Пояснительная записка
Настоящая программа факультативного курса по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.), ФЗ РФ « Об образовании.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данный курс рассчитан на 34 часа- 1 час в неделю.
Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Уринская СОШ».
Актуальность программы
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Введение в школе курса "Трудные вопросы русской орфографии» обусловлено:
- во-первых, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников,
- во-вторых, сложностью правописания омонимичных самостоятельных и служебных частей речи, в основе которых лежат прочные знания морфологии и анализ языковых единиц;
- в-третьих, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга,
- а также с целью подготовки учащихся к предстоящей государственной итоговой аттестации.
Цели и задачи
Цель курса - формирование орфографической грамотности учащихся, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
закрепить знания о служебных частях речи, умение определять частеречевую принадлежность слова в тексте;
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку ,внимания к культуре речи, к овладению нормами русского литературного языка;
способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Развивающие:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
Валеологические:
Создавать здоровый психологический климат на уроках , повышать мотивацию учащихся;
Чередовать на уроках виды деятельности, следить за осанкой учащихся;
Общая характеристика учебного курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа данного курса включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, разработана в целях повышения орфографической грамотности учащихся.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области орфографии и морфологии, повышение общей речевой культуры учащихся.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим и практическим материалом. Содержание построено таким образом, что в процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения.
В курсе представлены морфологический и словообразовательно-грамматический принципы современной русской орфографии, темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Отбор и расположение учебного материала ,применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствует возрастным особенностям детей старшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является поиск своего места в обществе, профессиональное самоопределение в будущей трудовой деятельности. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждёт от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас искать новые подходы к организации этой деятельности.
Данный 9 класс по своим знаниями , умениям и навыкам неоднородный: часть учащихся хорошо усваивает программный материал, умеет применять его на практике, другая – делает это с трудом, что требует дифференцированного подхода.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля |
теоретических | практических |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | |
2 | Орфография-раздел науки о языке. | 6 | 3 | 3 | Контрольная работа |
3 | Правописание сложных существительных и прилагательных | 5 | 2 | 3 | Тест |
4 | Правописание наречий и наречных выражений | 6 | 3 | 3 | Тест |
5 | Омонимия самостоятельных и служебных частей речи | 8 | 4 | 4 | Анализ текста |
6 | Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ | 7 | 3 | 4 | Тест |
7 | Итоговый тест | 1 | | 1 | Тест |
| Итого | 34 | 16 | 18 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата |
По плану | Факт. |
1 | Вводное занятие | 1 | Теоретическ | | | |
2 | Орфография-раздел науки о языке. | 1 | Теоретическ | | | |
3-4 | Принципы русской орфографии | 2 | Теоретическ Практическ | Опрос Словарный диктант | | |
5-6 | Практическая работа | 2 | Практическ | Объяснителдиктант | | |
7 | Контрольная работа | 1 | | Анализ текста | | |
8-9 | Правописание сложных существительных. | 2 | Практическ | Словарный диктант | | |
10-11 | Правописание сложных прилагательных. | 2 | Теоретическ Практическ | | | |
12 | Тест «Правописание сложных слов» | 1 | Практическ | Тест | | |
13-14 | Слитное написание наречий | 2 | Теоретическ | Словарный диктант | | |
15-16 | Раздельное написание наречий | 2 | | Опрос | | |
17 | Написание наречий через дефис | 1 | Практическ | | | |
18 | Тест «Правописание наречий» | 1 | Практическ | Тест | | |
19 | Омонимия предлогов и самостоятельных частей речи | 1 | Теоретическ | Объяснителдиктант | | |
20-21 | Написание производных предлогов | 2 | Теоретическ | | | |
22 | Практическая работа | 1 | Практическ | | | |
23 | Омонимия союзов и самостоятельных частей речи | 1 | Теоретическ | Опрос | | |
24-25 | Правописание союзов | 2 | Практическ | Выборочный диктант | | |
26 | Тест «Омонимия самостоятельных и служебных частей речи | 1 | | Тест | | |
27-28 | Слитное и раздельное написание частицы НЕ | 2 | Теоретическ | | | |
29 | Практическая работа | 1 | Практическ | Диктант | | |
30-31 | Слитное и раздельное написание частицы НИ | 2 | Теоретическ | Опрос | | |
32 | Практическая работа | 1 | Практическ | | | |
33 | Повторение пройденного за курс | 1 | Теоретическ Практическ | Опрос | | |
34 | Итоговый тест | 1 | | Тест | | |
| Всего часов | 34 | | | | |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов | Содержание учебной темы |
| | | Основные изучаемые вопросы | Формы занятий, используемые при изучении темы |
1 | Орфография-раздел науки о языке. | 6 | Орфография-раздел науки о языке. Принципы русской орфографии | Беседа Практическая работа |
2 | Правописание сложных существительных и прилагательных | 5 | Закрепить навык написания сложных существительных: - образованных путем сложения основ с соединительной гласной; - образованных путем сложения без соединительной гласной; - с иноязычными элементами; - с отглагольной первой частью; - слов терминологического характера. Учащиеся должны владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных существительных. Закрепить навык слитного или дефисного написания сложных прилагательных. | Практикум Самостоятельная работа |
3 | Правописание наречий и наречных выражений | 6 | Слитное написание наречий; раздельное написание наречий; написание наречий через дефис; написания наречий, образованных от существительных с предлогом; способы разграничения наречий и существительных с предлогами, правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий и наречных выражения, трудные случаи таких написаний. | Практические работы Объяснительно-иллюстративные формы |
4 | Омонимия самостоятельных и служебных частей речи | 8 | Производные предлоги, различие производных предлогов и омонимичных ему самостоятельных частей речи: существительные, деепричастия, наречия; знать правила написания данных предлогов. Написание союзов, различие союзов и омонимичных ему самостоятельных частей речи: существительные, местоимения, наречия; знать правила написания данных союзов. | Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум. |
5 | Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ | 7 | Написания частиц НЕ и НИ. Значения частиц НЕ и НИ, условия написания НЕ с разными частями речи и применение орфографического правила. | Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса ученик должен знать:
самостоятельные и служебные части речи, их общее грамматическое значение;
условия, от которых зависит написание слов;
приёмы разграничения схожих написаний.
написание сложных существительных:
- образованных путем сложения основ с соединительной гласной;
- образованных путем сложения без соединительной гласной;
- с иноязычными элементами;
- с отглагольной первой частью;
- слов терминологического характера.
Слитное или дефисное написание сложных прилагательных;
Написание наречий, образованных от существительных с предлогом;
Написание производных предлогов;
Написание частиц не и ни.
уметь:
правильно писать сложные слова;
правильно писать наречия и наречные выражения;
правильно писать омонимичные служебные и знаменательные части речи;
владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных существительных;
владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных прилагательных;
владеть способами разграничения наречий и существительных с предлогами, уметь применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий и наречных выражения, помнить трудные случаи таких написаний;
различать производный предлог и омонимичные ему самостоятельные части речи: существительные, деепричастия, наречия; знать правила написания данных предлогов;
различать союз и омонимичные ему самостоятельные части речи: существительные, местоимения, наречия;
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. «Уроки русского языка в 9 классе» М, «Просвещение» 2012 г. Г.А Богданов.
2. Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.
3. Т.М. Амбушева «Поурочные планы по русскому языку 9 класс» Волгоград, «Учитель-АСТ» 2010г
4. Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 9 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2010г.
5. В.А.Лебедев Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. – М.:Дрофа, 2009. -352с.
6. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288С.
8. Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 2009.
9. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 9 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2009.
10.Пименова С.Н.Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома.9 класс.-М.: Искатель,2012.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Оборудование и приборы.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Список литературы
Для учащихся
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором:Русский язык: 9 класс.-М.: Просвещение,2010.
Войлова К.А. Русский язык.Культура речи.-М.:Прсвещение,2009.
Дейкина А.Д.Русский язык:Раздаточные материалы. 9 класс.-М.:Дрофа,2011.
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 9 класс.- М. : Просвещение, 2010.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.9 класс.-М.:ТЦ «Сфера»,2009.
Пахнова Т.М. Русский язык:комплексная работа с текстом.-М.:Экзамен,2011.
Для учителя
1. АмбушеваТ.М. «Поурочные планы по русскому языку 9 класс» Волгоград, «Учитель-АСТ» 2010г )
2. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.
3..Богданова Г.А.Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя.-М.:Просвещение,2010.
4.Голуб И.Б. Основы культуры речи.-М.:Прсвещение,2012.
5.Дейкина А.Д.Раздаточные материалы по русскому языку.9 класс.-М. Дрофа.2007.
6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку.-М. Просвещение,2006
7. Книгина М.П. Русский язык 9 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012
8. Ладыженская Т.А. Обучение русскому язык в9 классе -М.: Просвещение,2008.
9.ЛебедевВ.А. Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.,
10.Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста.8-9 классы.Пособие для учителя.-М.:Мнемозина,2012.
13. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 9 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2009.
14.Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе- М.: Просвещение,2007.
15.Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.:Грамматика.Речь.-М.:Просвещение,2009.
16.ЦыбулькоИ.П.Единый государственный экзамен: Русский язык.: Методика подготовки.-М.:Просвещение,2009.
17. Угроватова Т.Ю. Русский язык : 9 класс-М.:Просвещение,2011.
Использованная литература:
1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для
учителя. - М., 2009.
2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 7-9 классах. - Киев,
2009.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 2007. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2010.
Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. 4-е изд. М.: Учпедгиз, 2008.
Скобликова Е.С. Обощающая работа по орфографии.-М.: Просвещение, 2009.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по
правописанию, произношению, литературному редактированию. М.:
ЧеРо,2009
Контрольно-измерительные материалы
Тест №1
«Правописание сложных слов»
1. Слово пишется через дефис:
а) пресс_центр;
б) торгово_промышленная палата;
в) голубо_глазый;
2. Слово пишется слитно:
а) пол_ставки;
б) пол_ломтя;
в) пол_университета;
3. Выделенное слово пишется слитно в предложении:
а) И за нами простёрлась, друзья, на пол_мира боевая священная наша страна.
б) Тусклый закат багровым светом разлился на пол_неба.
в) Кто-то из учеников оставил на столе пол_листа цветной бумаги.
4. Слово пишется через дефис:
а) кисло_сладкий;
б) бледно_розовый;
в) глубоко_уважаемый;
5. Слово пишется слитно:
а) выпукло_вогнутый;
б) народно_хозяйственный.
в) физико_математический;
д) шахматно_шашечный.
6. Слово пишется через дефис:
а) мальчик_с_пальчик;
б) Иван_да_Марья;
в) Ростов_на_Дону;
г) чин_чином.
7. Орфографическая ошибка допущена в предложении:
а) Среди деревьев медоносов липа не имеет себе равных.
б) Дятел в полушаге от тропинки так увлёкся елью деловит, будто бы на пишущей машинке кто-то вдохновенно тарахтит.
в) Я завидую глубокобойному грому и воде, забурлившей в низине ручьём.
г) И рядом из-под шапки невидимки скрипит тележный голос дергача.
д) При благоприятных условиях среды вырастают великолепные леса, дубравы и парки, какие можно встретить в европейской части страны.
8. Слитно пишутся все слова в ряду:
а) древне_русский, плодово_ягодный, много_язычный;
б) обще_доступный, лесо_степь, по_позже;
в) по_всеместно, трёх_процентный, пол_света;
г) тускло_серый, черно_глазый, по_возможности.
9. Через дефис пишутся все слова в ряду:
а) подобру_поздорову, кафе_кондитерская, жар_птица;
б) бархатисто_серый, фарфоро_фаянсовый, грусть_тоска;
в) честь_честью, слабо_характерный, долго_играющая;
г) диван_кровать, ярко_белый, дом_музей.
10. Слитно пишутся все слова в ряду:
а) матч_турнир, взад_вперёд;
б) жизне_радостный, на_встречу мне;
в) жили_были, с_глазу на_глаз;
г) полу_правда, встать в_плотную.
Тест №2
«Правописание наречий».
Вариант 1
1. Отметь слова, имеющие написание:
дефисное:
а) (по)волчьи;
б) (до)суха;
в) (по)зимнему лесу;
г) (с)налёту;
д) (в)третьих;
е) (по)русски;
ж) (на)цыпочки;
з) (видимо)невидимо;
и) (в)миг;
к) (на)смену;
слитное:
а) (без)устали;
б) (в)пятых;
в) (не)подалёку;
г) (по)пустому дому;
д) (в)шестером;
е) (в)плотную;
ж) (по)лисьи;
з) (по)дому;
и) (в)низу;
к) (в)скоре;
раздельное:
а) (по)этому дню;
б) (по)прежнему пути;
в) (по)дружески;
г) (кое)куда;
д) (давно)давно;
е) (мало)помалу;
ж) (в)первых числах;
з) (в)четвёртых;
и) (по)тому берегу; к) (во)первых.
2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:
а) (в)перевалку, (на)распашку, (на)удалую;
б) (в)плотную, (в)слепую, (в)открытую;
в) (пб)двое, (на)трое, (на)двое;
г) (по)пусту, (по)просту, (по)моему;
д) (на)цыпочки, (на)лево, (на)перебой;
е) (на)днях, (на)глазок, (на)силу;
ж) (до)суха, (до)сыта, (до) смерти.
3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
а) (по)птичьи,(на)бок, (в)верху;
б) (по)дружески, (нежданно)негаданно, (еле)еле;
в) (волей)неволей, (в)пятых, (бок)о(бок).
4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:
а) (на)чисто, делать (в)тайне, (в)насмешку;
б) (на)бело, (на)верху, (по)нашему;
в) (в)ручную, (в)пустую, (в)пятером.
5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:
а) (на)ходу, (на)скаку, (в)одиночку;
б) (в)удалую, (в)рукопашную, (по)одиночке;
в) (на)скаку,(по)совести, (на)днях.
6. Определи наречие в каждом столбике:
а) дремуч_
настеж_
бреш_;
стрич_;
луч_;
б) залеч_;
мощ_;
навзнич_
могуч_;
встреч_;
в) удач_;
невтерпёж_;
брош_;
собьёт_;
певуч_.
Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящего «ь».
Вариант 2
Отметь слова, имеющие написание:
дефисное: | | |
а)(в)четвером; | е) | (до)бела; |
б) (давным)давно; | ж) | (на)верху; |
в) (на)цыпочках; | з) | (точь)(в)точь; |
г) (по)прежнему; | и) | (в)десятых; |
д) (в)скоре; | к) | (в)прикуску; |
слитное: | | |
а) (по)совести; | е) | в)дали; |
б) (до)чиста; | ж) | по)напрасну; |
в) (на)глухо; | з) | за)границу; |
г) (на)глазок; | и) | в)перевалку; |
д)(без)устали; | к) | (на)удачу; |
раздельное: | | |
а) одеться (по)зимнему; | е) | (на)лету; |
б) (по)зимнему лесу; | ж) | (на)скаку; |
в) (кое)где; | з) | посередине; |
г) по(тому) мосту; | и) | в)пустую; |
д) (по)товарищески; | к) | в)третьих. |
2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:
а) (в)половину, (в)тайне, (в)четвёртых;
б) (по)пусту, (по)утру, (по)прежнему;
в) (с)разбегу, (с)лёту, (с)молоду;
г) (в)пятых, (в)седьмых, (в)трое;
д) (до)суха,(до)смерти,(до)бела;
е) (на)чисто, (на)глухо, (на)днях;
ж) (в)пустую, (в)рукопашную, (в)открытую.
3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
а) (по)новому, (в)пятых, (в)лево;
б) (по)прежнему, (в)двое, (по)русски;
в) (нежданно)негаданно, (кое)где, (по)пластунски.
4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:
а) (в)слепую, (в)ничью, (в)седьмых;
б) (в)трое, (в)лево, (до)чиста;
в) (по)летнему, (в)начале, (по)утру.
5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:
а) (на)цыпочки, (по)долгу, (на)глазок;
б) (за)границей, (дб)смерти, (с)разбегу;
в) (на)утро, (на)смену, (под)силу.
6. Определи наречие в каждом столбике:
а) удач_;
стереч_;
невмоч_;
лож_;
муж_;
б) вскач_;
мыш_;
замуж_;
дремуч_;
назнач ;
в) жгуч_;
наотмаш_
мелоч_;
сплош_;
задач .
Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящего «ь».
Итоговое контрольное тестирование.
1. Отметьте номера пропусков, где пишется частица "не".
Его н_1 раз спрашивали об этом, но он н_2 разу, как бы его н_3вынуждали, н_4 с кем н_5 говорил на эту тему.
2. "Ни" пишется в предложении:
а) Н_искры, н_проблеска, н_полоски света за стёклами окон, в щелях дверей.
б) За восемнадцать лет службы в кавалерии где только н_побывал Доватор, что только н_ делал.
в) Начало жизни Демидова складывалось н_ хорошо и н_ плохо.
г) В воздухе н_ звуков, н_ движения.
3. Слитно пишутся все слова в ряду:
а) в_конец устал, пятидесяти_трёхтысячный;
б) лево_сторонний, в_конец переулка;
в) до_суха, северо_кавказский пейзаж;
г) пол_фляги, фото_репортаж;
д) киловатт_час, мутно_зелёный.
4. Выделенное слово пишется через дефис в предложении:
а) Отец ежедневно принимал пол_десертной ложки лекарства.
б) На пол_дороге он заметил, что идёт не туда, куда нужно.
в) Конец удилища, торчавший на пол_аршина из воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.
5. Слова пишутся слитно:
а) в_высь поднебесную;
б) на_ряду с остальными;
в) без_оглядки;
г) по_причине недомогания;
д) надеть шляпу на_бок.
6. "Не" пишется в предложении:
а) Н_ одна группа разведчиков в эти дни пересекла линию фронта.
б) У неё (осы) туловище гибкое, и, откуда её н_ схвати, она достанет жалом.
в) Он привёл далеко н_ убедительные аргументы.
г) Каждый раз н_ могу н_удивляться, когда поблизости от белого гриба вижу яркие мухоморы.
7. "Не" пишется слитно в слове:
а) не_щадный зной; г) ни к кому не_добрый;
б) не_избежный конец; д) приняты не_отложные меры.
в) он далеко не_красавец;
8. Орфографическая ошибка допущена в предложении:
а) Дупла дятлов приходится искать точно также, как и грибы: всё время напряжённо смотришь перед собой, по сторонам, куда только хватит зрения.
б) В течение двух часов мы слушали лекцию с большим интересом.
в) Запахом полыни и свежестью ночи сквозило в широкие окна.
г) И чтобы мы ни делали, всегда мы заодно.
9. Слова пишутся через дефис:
а) англо_русский словарь;
б) авто_база;
в) пол_жизни;
г) вагоно_ремонтный;
д) по_киевски.
10. "Ни" пишется в предложении:
а) Н_день, н_месяц от него не было вестей.
б) Ему хоть бы что, стоит как н_в чем не бывало.
в) В залу вошел н_кто иной, как наш учитель пения.
г) Он мне н_приятен, но я должен с ним работать.
11. "Не" пишется раздельно в слове:
а) не_доучившийся студент;
б) не_слышно птиц;
в) отнюдь не_правда;
г) не_оспаривая первенства;
д) не_пройденный материал.
12. Отметьте номера пропусков, где пишется "ни".
Как бы я н 1_страдал, сколько бы н 2_хотел вернуть прошлое, как бы н3_упрекал себя, я был н 4_в силах н 5_чего изменить.
13. Одно из слов в ряду пишется слитно:
а) пол_царства, полу_тень;
б) ошибка на_лицо, по_среди зала;
в) по_наслышке, по_кошачьи;
г) в_течение дня, в_течении реки;
д) в_век не забуду, юбка в__пору.
13. Выделенное слово пишется слитно в предложении:
а) То_же время, что и на Сахалине, показывают часы в западной части Магаданской области.
б) И что_бы и о чем бы ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали.
в) Она так_же ему поклонилась, не без некоторого изумления на лице, и опустила книгу.
14. Выделенное слово пишется раздельно в предложении:
а) Глухарь тот_час же заиграл четвёртый раз.
б) В_дали было слышно громкое ура.
в) Сергей Павлович молча кивнул головой и медленно пошёл в_глубь цеха.
г) В тот_час никто из нас не думал о разлуке.
15. Слово пишется через дефис:
а) пресс_центр;
б) торгово_промышленная палата;
в) голубо_глазый;
16. Слово пишется слитно:
а) пол_ставки;
б) пол_ломтя;
в) пол_университета.
17. Слово пишется через дефис:
а) читать по_французски;
б) по_своему разумению;
г) пол_восьмого;
д) пол_Сахалина.
в) по_прошествии времени;
г) давным_давно.
18. Выделенное слово пишется слитно в предложении:
а) И за нами простёрлась, друзья, на пол_мира боевая священная наша страна.
б) Тусклый закат багровым светом разлился на пол_неба.
в) Кто-то из учеников оставил на столе пол_листа цветной бумаги.
19. Слово пишется через дефис:
а) кисло_сладкий;
б) бледно_розовый;
в) глубоко_уважаемый.
20. Слово пишется слитно:
а) в_ничью;
б) в_третьих;
в) в_крутую;
г) выпукло_вогнутый;
д) народно_хозяйственный.
г) в_восьмых;
д) в_пятеро.