Тема урока: Три склонения имен существительных.
Ход урока:
Орг.момент:
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,
Мы -внимательные, мы- старательные!
Думаю сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов и удачи вам!
- Давайте вспомним орфограмму употребление Ь знак на конце существительных после шипящих. Мне нужен помощник № 1!
(Печь, товарищ, мяч, рожь, ложь, камыш, ковш, падеж, грач, туч, шалаш, кирпич, молодежь, луж, дочь, еж, ночь.)
- Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-скл. у существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.)
- Напишите под диктовку предложения: (нужен помощник № 2)
1. Выйти к лесной опушке. 2. Расположились на небольшой поляне. 3. Край березовой рощи. 4. Нигде нет настоящей тени. 5. Запах горькой полыни. 6. Играют в пышной зелени деревьев. 7. Купаются в солнечном блеске. 8. Удивительно радостно на сердце.
Задание: Определить склонение и падеж существительных.
Выведение алгоритма с помощником № 2.
- Может кто-то догадался, как это можно сделать?
- Составим алгоритм. На доске: 1. Поставить в И.п. ед. ч.
2. Выделить окончание
3. Определить род
4. Определить склонение
(Договориться с детьми насчет оценок. Составить алгоритм оценивания с помощником.)
№ | Алгоритм | Оценка |
Самопроверка | Взаимопроверка |
1 | Умею писать предложения под диктовку | | |
2 | Правильно ставлю существительное в им.п. ед.ч. | | |
3 | Выделяю окончание | | |
4 | Определяю род | | |
5 | Определяю склонение | | |
- Кто правильно все сделал?
- Кому было трудно?
Тема нашего урока какая?
Чему мы будем учиться? Какую У.З. мы поставим? Постановка Учебной задачи (У.З.)- определение склонений по окончаниям; определение склонений по родам.
По критериям поставить себе оценки. Поменяться работами – Взаимопроверка. (Правильный вариант на экране). Собрать с конца вперед и сдать учителю
Вывод: - А что нам поможет в определении окончаний? Склонение и падеж
Приступим к выполнению заданий.
ЗАДАНИЕ № 1
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.
Вывод:
ЗАДАНИЕ № 2: Распределить слова по склонениям: Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня, дядя, дедушка.
1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я | 2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е) | 3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце) |
Москва | ветер | морковь |
деревня | холод | сирень |
аптека | облако | тетрадь |
яблоня | болото | |
дядя | счастье | |
дедушка | | |
Вывод:
-Так какой вывод мы можем сделать?
-Попробуйте его сформулировать.
1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я | 2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е) | 3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ЗАДАНИЕ № 3
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля 1 склонение
Лень
2 склонение
Овца
Дуб
3 склонение
Дедушка
Мышь
Солнце
Вывод:
ЗАДАНИЕ № 5
Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.
Вывод:
Выполните работу в карточке 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.
Существительное | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
колыбель | | | |
здоровье | | | |
мужчина | | | |
фамилия | | | |
ружьё | | | |
степь | | | |
конь | | | |
рожь | | | |
роща | | | |
Проверяем работу.
Продукт урока. Собрать материал и сделать сборник упражнений по теме «Три склонения имен существительных»
ЗАДАНИЕ № 1. Работа с текстом.
Задание:
- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
- Придумать задание по тексту по теме урока.
Однажды в теплый солнечный день прох..дил я мимо березовой рощ.. . на пригорках з..ленела м..лодая тра..ка, цв..ли фиалки. бере..ки распускали свои нежные л..сточки. горячее со..це пригр..вало землю. -Проверяем работу. (По щелчку на слайде появляются ответы).
(Дети читают по предложению и объясняют тип склонения имён существительных).
ЗАДАНИЕ №2 : Придумайте задание с этими словами по теме урока:
тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя
Самостоятельная работа
Допишите по одному слову, советуйтесь в паре.
Вывод?
Проведем Рефлексию.
Что я узнал на уроке…
Я хочу поблагодарить…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Домашнее задание:
Карточка № 1.
(Письменная работа в тетрадях).
- Прочитай имена существительные.
- Подумай, что общего у существительных каждого ряда.
- Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень, лентяй, ленивица.
Лошадь, лошадник, лошадка.
-Проверяем работу по документ камере. (Отвечают три ученика).
1 скл. 2 скл. 3 скл.
помощница помощник помощь
злоба зло злость
ленивица лентяй лень
лошадка лошадник лошадь
Карточка № 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.
Существительное | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
колыбель | | | |
здоровье | | | |
мужчина | | | |
фамилия | | | |
ружьё | | | |
степь | | | |
конь | | | |
рожь | | | |
роща | | | |
Проверяем работу по документ –камере .
Карточка1.
(Письменная работа в тетрадях).
- Прочитай имена существительные.
- Подумай, что общего у существительных каждого ряда.
- Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень, лентяй, ленивица.
Лошадь, лошадник, лошадка.
Карточка № 2.
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.
Существительное | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
колыбель | | | |
здоровье | | | |
мужчина | | | |
фамилия | | | |
ружьё | | | |
степь | | | |
конь | | | |
рожь | | | |
роща | | | |