СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку"Трудные вопросы русской орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по русскому языку для подготовки к экзамену в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку"Трудные вопросы русской орфографии"»

Пояснительная записка


Настоящая программа факультативного курса по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.), ФЗ РФ « Об образовании.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данный курс рассчитан на 34 часа- 1 час в неделю.

Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Уринская СОШ».


Актуальность программы


Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Введение в школе курса "Трудные вопросы русской орфографии» обусловлено:

- во-первых, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников,

- во-вторых, сложностью правописания омонимичных самостоятельных и служебных частей речи, в основе которых лежат прочные знания морфологии и анализ языковых единиц;

- в-третьих, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга,

- а также с целью подготовки учащихся к предстоящей государственной итоговой аттестации.

Цели и задачи

Цель  курса - формирование орфографической грамотности учащихся, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • закрепить знания о служебных частях речи, умение определять частеречевую принадлежность слова в тексте;

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку ,внимания к культуре речи, к овладению нормами русского литературного языка;

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.


Развивающие:

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

Валеологические:

Создавать здоровый психологический климат на уроках , повышать мотивацию учащихся;

Чередовать на уроках виды деятельности, следить за осанкой учащихся;


Общая характеристика учебного курса


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Программа данного курса включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, разработана в целях повышения орфографической  грамотности учащихся.

         Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области орфографии и морфологии, повышение общей речевой культуры учащихся.

        Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим и практическим  материалом.               Содержание построено таким образом, что в процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения.

В курсе представлены морфологический и словообразовательно-грамматический принципы современной русской орфографии, темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.


Характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Отбор и расположение учебного материала ,применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствует возрастным особенностям детей старшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является поиск своего места в обществе, профессиональное самоопределение в будущей трудовой деятельности. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждёт от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас искать новые подходы к организации этой деятельности.

Данный 9 класс по своим знаниями , умениям и навыкам неоднородный: часть учащихся хорошо усваивает программный материал, умеет применять его на практике, другая – делает это с трудом, что требует дифференцированного подхода.






Учебный план


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Вводное занятие.


1


1


-



2

Орфография-раздел науки о языке.

6

3

3

Контрольная работа


3

Правописание сложных существительных и прилагательных

5

2

3

Тест


4


Правописание наречий и наречных выражений


6


3


3


Тест



5


Омонимия самостоятельных и служебных частей речи


8


4


4

Анализ текста



6


Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ


7


3


4


Тест



7


Итоговый тест


1




1



Тест





Итого


34


16


18












Календарно-тематическое планирование




Тема раздела, урока

Количество часов


Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата


По плану

Факт.

1

Вводное занятие

1

Теоретическ





2

Орфография-раздел науки о языке.

1

Теоретическ




3-4

Принципы русской орфографии

2

Теоретическ

Практическ

Опрос

Словарный диктант



5-6

Практическая работа

2

Практическ

Объяснителдиктант



7

Контрольная работа

1


Анализ текста



8-9

Правописание сложных существительных.


2

Практическ

Словарный диктант



10-11

Правописание сложных прилагательных.


2

Теоретическ

Практическ




12

Тест «Правописание сложных слов»


1

Практическ

Тест



13-14

Слитное написание наречий


2

Теоретическ


Словарный диктант



15-16

Раздельное написание наречий

2


Опрос



17

Написание наречий через дефис


1

Практическ




18

Тест «Правописание наречий»

1

Практическ

Тест



19

Омонимия предлогов и самостоятельных частей речи


1

Теоретическ

Объяснителдиктант



20-21

Написание производных предлогов


2

Теоретическ




22

Практическая работа


1

Практическ




23

Омонимия союзов и самостоятельных частей речи


1

Теоретическ

Опрос



24-25

Правописание союзов

2

Практическ

Выборочный диктант



26

Тест «Омонимия самостоятельных и служебных частей речи

1


Тест



27-28

Слитное и раздельное написание частицы НЕ


2

Теоретическ




29

Практическая работа


1

Практическ

Диктант



30-31

Слитное и раздельное написание частицы НИ


2

Теоретическ

Опрос



32

Практическая работа


1

Практическ




33

Повторение пройденного за курс


1

Теоретическ

Практическ

Опрос



34

Итоговый тест

1


Тест




Всего часов

34









































Содержание тем учебного курса


Название разделов и тем курса

Количество часов



Содержание учебной темы






Основные изучаемые вопросы

Формы занятий, используемые при изучении темы


1

Орфография-раздел науки о языке.


6


Орфография-раздел науки о языке.

Принципы русской орфографии


Беседа

Практическая работа


2


Правописание сложных существительных и прилагательных


5


Закрепить навык написания сложных существительных:

- образованных путем сложения основ с соединительной гласной;

- образованных путем сложения без соединительной гласной;

- с иноязычными элементами;

- с отглагольной первой частью;

- слов терминологического характера.

Учащиеся должны владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных существительных.

Закрепить навык слитного или дефисного написания сложных прилагательных.



Практикум

Самостоятельная работа


3


Правописание наречий и наречных выражений

6

Слитное написание наречий;

раздельное написание наречий;

написание наречий через дефис;

написания наречий, образованных от существительных с предлогом;

способы разграничения наречий и существительных с предлогами, правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий и наречных выражения, трудные случаи таких написаний.


Практические работы



Объяснительно-иллюстративные формы


4

Омонимия самостоятельных и служебных частей речи


8

Производные предлоги, различие производных предлогов и омонимичных ему самостоятельных частей речи: существительные, деепричастия, наречия; знать правила написания данных предлогов.

Написание союзов, различие союзов и омонимичных ему самостоятельных частей речи: существительные, местоимения, наречия; знать правила написания данных союзов.



Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум.


5


Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ


7

Написания частиц НЕ и НИ.

Значения частиц НЕ и НИ, условия написания НЕ с разными частями речи и применение орфографического правила.




Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум




























Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения факультативного курса ученик должен знать:

  • самостоятельные и служебные части речи, их общее грамматическое значение;

  • условия, от которых зависит написание слов;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

  • написание сложных существительных:

- образованных путем сложения основ с соединительной гласной;

- образованных путем сложения без соединительной гласной;

- с иноязычными элементами;

- с отглагольной первой частью;

- слов терминологического характера.

Слитное или дефисное написание сложных прилагательных;

Написание наречий, образованных от существительных с предлогом;

Написание производных предлогов;

Написание частиц не и ни.

уметь:

  • правильно писать сложные слова;

  • правильно писать наречия и наречные выражения;

  • правильно писать омонимичные служебные и знаменательные части речи;

  • владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных существительных;

  • владеть способом определения правильного написания путём применения правила слитного или дефисного написания сложных прилагательных;

  • владеть способами разграничения наречий и существительных с предлогами, уметь применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий и наречных выражения, помнить трудные случаи таких написаний;

  • различать производный предлог и омонимичные ему самостоятельные части речи: существительные, деепричастия, наречия; знать правила написания данных предлогов;

  • различать союз и омонимичные ему самостоятельные части речи: существительные, местоимения, наречия;


















Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия

1. «Уроки русского языка в 9 классе» М, «Просвещение» 2012 г. Г.А Богданов.

2. Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.

3. Т.М. Амбушева «Поурочные планы по русскому языку 9 класс» Волгоград, «Учитель-АСТ» 2010г

4. Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 9 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2010г.

5. В.А.Лебедев Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. – М.:Дрофа, 2009. -352с.

6. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288С.

8. Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 2009.

9. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 9 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2009.

10.Пименова С.Н.Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома.9 класс.-М.: Искатель,2012.


Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.


Оборудование и приборы.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран












Список литературы

Для учащихся

  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором:Русский язык: 9 класс.-М.: Просвещение,2010.

  2. Войлова К.А. Русский язык.Культура речи.-М.:Прсвещение,2009.

  3. Дейкина А.Д.Русский язык:Раздаточные материалы. 9 класс.-М.:Дрофа,2011.

  4. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 9 класс.- М. : Просвещение, 2010.

  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.9 класс.-М.:ТЦ «Сфера»,2009.

  6. Пахнова Т.М. Русский язык:комплексная работа с текстом.-М.:Экзамен,2011.


Для учителя


1. АмбушеваТ.М. «Поурочные планы по русскому языку 9 класс» Волгоград, «Учитель-АСТ» 2010г )

2. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.

3..Богданова Г.А.Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя.-М.:Просвещение,2010.

4.Голуб И.Б. Основы культуры речи.-М.:Прсвещение,2012.

5.Дейкина А.Д.Раздаточные материалы по русскому языку.9 класс.-М. Дрофа.2007.

6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку.-М. Просвещение,2006

7. Книгина М.П. Русский язык 9 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012

8. Ладыженская Т.А. Обучение русскому язык в9 классе -М.: Просвещение,2008.

9.ЛебедевВ.А. Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.,

10.Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста.8-9 классы.Пособие для учителя.-М.:Мнемозина,2012.

13. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 9 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2009.

14.Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе- М.: Просвещение,2007.

15.Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.:Грамматика.Речь.-М.:Просвещение,2009.

16.ЦыбулькоИ.П.Единый государственный экзамен: Русский язык.: Методика подготовки.-М.:Просвещение,2009.

17. Угроватова Т.Ю. Русский язык : 9 класс-М.:Просвещение,2011.


Использованная литература:

1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для

учителя. - М., 2009.

2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 7-9 классах. - Киев,

2009.

  1. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 2007. № 5.

  2. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2010.

  3. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. 4-е изд. М.: Учпедгиз, 2008.

  4. Скобликова Е.С. Обощающая работа по орфографии.-М.: Просвещение, 2009.

  5. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по

правописанию, произношению, литературному редактированию. М.:

ЧеРо,2009


Контрольно-измерительные материалы

Тест №1

«Правописание сложных слов»


1. Слово пишется через дефис:

а) пресс_центр;

б) торгово_промышленная палата;

в) голубо_глазый;


2. Слово пишется слитно:

а) пол_ставки;

б) пол_ломтя;

в) пол_университета;


3. Выделенное слово пишется слитно в предложении:

а) И за нами простёрлась, друзья, на пол_мира боевая священная наша страна.

б) Тусклый закат багровым светом разлился на пол_неба.

в) Кто-то из учеников оставил на столе пол_листа цветной бу­маги.


4. Слово пишется через дефис:

а) кисло_сладкий;

б) бледно_розовый;

в) глубоко_уважаемый;


5. Слово пишется слитно:

а) выпукло_вогнутый;

б) народно_хозяйственный.

в) физико_математический;

д) шахматно_шашечный.

6. Слово пишется через дефис:

а) мальчик_с_пальчик;

б) Иван_да_Марья;

в) Ростов_на_Дону;

г) чин_чином.


7. Орфографическая ошибка допущена в предложении:

а) Среди деревьев медоносов липа не имеет себе равных.

б) Дятел в полушаге от тропинки так увлёкся елью деловит, будто бы на пишущей машинке кто-то вдохновенно тарахтит.

в) Я завидую глубокобойному грому и воде, забурлившей в низине ручьём.

г) И рядом из-под шапки невидимки скрипит тележный голос дер­гача.

д) При благоприятных условиях среды вырастают великолепные леса, дубравы и парки, какие можно встретить в европейской части страны.


8. Слитно пишутся все слова в ряду:

а) древне_русский, плодово_ягодный, много_язычный;

б) обще_доступный, лесо_степь, по_позже;

в) по_всеместно, трёх_процентный, пол_света;

г) тускло_серый, черно_глазый, по_возможности.


9. Через дефис пишутся все слова в ряду:

а) подобру_поздорову, кафе_кондитерская, жар_птица;

б) бархатисто_серый, фарфоро_фаянсовый, грусть_тоска;

в) честь_честью, слабо_характерный, долго_играющая;

г) диван_кровать, ярко_белый, дом_музей.


10. Слитно пишутся все слова в ряду:

а) матч_турнир, взад_вперёд;

б) жизне_радостный, на_встречу мне;

в) жили_были, с_глазу на_глаз;

г) полу_правда, встать в_плотную.


Тест №2

«Правописание наречий».

Вариант 1

1. Отметь слова, имеющие написание:


дефисное:

а) (по)волчьи;

б) (до)суха;

в) (по)зимнему лесу;

г) (с)налёту;

д) (в)третьих;

е) (по)русски;

ж) (на)цыпочки;

з) (видимо)невидимо;

и) (в)миг;

к) (на)смену;


слитное:

а) (без)устали;

б) (в)пятых;

в) (не)подалёку;

г) (по)пустому дому;

д) (в)шестером;

е) (в)плотную;

ж) (по)лисьи;

з) (по)дому;

и) (в)низу;

к) (в)скоре;


раздельное:

а) (по)этому дню;

б) (по)прежнему пути;

в) (по)дружески;

г) (кое)куда;

д) (давно)давно;

е) (мало)помалу;

ж) (в)первых числах;

з) (в)четвёртых;

и) (по)тому берегу; к) (во)первых.


2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

а) (в)перевалку, (на)распашку, (на)удалую;

б) (в)плотную, (в)слепую, (в)открытую;

в) (пб)двое, (на)трое, (на)двое;

г) (по)пусту, (по)просту, (по)моему;

д) (на)цыпочки, (на)лево, (на)перебой;

е) (на)днях, (на)глазок, (на)силу;

ж) (до)суха, (до)сыта, (до) смерти.


3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

а) (по)птичьи,(на)бок, (в)верху;

б) (по)дружески, (нежданно)негаданно, (еле)еле;

в) (волей)неволей, (в)пятых, (бок)о(бок).


4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

а) (на)чисто, делать (в)тайне, (в)насмешку;

б) (на)бело, (на)верху, (по)нашему;

в) (в)ручную, (в)пустую, (в)пятером.


5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

а) (на)ходу, (на)скаку, (в)одиночку;

б) (в)удалую, (в)рукопашную, (по)одиночке;

в) (на)скаку,(по)совести, (на)днях.


6. Определи наречие в каждом столбике:

а) дремуч_

настеж_

бреш_;

стрич_;

луч_;


б) залеч_;

мощ_;

навзнич_

могуч_;

встреч_;


в) удач_;

невтерпёж_;

брош_;

собьёт_;

певуч_.


Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящего «ь».


Вариант 2


  1. Отметь слова, имеющие написание:


дефисное:



а)(в)четвером;

е)

(до)бела;

б) (давным)давно;

ж)

(на)верху;

в) (на)цыпочках;

з)

(точь)(в)точь;

г) (по)прежнему;

и)

(в)десятых;

д) (в)скоре;

к)

(в)прикуску;


слитное:



а) (по)совести;

е)

в)дали;

б) (до)чиста;

ж)

по)напрасну;

в) (на)глухо;

з)

за)границу;

г) (на)глазок;

и)

в)перевалку;

д)(без)устали;

к)

(на)удачу;


раздельное:



а) одеться (по)зимнему;

е)

(на)лету;

б) (по)зимнему лесу;

ж)

(на)скаку;

в) (кое)где;

з)

посередине;

г) по(тому) мосту;

и)

в)пустую;

д) (по)товарищески;

к)

в)третьих.


2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

а) (в)половину, (в)тайне, (в)четвёртых;

б) (по)пусту, (по)утру, (по)прежнему;

в) (с)разбегу, (с)лёту, (с)молоду;

г) (в)пятых, (в)седьмых, (в)трое;

д) (до)суха,(до)смерти,(до)бела;

е) (на)чисто, (на)глухо, (на)днях;

ж) (в)пустую, (в)рукопашную, (в)открытую.


3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

а) (по)новому, (в)пятых, (в)лево;

б) (по)прежнему, (в)двое, (по)русски;

в) (нежданно)негаданно, (кое)где, (по)пластунски.


4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

а) (в)слепую, (в)ничью, (в)седьмых;

б) (в)трое, (в)лево, (до)чиста;

в) (по)летнему, (в)начале, (по)утру.


5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

а) (на)цыпочки, (по)долгу, (на)глазок;

б) (за)границей, (дб)смерти, (с)разбегу;

в) (на)утро, (на)смену, (под)силу.


6. Определи наречие в каждом столбике:

а) удач_;

стереч_;

невмоч_;

лож_;

муж_;


б) вскач_;

мыш_;

замуж_;

дремуч_;

назнач ;


в) жгуч_;

наотмаш_

мелоч_;

сплош_;

задач .

Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящего «ь».


Итоговое контрольное тестирование.


1. Отметьте номера пропусков, где пишется частица "не".

Его н_1 раз спрашивали об этом, но он н_2 разу, как бы его н_3вынуждали, н_4 с кем н_5 говорил на эту тему.


2. "Ни" пишется в предложении:

а) Н_искры, н_проблеска, н_полоски света за стёклами окон, в щелях дверей.

б) За восемнадцать лет службы в кавалерии где только н_побывал Доватор, что только н_ делал.

в) Начало жизни Демидова складывалось н_ хорошо и н_ плохо.

г) В воздухе н_ звуков, н_ движения.


3. Слитно пишутся все слова в ряду:

а) в_конец устал, пятидесяти_трёхтысячный;

б) лево_сторонний, в_конец переулка;

в) до_суха, северо_кавказский пейзаж;

г) пол_фляги, фото_репортаж;

д) киловатт_час, мутно_зелёный.


4. Выделенное слово пишется через дефис в предложении:

а) Отец ежедневно принимал пол_десертной ложки лекарства.

б) На пол_дороге он заметил, что идёт не туда, куда нужно.

в) Конец удилища, торчавший на пол_аршина из воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.


5. Слова пишутся слитно:

а) в_высь поднебесную;

б) на_ряду с остальными;

в) без_оглядки;

г) по_причине недомогания;

д) надеть шляпу на_бок.


6. "Не" пишется в предложении:

а) Н_ одна группа разведчиков в эти дни пересекла линию фронта.

б) У неё (осы) туловище гибкое, и, откуда её н_ схвати, она до­станет жалом.

в) Он привёл далеко н_ убедительные аргументы.

г) Каждый раз н_ могу н_удивляться, когда поблизости от бе­лого гриба вижу яркие мухоморы.


7. "Не" пишется слитно в слове:

а) не_щадный зной; г) ни к кому не_добрый;

б) не_избежный конец; д) приняты не_отложные меры.

в) он далеко не_красавец;


8. Орфографическая ошибка допущена в предложении:

а) Дупла дятлов приходится искать точно также, как и грибы: всё время напряжённо смотришь перед собой, по сторонам, куда только хватит зрения.

б) В течение двух часов мы слушали лекцию с большим интересом.

в) Запахом полыни и свежестью ночи сквозило в широкие окна.

г) И чтобы мы ни делали, всегда мы заодно.


9. Слова пишутся через дефис:

а) англо_русский словарь;

б) авто_база;

в) пол_жизни;

г) вагоно_ремонтный;

д) по_киевски.


10. "Ни" пишется в предложении:

а) Н_день, н_месяц от него не было вестей.

б) Ему хоть бы что, стоит как н_в чем не бывало.

в) В залу вошел н_кто иной, как наш учитель пения.

г) Он мне н_приятен, но я должен с ним работать.


11. "Не" пишется раздельно в слове:

а) не_доучившийся студент;

б) не_слышно птиц;

в) отнюдь не_правда;

г) не_оспаривая первенства;

д) не_пройденный материал.


12. Отметьте номера пропусков, где пишется "ни".

Как бы я н 1_страдал, сколько бы н 2_хотел вернуть прошлое, как бы н3_упрекал себя, я был н 4_в силах н 5_чего изменить.


13. Одно из слов в ряду пишется слитно:

а) пол_царства, полу_тень;

б) ошибка на_лицо, по_среди зала;

в) по_наслышке, по_кошачьи;

г) в_течение дня, в_течении реки;

д) в_век не забуду, юбка в__пору.


13. Выделенное слово пишется слитно в предложении:

а) То_же время, что и на Сахалине, показывают часы в западной части Магаданской области.

б) И что_бы и о чем бы ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали.

в) Она так_же ему поклонилась, не без некоторого изумления на лице, и опустила книгу.


14. Выделенное слово пишется раздельно в предложении:

а) Глухарь тот_час же заиграл четвёртый раз.

б) В_дали было слышно громкое ура.

в) Сергей Павлович молча кивнул головой и медленно пошёл в_глубь цеха.

г) В тот_час никто из нас не думал о разлуке.


15. Слово пишется через дефис:

а) пресс_центр;

б) торгово_промышленная палата;

в) голубо_глазый;


16. Слово пишется слитно:

а) пол_ставки;

б) пол_ломтя;

в) пол_университета.


17. Слово пишется через дефис:

а) читать по_французски;

б) по_своему разумению;

г) пол_восьмого;

д) пол_Сахалина.

в) по_прошествии времени;

г) давным_давно.


18. Выделенное слово пишется слитно в предложении:

а) И за нами простёрлась, друзья, на пол_мира боевая священная наша страна.

б) Тусклый закат багровым светом разлился на пол_неба.

в) Кто-то из учеников оставил на столе пол_листа цветной бумаги.


19. Слово пишется через дефис:

а) кисло_сладкий;

б) бледно_розовый;

в) глубоко_уважаемый.


20. Слово пишется слитно:

а) в_ничью;

б) в_третьих;

в) в_крутую;

г) выпукло_вогнутый;

д) народно_хозяйственный.

г) в_восьмых;

д) в_пятеро.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!