СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Три склонения существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "три склонения имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Три склонения существительных"»

Тема урока: Три склонения имен существительных.

Ход урока:

  1. Орг.момент:

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы -внимательные, мы- старательные!

Думаю сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов и удачи вам!

- Давайте вспомним орфограмму употребление Ь знак на конце существительных после шипящих. Мне нужен помощник № 1!

(Печь, товарищ, мяч, рожь, ложь, камыш, ковш, падеж, грач, туч, шалаш, кирпич, молодежь, луж, дочь, еж, ночь.)

- Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-скл. у существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.)


- Напишите под диктовку предложения: (нужен помощник № 2)

1. Выйти к лесной опушке. 2. Расположились на небольшой поляне. 3. Край березовой рощи. 4. Нигде нет настоящей тени. 5. Запах горькой полыни. 6. Играют в пышной зелени деревьев. 7. Купаются в солнечном блеске. 8. Удивительно радостно на сердце.

Задание: Определить склонение и падеж существительных.

Выведение алгоритма с помощником № 2.


- Может кто-то догадался, как это можно сделать?


- Составим алгоритм. На доске: 1. Поставить в И.п. ед. ч.

2. Выделить окончание

3. Определить род

4. Определить склонение


(Договориться с детьми насчет оценок. Составить алгоритм оценивания с помощником.)

Алгоритм

Оценка

Самопроверка

Взаимопроверка

1

Умею писать предложения под диктовку



2

Правильно ставлю существительное в им.п. ед.ч.



3

Выделяю окончание



4

Определяю род



5

Определяю склонение



- Кто правильно все сделал?

- Кому было трудно?

Тема нашего урока какая?

Чему мы будем учиться? Какую У.З. мы поставим? Постановка Учебной задачи (У.З.)- определение склонений по окончаниям; определение склонений по родам.



  1. По критериям поставить себе оценки. Поменяться работами – Взаимопроверка. (Правильный вариант на экране). Собрать с конца вперед и сдать учителю

Вывод: - А что нам поможет в определении окончаний? Склонение и падеж


Приступим к выполнению заданий.

ЗАДАНИЕ № 1

Определи тип склонения по его признакам.


М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Вывод:

ЗАДАНИЕ № 2: Распределить слова по склонениям: Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня, дядя, дедушка.



1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я

2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е)

3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце)

Москва

ветер

морковь

деревня

холод

сирень

аптека

облако

тетрадь

яблоня

болото


дядя

счастье


дедушка



Вывод:

-Так какой вывод мы можем сделать?

-Попробуйте его сформулировать.


1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я

2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е)

3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце)




















ЗАДАНИЕ № 3

Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.


Земля 1 склонение


Лень

2 склонение

Овца


Дуб

3 склонение

Дедушка


Мышь

Солнце


Вывод:

ЗАДАНИЕ № 5

Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.


И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.



На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.



Вывод:



Выполните работу в карточке 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.


Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель

 

 

 

здоровье

 

 

 

мужчина

 

 

 

фамилия

 

 

 

ружьё

 

 

 

степь

 

 

 

конь

 

 

 

рожь

 

 

 

роща

 

 

 

Проверяем работу.


Продукт урока. Собрать материал и сделать сборник упражнений по теме «Три склонения имен существительных»

ЗАДАНИЕ № 1. Работа с текстом.
Задание: 
- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы. 
- Придумать задание по тексту по теме урока.
Однажды в теплый солнечный день прох..дил я мимо березовой рощ.. . на пригорках з..ленела м..лодая тра..ка, цв..ли фиалки. бере..ки распускали свои нежные л..сточки. горячее со..це пригр..вало землю. -Проверяем работу. (По щелчку на слайде появляются ответы).
(Дети читают по предложению и объясняют тип склонения имён существительных).




ЗАДАНИЕ №2 : Придумайте задание с этими словами по теме урока:


тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя


Самостоятельная работа


Допишите по одному слову, советуйтесь в паре.

Вывод?

Проведем Рефлексию.

Что я узнал на уроке…

Я хочу поблагодарить…

Мне было трудно…

Мне понравилось…


Домашнее задание:





Карточка № 1.
(Письменная работа в тетрадях).
Прочитай имена существительные. 
- Подумай, что общего у существительных каждого ряда. 
- Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень,  лентяй,  ленивица.
Лошадь,  лошадник, лошадка.


-Проверяем работу по документ камере. (Отвечают три ученика).
1 скл.                      2 скл.                       3 скл.
помощница            помощник             помощь
злоба                       зло                         злость
ленивица                лентяй                   лень
лошадка                 лошадник              лошадь



Карточка № 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.


Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель

 

 

 

здоровье

 

 

 

мужчина

 

 

 

фамилия

 

 

 

ружьё

 

 

 

степь

 

 

 

конь

 

 

 

рожь

 

 

 

роща

 

 

 

Проверяем работу по документ –камере .



































Карточка1.
(Письменная работа в тетрадях).
Прочитай имена существительные. 
- Подумай, что общего у существительных каждого ряда. 
- Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень,  лентяй,  ленивица.
Лошадь,  лошадник, лошадка.








Карточка № 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.


Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель

 

 

 

здоровье

 

 

 

мужчина

 

 

 

фамилия

 

 

 

ружьё

 

 

 

степь

 

 

 

конь

 

 

 

рожь

 

 

 

роща

 

 

 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!