СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг «Учусь общаться».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Учусь общаться».»

Тренинг «Я учусь общаться»

Цель программы: развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения.

Программа предназначена для детей 9-13 лет.

Основные темы:

  • Правила успешного знакомства.

  • Приемы слушания.

  • Преимущества активного слушания.

  • Как говорить, чтобы тебя слушали.

  • Проверь - тебя услышали?

Методы и формы работы: ролевые и имитационные игры, психогимнастика, элементы групповой дискуссии.

Какую пользу получит участник, каковы эффекты от участия в программе:

  • Развитие умения знакомиться, преодоление стеснения и страха, поиск эффективных способов знакомства.

  • Развитие умения слушать и слышать слова собеседника, правильно понимать смысл его слов.

  • Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение, доносить свои идеи до собеседника.

Продолжительность - 4 часа (4 встречи по 50 минут; 2 встречи по 100 минут или 1 встреча 200 минут. В любом случае, целесообразно через каждые 50 минут делать перерыв 10 минут).

Ход занятия

Часть 1.

Упражнение: "Прошепчи имя".

Цель: знакомство, приветствие.

Все участники одновременно перемещаются по аудитории. Задача - прошептать каждому на ушко секрет - свое имя. Действовать нужно быстро, но так, чтобы твой секрет услышали - убедиться в этом по взгляду, ответному кивку. После того, как все выполнят это задание, начинается 2 этап - нужно также перемещаться по аудитории, но теперь говорить на ушко другому не свое, а его имя.

Упражнение: дискуссия.

Цель: введение в тренинг.

Участники сидят в кругу. Ведущий рассказывает о цели тренинга (развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения). Можно задать вопросы: почему эта тема важна? Что каждый хочет узнать/чему научиться в сфере общения? Ведущий презентует концепцию дерева. Мы можем представить процесс общения в виде дерева. Тогда корни дерева будут соответствовать знакомству (знакомство - начало и основа общения, без знакомства не с кем и общаться, так же и корни - без корней дерева нет). Ствол будет соответствовать умению слышать и слушать (также и в дереве ствол проводит питательные соки от корней к ветвям). Крона (ветви, листва) - умение говорить (это умение у всех разное, также и кроны деревьев отличаются друг от друга).

Упражнение: принятие правил.

Цель: договориться о правилах работы группы.

Ведущий задает группе вопрос о том, что нужно сделать, прежде чем начать работать. Делается вывод о необходимости принятия правил. Выслушиваются предложения участников, ведущий дополняет их варианты. Пример списка правил:

1) Доверительный стиль общения ("нет" насмешкам и издевкам).

2) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).

3) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).

4) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).

5) Уважаем других - не опаздываем.

6) Правило активности.

7) Правило поднятой руки.

Затем каждое правило нужно нарисовать так, чтобы его понял тот, кто не был здесь с нами и их не обсуждал. Нарисованное правило должен понять любой, даже не знающий нашего языка. Все участники делятся на мини-группы по числу правил, каждая мини-группа рисует одно правило.

Упражнение: "Правила успешного знакомства".

Цель: обсуждение темы знакомства.

Работа со стр. 2 буклета (см. Приложение №1). Отгадываем ребусы, расшифровываем правила успешного знакомства, обсуждаем каждое - насколько оно с точки зрения детей работает. Учащимся дается задание вне тренинга выполнить несколько заданий (минимум 3) со стр. 3.

Часть 2.

Упражнение: "Дотронься до..."

Цель: разминка.

Ведущий предлагает дотронуться до предмета красного цвета, синего, гладкого, шершавого, до Миши, до деревянного и т.п. Объясняется, что разминка проводилась для того, чтобы быть внимательнее, собраннее.

Упражнение: "Блиц-опрос".

Цель: тренировка навыков знакомства.

Участники сидят в кругу. Для игры необходимо объединиться в пары. Парой становится человек, сидящий напротив. Необходимо за отведенное время (1,5 минуты) пообщаться с партнером и узнать про него как можно больше. Можно предложить опорные вопросы: сколько партнеру лет, где он живет, что любит делать, что не любит делать и т.п. Вопросы необходимо записать на доске.

Задание выполняется одновременно всеми парами, при этом рядом пары не садятся, все остаются на своих местах. Таким образом, детям приходится перекрикивать друг друга и концентрироваться именно на своем собеседнике.

После того, как время закончится, переходим ко 2-му этапу. Необходимо представить своего партнера группе. Для этого каждый участник по очереди встает за спину своего партнера и рассказывает все, что он о нем узнал. Одна особенность - говорить нужно от первого лица (как будто про себя), при этом нужно стоять за спиной партнера, положив руки ему на плечи.

Вопросы, которые можно задать по итогам игры:

  • удалось ли все выяснить друг про друга?

  • что вам помогало? что мешало?

  • что вы чувствовали, когда говорили что вы, это он.

Упражнение: "Учимся слушать".

Цель: обсуждение темы слушания.

Работа со стр. 4 буклета. Участники вместе с ведущим анализирую понятия "слушать" и "слышать", разбирают их значение. Далее обсуждают приемы правильного слушания. После обсуждения каждого приема к нему рисуется картинка-иллюстрация. Затем буклет передается соседу справа - чтобы все могли познакомиться со всеми рисунками. Важно: в момент знакомства комментировать рисунки не нужно, вопросы можно будет задать авторам по окончании круга. Так прорабатываются все три правила.

Упражнение: "Инструкции".

Цель: тренировка искусства слушания.

Для игры нужно 5 добровольцев. Они выходят за дверь, остальные становятся наблюдателями. Задача добровольцев - правильно и максимально полно пересказать текст, озвученный им предыдущим участником. Делают они это по цепочке. Ведущий читает текст (один раз, без повторений) первому добровольцу (остальные ждут за дверью). Далее заходит второй доброволец, и первый рассказывает то, что услышал. Наблюдатели - слушают, фиксируют сбои. И так далее до конца.

Вопросы для обсуждения:

  • какие вещи были сложнее для запоминания?

  • что помогло услышать собеседника?

  • помогал ли собеседник как-то, может жестами?

  • смотрели ли в глаза, когда говорили?

Пример текста: Далеко-далеко, за 375 тысяч 286 километров отсюда, в Розовой Стране, в Цветочном городе, на зеленой улице, в маленьком доме с голубыми окошками жил смешной человечек по имени Джек.

Часть 3.

Упражнение: "Парочки"

Цель: разминка.

Игра строится по принципу пантомимы. Всем участникам раздаются карточки с изображением животного, задача найти человека с такой же карточкой (карточку показывать нельзя). Животное можно показывать его жестами, говорить при этом нельзя, звуки произносить тоже.

Упражнение: "Активное слушание".

Цель: знакомство с приемами активного слушания.

Вначале проводится обсуждение темы. Активное слушание - это фраза слушающего, которая побуждает говорящего говорить дальше. Связь всегда должна быть двухсторонняя, даже когда ты выступаешь в роли слушателя. Ты должен что-то говорить (уточняющие вопросы, фразы), а не просто слушать. Участники знакомятся со стр. 5 буклета, выполняют упражнение на этой странице. Первое задание упражнения можно сделать совместно, остальные задания участники делают самостоятельно, демонстрируя затем группе получившиеся результаты.

Упражнение: "Как говорить".

Цель: знакомство с алгоритмом подготовки публичного выступления .

Участники выполняют упражнение "Как говорить, чтобы тебя слушали" на стр. 6 буклета. Для этого ведущий делит их на мини-группы по 2-3 человека. Группы работают самостоятельно, готовя выступление по предложенному алгоритму. При этом ребята могут использовать различные материалы (например, для подготовки наглядной аргументации и др.). В конце выступлений ведущий оценивает результаты работы каждой группы. Если группа не отличается конфликтностью, можно провести внутреннее голосование, с условием, что участники не могут голосовать сами за себя.

Часть 4.

Упражнение: "Слушаем тишину".

Цель: настрой на заключительный этап в работе группы.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и в течение минуты послушать тишину. После этого нужно попросить детей рассказать о том, что они услышали, и сделать вывод о том, что многого мы не слышим в жизни, так как не слушаем, заняты другим.

Упражнение: "Проверь - тебя услышали?".

Цель: знакомство со способами уточнения понимания переданной информации.

Ведущий просит двух участников помочь ему - принести зеленый предмет. После того, как задание будет выполнено, нужно спросить у группы, одинаковы ли эти предметы по цвету? По форме? Делается вывод о том, что для того, чтобы принести два одинаковых предмета, было дано недостаточно информации.

Работа со стр. 7 буклета. Необходимо проанализировать предложенные фразы, позволяющие уточнить, насколько тебя поняли, а также придумать вариант/варианты своих фраз на эту тему.

Упражнение: "Художники".

Цель: тренировка умения четко и понятно передавать информацию (для ведущего), а также умения информацию слышать (для остальных участников).

Для этого упражнения выбирается один ведущий. Остальные становятся художниками. Ведущему выдается образец - рисунок, составленный из геометрических фигур. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (елка, дом), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Упражнение: "Тюбик с красками".

Цель: эмоциональное подведение итогов.

Каждый участник, передавая мячик кому-то из группы, сравнивает его с каким-либо цветом, и аргументирует свой выбор. Важно следить, чтобы мячик побывал у каждого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!