СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности детского мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы мышления детей школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Трудности детского мышления»

Трудности детского мышления

Проблемами мышления детей школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др.) исследователи.

Сам термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории он понимался по-разному.

По-настоящему предметом экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс, настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.

Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Мышление – это процесс решения задач. Мышление – это процесс опосредованного познания человеком действительности.

Еще одним частным определением мышления может служить следующее. «Мышление – это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий» [8].

Из всех этих определений мышление можно охарактеризовать следующим образом: мышление – это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции.

Мышление-это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей, их изменений, причин и следствий.

С трудностями мышления дети сталкиваются на всех этапах обучения. Это связано с тем, что у них недостаточно развиты способности к определенным формам мышления.

Основными трудностями мышления можно выделить следующие:

- трудность абстрагирования;
- трудность обобщения;

- трудность выделения главного;

- трудность отбрасывания несущественного

Свойство детского ума воспринимать всё конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять её общий или абстрактный, переносный смысл. Особенно ярко проявляется при изучении таких абстрактных школьных дисциплин как математика и родной и иностранный язык.

Трудности образования общих понятий у детей в своей работе «Мышление и речь» подробно описал Выготский. Он пришёл к выводу, что на определённой стадии развития отношения общности между предметами вообще недоступны для ребёнка. Способность к формированию понятий, т.е. выделению общих свойств предметов и явлений, самых сильных и устойчивых связей между ними относится к «левополушарному» вкладу в единый процесс мышления.. (Дети легко запоминают слова: шапка, шарф, брюки, куртка. Но слово – одежда усвоить не могут.)

Выделение общего – еще одна трудность, возникающая при обучении. Как отмечает Блонский, для маленького школьника при запоминании учебного материала гораздо легче заучить его, чем запомнить его общий смысл для последующей передачи своими словами. Поэтому, обычная «зубрежка» на первом плане.

Трудность выделения главного особенно отчетливо проявляется в пересказе текста. Если попросить детей рассказать коротко, рассказать только главное, они часто пропускают существеннее смысловые моменты. И смысл их пересказа очень страдает от этого. И, наоборот, бывает, что при сообщении какого-либо материала дети приводят много ненужных несущественных деталей.

Ещё одна трудность детского мышления заключается в неумении детского мышления отбрасывать лишнее для решения конкретной задачи. Очень часто при изучении правил с исключениями, детям трудно выделить что-то главное и рассмотреть отдельно от общего правила. Они либо запоминают только правило, забывая исключения, либо помнят только исключения.

Как отмечает Н.Г. Менчинская, необходимость отбрасывать определённые элементы того или иного содержания представляет для ребёнка особенно трудную задачу, и тем более трудную, чем меньше развита у ребенка способность управлять своей умственной работой.

На всех этапах обучения необходимо проводить целенаправленную работу по формированию и развитию у детей мышления. Педагог должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!