ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЗАНЯТИЕДЛЯУЧЕНИКОВ5–11-ХКЛАССОВ
Тема: Профилактика кибербуллинга: формирование безопасного по-ведениявкиберпространстве.
Цель:познакомитьучащихсясопасностямиИнтернета,формироватьинформационную культуру и ответственное поведение в Интернете, на-учитьбезопаснопользоватьсяИнтернетом.
Целеваяаудитория:учащиеся5–11-хклассов.
1этап.Целеполагание
Объявляетсятемазанятия.Дляактивизацииаудиториизадаютсявопросы,происходитобсуждениеихответов.Примерныйпереченьвопросов:
ЗнаетелиВы,чтотакоекибербуллинг?Можеткто-тообъяснить,чтоэто?
КакВыдумаете,насколькораспространеноэтоявлениеунасвстране?
ЗнаетелиВылюдей,реальностолкнувшихсяскибербуллингом?Можетерассказатьобэтомслучае?
Стоитлиобсуждатьэтупроблему?Зачем?
Можноликак-тообезопаситьсебяиблизкихотэтогоявления?
В результате мы должны подвести аудиторию к мнению, что кибер-буллинг действительно является опасностью, с которой может столкнуться каждый человек. Современным людям необходимо знать правила, какдействоватьвэтойситуации,чтобынестатьжертвойкибербуллинга.
2этап. Информирование
Учащимся дается очень кратко информация по кибербуллингу, приводится небольшая статистика о распространенности этого явления в нашей стране, школе, классе (если есть такие данные). Примерный планинформационной части можно взять из информационной справки, размещеннойвтеоретическойчастиметодическихрекомендаций.
3этап.Содержательнаячасть
Упражнение в малых группах (3–4 человека). Группе предлагается ситуация. Нужно разобрать ее, придумать способы опасного и безопасногодействиявэтойситуации,затемпродемонстрироватьее,разыгравпоролямпередвсейаудиторией.
Ситуации:
Вампришлосообщение:
«Какойтылузер!Зачемтывообщечто-тостримишьвтвиче,еслитакплохоиграешь?Донатоввсеравнонедождешься!»
Вашидействия?
Комментарийдляведущего:Лучшесразу«Пожаловаться»натроллей.Еслиимотвечать,тоониникогданеперестанутиздеваться.
Вашуфотографиюпрокомментировалнезнакомец:
«Да,стакимлицомтолькоивыкладыватьфотки...»Вашидействия?
Вампришлосообщение:
«Лоооол,тычто,дураксовсем?»Вашидействия?
Вампришлосообщение:
«Еслитынепоставишьмнелайкинавсефотки,тоярасскажувсемтвойсекрет»
Вашидействия?
Вампришлосообщение:
«Так и знал, что ты трус!»Вашидействия?
Вампришлосообщение:
«Ты чего фотки выложил с мамой? Что как маленький?»Вашидействия?
Вампришлосообщение:
«Алло, очкарик! Ты знаешь, что всех в классе бесишь?»Вашидействия?
Вампришлосообщениеотдруга:
«Привет!Троллименяужедостали!Безконцапишутиздевательства!» Вашидействия?
Комментарий для ведущего: Общение с друзьями – значимая ценность, а можно еще и договориться погулять и на время забыть проИнтернетсегонеприятнымиобитателями.
2. Игра «Ты − родитель». Участники разбиваются на пары. Каждойпаре предлагается ситуация: один человек – ребенок, второй – родитель.Родитель должен решить, разрешить ребенку пойти на встречу с другомиз сети или нет в зависимости от того, что говорит ребенок. Объяснитьсвоерешение.
Ситуации:
Мы с ребятами из Клуба любителей рыбалки идем на каток в центре,можно? (Комментарий для ведущего: Дима остался дома. Стоилоуказать ссылку на группу и место встречи, чтобы мы знали, где егоискать,есличто).
АяпригласилТолю-Росомахус14:30до15:30поигратьвиксмэнов.Яегонеоченьзнаю,нотыжедомабудешь?
АкомнеСерегаизнашейгруппы«КотикииЗонтики»(ссылканагруппу)придетв16:00.Начасвсего.Ок?
ЯсВасейидунавстречуклана(ссылканагруппу),правда,передэтимпогуляюсАнгел777–оннашодноклановец,надежный!Комментарийдляведущего:Ангел777?Мыжеегонезнаемсовсем,малоликтоэто!Запретитьздесь–отличноерешение!
АменяАняизшколывгостипозвалаксебе,вотномереемамы,есличто:+79772719807,яунеедошестибуду.
Комментарийдляведущего:Ссылкаесть.Встреча–общая.Место–публичное.ЗачеммешатьВитеизучатьробототехнику?
Мысребятамиизгруппы«Кружокроботов»(ссылка)собираемсявАнтиКафеупушки.
3. Игра в кругу. Каждый участник вытаскивает бумажки с описаниемоднойситуации(комучтопопадется).Учащийсядолженсказать,чтонужно делать в данной ситуации, объяснить свое решение. Группа можетпомогать ему отвечать, если у участника возникает затруднение. Каждаяситуациясразужеобсуждаетсявкругу.
Ситуации:
Тывидишькомментарийподфото:«Какаядурацкаяаватарка!Наверное,маматебяфоткала???»
Тебепришлосообщениеотнезнакомогочеловека:«Тызрядумаешь,чтонравишьсяСаше,ствоим-тоносом)))»
Тебепришлосообщениеотзнакомого:«АчтотебямаманеотпустиланаконцертФараона?Нутыилохушка!!!»
Тывидишькомментарийподфото:«Ачто,утебясовсемнетденегнасвитерполучше?!Эээ,наверноеумамывзяла!!!)))».
Тывидишьсообщениеотдруга:«Привет!Что-тонаменявсеополчились!Тывиделкомментарииподмоимифото?Чтослучилось?»Комментарий для ведущего: Хорошо, что ты поддержал друга! Дажеодинтеплыйкомментарийсредидесятковнегативныхбесценен.
Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Ты че, мелкий,будешь мне хамить, я тебя офлайн достану! Я знаю, что ты живешьнаулицеМаяковского!».
Тебепришлосообщениеотнезнакомогочеловека:«Взломаютвойпрофиль,еслибудешьсильновыпендриваться!».
Комментарийдляведущего:Еслитроллинепростоиздеваются,а
угрожают;
раскрываютличную(адрес,номертелефона,...)информацию;
создаютновыеаккаунты,
тоситуацияможетстатьсовсемтяжелой.Тогдалучшенетянутьирассказатьродителям,ивместеснимирешить,чтоделатьдальше.
4. Работа в группах (5–6 человек). Группе предлагается разработатьпамятки по безопасному поведению в Интернете. Нужно сформулировать5–10 правил, которые помогли бы человеку избежать ситуации кибербуллинга. После этого группа зачитывает свои правила всей аудитории и составляется общая памятка от всех участников. Ведущий может вписать теправила,которыенебылиозвученыгруппами.
4этап.Рефлексия
Участникам предлагается поделиться своими чувствами, мыслями,настроением с аудиторией. При помощи уточняющих вопросов ведущийпомогает формулировать участникам те новые знания, которые получилиребятанаданномзанятии.
В конце занятия ребятам раздаются памятки по безопасному поведениювсоциальныхсетях.