СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Креативности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке "Тренинг креативности", представлены упражнения, теоретический материал по вопросам развития креативности. Тренинг проводится  в рамках программы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Креативности"»

8



План конспект занятия: Тренинг «Креативности»

Цель: повышение компетентности участников тренинга по вопросам креативности и овладение некоторыми методами ее развития

Задачи:

  1. Ознакомление с понятием креативности, характеристиками креативной среды, методами генерации новых идей.

  2. Осознание барьеров для проявления и развития креативности

  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Целевая аудитория – участники образовательного процесса, начиная с 13 лет. Данный тренинг адаптирован для педагогов и психологов.

Продолжительность: 90 мин

Оборудование: стулья (8 - 10шт), проектор, ноутбук, колонки, бумага формата А4, распечатки по теме «Мини-лекция «Креативность: основные понятия, характеристики и методы развития», воздушные шарики (8 штук), 8-10 бумажных крыльев с ленточками с названием «Креативность», магниты, 6 шляп, музыкальные записи, скотч, сувенир-яблоко, стеклянный шар «креативности», коробки с надписями, лист гофрированной бумаги с названием «оптимизм», картонные звезды, презентация: «Креативность: основные понятия, характеристики и методы развития», лист ватмана со словом «СВОБОДА!», 8 листов формата А4 с цифрами от 1 до 8, аэролампа, свечи, зажигалка, цветные мелки, музыкальные записи, скотч, распечатки мини-лекции, распечатки творческого задания «Придумай и дорисуй», стеклянный шар «креативности», пластилин, досточки для работы с пластилином, фотоаппарат, распечатка «особенности творческой личности», калькулятор.

Аудитория: кабинет школы

Пояснительная записка

Развитие креативности – это целенаправленный процесс, который требует грамотного составления психологической программы и комплексного воздействия, позволяющего формировать потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка. Актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса является создание максимально благоприятных условий для развития креативности. Такие условия можно создать целенаправленно в процессе тренинговой работы.

После выполнения каждого упражнения идет его обсуждение.

Оформление кабинета

На доске класса прикреплено название тренинга «Тренинг креативности», на доске, стенах аудитории прикреплены портреты известных ученых и творческих личностей. Под надписью «Креативность спрятано зашифрованное слово, обозначающее условие ее развития «СВОБОДА!». Каждая буква закрыта листом с обозначением номера буквы, включая восклицательный знак: 1-8, которые необходимо будет расшифровать в процессе выполнения заданий. Между портретами известных личностей ведущий цветными мелками рисует и подписывает свой автопортрет и имя. Предварительно под стульями участников крепятся листы с текстом мини-лекции. Под столом-спрятаны воздушные шарики, к которым прикреплены под номерами задания для расшифровки слова «свобода!».


План занятия

I.Стартовый модуль 20 мин

Организационный момент (регистрация участников)

1.1 Представление ведущего тренинга, ритуал приветствия . 2 мин

1.2 Вводное слово. 3 мин

Креативность в переводе с латинского означает «созидание». Это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, придумывать что- то новое. Эту способность можно и нужно развивать, так как показатель успешности, адаптивности человека в общественной и профессиональной сфере. Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами развития креативности и условиями ее развития.

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, не похожие на те, что он видел ранее. Одни привлекли его внимание невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. Каждый мог выбрать то, что ему по душе, это то, что было им необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки.

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Однако хозяин ответил ему:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…

Сегодня на занятии мы с вами поговорим, что такое креативность, как преодолевать барьеры креативности, вспомним, а может быть познакомимся с некоторыми методами развития креативности, я предложу вам упражнения, которые помогут ощутить себя творческой личностью, получить хорошие позитивные эмоции от занятия. Пусть эти семена креативности расцветут желанием творчески развиваться в наших душах, будут переданы нашим ученикам. Упражнения, которые я представлю сегодня на тренинге могут быть использованы в работе с учащимися от 13 лет и старше. Итак, вы готовы к креативу?

1.3 Правила работы группы и их обсуждение (1 мин)

1.4 Упражнение «Мое имя – мое качество» 3 мин

Каждый из участников по очереди называет свое имя и качество креативной личности на первую букву своего имени.

1.5. Упражнение «Автопортрет» . 4 мин

Воспользовавшись цветными мелками участникам тренинга предоставляется возможность нарисовать свой автопортрет на доске, среди портретов известных личностей, подписать свое тренинговое имя.

1.6. Упражнение «Сегодня креативен тот, у кого…» (3 мин).

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие групповой динамики.

В центр круга становится ведущий, один стул убирается. Ведущий называет какой-либо признак, предваряя словами «Сегодня креативен тот, у кого…». Участники, с названной характеристикой должны быстро встать со стула и поменяться местами, тот кто не успел занять стул становится ведущим.

1.7. Упражнение «Карусель общения». 4 мин

Ведущий задает вопрос, участникам по кругу предлвгвется закончить фразу:

1.Мое настроение сейчас…

2. Для меня креативность – это…

3. Ситуация в которой я проявил в большей степени свою креативность была…

4. Креативность мне пригодиться (где и когда)…

4. От тренинга креативности я ожидаю …

II. Основной модуль. 60 мин

2.1. Эксперимент. 3 мин

Цель: осознание индивидуальных особенностей восприятия и реагирования на ситуацию.

Оборудование: количество одинаковых листов бумаги по количеству участников.

Инструкция: Каждый человек в той или иной мере обладает определенным запасом творческих сил. Но каждая личность, индивидуальна, убедиться в этом нам поможет опыт.

У каждого из вас есть листок бумаги. Все они одинаковые. Возьмите листок в руки и закройте глаза. Теперь следуйте инструкции: сложите листок пополам, затем – еще раз пополам. Теперь оторвите правый левый угол. Откройте глаза и разверните листок. Положите его на колени так, чтобы всем было видно, что у вас получилось. Как мы видим, все листочки получились хоть немного, но разные. А у кого-то разница очень велика. Все вы получили одинаковую инструкцию, однако, результат различный. Какие выводы вы можете сделать из этого эксперимента?

2.2. Тест «Креативная личность» 7 мин

Оборудование: бланки с тестами (Приложение 1), фломастеры, планшеты, калькуляторы.

Инструкция: в распечатках приведены 10 качеств, которые наиболее часто проявляют креативные личности. Оцените наличие этих качеств в себе по 10 бальной шкале и обсуждаем общее количество баллов. Есть совпадение с вашими ответами в предыдущем задании? Последняя колонка в таблице пустая, здесь вы можете дописать свою характеристику творческой личности и также оценить ее

Обсуждение: по очереди называем количество баллов (максимально- 110). Дополнил ли кто-то свою анкету, за свет какой характеристики? Есть совпадения по характеристикам?

В большинстве случаем максимальный балл мы не получаем и как следствие звучит вопрос, готовы ли повысит свою креативность? Готовы ли идти в поход за креативностью? Вперед!

2.3 Упражнение «В поход за креативностью». 8 мин

Цель: снятие напряжение, ознакомление с барьерами развития креативности; формирование установки на их преодоление.

Оборудование: аудиозапись веселой бодрой музыки, коробки, стулья, к которым прикреплены обозначения барьеров креативности (готовятся заранее), распечатки мини-лекции (приложение 2).

Мы собираемся в поход. Сегодня я ваш проводник. Мне примерно знаком маршрут. Путь нам предстоит долгий. Давайте немного разомнемся. Делаем глубокий вдох, выдох, потянулись, покрутили плечами, руками, согнули – разогнули ноги в коленных суставах, покрутили головой (не видно креативности?). Вы можете взять с собой по желанию рюкзак. Вот он перед нами. Что вы возьмете с собой на поиски креативности? Встаем, рюкзак через плечо, выходим на улицу. Я вперед, вы – за мной. Посмотрите как светло вокруг, теплая радостная обстановка, нас окружают друзья и товарищи, помашите им рукой. Солнце начинает пригревать – это от лучей славы кружится голова, давайте оденем понамку адекватной самооценки. Посмотрите впереди у нас болото сомнения, перешагиваем его, поддерживаем друг друга. А теперь мы заходим в лес, как бы не запутаться в ветвях сомнений. Ой, комары налетели. Кусаются (это критики наших творческих начинаний, норовят нас посильнее укусить), отбиваемся – кто уверенностью в себе, кто целеустремленностью. Смотрите, впереди у нас целая гора камней преткновения: «ригидность мышления», «конформизм», «импульсивность», «страхи», «тревожность», «неуверенность в себе», «отсутствие целеустремленности», «лень», «психологический дискомфорт», «хроническая усталость». А вот самый большой камень – «преклонение перед авторитетами». Давайте отодвинем его, он мешает нам дальше двигаться дальше. Кажется, начинается дождь – сплетни и слухи могут подмочить репутацию – давайте укроемся от них оптимизмом. Дождь прекратился, выглянуло солнце, какое оно яркое лучи славы слепят прямо в глаза, не споткнуться бы о них. Солнце скрылось, вечер, начало холодать (одиночество и непонимание холодит душу). Посмотрите, какое звездное небо. Не заболеть ли случайно звездной болезнью. Мы проделали долгий путь, закалились в поисках креативности. Сейчас я предлагаю вернуться домой, что бы отдохнуть, восполнить свои силы, и продолжить поиски. Сели на стулья, вытянули ноги. Представьте, что вы греетесь около камина. Вам тепло, уютно, комфортно. Насладитесь этим теплом, энергией. А где же креативность? Оглянитесь вокруг. Иногда, чтобы ее найти не нужно долго ходить – она рядом с нами. Не видно? Нужно просто встать со стула.

Находим листочки с надписью креативность (распечатка мини-лекции), прикрепленные под сиденьями стульев

Обсуждение: Что вам понравилось в выполнении задания?

Сложно ли было что-то выполнить?

Есть ли силы для знакомства с креативностью?

    1. Мини- лекция: «Креативность: основные понятия, характеристики и методы развития». 7 мин.

Цель знакомство с основными понятиями по теме креативность

Оборудование: Количество распечаток лекции в соответствие с количеством участников

Обсуждение, ответы на вопросы.

2.5 Упражнение «Зашифрованное слово» 45 минут.

Цель: познакомиться с некоторыми условиями формирования креативности и отработать методы развития творческого мышления.

Оборудование: 8 листов с обозначением цифр от 1 до 8, закрывающие на доске слово, 8 шариков, заполненных гелем, с привязанными к нему заданиями для расшифровки букв.

Инструкция: мы познакомились с вами с основными характеристиками процесса креативности. Теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что является одним из важнейших условий формирования и развития творческой личности? Подсказка на доске. Иногда идеи витают в воздухе нужно просто ее поймать. Что же будем открывать буквы постепенно.

Ведущий разбрасывает шарики – участники тренинга их ловят и зачитывают задание, выполняя которое имеют возможность открыть букву. Зашифровано слово «СВОБОДА!»

2.5.1 Упражнение «Игра - ассоциации»

Инструкция: Ведущий достает стеклянный шар неправильной формы объявляя участникам, что это фигура креативности. Передавая шар объяснить, какие его признаки ассоциируются у вас с креативностью и почему? Подводим итоги – раскрываем первую букву «С».

2.5.2. Упражнение «Удивительный аукцион».

Оборудование: золотая медаль в качестве приза

Инструкция: В жизни бывает много удивительных и несовместимых на первый взгляд сочетаний чего-либо. На нашем аукционе нужно найти максимум свойств, качеств, объединяющих два предмета или явления. Как и в настоящем аукционе, тот, кто назовет сходство последним, получает приз. Итак, что объединяет школу и ракету? Выигравший участник открывает вторую букву «В».

2.5.3. Упражнение «Прояви творчество – дорисуй рисунок»

Оборудования: распечатки с заготовками рисунка (приложение 3), фломастеры, планшеты.

Инструкция: Дорисуйте рисунок, который представлен у вас на листах. Посмотрим, что у нас получится.

Обсуждение: Показываем рисунки. Желающим прокомментировать предоставляется слово.

Трудно ли было, справится с заданием?

Есть ли похожие рисунки?

Пояснение, об уровне развития креативности по степени сложности рисунка.

У кого самый креативный рисунок на ваш взгляд? Предоставляем этому человеку возможность открыть букву (3 буква «О»)

2.5.4.Упражнение « Расскажи и покажи»

Инструкция: Ответы на вопросы (мимикой изобразить ответ)

1. Как немой попросит воды?

2.Как глухонемому объяснить, чтобы он оделся потеплее

3.Как глухому сказать, что на улице идет дождь

4. Как слепой попросит ножницы?

Обсуждение: Если были ошибки, то обсудить влияние стереотипов на наше поведения.

Предоставляем возможность тому, кто не разу не ошибся открыть 4 букву («Б»)

2.5.5.Метод мозгового штурма (использование предметов). «Суперяблоко».

Оборудование: сувенир – яблоко из оникса

Цель: познакомиться с оперативным методом группового решения проблемы на основе стимулирования творческой активности

Инструкция: участникам предлагается высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических по использованию предмета. Дается установка придумать не менее 30.

Обсуждение:

1.Какие варианты использования яблока вам наиболее понравились, удивили?

2. Как отличались наибольшей практичностью, оригинальностью?

Выполнение задания позволяет открыть 5 букву («О»)

2.5.6. Упражнение «6 шляп».

Цель: дает возможность рассмотреть ситуацию с различных точек зрения

Инструкция: Придумать ситуацию, сформулировать актуальную проблему, требующую решения самостоятельно. Например, нехватка времени и заполнение электронного дневника.

Предварительно оговариваются функции «шляп», последовательность их выступления. Выбираются участники – желающие примерить шляпу и поучаствовать в выполнении задания.

  1. Белая шляпа (информация)- констатация фактов – без эмоций

  2. Черная шляпа (риски) - Самое худшее, что может произойти в этой ситуации

  3. Красная шляпа (эмоции) – способ проявления активности в разрешении этой ситуации

  4. Желтая шляпа (позитив,юмор) – какие смешные стороны можно найти в этой ситуации

5.Зеленая шляпа (творчество) – как можно творчески подойти к решению этой проблемы.

6. Синяя (подведение итогов, опыт)– какой опыт дает эта ситуация успешное выполнение задания (когда найдено решение проблемы) – позволяет открыть 6 букву (Д).

Предлагаем назвать слово. Если участники угадывают, то предлагаем насладиться свободой и полетом мысли, выполняя упражнение «Горная вершина», если нет, то выполнение следующего упражнения позволяет открыть 7 букву «А».

2.5.7. Упражнение «Горная вершина»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе

Оборудование: запись релаксационной музыки

Инструкция: Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней... Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его... Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Обсуждение: Что вы чувствуете?

Творящий человек – это человек, который доверяет своему величию и не боится «пролететь», а, наоборот надеется лететь вместе с этой возникающей и исчезающей реальностью, не боясь возникать и исчезать.


А что же было под цифрой 8. Открыть эту тайну поможет нам выпонение восьмого задания.

2.5.8. .Упражнение «Фигура креативности»

Цель: Развитие творческого мышления с помощью арт-технологий

Оборудование: записи спокойной музыки, пластилин (2 пачки), ракушки, камни, хрустальный дом, поднос, цветная бумага, распечатки со словами – креативность, листочки на которых лепятся фигурки.

Инструкция: Вам предлагается вылепить фигурку креативности. У вас есть на это 7 минут. Затем фигурки располагаем на общем поле (подносе) , где в центре шар «Креативность» и домик (школа 8). Далее следует обсуждение фигур, после чего предлагается украсить картинку, создать общую композицию. Обсуждение: Что символизирует ваша фигура?

Похожа ли она на вас?

Каким цветом и формой вы передали креативность?

Как вы украсили свою фигуру? Что это символизирует?

Вы согласны с тем, что свобода важна для развития креативности?

А как мы эти знания можем применить в педагогической практике?

Далее фотографируемся на фоне своих фигур и открываем по аплодисменты восклицательный знак!

Получилось слово «СВОБОДА!» как одно из условий развития креативности.

III.Заключительный модуль. 10 мин

3.1 Притча о талантах

3.2 Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой

Цель: познакомиться с метафорическим методом развития креативности, создать условия для группового сплочения.

Оборудование: свечи, зажигалка.

Инструкция: Огонь – эта искра, которая горит в сердце творческого человека.

Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой. Поделимся своей искрой креатива, таланта друг с другом и нашими учениками. Зажигаем огонь от аэролампы и передаем его дальше. Далее делаем групповое фото, загадываем желание и все вместе задуваем свечи.

Рефлексия занятия

Ритуал прощания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!