СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три склонения существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Три склонения существительных»














Конспект урока русского языка

в 4 классе


по теме



Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений























2023

Урок закрепления изученного материала

Тема: Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений.

Цель: Через обобщение знаний о склонении имен существительных добиться умения определять склонение имён существительных каждым учеником.

Задачи:

1. Совершенствовать умение определять склонение имен существительных.

2. Совершенствовать орфографические навыки.

3. Развивать речь учащихся.

4. Активизировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

5.Формировать устойчивое внимание.

6. Приучать детей к самостоятельности, самоконтролю и самооценке своих знаний на основе критериев учебной деятельности.

7. Выявить пробелы в знаниях учащихся по изучаемой теме, используя самопроверку и обратную связь.

8. Воспитывать чувства коллективизма, взаимоуважения, взаимопонимания при работе в группе, в паре.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран).

  2. Презентация к уроку.

  3. Набор карточек со словами

  4. Карточки-помощники (для слабых учащихся) – 5 шт.

  5. Круги 3-ех цветов (красный, зеленый, желтый) у каждого ребенка – для рефлексии.

Ход урока:


1.Организационный момент.


Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись. Улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

-А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа, подчеркните орфограммы

-Посмотрите на соединения букв и пропишите их.

2. Чистописание  

Вв

Евев

-Причитайте слова. Напишите их ниже , поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

декабрь январь февраль

-Это месяцы какого времени года? (зимы)

На экране появляется   слайд 2 - Пейзаж зимнего леса

- Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения. Вот отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

(Учитель читает отрывок из стихотворения). Фонограмма «Времена года Чайковского».

«Чародейкою Зимой

  Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».  

- Кто автор? Ф. Тютчев

3. Словарная работа

-Посмотрите на слайд.Слайд 3

– Как называется Жанр изобразительного искусства, изображающий природу, какую-либо местность, а также описание природы в литературном произведении.

ПЕЙЗАЖ 

-Записывают словарное слово в тетрадь.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «пейзаж»

Однокоренные слова: пейзажист, пейзажистка, пейзажный.

Синонимы: ландшафт. Слайд 4

-Составьте предложение из слов. (работа в парах) запишите. Подчеркните грамматическую основу.

Из большого окна открывался удивительный пейзаж.


4. Сообщение целей урока и введение в тему урока

Слайд 5

В стуже, в холоде, в метели

Прочитайте слова, подумайте, что у них общего. /Одинаковый падеж./

- Какой? /Предложный./ (Используется обратная связь.)

- Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? /Разные./

- Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? /Разные склонения./

- Докажите. (Фронтальная работа.)

- Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных?

/Можно, так как они безударные./

- Достаточно ли знать только падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? /Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться./

- Что обязательно надо знать о существительном, чтобы правильно писать безударные окончания? /Склонение/.

- Учиться писать окончания мы будем на следующих уроках, а сегодня мы должны к этому хорошо подготовиться.

- Как вы думаете, какую цель мы перед собой поставим? /Отрабатывать умение определять склонение имён существительных/.

- Правильно. Нам необходимо, чтобы каждый из вас умел без ошибок определять склонение. Поэтому весь наш урок мы будем упражняться в определении склонений имён существительных. 

5. Работа по теме урока

- На нашем уроке мы будем закреплять умение определять тип склонения имен существительных.

- Сколько типов склонения им. существительных вы знаете?  Какие сущ.относятся к 1, 2, 3 склонению? Вспомним таблицу склонений им. сущ. Слайд 6

 слайд – Таблица типов склонения

1 скл.                  2 скл.                3 скл.

ж.р; м.р.            с.р; м.р.           ж.р

-а  -я                    -о -е                  с ь на конце

 - Как пользуясь таблицей  определить склонение им. сущ?  (по роду и оконч.)

  1. Работа в группах.

Предлагаю приступить к практическим заданиям. Покажите нам свои знания. Поработаем в группах (по рядам).

-Откройте тетради на с 42 зад. 2

Выберите существительные:

I ряд – 1-го склонения

II ряд – 2-го склонения

III ряд – 3-го склонения

Самопроверка Слайд 7


- Проставьте за работу баллына полях тетради. За каждое правильно выбранное слово вы зарабатываете 1 балл. (Наибольшее количество баллов, которое может заработать ученик – 6 баллов

-В каком падеже сущ., которые мы записали?

-А Как определить склонение существительных в косвенном падеже?

7. Физкультминутка

- Если отгадка - существительное 1-го склонения - один раз хлопнуть в ладоши, 2-го склонения - два притопа, 3-го склонения -присесть.

1) Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый ... (Барабан.)


2) Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ... (Белка.)


3) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков ... (Горох.)


  1. Шубка - иголки, Свернётся он- колкий,

Рукой не возьмёшь. Кто это ... (Еж.)


5) По ночам на мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? ... (Кровать.)


  1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,... (Карандаш.)


7) И от ветра, и от зноя, От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко! Что это?... (Палатка.)


8) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник ... (Пингвин.)


9) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это ... (Рысь.)


10) Трещала с самого утра:
Пор-р-р-а! Пор-р-р-а! А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (Сорока.)


11) Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать ...(Сверчок.)


  1. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? ... (Цапля)



- Кто ни разу не ошибся во время игры?

- Очень хорошо. Вы не только знаете правила, но и умеете их применять в жизни.

- А тем, кто ошибся, я советую учить правила и быть внимательнее


8. Упражнерие в распознавании склонения имен сущ. в косвенных падежах

-Откройте учебник на с 100 упр 177 (один ученик у доски)

Букет (2-е скл.) сирени (3-е скл.).

Иней (2-е скл.) на ветке (1-е скл.) ели (3-е скл.).

Письмо (2-е скл.) от дедушки (1-е скл.).

Капля (1-е скл.) дождя (2-е скл.).

Варенье (2-е скл.) из вишни (1-е скл.).

Пейзаж (2-е скл.)местности (3-е скл.).


  1. Работа с текстом. 

Списать, вставить пропущенные орфограммы У имен существительных определите тип склонения.

Чудесно прогуляться з.мой по лесу. Д.ревья ст.ят в сер.бристом инее. На ветках ша.ками л.жит пуш.стый сне.. Прелес.на ель в зимнем уборе. И деревья,  и кусты, и лесные п.ляны залиты солнечным светом.

- Дети исправляют ошибки, объясняя правописание букв и знаков препинания.

 слайд 8-16 Текст с выполненным заданием.

     Чудесно прогуляться зимой по лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветках шапками лежит пушистый снег. Прелестна ель в зимнем уборе. И деревья,  и кусты, и лесные поляны залиты солнечным светом.

- Спишите восстановленный текст. Подчеркивайте буквы. Определите склонение

Взаимопроверка. Посчитайте баллы и запишите на полях. Максимум 7 баллов.


  1. Итог урока. Рефлексия

Составляют памятку «Как определить склонение имени существительного». Слайд17

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число);

2) определить род, выделить окончание;

3) по роду и окончанию определить склонение.

-Подсчитайте баллы. Поставьте себе оценку.


- Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке, какие задания вы выполняли, как вы их выполняли: легко ли, с удовольствием, или вам было трудно. Покажите цветовыми сигналами настроение, с которым вы пойдёте домой.

(Дети показывают круг того цвета, который совпадает с настроением, описанным на карточке, прикрепленной на доску:


Я был активен на уроке. У меня все получилось. Я доволен.

(Зелёный)


Я принял участие в работе на уроке. У меня не все получалось, мне помогали. Это меня радует.

(Жёлтый)


Я не очень доволен своей работой, поэтому мне грустно. Но в дальнейшем я буду активнее.

(Красный)).


  1. Домашнее задание

Слайд 18

Упражнение 179 в учебнике, правило стр.100



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!