Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми раннего возраста. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи: усиление способности родителей к пониманию ребенка в адаптационный период.
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители групп раннего возраста.
Продолжительность занятия 1 час
Материал: бумага, карандаши, кукла, разноцветные ленты, свеча, орехи грецкие.
Содержание тренингового занятия:
- Приветствие.
- Знакомство (оформление бейджиков).
- Сообщение темы. Теория.
- Мозговой штурм «Процесс адаптации из личного опыта».
- Беседа.
- Упражнение «Мостик».
- Релаксация «Погодный массаж».
- Упражнение «Кукла».
- Упражнение «Грецкий орех»
- Видео «Жизнь ребенка в детском саду» (самостоятельная видиосьемка)
- Упражнение«Дерево»
- Рефлексия «Прощание при свече».
- Рекомендаций.
Ход тренинга
1. Приветствие и знакомство участников:
Упражнение «Бусы».
Материал: нить, бисер по количеству присутствующих.
Содержание.
Психолог:
- Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит на столе по бисеру. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут... Оксана Валентиновна – психолог ясли – сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут……Ей …..лет» (оформление бейджиков)
Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
- открытое общение
- активность
- безоценочные суждения
- добровольное участие
- здесь и сейчас
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
- правило 3 П: принятие, признание, понимание
- стремление к сотрудничеству
Сообщение темы: «Детский сад глазами ребенка в период адаптации» (показ презентации)
Слайд 2
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс) Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Слайд 3,4,5,6
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Слайд 7
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек ; Советы родителям
Слайд 8
Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон( засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.
Слайд 9
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность , гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома
Слайд 10
Признаки дезадаптации : Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть
Слайд 11
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша
Мной как психологом ведется активная работа для успешного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:
- Наблюдение в течение дня.
- Ведение листа адаптации, в котором отмечается настроение ребенка, прием пищи, общение с детьми и взрослыми.
- Консультации по запросу родителей.
- Коррекционные занятия с детьми (песочная терапия).
В октябре, когда процесс адаптации практически завершен, мной будут сформирована группа детей со средним и тяжелым уровнем адаптации. Для данных детей разработан ряд коррекционных занятий по методике арт – терапия «Игры с песком».
4.Обсуждение: «Что бы вы из личного опыта рассказали об адаптации вашего ребенка».
5.Беседа
6.Упражнение «Мостик»
Инструкция: На полу лежит из материала узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек. Психолог задаёт в этой ситуации вопрос: «Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика? ». Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой — перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.) При любых конфликтных ситуациях можно найти выход.
7.Релаксация «Погодный массаж».
Участники тренинга становятся друг за другом. Объект – спина впереди стоящего человека. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине.
Мелкий дождь – легкое постукивание подушечками пальцев по спине.
Ливень – движение пальцев внизу вверх.
Сильный дождь – постукивание усиливается.
Ураган – потрясти спину слегка
Ветер – круговые движения по спине.
Солнце – поглаживание по спине.
8.Упражнение «Кукла».
Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.
(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.
9.Упражнение «Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешки дарятся участникам тренинга на память.
10.Видео «Жизнь ребенка в детском саду» (самостоятельная видиосьемка) Обсуждение.
11. Упражнение «Дерево»
Перед вами ствол дерево, но дерево без листочков. Дерево – это наш детский сад. У вас на столах лежат листочки, напишите на них ваши предложения для создания еще более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием – детский сад.
12. Прощание при свече:
Свеча идет по кругу от родителя к родителю, при этом каждый участник говорит свое пожелание другим в воспитании ребенка.
« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью».
А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
13.Рекомендации родителям в воспитании детей.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг психолога с родителями «Детский сад глазами ребенка в период адаптации»»
Тренинг психолога с родителями
«Детский сад глазами ребенка в период адаптации»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми раннего возраста. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи: усиление способности родителей к пониманию ребенка в адаптационный период.
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители групп раннего возраста.
Продолжительность занятия 1 час
Материал: бумага, карандаши, кукла, разноцветные ленты, свеча, орехи грецкие.
Содержание тренингового занятия:
Приветствие.
Знакомство (оформление бейджиков).
Сообщение темы. Теория.
Мозговой штурм «Процесс адаптации из личного опыта».
Беседа.
Упражнение «Мостик».
Релаксация «Погодный массаж».
Упражнение «Кукла».
Упражнение «Грецкий орех»
Видео «Жизнь ребенка в детском саду» (самостоятельная видиосьемка)
Упражнение«Дерево»
Рефлексия «Прощание при свече».
Рекомендаций.
Ход тренинга
1. Приветствие и знакомство участников:
Упражнение «Бусы».
Материал: нить, бисер по количеству присутствующих.
Содержание.
Психолог:
- Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит на столе по бисеру. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут... Оксана Валентиновна – психолог ясли – сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут……Ей …..лет» (оформление бейджиков)
Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
открытое общение
активность
безоценочные суждения
добровольное участие
здесь и сейчас
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
правило 3 П: принятие, признание, понимание
стремление к сотрудничеству
Сообщение темы: «Детский сад глазами ребенка в период адаптации» (показ презентации)
Слайд 2
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс) Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Слайд 3,4,5,6
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Слайд 7
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек ; Советы родителям
Слайд 8
Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон( засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.
Слайд 9
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность , гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома
Слайд 10
Признаки дезадаптации : Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть
Слайд 11
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша
Мной как психологом ведется активная работа для успешного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:
Наблюдение в течение дня.
Ведение листа адаптации, в котором отмечается настроение ребенка, прием пищи, общение с детьми и взрослыми.
Консультации по запросу родителей.
Коррекционные занятия с детьми (песочная терапия).
В октябре, когда процесс адаптации практически завершен, мной будут сформирована группа детей со средним и тяжелым уровнем адаптации. Для данных детей разработан ряд коррекционных занятий по методике арт – терапия «Игры с песком».
4.Обсуждение: «Что бы вы из личного опыта рассказали об адаптации вашего ребенка».
5.Беседа
6.Упражнение «Мостик»
Инструкция: На полу лежит из материала узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек. Психолог задаёт в этой ситуации вопрос: «Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика? ». Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой — перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.) При любых конфликтных ситуациях можно найти выход.
7.Релаксация «Погодный массаж».
Участники тренинга становятся друг за другом. Объект – спина впереди стоящего человека. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине.
Мелкий дождь – легкое постукивание подушечками пальцев по спине.
Ливень – движение пальцев внизу вверх.
Сильный дождь – постукивание усиливается.
Ураган – потрясти спину слегка
Ветер – круговые движения по спине.
Солнце – поглаживание по спине.
8.Упражнение «Кукла».
Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.
(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.
9.Упражнение «Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешки дарятся участникам тренинга на память.
10.Видео «Жизнь ребенка в детском саду» (самостоятельная видиосьемка) Обсуждение.
11. Упражнение «Дерево»
Перед вами ствол дерево, но дерево без листочков. Дерево – это наш детский сад. У вас на столах лежат листочки, напишите на них ваши предложения для создания еще более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием – детский сад.
12. Прощание при свече:
Свеча идет по кругу от родителя к родителю, при этом каждый участник говорит свое пожелание другим в воспитании ребенка.
« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью».
А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
13.Рекомендации родителям в воспитании детей.