СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трезвость выбор сильных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга "трезвость выбор сильных"-профилактическое мероприятие, которое могут использовать классные руководители и социальные педагоги в работе с подростками

Просмотр содержимого документа
«Трезвость выбор сильных»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»











Занятие с элементами тренинга













Подготовила:

Зенина Екатерина Валентиновна

социальный педагог МОУ «СОШ № 4

г. Ртищево Саратовской обл.»






Занятие с элементами тренинга «Трезвость выбор сильных»


1.Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия.

Формирование культуры здоровья.

Занятие с элементами тренинга «Трезвость выбор сильных».

Актуальность. На сегодняшний день от алкоголизма в России ежегодно умирает около 700 тыс. человек, что сопоставимо, поэтому актуальность проблемы алкоголизма выходит на первый план. Самым страшным фактом является то, что большинство алкоголиков заболевают в возрасте до 20 лет. Кроме того, более 60% жестоких преступлений также совершается под воздействием алкоголя. А повальный подростковый алкоголизм ведет к деградации нации. Именно поэтому необходимо предпринимать меры профилактики алкоголизма, чтобы предотвратить национальную беду.

2.Мероприятие рассчитано на обучающихся 9-10 классов/15-16 лет

3.Мероприятие запланировано в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся, входит в состав тематического периода " Мастерская здоровья".

4. Цель: сформировать у подростков негативное отношение к алкоголю.

Задачи:

-воспитание негативного отношения к различным формам зависимости;

-повышение значимости здорового образа жизни;

-развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.

Планируемые результаты:

-стремление к здоровому образу жизни;

-отказ от употребления алкоголя;

-негативное отношение к зависимому поведению.

5. Мероприятие с элементами тренинга, основанное на взаимодействии обучающихся между собой и педагогом, позволяет решать самые трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создает потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную; является психологически привлекательным и комфортным. Такая форма развивает у подростков умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

6.Для достижения планируемых результатов использовались следующие педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, кейс-метод, информационно-коммуникационные технологии, а также различные методы(словесный. наглядный, практический) и приемы (групповая работа, обсуждение ситуаций, поиск информации, практическая работа, анкетирование.)

7.Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Выделяются основные этапы проведения мероприятия:

- организационно-мотивационный;

- создание проблемной ситуации, постановка темы и целей мероприятия;

- основной – актуализация опорных знаний;

- проверка и усвоений полученных знаний (информации);

- подведение итогов;

- рефлексия.

На всех этапах проведения мероприятия широко используется ИКТ для активизации внимания и повышения интереса к занятию.

В ходе подготовки и проведения мероприятия привлекались учащиеся, которые выступают с сообщениями.

8.Оборудование необходимое для подготовки и проведения мероприятия: Интернет ресурс, доска или флипчарт, толковый словарь С.И. Ожегова, наличие ПК, ватман, карандаши, анкеты для каждого обучающегося.

9. Методическая разработка может быть использована классными руководителями и социальными педагогами.



Ход занятия:


I Вступительная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.


II Основная часть


Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об алкоголе.


Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам: «Поменяйтесь местами, те кто…» и, если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем:

-Поменяйтесь местами те, кто, заботится о своем здоровье.

-Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры.

- Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта.

- Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

- В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

- Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

- Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

5. -Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». (Ответы детей)

-Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»? (Ответы детей)

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение.   Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение.  В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

7. -Каждый из нас видел пьяного человека на улице, доводилось ли вам общаться с таким человеком? Расскажите, какие чувства вы испытывали, рассказывая о поведении и внешнем виде пьяного человека.

(Приглашается ученик, который на доске записывает высказывания детей: жалость, страх, бессилие, ненависть, злость и т.д. )

Упражнение «Общественность против алкоголя»

Цель: рассмотреть разные точки зрения вреда алкоголя для общества.

-Ребята, предлагаю вам разделится на три группы: врачи, полицейские, менеджеры по рекламе .

(Класс делится на 3 группы: врачи, полицейские, менеджеры по рекламе, каждой группе выдаётся задание)

-Врачи готовят сообщение о последствиях алкоголя на организм человека.

-Полицейские готовят сообщения о поведении подростков в нетрезвом состоянии. Уголовная ответственность.

-Менеджеры по рекламе готовят плакат о вреде алкоголя.

После выполнения задания группы докладывают о проделанной работе.


Просмотр видеоролика по профилактике алкоголизма (0:30)

https://www.youtube.com/watch?v=Z66_swp6c2I






Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственного отношения за свои поступки.

-Предлагаю разделится на четыре группы (разделить участников на четыре группы, каждой группе вручить свою историю (приложение)

-Распределите роли в группе: один читает историю. Другой руководит дискуссией. Третий запишет главные проблемы. Четвёртый доложит о них по окончании дискуссии.

Примерные вопросы для обсуждения:

-Сколько из известных вам несчастных случаев сочетались с употреблением алкоголя?

-Обернулось бы всё иначе, если участники событий не пили?

-Как действует на организм алкоголь?

-Почему некоторые подростки выпивают, собираясь на свидание?

-Чего они этим достигают?

-Что говорит о них и их чувствах факт употребления алкоголя?


-Ребята, давайте запишем 5 важных последствий алкоголизма, озвученных в ходе дискуссии. (Заслушать всех докладчиков, не комментируя, поблагодарить за работу)

Просмотр видеоролика "Ты один из них?"(0:52)

https://www.youtube.com/watch?v=5e5dulYrgTY




Упражнение «Я как мои друзья».

-Вы, наверное, подумали, почему упражнение так называется. Дело в том, что чаще всего именно знакомые, друзья предлагают или даже заставляют выпить. И в этой ситуации все зависит от вас – быть как «друзья» или, проявив свою настойчивость, уверенность сказать - «нет!».

Итак, типичная ситуация. «Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение.

И тут ты понимаешь, что в случае отказа станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет. Как быть?

-Я предлагаем вам обсудить способы отказа от спиртного, и выбрать наиболее приемлемые к данной ситуации. Все способы отказа даны на карточках, которые лежат перед вами.

( На доске две графы - «ПРИЕМЛЕМО» и «НЕПРИЕМЛИМО».

На столе разложены карточки. Несовершеннолетние по очереди выбирают карточку и коллективно решают к какой графе (приемлемые или не приемлемые) можно отнести данный вид отказа.)

Карточки:

  1. Отказ – согласие («спасибо, но мне так неудобно вас затруднять»). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не дает согласие.

  2. Отказ – обещание («конечно, я попробую, но только завтра»).

Отказ-обещание: человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

  1. Отказ – компромисс («спасибо нет, но давай лучше пойдем в кино»)

Достижение согласия через взаимные уступки.

  1. Отказ – конфликт («еще чего, да отвали»)

Отказ-конфликт: Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку»,- «Ещё чего! Сам топай!». Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления.

  1. Отказ – альтернатива («слушай, давай лучше пойдем в спортзал»)

Отказ-альтернатива: Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в кино», «С удовольствием, но завтра у меня занятие по математике».

  1. Отказ – отрицание («нет, я не хочу»)

Отказ - отрицание: Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды!», «Нет, я ни за что не пойду в лес!»

  1. Отказ-спасение («Боюсь, что это невозможно»)

  2. Отказ –вынужденность («Увы, но я не могу»)

  3. Отказ – сожаление («Мне очень жаль, но я не смогу»)

  4. Отказ «Обстоятельства не позволяют («Я бы согласился, но в этот момент у меня срочные, неотложные дела»)

Вывод: Ребята, вы должны задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к вам определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают вас в такую зависимость?

Рефлексия.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: осознание последствий употребления алкоголя.

-Ребята, попрошу вас ответить на вопросы анкеты (участникам раздаются анкеты, общее обсуждение после заполнения)

- Когда я вижу пьяного, я чувствую…

- Алкоголик – это…

- Человек с алкогольными проблемами – это…

- Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…

- Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…

- Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Ученики зачитывают свои утверждения, отвечают на вопрос: «Из этой анкеты я понял...».


III. Заключительная часть

- Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

- Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

- Спасибо вам за активное участие, до свидания!






Приложение 1

Истории про подростков

История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напившись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…




История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за пивом. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились алкоголем. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в комнату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет...


История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти.





Приложение2

Карточки к упражнению "Я как мои друзья"

  1. Отказ – согласие («спасибо, но мне так неудобно вас затруднять»). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не дает согласие.

  2. Отказ – обещание («конечно, я попробую, но только завтра»).

Отказ-обещание: человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

  1. Отказ – компромисс («спасибо нет, но давай лучше пойдем в кино»)

Достижение согласия через взаимные уступки.

  1. Отказ – конфликт («еще чего, да отвали»)

Отказ-конфликт: Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку»,- «Ещё чего! Сам топай!». Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления.

  1. Отказ – альтернатива («слушай, давай лучше пойдем в спортзал»)

Отказ-альтернатива: Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в кино», «С удовольствием, но завтра у меня занятие по математике».

  1. Отказ – отрицание («нет, я не хочу»)

Отказ - отрицание: Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды!», «Нет, я ни за что не пойду в лес!»

  1. Отказ-спасение («Боюсь, что это невозможно»)

  2. Отказ –вынужденность («Увы, но я не могу»)

  3. Отказ – сожаление («Мне очень жаль, но я не смогу»)

  4. Отказ «Обстоятельства не позволяют («Я бы согласился, но в этот момент у меня срочные, неотложные дела»)
























Приложение2


Анкета "Незаконченные предложения"


- Когда я вижу пьяного, я чувствую…


- Алкоголик – это…


- Человек с алкогольными проблемами – это…


- Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…


- Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…


- Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…































Список литературы и интернет-ресурсов


1. https://www.youtube.com/watch?v=5e5dulYrgTY

2. https://www.youtube.com/watch?v=Z66_swp6c2I

3.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/06/12/zanyatie-dlya-podrostkov-po-profilaktike-alkogolizma

4. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/07/17/trening-po-profilaktike-upotrebleniya-podrostkami-alkogolya

5. Руденко В. И. Курение, алкоголь, наркотики [Текст] / В. И. Руденко // Родители и подростки : умные отношения. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону : Феникс, 2012. – С. 89-106.

6. Будущее в моих руках [Текст] // НаркоНет. – 2017. – № 12. – С. 20-25.

7. Ирбулдина, Л. Ю. Как просто скатиться на дно [Текст] / Л. Ю. Ирбулдина // Читаем, учимся, играем. – 2017.  № 10. – С. 101-106.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!