ур..ган, утил..тарный, утр..мбовать.

Фав..рит, ф..т..льный, фест..валь, ф..номен, ф..аско, ф..лармония, ф..лателист, ф..нарь, ф..нтан, ф..рель, фраз..ология, фюз..ляж.

Х..рактер , хр..ст..матия, хр..зантема, х..датайство.

Це(л,лл)…фан, ц…(л,лл)юлоза, ц..вилизация, ц..линдр, ш..блон, шампинь..н, ш..велюра, ш..девр, ш..ренга, ш..роховатый, ш…(с,сс)е, э(в,ф)калипт, эв..люция, экв..валент, экз..мпляр, экип..ровать, эксп..р..мент, эксп..нат, экстр..вагантный, экстр..мальный, элег..я, эл..мент, эл..ксир, энц..фалит, эп..таж, э(к)ск..лация, эсп..ранто, эст..када, эш..лон, юв..лирный.


УРОК 4. Правописание приставок

Для того чтобы успешно справиться с написанием приставок, необходимо их видеть, не путать с начальными буквами корня.

  1. Прежде всего это неизменяемые приставки:

О-: окликнул 
У-: уехал 
ДО-: доехал 
ПО-: поверье
ПРО-: продвать
ПРА-:В особом значении (дальний предок): прабабушка, праязык, праславянский, правнук, прародители, праотец 
НА-: нападение 
ЗА-: задаваться 
НАД- (НАДО-): надкусить
ПОД- (ПОДО-): подтаять
ОТ- (ОТО-): отдых
ОБ-(ОБО-): обтереть 
В- (ВО-): всласть
ВЫ -: вышагивать 
ПРЕД- (ПРЕДО-): представить 
ПЕРЕ-: перегной 
С- (СО-): сдвинуть 
ПОЗА-: позапрошлый

Обратите внимание в приставках на согласный перед согласным корня может появиться беглый О: сбор – собрать

Стоит вспомнить, что некогда текст не делился не только на предложения, но даже на слова. Когда разделение всё же произошло, то глаголы как самая сильная часть речи ничего не отдали, поэтому у них есть только приставки, а вот существительные те же маленькие слова отпустили, поэтому у ни есть ещё и предлоги. И – что важно в нашем случае – они пишутся абсолютно одинаково:

окликнул - о доме, укусил – у друга, дошёл – до дома, пошёл по дороге, проговорил про тайну, наехал, на камень, зашёл за дом, надломил над головой, подтаял под окнами, отдохнул от забот, обломать об угол, втолкнуть в комнату, предстать перед начальником, сойти с ума.
Особо внимательным нужно быть к родству предлога из-под и аналогичной приставки: смотреть исподлобья. Первая часть подчиняется правилу о правописании приставок на -З/-С, вторая – правилу о неизменяемых приставках.

Упражнение 6

Найди лишнее

  1. Подворье, подушка, подвал, пододеяльник

  2. Подорожник, подоконник, подсвечник, подлокотник

  3. По..толкнуть, по..черкнуть, по..кользнуться, по..таять

  4. Пр..образ, пр..язык, пр..пащий, пр..славлять

  5. Пре..ставлять, пре..кновение, пре..ставление, пре..посылка

Следует помнить, что приставки З не бывает. В словах здесь, здание, зги, здоровье первая буква входит в корень. Если слово начинается с НЕ, то это правило необходимо вдвойне: несговорчивый – приставки не-, с-. В слове нездешний приставка не и корень здеш-

  1. В изменяемых приставках написание букв -З/-С зависит от звонкости/глухости последующего согласного. Пред звонкими пишется З, перед глухими

Без- /бес - безжалостный - бесшумный

Воз-/вос – возделывать - восходить

Из-/ ис- изжёванный - истолкованный

Низ-/нис- низвергающийся - нисходящий

Раз/роз- рас/рас – разыскать/розыск – расписать/роспись

Через/чрез – черес – чрезвычайный – чересполосица

Сразу же предлагаем обратить внимание на приставки раз-роз-/ рас-рос-, написание гласных в которых зависит от ударения: под ударением пишется О: расписать – роспись, разыскать – розыск, разыграть – розыгрыш.

ИСКЛЮЧЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ  

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!! 

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно( в этих словах з- входит в состав корня). 

2) Обратите внимание на слова:  

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)  

Исключение: бессчётный 

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС) 


3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить  


Здесь тоже важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные. 

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д. Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные в русском языке подряд не пишутся.

И наконец, для тех, кто не выучил звонкие и глухие согласные:

  1. Можно запомнить одну из двух фраз: «Ой, мы же не забывали о друге!» (в ней все звонкие согласные) или «Федя, хочешь поесть щец?» (здесь спрятались все глухие)

  2. Звонкие согласные в начале алфавита (исключая К), глухие – во второй половине


Упражнение 7

-З или- С: образуйте слова при помощи приставок, оканчивающихся на -З/-С и запишите их в две колонки:

Без-/бес-: срочный, спорный, ценный, вкусный, ценный, полезный;

Из-/ис-: пробовать, черпать, ведать, тратить, следовать, ходить;

Воз-/вос-: зрение, создание, кликнуть, произнести, делать, хождение;

Раз-/рас-:жечь, считать, писать, таять, чертить, кроить, счёт.


  1. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения:

При- имеет значения

Пре- имеет значения

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить)

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть)

3. пространственная близость (приморский, пришкольный)

4. Доведение действия до кона (придумать, приучить)

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь)

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 
Премилый, презабавный 
2. То же, что и приставка пере 
Преградить(перегородить, преобразовать(переделать)


существует группа омонимов, написание гласных в которых зависит от значения:

ПРИ

ПРЕ

прибывать 
(приезжать)

пребывать
(находиться)

призреть,
беспризорник
(приютить,
позаботиться)

презреть
(пренебречь)

притворить
(закрыть)

претворить
(воплотить)

приклонить
(наклонить)

преклонить,
(выразить
уважение,
вызывающий
уважение)

придать
добавить,
осмыслить

предать
предаться
(выдать
погрузиться)

приходящий
являющийся

преходящий
временный

притерпеться
привыкнуть

претерпеть
пережить

приемник радио

преемник ученик

приставить
поставить

преставиться
умереть

привратник
сторож

превратности
неприятности

приложить
положить вплотную

непреложный
(незыблемый,
нерушимый)

придел
(пристройка
в церкви)

предел
(граница)

 

Обратите внимание: преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами.

  Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова). 

ПРИ-

ПРЕ-

Приоритет, привилегия прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить

Прерогатива, преамбула препятствия, препоны, прерия, презент, препятствие, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, , прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, , превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть


Упражнение 8

Перепишите, вставляя слова, данные в скобках:

… врага - …сироту (презирать, призреть)

… закон - … к работе (приступить, преступить)

… друга - … значение (придать, предать)

… дверь - …планы в жизнь (притворить, претворить)

… в стране - … в страну (прибывать, пребывать)

… слава - …поезд (преходящий, приходящий)

… терпению - …церкви (предел, придел)

… боль - … к боли (претерпеть, притерпеться)


Следующие два правила тоже очень тесно связаны:

  1. После приставок на согласный и первых корней, образованных от имён числительных, перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется Ъ (подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление, трёхъярусный). Обратите внимание на несколько слов: подьячий (помощник дьяка – в слове нет приставки, поэтому Ь), адъютант (ад – приставка, как в слове адъюнкт – поэтому Ъ). И ещё набор однокоренных слов: субъект (субъективный), объект (объективный), инъекция.

Теперь включаем логику: пред буквами Е,Ё,Ю, Я, И в корне слова пишется Ь. Значит должно быть правили для И после приставок.

  1. После русских приставок на согласный первая буква корня, начинающегося с И, превращается в Ы (раз+играть=разыграть). Исключение: ВЗИМАТЬ. В учебниках речь идёт об исключениях – приставках сверх- и меж-. Но, во-первых, в первой приставке (сверх) есть корень, а во-вторых, ЖИ-ШИ (межинститутский)пишется с И.


Упражнение 9

Спишите, раскрывая скобки, объясните выбранные написания слов

Без (успешный, ядерный, интересный), пред (юбилейный, идущий, ярмарочный, аварийный), сверх (естественный, интересный, яркий, важный), об (единить, искать, устроить), транс (европейский, индийский, атлантический), пан(иранский, европейский, американский, японский), двух (язычный, этажный, импульсный), с (ехать, язвить, ёжиться, узить, экономить, тереть)

УРОК 5 Правописание суффиксов (кроме Н – НН)

глаголов

- причастий

- деепричастий

- прилагательных

- существительных;

Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с таблицей и ставим гласную: 

Суффиксы прилагательных

-чив-, -лив-

-чат-

Всегда пишется и
Заботливый, заносчивый, зубчатый

-ив-, -ев-

Под ударением пишется и
Красивый, правдивый
Без ударения пишется е
Боевой, сиреневый 


Исключения: милостивый, юродивый

-ов-, -оват-, -овит-

Пишутся после твердых согласных
Деловой, красноватый, деловитый

-ев-, -еват-, -евит-

Пишутся после мягких согласных и ц
Вечевой, сиреневатый, глянцевитый

 

Суффиксы существительных
(могут чередоваться или быть неизменяемыми)

-ик- (-ник-, -чик-)

-ек-


ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И
Столик – столика, пальчик - пальчика

ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный
Замочек – замочка, ключик – ключика

 -ец-

-иц-

Сущ. мужского рода (боец)

Сущ. женского рода (владелица)
В сущ. среднего рода 
-ец-, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо), 
-иц-, если ударении предшествует суффиксу (платьице)

-ичк-
 -ечк-

 -ичк-: в сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-
Лестничка (лестница), пуговичка (пуговица).
-ечк-:  в остальных случаях
Троечка, Ванечка, времечко.

-оньк-
-еньк-

После твёрдых согласных пишем -оньк-
лисонька
После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк-
тученька, Зоенька

-чик-
-щик-

После согласных т, д, с, з, ж (фраза-подсказка: ТЫ ТОЖЕ ЗДЕСЬ)
Перевозчик, разносчик
После остальных согласных
Банщик, фонарщик

Суффиксы со значением лица (не меняются):
-ист (гитарист),
-ник (дворник),
-навт (космонавт),
-ец (молодец),
-ёр (тренажёр),
-тель (учитель);

-ен-  пишем в разносклоняемых существительных

Время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя
Например: семени, времени.

Не забываем  об исключениях.


Упражнение 9

Образуйте от данных слов существительные при помощи суффиксов -ек- (ок)-/-ик-(-ник-чик). Запишите полученные существительные в форме именительного и родительного падежа

Сапог, ремень, порог, пирог, человек, лещ, нож, ковш, орех, старик, овраг, кирпич, костюм, творог, карандаш, крест, хвост, пень, пенёк, грех, пух, карась, ларь, крюк, клок, стул, диван, огонёк, уголь, уголок, халат, лицо.

Упражнение 10

Заполните таблицу примерами

Род

Мужской

Женский

Средний

Окончание

Нулевое

-о

Суффикс

-ец-

-иц-

-ец-

-иц-

Примеры






Желань..це, задань..це, жужул..ца, поместь..це, голланд..ц, сажен..ц, пальт..цо, пехотин..ц, владел..ца, рассказ..ц, варень..це, попутч..ца, однофамил..ц, однофамил..ца, владел..ц, лечебн..ца, умн..ца, кормил..ц, строень..це, любим..ц, спутн..ца, мельн..ца, добровол..ц, скитал..ц, метел..ца, бель..цо, стихотворень..це, масл..це, плать..це, меченос..ц, маслен..ца.

Упражнение 11

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Виш..нка, дорорж..нька, баш..нка, пес..нка, жаров..нка, спал..нка, француж..нка, горош..нка, кофе..нка, сот..нка.

Упражнение 12

От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами

-ов- или -ев-: ёрш, морж, холст, ковш, ключ, спаржа, сторож, кумач, камыш, алыча, груша, ситец, глянец, песец, речь, боец;

Упражнение 13

Вставьте пропущенные буквы, заполните таблицу, выделите суффиксы

- ев-

-чив- лив-



Бол..вой приём, пол..вой цветок, кокетл..вое платье, тюд..вые занавески, коч..вые племена, уклонч..вый ответ, совестл..вый характер, веч..вой колокол, засушл..вый район, заманч..вое предложение,улыбч..вая девушка, реч..вое явление, плеч..вой сустав, причудл..вый узор, никел..вый состав, отрасл..вые особенности, отзывч..вый человек, заманч..вое впечатление, ключ..вая вола, каркул..вая шапка, рол..вые игры, рул..вое управление, заботл..вая хозяйка, разговорч..вая старушка, эмал..вая шкатулка, гел..вая ручка, гели..вый шар, приветл..вая улыбка, забывч..вый ученик.


Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва; 


Суффиксы глаголов

-ова-, -ева-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.
Заведовать (заведую), исповедовать (исповедую)

-ыва-, -ива-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.
Заведовать (заведую), исповедовать (исповедую)

-вАть-

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса

Залить – заливать, преодолеть -преодолевать, преодолеваю
Исключения: Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю


 


Суффиксы в неопределенной форме глагола

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на  -ить, суффиксы глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть  - и производных от них.
Запомните глаголы на -ять: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять;  глаголы на -ить: драить и клеить



Суффиксы действительных и страдательных причастий, деепричастий прошедшего времени


Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом действительных и страдательных причастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы. Перед суффиксами ВШ, Ш, НН пишется та же буква, которая была в начальной форме глагола.
Понадеявшийся, понадеявшись –  от понадеяться, самонадеянный – от надеяться.

Исключение – суффикс ЕНН, при помощи которого образуются страдательные причастия от глаголов на – ить: скелить – скле-енн-ый.

Особое внимание следует обратить на омонимичные глаголы: пристрелять (добиться точности) ружьё – ружьё пристрелянное, пристрелить врага – пристреленный враг.

Важно! Обратите внимание на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастие.
Склеивающий образовано от склеивать, а не от склеить


Не забываем об исключениях.

Упражнение 14

Вставьте пропущенные буквы

Пром..вать, команд..вать, совет..вать, причёс..ваться, расход..вать, закат..вать, развед..вать, препод..вать, отлам..выть, обман..вать, вер..вать, преслед..вать, завил..вать, бесед..вать, разгляд..вать, заказ..вать, запис..вать, зарабат..вать, уклад..вать, образов..вать, голос..вать, упаков..вать, праздн..вать.

Упражнение 15

Вставьте на место пропусков -Е- или -И-, поставьте ударение

Врач..вать, проветр..вать, наста..вать, закл..вать, разве..вать, гор..вать, устра..вать, размеж..вать, выплач..вать, раскраш..вать, ноч..вать, зас..вать, забол..вать, зад..вать, рассе..вать, корч..вать, обла..вать, размещ..вать, засуш..вать, ослаб..вать, приглаж..вать, усва..вать, потч..вать, заноч..вать, застр..вать, согр..вать, обур..вать.

Упражнение 16

Вставьте пропущенные буквы, укажите от каких глаголов образованы данные причастия

Пристрел..нный (__________________) волк, пристрел..нное (_____________) ружьё, замеш..нный (____________________) в историю, замеш..нное (________________) тесто, накач..нные (_________________) мышцы, выкач..нный (___________________) на поле мяч, увеш..нная (_______________) игрушками ёлка, взвеш..нные (___________________) продукты, подсуш..нный (___________________________) хлеб, подслуш..нный (_______________________) разговор, свал..нное (___________) из шерсти одеяло, свал..ные (_________________) в кучу вещи.


УРОК 6

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Правописание окончаний глаголов и суффиксах причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. В окончаниях глаголов и суффиксах причастий, образованных от глаголов первого спряжения, пишутся буквы Е-У/Ю (как в слове цЕлУЮ). В окончаниях глаголов и суффиксах причастий, образованных от глаголов второго спряжения, пишутся буквы И-А-Я (как в слове мИлАЯ). Спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Ко второму спряжению (римская цифра II похожа на букву И), относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить, и ещё одиннадцать глаголов: семь на -еть и четыре на -ать: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать. Следует запомнить: приставка спряжения не меняет, то есть, гнать-выгнать-прогнать – всё относится ко второму спряжению.

Упражнение 17

Определите спряжение и запишите глаголы в форме 3 лица единственного и множественного числа.

Будить, стелить, полоскать, шептать, щипать, слышать, рубить, лаять, колыхать, бороться, клеить, реять, удостоить, купить, мылиться, назначить, белить, лечить, пениться, плясать, колоть, полоть, стелиться, метаться.

Упражнение 18

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

Та..щий снег, плохо слыш..щий человек, кле..щая обои бригада, пляш..щие человечки, караул..щий мышей кот, ненавид..щий ложь, завис..щий от погоды, стел..щийся кустарник, рыщ..щий по лесу волк, пен..щийся напиток, скач..щий конь, пыш..щая жаром печка, рокоч..щий прибой, дремл..щий старик, тяжело дыш..щая собака, колебд..щиеся тени, трепещ..щий листок, пол..щий огород дачник, леле..щий надежду, тихо шепч..щий.


УРОК 7

Правописание– Н – НН – в разных частях речи


  1. Н – НН в отымённых прилагательных:

В прилагательных пишется -Н-, если они образованы при помощи суффиксов -ИН-; -АН- (-ЯН-) (например: гусь – гусиный, голубь – голубиный, гость – гостиный; кожа – кожаный, песок – песчаный, серебро – серебряный)

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Следует запомнить слова, в которых нет суффикса: синий, зелёный, юный, пряный, рьяный, румяный, пьяный, сазаний, фазаний, павлиний, тюлений, обезьяний.

Внимание:

Следует различать прилагательное масляный (образованное от слова масло), имеющее значение «сделанный на масле», «работающий на масле», (например: масляные краски, масляный насос) и прилагательное масленый (от глагола маслить), имеющее значение «намазанный, пропитанный маслом» (например: масленый блин, масленая тряпка).

В отымённых прилагательных пишется -НН-:

- если суффикс -Н- присоединяется к основе существительного, которая заканчивается на -Н- (например: луна – лунный, длина – длинный, туман - туманный, целина – целинный, картина – картинный, старина – старинный)

- если прилагательное образовано от существительного на -мя (например: время – времени – временный, имя – имени - именной)

- если прилагательное образовано от имени существительного при помощи суффиксов – ЕНН – ОНН – (например: обед – обеденный, клятва – клятвенный, экскурсия – экскурсионный).

Внимание:

Слово ветреный пишется с одной – Н -. Но, если к этому слову прибавляется приставка, пишется – НН -: безветренный. Слово ветреный, имеющее значение «с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» (ветреный юноша) следует отличать от слова ветряной, которое используется в единственном значении – «приводимый в движение ветром» (ветряной двигатель, ветряная мельница).

УПРАЖНИНИЕ 19

От данных слов образуйте однокоренные прилагательные при помощи суффиксов:

- ИН -: гусь, гость, лошадь, тополь, журавль, куры, орёл

- АН -/-ЯН -: кожа, трава, песок, серебро, соль, лёд, земля, рожь

- ОНН –: лекция, станция, авиация, демонстрация, порция, диверсия

- ЕНН – или – СТВЕНН -: листва, клюква, ум, жизнь, дар, искусство

- Н -: луна, телефон, дыня, длина, глубина, песня, струга, мгновение

- Н -: время, пламя, знамя, племя, семя, стремя, имя, темя

Упражнение №2

Вставьте на месте пропусков – Н – или – НН -. Выделите суффиксы. В какой группе слов невозможно выделить суффиксы?

1) Соловьи..ый, соколи..ый, воробьи..ый, комари..ый, гозли..ый, голуби..ый, звери..ый, бекаси..ый

2) Костя..ой, платя..ой, песча..ый, стекля..ый, глиня..ый, шерстя..ой, торфя..ой, конпля..ый

3) Спи..ой, горта..ый, чугу..ый, степе..ый, весе..ий, несомне..ый,исти..ый, стреме..ой

4) Искре..ий, свойстве..ый, ветре..ый, торжестве..ый, безветре..ый, сол.оме..ый, утре..ий

5) Комиссио..ый, дискусси..ый, агитацио..ый, дивизио..ый, диверсио..ый,коллекцио..ый, организацио..ый, экскурсио..ый

6) Ю..ый, си..ий, зелё..ый, рья..ый, була..ый, еди..ый, сви..ой, румя..ый

УПРАЖНЕНИЕ 20

Вставьте -Н – или -НН – и заполните примерами таблицу

- Н- + Н

- ИН-


Мыши..ый, маши..ый, равни..ый, были..ый, лошади..ый, чи..ый, змеи..ый, гости..ый, ками..ый, дли..ый, сови..ый, журавли..ый, исти..ый, ути..ый, стари..ый, осли..ый, глуби..ый, общи..ый, звери..ый, голуби..ый, комари..ый, окраи..ый, имени..ый, бекаси..ый, кури..ый, карти..ый,щети..ый, уели..ый, бли..ый, тополи..ый

  1. - Н – НН – в причастиях и отглагольных прилагательных

Помните, что причастия отличаются от прилагательных тем, что они обозначают признак по действию, так как они образованы от глагола.

В полных причастиях пишется – НН-, в отглагольных прилагательных – Н -.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного:

- если есть приставка (кроме приставки НЕ) (например: скошенный луг). Примечание: если в слове кроме НЕ есть другая приставка, пишется – НН- (например: неСкошенный луг).

- если при причастии есть зависимое слово (например: недавно кошенный луг)

- если есть суффикс – ОВА – ЕВА – (например: асфальтирОВАнный, маринОванный). Внимание: следует отличать слова типа кованый, жёваный, в которых нет суффиксов – ОВА – ЕВА -, а сочетания ОВ – ЕВ входят в состав корня. Но с появлением приставки будет писаться – НН – (изжёванный, подкованный)

- если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (например: бросить – брошенный, купить – купленный, решить – решённый)

Внимание:

Слово раненый пишется с одной Н, если нет приставки и зависимого слова. Но: израненный, раненный в бою.

Следует запомнить некоторые словарные написания:

Виденный, данный, деланный, желанный, медленный, невиданный, негаданный, нежданный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, священный, считанный, отчаянный, обещанный, читанный.

Гостиная (комната), названый (брат), незваный, непрошеный, посаженый (отец), приданое (невесты), смышлёный.

Но: названный Иваном, посаженное дерево, приданное делу значение

Упражнение 21

Вставьте – Н- или – НН-. Заполните таблицу, указывая причину написания – НН – (скошенный - приставка С-; купленный – сов. вид, маринованный – суффикс ова)

- Н –

Отглагольное прилагательное

- НН –

Полное страдательное причастие




Броше..ый, стёга..ый, встрече..ый, обиже..ый, бетонирова..ый, кипячё..ый, решё..ый,фарширова..ый, эмалирова..ый, сея..ый, пленё..ый, вдохновлё..ый, побеждё..ый, рождё..ый, тренирова..ый, очарова..ый, незва..ый, клстюмирова..ый, иллюстрирова..ый,найде..ый, непроше..ый, вскопа..ая, кова..ый, укороче..ая, подкова..ый, лома..ый, жжё..ый, обречё..ый, просроче..ый, пута..ый, укуше..ый, асфальтирова..ый, коронова..ый, дарё..ый, печё..ый, сосредоточе..ый, лишё..ый, сдержа..ый, смущё..ый. ограниче..ый, реза..ый, стриже..ый, напряжё..ый. принуждё..ый, пуга..ый, да..ый, запечата..ый, глаже..ый, сказа..ый, повыше..ый, рубле..ый, спасё..ый, хвалё..ый, мече..ый, возмущё..ый, поражё..ый, рва..ый.

Упражнение 22

Вставьте -Н – или _ НН _ на месте пропусков, объясните причину написания – НН –

Коше..ая трава, некоше..ая трава, свежекоше..ая трава, давно не коше..ая трава, скоше..ая трава, жаре..ая картошка, жаре..ые в масле пирожки, поджаре..ый хоеб, сушё..ные яблоки, подсуше..ый хлеб, суше..ые на ветру грибы, гружё..ая машина, нагруже..ая машина, недогруже..ый состав, груже..ый углём вагон, тка..ое полотно, тка..ый золотом узор, нетка..ое полотно, златотка..ое полотно, вытка..ый узор, заплетё..ая коса, плетё..ая мебель, плетё..ый из прутьев забор, писа..ая красавица, писа..ый маслом портрет, изноше..ые вещи, долго ноше..ые вещи, неноше…ые вещи, ноше..ые вещи, золочё..ая ложка, позолоче..ая ложка, солё..ые грибы, соле..ые в банке грибы, недосоле..ая каша

3. - Н – НН – в сложных словах

1. В сложных словах во второй части пишется -НН-, если:

- в самостоятельном прилагательном, образующем вторую часть сложного, имелось -НН-: широколиственный – от лиственный, высокообразованный – от образованный

- второй частью являются -куренный, - варенный, -рощенный, -гонный: смолокуренный, солеваренный, доморощенный, потогонный

2. -НН- в первой части сложных прилагательных пишется, если эта часть образована от самостоятельного слова, имеющего -НН-: общественно-политический (от общественный), вагонно-паровозный (вагонный и паровозный). Но: вагоноремонтный (от ремонтировать вагоны)

3. в сложных словах во второй части пишется -Н-, если в самостоятельном прилагательном, образующем вторую часть сложного, писалось -Н-: златотканый (от тканый – несов.вид)

Внимание:

  1. В сложных словах типа читаный-перечитаный, стираный-перестираный, латаный-перелатаный вторая часть не рассматривается как причастие с приставкой. Такие слова рассматриваются как сочетания, представляющие собой единое целое

  2. В слитно пишущихся медицинских терминах легкораненый и тяжелораненый пишется -Н-. Но в словосочетаниях легко раненный (боец) и тяжело раненный (солдат) – причастие с зависимым словом, поэтому пишется -НН-

4.- Н – НН- в кратких формах

Прилагательные и причастия могут употребляться в кратких формах. Краткая форма отвечает на вопрос: каков?

В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных, например: ночь туманна (туманная), мнение ценно (ценное)

В кратких причастиях пишется одна -Н-: трава скошена

Внимание:

Следует различать краткие прилагательные и краткие причастия:

Девочка воспитанна (краткое прилагательное) и вежлива.

Девочка воспитана (краткое причастие) бабушкой.

Краткое прилагательное

Краткое причастие

Можно заменить полной формой (девочка воспитанная и вежливая); прилагательные дают характеристику определяемого слова, а не сообщают о производимом кем-то действии

Можно заменить глаголом (девочка воспитывалась бабушкой); от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (девочка воспитана (кем?) бабушкой)


5.- Н – НН – в существительных и наречиях на -О/-Е

В существительных и наречиях, оканчивающихся на -О/-Е, образованных от прилагательных и причастий, пишется столько - Н -, сколько в исходном слове: избранник – от избранный, ветреник – от ветреный, бешено – от бешеный, медленно – от медленный

Внимание:

В произношении наречия на -О/-Е совпадают с краткими прилагательными и причастиями. Для того чтобы их различить, нужно выяснить их роль в предложении

Наречие

Краткое прилагательное

Краткое причастие

Является обстоятельством образа действия, относится к глаголу. Пишется столько -Н-, сколько в слове от которого образовано. Например: Он слушал (как?) сосредоточенно


Является сказуемым. Можно заменить полной формой. Нельзя употребить зависимое слово в творительном падеже. Даёт характеристику определяемого слова, а не сообщает о производимом кем-то действии. Например: Лица слушателей были сосредоточенны (сосредоточенные)


Является сказуемым. Можно заменить глаголом. При нём есть или мыслится зависимое слово в творительном падеже. Например: Много войск сосредоточено на этом участке. (Сосредоточено кем-то, кто-то сосредоточил)


Упражнение 23

Вставьте пропущенные буквы, укажите часть речи (наречие, краткое прилагательное, краткое причастие)

Мальчик улыбнулся смущё..о и неувере..о. девочка смуще..а вниманием незнакомого человека. Я не увере..а, что поняла Вас правильно. Движения танцовщицы были неувере..ы, несколько порывисты. В дни школьных каникул организова..а экскурсия в Кремль. В случае пожара необходимо организова..о покинуть помещение. Девочка сидела нн чемоданах и испуга..о смотрела на родителей. Стадо испуга..о выстрелами. Семена сосны рассея..ы ветром по лесу. Ученики сегодня рассея..ы. Мама не слушала меня и отвечала рассея..о. Воронка образова..а снарядом. Вы недостаточно образова..ы , чтобы справиться с этой работой. Чем вы намере..ы заниматься? Он обидел меня намере..о. моя соседка легкомысле..а, неуравновеше..а и к тому же дурно воспита..а. Чашки весов уравновеше..ы. Эти дети грубы и неуравновеше..ы. Машина собра..а на конвейере. Оля сегодня очень внимательна и собра..а. Она отвечала увере..о и собра..о. в незнакомой обстановке я чувствовал себя скова..о. Идут пять монахов, а руки цепями скова..ы.

Упражнение 24

От данных слов образуйте существительные при помощи указанных суффиксов:

- ость: ответстве..ый, хозяйстве..ый, учё..ый, увере..ый, приспособле..ый, совреме..ый, естестве..ый, свяще..ый, пря..ый, населё..ый, искусстве..ый, организова..ый, промышле..ый, ветре..ый, разочарова..ый, собра..ый, ю..ый, тадицио..ый

- ик: лимо..ый, утре..ий, воспита..ый, учё..ый, варё..ый, ветре..ый, посла..ый, песча..ый, избра..ый, нефтя..ой, ко..ый, песе..ый, собстве..ый, ремесле..ый, ставле..ый, конопля..ый, пута..ый, пусты..ый, зако..ый, сезо..ый, дровя..ой, милитве..ый, муче..ый



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!